Проект по экологическому воспитанию (средняя группа) Тема: «Дети в мире при
проект (средняя группа)

Рудакова Елена Васильевна

«Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности.                                  Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания.  А,  как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:


МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №166»

 

Проект                                                                                                               по экологическому воспитанию                                            (средняя группа)                          

Тема:  «Дети в мире природы»  

Воронеж


Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на экологическое развитие детей средней группы.                                                                                                                                                                          Разработали: воспитатели средних групп МБДОУ «ЦРР д/с 166»                                                                                  Цитата по теме: "Все мы дети одного корабля по имени Земля,                                                                                   значит, пересесть из него просто некуда.                                                                                                                             Есть твердое правило: встал поутру, умылся,                                                                                                                     привел себя в порядок – и сразу же                                                                                                                               приведи в порядок свою планету"                                                                                                                                         Антуан де Сент-Экзюпери

Актуальность проблемы:

«Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности.                                  Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания.  А,  как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.

Цель проекта: способствовать формированию экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.

Задачи проекта:                                                                                                                                                                                                  - изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста;                                                                                                                   - подвести  детей к пониманию  самоценности  природы, её неповторимости и красоты;                                                           - помочь детям сформировать представления о взаимосвязи и взаимозависимости в природе;                                                                                                                                                                                     -формировать у детей  эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;                                                                  -формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, птицам, водоемам.                                                                                                                 - учить детей отражать полученные знания во всех видах деятельности;                                                                                - способствовать созданию единого воспитательно - образовательного процесса ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

Ожидаемые результаты:                                                                                                                                                              - организация предметно-развивающей среды экологической направленности;                                                                             - расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте человека в ней;                                         - повышение экологической компетентности родителей, их социальной активности;                                                                                                                                             -проявление интереса к объектам и явлениям природы.                                                                                                      -бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;                                                                                                                                                                                             -стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;                                                                                                                                                 -умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе;

Новизна проекта состоит:                                                                                                                                                                                                                                                                      -заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ через реализацию проекта;                                                                                                                                                                     -сотрудничество с социальными организациями, онлайн участие в различных мероприятиях, экологической направленности

Период проведения проекта: сентябрь 2022-май 2023 г.                                                                                            Материал и техническое обеспечение по группам:                                                                                                                                           -предметно – пространственная развивающая среда                                                                                                                 -центр природы                                                                                                                                                                                    -центр экспериментирования                                                                                                                                                       -наглядный и демонстрационный материал: календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды                                                                                                                                                         -подбор художественной литературы                                                                                                                                         -материалы для художественного творчества (лепки, аппликации, рисованию)                                                                        -картотека дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр                                                                                                      -разработка НОД (ЭКОЛОГИЯ)

Участники проекта:                                                                                                                                                                                        -дети и родители  воспитанников средней группы (4 -5лет)                                                                                                                                 -воспитатели,  музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, дети средних  групп.                                                                                                                                                                                           Тип проекта:  долгосрочный (9 месяцев)                                                                                                                                     Методы: наглядный, практический, словесный.

Форма:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       - продуктивная деятельность;                                                                                                                                                      - конкурсы, олимпиады, викторины;                                                                                                                          - фотовыставки;                                                                                                                                                                                        - индивидуальная работа с детьми;                                                                                                                                                - праздники, досуги; театрализация;                                                                                                                                                 - сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры;

Мероприятия (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно - досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д)

Подготовительный этап:                                                                                                                                                       Цели: - постановка цели и задач, определение направлений работы, объектов и методов исследования. Выбор оборудования и материалов, изучение и подбор литературы (методической, научной, художественной по теме проекта -  сентябрь 2022г)

Основной этап-исследовательский (октябрь 2021г-апрель 2022г)                                                                                Цели: - воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;                                                                                                                                                         -вызывать у детей желание помогать объектам природы: растениям, птицам, насекомым, рыбам, животным, человеку;                                                                                                                                                                               -развивать умения видеть проблемные ситуации, описывать их, запечатлевать на фотографии; закреплять знания о животных, птицах, растениях Воронежской области;                                                                             -развивать умение оценивать (сравнивать) состояние объектов природы.

Заключительный этап (май 2022г)                                                                                                                                         Цели: - обобщить результаты работы, полученные знания;                                                                                                                - провести анализ деятельности участников проекта;                                                                                                                        - сформулировать выводы, составить рекомендации.

Направления и последовательность реализации проекта (интегрируемые со всеми видами деятельности)

№                 п/п

Дата проведения

Мероприятие.                                                                   Цели.

Ответственные  за подготовку  мат-ла

1

Сентябрь

 Организация в группе познавательно – экологической среды, пополнение центра.

Цели: создание благоприятных условий для практических исследований дошкольников, желания самостоятельно добывать информацию. Ситуативные разговоры с детьми об уголке экспериментирования: «Что нужно»? «Что для чего».

Воспитатели всех групп

2

Сентябрь – октябрь

Чтение о природе

Чтение художественной литературы о мире природы, ее обитателях: Г. Скребицкого,                                Е. Чарушина, Н. Сладкова.                                                           Цели: учить слушать произведения, расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы; развивать интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитатели всех групп

3

По сезонам

Организация информационных стендов

Цели: расширение представлений о мире природы, явлениях природы, растениях.

Воспитатели всех групп

4

Октябрь

- Конспект НОД в средней группе «Что такое дерево, что такое кустик» (Познавательное развитие)                                                                                                 Цель: - формирование экологической культуры детей среднего дошкольного возраста;                                            - формировать представление о деревьях и кустарниках, как об объектах живой природы.

Аникина Т. А. (10 гр.)

5

Октябрь

Беседа «Деревья осенью».                                                      Цели: систематизировать накопленные представления детей об осени. Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик на красоту осенней природы

Рудакова Е.В. (10 гр.)

6

Ноябрь

Беседа «Домашние животные»;   

«Животные и их детёныши»;

Цели: обогащать представления детей о домашних животных, об уходе за ними, о пользе животных, воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Подрез Н.В.                        (11 гр.)

7

Ноябрь

НОД «Дикие животные».                                                                  Цели: развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, развивать память, связную речь, умение слушать друг друга; развивать умение разгадывать загадки о диких животных.

Антипова  О.А.              (11 гр.)

8

 В течении года

Подбор дидактических, сюжетно – ролевых игр. «Вершки корешки», «Сложи картинку», «С какого дерева лист», «Что в корзинку мы берем?»:                      Цели: Расширение представлений о мире природы, способствовать развитию логического, речевого, экологического развития детей.

Воспитатели всех групп

9

В течении года

Подвижные игры.                                                                    «Солнце и дождик»                                                                    Цели: развивитие у детей умения выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.                                                                           «Птичка на дереве»: закрепить название деревьев; развивать память, мышление, быстроту реакции, навыки ловли мяча.                                                              «Умный птицелов»                                                                               Цели: учить  детей задавать наводящие вопросы, закрепить название птиц, развивать ловкость, быстроту, память, внимание, речь; воспитывать дружеские взаимоотношения, коллективизм, бережное отношение к пернатым.

Воспитатели всех групп

10

В течении года

Сюжетно-ролевые игры:                                                                   «Лесное происшествие»:                                                          Цели: способствование развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей.                                                                «Посещение животноводческой фермы»:                         Цели: уточнить  представления детей о домашних сельскохозяйственных животных: содержание на ферме, кормление, уход, их использование в сельскохозяйственном труде.

Воспитатели всех групп

11

Октябрь – ноябрь

 

Апрель – май

Спортивное развлечение:                                                                 «В лес осенний  (весенний) на прогулку»:                                   Цели: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей; закреплять умения ориентироваться в пространстве, выполнять движения в соответствии с текстом; воспитывать интерес к физической культуре, любовь к природе.

Гордеева Ю.С.

Белова Н.В. (4 гр.)

12

Весна

Осень

Зима

Весна

Участие в акциях, фестивалях, викторинах, конкурсах

Акция: «Посади кустарник, дерево»:                                              Цели:  озеленение территории детского сада, воспитание экологической культуры.

-Творческие конкурсы: «Осенние фантазии»:  

«Зимние фантазии»; «23 февраля – День защитника отечества»; « 8 – Марта».                                                     Цели: привлечение семей воспитанников к творческому сотрудничеству и участию в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.

Воспитатели всех групп

13

 Ноябрь – декабрь

 Акция. Поможем птицам зимой.

Совместная деятельность детей и их родителей.

Все группы

14

Февраль

Аппликация.

«Птичка – синичка».                                                                                 Цели. Расширять представление детей о зимующей птичке – синичке. Учить детей составлять изображение из нескольких частей.

Воспитатели всех групп

15

Декабрь – январь

Наблюдение за елью.

Цели. Продолжать знакомить детей с елью.

Исследовать особенности ели.

Воспитатели всех групп

16

В течении года

Чтение рассказов о природе.

«Птицы – соседи»

«Крылатые помощники»

«Как скворец себе дом выбирал»                                                     Цели: учить слушать произведения, расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы; развивать интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитатели 11 гр.

17

В течении года

Разучивание стихов о природе (посезонная тематика)

Воспитатели всех групп

18

В течении года

Чтение пословиц, поговорок, загадок.

Цели: расширять знания детей о природе, через художественное слово. Способствовать развитию памяти, мышления.

Воспитатели всех групп

19

В течении года

Дидактические игры.

«Угадай по описанию».

«Составь рассказ о…»

«С какого дерева лист»

20

Посезонно

Участие в праздничных мероприятиях

Осенний праздник

Зимние забавы

Весенний праздник                                                                 Цели: создавать у детей праздничное настроение и эмоциональный подъём. Закрепить песенные, танцевальные навыки.  Воспитывать любовь к природе. Продолжать развивать у детей чувства коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу и к взрослым

Воспитатели всех групп

21

В течении года

Работа с родителями

- Беседы, консультации (индивидуальные).                                                                  

 Рекомендовать родителям в домашних условиях изучать «Мир природы»                                                                 -Изготовление скворечников и кормушек.  

-Привлечь родителей к участию в конкурсах, олимпиадах.

-Наглядная информация экологической направленности.

Воспитатели всех групп

22

В течении года

Продукт творческой деятельности                       Участие в конкурсах, олимпиадах  (фотоотчёт).

Детские рисунки, аппликация по теме проекта.

Воспитатели всех групп

 

 

 

 

Список литературы:

-Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.                               Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.

-Николаева С. Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве.                                        М, 2005

-Масленникова О. М, Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду.                 Волгоград: Учитель, 2011

-Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой.                                        Педагогическое общество России, 2003.

-Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М.,                               МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

-В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу»,                                                                                Москва «Просвещение» 2002.

-Картушина М. Ю. «Зелёный уголок здоровья»                                                                                                                        Москва «Просвещение» 2005г.

-Соломенникова О. А.                                                                                                                                                     «Экологическое воспитание в детском саду» М. ,2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план по экологическому воспитанию (средняя группа)

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе  Тема занятийЦель и задачи наблюденийФормы работы СЕНТЯБРЬ1.Во саду ли, в огороде2. В хороводе деревьев3. "Зелён...

Экологическое воспитание средняя группа

Экологическое воспитание средняя группа...

«Путешествие в осенний лес со старичком-лесовичком». Конспект НОД по экологическому воспитанию (средняя группа)

Путешествие в осенний лес со старичком-лесовичком.Цель: Показать детям красоту леса в осеннее время.Задачи: формировать представление у детей «Осень в лес пришла», развивать мышление, воображение...

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию средняя группа 2015-2016 учебный год

Прект по экологическому воспитанию в средней группе  2015-2016 учебный год.     Тип проекта: познавательно-творческий.Долгосрочный Цель: воспитать у детей эмоциональное, положительное о...

Проект по ПДД в старшей группе Тема: «Дети против ДТП повторяют ПДД»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"19233747","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"475","width":"582"}}]]...

Педагогический проект по экологическому воспитанию Средняя группа тема: «Юные эколята»

Проект по экологическому развитию средняя группа «Ручеек»Паспорт проектаТема проекта: "Юные эколята"Тип проекта: краткосрочный, творческо-практико-ориентированный, социально-знач...