12 ноября – Синичкин день
методическая разработка (средняя группа)

Бонева Анастасия Николаевна

Цель: познакомить детей с народным праздником - 12 ноября «Синичкиным днем».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinichkin_den_temat_1_den.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тематичекий день

12 ноября – Синичкин день

День недели, число

Организация совместной д-ти педагогов с детьми в режиме дня (формы и методы образ. д-ти, виды детской д-ти, ситуации повседневного общения)

Подготовительная работа (материалы, оборудование)

Индивидуальная работа

Первая половина дня

Вторая половина дня

Понедельник

Утренняя гимнастика

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ. Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

В: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

В: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

В: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.  Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

 ИГРА –БЕСЕДА  «Перышки».

 В: Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками:

  • Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,
    Словно кошки не боится – собирает крошки,
    а потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
  •  Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
    Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)
  •  Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)
  •  Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
  •  Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
    звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)
  •  Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)
  •  Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

 Я по дереву стучу, (раскрытая ладонь – дерево, указательный палец)
Червячка добыть хочу, (другой руки – клюв дятла. На каждую строчку).
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

После прогулки.

Заполнение календаря наблюдений: каких птиц видели на участке во время прогулки. Закреплять умение детей работать с календарем природы, закреплять знания о зимующих птицах.

Бодрящая гимнастика

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ Влетает синичка.

 Благодарит детей за красивые поделки.

 Синичка: Я слышала, вы много знаете о нас –зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся.  Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

 В: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

 Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

 ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ( на столе на блюдцах – семечки, сало, разная крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины и др.). Дети рассматривают корм и решают, чем можно кормить птиц, а чем нельзя. Кто какой корм больше любит.

Дети раскладывают корм по пакетикам, для подкормки птиц по дороге домой.

Синичка благодарит детей.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Перелётные птицы»

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

ИГРА НА ВНИМАНИЕ с подгруппой «Какой птички не стало?».
На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается одна из картинок и спрашивается: — Какой птички не стало?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)

СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЦЕНТРАХ АКТИВНОСТИ.

Внести иллюстрации перелётных и зимующих птиц. Внести в центр экспериментирования – перья разных птиц. Подготовить ДИ «Разрезные картинки». Подготовить раскраски, трафареты: птицы. Бросовый материал для творческой работы детей, для театрализованной д-ти, сюжетно – ролевых игр.

ДИ «Кто где живёт зимой».
Цель: разделить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц — под солнышком.

С Машей, Женей, Ульяной, Мишей, Полиной, Соней.

Прогулка

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

К нам в окно стучится птичка – 
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…
А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек

Александр Бефорт


В: Правильно . Люди подкармливают их, делают кормушки. 
А как же птички живут в лесу? 
Дети: Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, съедают плоды рябинки и шиповника.
В: Но особенно тяжело птичкам в морозы и сильные метели. Им трудно находить и птицы часто голодают и даже погибают. А мы с вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям. 
Дети: У нас на участке есть кормушки и мы приносим разный корм: семечки, хлеб, зерно.
В: Подкармливая птиц мы спасаем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, лес.
Вот и у нас на участок прилетают разные птицы. Давайте в «Синичкин день» устроим всем праздник.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
Мы кормушку смастерили, 
Мы столовую открыли. 
Воробей, снегирь-сосед, 
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели 
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Зинаида Александрова 

После прослушивания стихотворения воспитатель предлагает детям одеться, выйти на прогулку и вынести зернышки, семена и крошки хлеба в кормушки.

Вынос новых кормушек для птиц, наблюдение за уже имеющимися, наблюдение за птицами и их строением.

ТРУД НА УЧАСТКЕ:

развешивание кормушек, сопровождая процесс проговариванием примет, поговорок, пословиц, загадок и стихотворений о птицах детьми. Насыпать корм.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: дидактическая игра «Назови, какая бывает?» (осень какая? – ранняя, поздняя, тёплая, золотая, дождливая, холодная, сухая, печальная, унылая, красивая)

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Синицы»
Кружки (обручи) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Села птичка на окошко».

(Села птичка на окошко, посиди у нас немножко, посиди не улетай, улетела птичка, ай!) Дети свободно «летают» по площадке, со словами «села птичка…» собираются в кружок и садятся на корточки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Птичий бунт».
Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ детей с выносными игрушками и спортивным инвентарём.

Конспект НОД «Синичкин день» в средней группе

Цель: познакомить детей с народным праздником - 12 ноября «Синичкиным днем».

Задачи: Образовательные:  закрепить знания детей о зимующих птицах региона, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности и поведение;  расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека; знакомить детей с народными приметами, связанными с повадками птиц; учить изготавливать поделку, соблюдая расположение и соотношение частей тела, подбирая цветовую гамму. 
Развивающие: способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения)
Воспитательные: воспитывать интерес к жизни птиц, бережное и доброе отношение к природе, желание помочь им пережить суровое зимнее время;  создавать благоприятную атмосферу в детском коллективе. 
Словарная работа: кормушка, холодно, голодно, суровая, морозная, зимующие, перелетные, кочующие, красногрудый, чернокрылый, горластая, сизокрылый.

Предварительная работа:

Чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь», чтение рассказов, сказок, загадок о птицах, заучивание пословиц о птицах, наблюдение за птицами на прогулке, изготовление кормушек, кормление птиц на участке, просмотр презентации «Зимующие птицы.»

Материалы и оборудование:
иллюстрации с изображением птиц – зимующих и перелётных; иллюстрации картинок зима, запись «Голоса птиц в природе», кормушка, зёрна, картон, цветная бумага, гуашь, клей.
Ход НОД:
Включается запись с голосами птиц.

Каких птиц вы узнали по голосу? (Называют)

- Каких птиц вы знаете? (Называют)

- Чем птицы отличаются от животных? (Клювом, перьями, летают, питаются насекомыми, чирикают, клюют и т. д.)

- Каких птиц приходилось наблюдать на участке детского сада? (Называют). Куда птицы улетают осенью? (На юг, в тёплые края

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели на юг? (Перелётные)

- Назовите перелётных птиц? (Галка, стрижи, журавль, кукушка, лебедь, утка, гуси, скворец, грач)

-Можно ли их услышать сейчас в природе? Почему нельзя? Почему они улетели? Какой корм едят эти птицы? Где сейчас эти насекомые?

- Птицы улетели в дальние края, так как с похолоданием для них не стало корма.

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели от нас, а остались зимовать. Как мы назовем их, одним словом? (Зимующие)

Назовите зимующих птиц? (снегирь, дятел, воробей, сорока, ворона, синица, голубь)

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня праздник у одной маленькой птички, послушайте и отгадайте загадку:
Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее. ...( синичка)

Беседа: Молодцы, ребята, а вы знаете, что 12 ноября на Руси это – Синичкин день. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях.  Поздней осенью птички предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к жилью людей и ждали помощи от людей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки.

В народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником. Сегодня мы с вами вспомним их.

Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
Свистит синица - на ясный день.
Синицы утром пищат - на ночной мороз.

Вы спросите: «Почему же птиц называют синицами»?
Название «синица», получили птички за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»
Упражнение «Птички – синички» 
Давайте закроем глаза и представим, что мы птички в лесу на полянке. Светит солнышко, дует ветерок. Открывайте глаза. Теперь мы синички и раскрыли свои крылья и полетели….Ветерок сильнее подул и закружил всех птичек. Устали птички, сели отдохнуть и поклевать зернышек. Нам весело и радостно. Захотелось полетать на полянке и спеть веселую песенку: «Тень –тень,тень-тень! поют птички.

После небольшой паузы воспитатель предлагает детям рассказать, удалось ли им представить полянку, себя синичками? как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения.
Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»

Воспитатель: Дети, а чем синичка отличается от других птичек?
Дети: У нее желтая грудка.
Воспитатель: Какой формы туловище? 
Дети: Туловище –овальной формы, голова –круглая, крыло –маленький овал. 
Воспитатель: А каким цветом грудка птички?
Дети: Желтым.
Воспитатель: Какого цвета голова у птички?
Дети: Черная и белая щечка.
Воспитатель: На голове у птички есть клюв.
Воспитатель: Какой по форме хвостик? А по цвету?
Дети: Прямоугольный хвостик и на конце «вилочка», а по цвету - синий.

Воспитатель: Интересно, а мы могли бы сделать такую птичку, чтобы привлечь внимания синичек к нашим кормушкам.

Дети: Да

В ходе обсуждения дети приходят к решению, сделать синичек из картона и цветной бумаги.

Дети выбирают материал и способ изготовления, выполняют поделку  под звуки записи «Голоса птиц»
Воспитатель: Молодцы, ребята ! Какие яркие и разные птички у вас получились! Предлагаю немного отдохнуть и повеселиться вместе с синичкой. 

Физкультминутка: 
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей на тему 12 ноября - Синичкин День

Материал для родителей на тему 12 ноября - Синичкин День...

Экологическое развлечение " 12 ноября - Синичкин день"

Экологическое развлечение " 12 ноября - Синичкин день" для детей 5 - 6 лет.Расширить представление детей о птицах, остающихся зимовать внаших краях. Воспитывать заботу о пернатых в осенне-зи...

День встречи зимующих птиц - 12 ноября Синичкин день

История праздникаНесколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день.Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день ...

Тематический день "12 ноября -Синичкин день"

Материал предназначен для воспитателей детских садов и  детей старшего дошкольного возраста....

Консультация:"12 ноября - Синичкин день" (Ноябрь 2023 год)

В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц,остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, ...

12 ноября - "Синичкин день" день встечи зимующих птиц (коллаж)

12 ноября дети познакомились с историей праздника, беседовали о зимующих птицах, отгадывали загадки, рассматривали иллюстрации в книгах. "Синичкин день" вдохновил детей на создание ярких и к...