Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Касмалинка"
рабочая программа
отличительная особенность программы в том,что её реализация проходит на точках экологичской тропы детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «КАСМАЛИНКА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-личностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты.
Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
На протяжении многих лет детский сад имеет приоритетное направление - экологическое воспитание детей. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Одним из таких средств является проектная деятельность. После анализа теоретической и методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников, мною была разработана дополнительная программа по экологическому воспитанию дошкольников «Касмалинка», которая построена на реализации экологических проектов. В рамках данной программы в течение года дошкольники осуществят несколько проектов по созданию и использованию эколого-развивающей среды на территории дошкольного учреждения.
Актуальность Программы
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему миру, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы.
Кружковая работа по экологии в ДОУ позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий своей деятельности.
Направленность Программы – естественнонаучная
Отличительные особенности данной Программы от существующих и используемых в дошкольном учреждении состоит в следующем:
- дети 5-6 летнего возраста имеют потребность выходить за пределы своего игрового прогулочного участка. На территории детского сада создан уникальный экологический комплекс, включая в себя большую и малую экологическиую тропу. Программа построена на проведении цикла занятий на различных точках экологической тропы.
- подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы учитывает действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми, взаимодействие с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, проектную деятельность. Одним из основных методов обучения являются систематические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы картины мира у детей.
Средствами эффективного усвоения программы являются дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экологических знаков, театрализованные представления, экологические акции, создание мини-музеев, гербариев, составление памяток
Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о живой и неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире, на развитие инициативы и самостоятельности у детей.
Так же, особенностью Программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса, помимо познавательного, речевого, художественно–эстетического, нравственного и эмоционального развития, кружковые занятия способствуют и социальному развитию детей.
Данная Программа рекомендована воспитателям детских садов, а также, педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками по экологическому воспитанию.
Цели
Создать условия для формирования у детей экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи
Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края, о причинах природных явлений, о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками.
Развивающие: Развивать общие познавательные способности, интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: умение наблюдать, описывать, искать ответы на вопросы, высказывать догадки, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи, применять результаты исследования в разных видах деятельности. Развивать инициативу и самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности. Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки.
В основе программы лежат следующие принципы:
-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
-принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых
- Принцип дифференциации и индивидуализации: предусматривает учет возрастных особенностей
Форма обучения: очная; подгрупповая.
Срок освоения Программы: 1 год, 34 недели.
Режим: Периодичность – 1 час в неделю, продолжительность – по 25 минут.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- Проявляет интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
- С большим желанием наблюдает за объектами природы и фиксирует свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
- заботится о живых объектах природы;
- свободно общается и выражает желание помогать сверстникам, педагогу;
- стремится следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- пытается оценивать свое поведение.
В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить.
Формы подведения итогов реализации Программы:
- занятия интегрированного типа;
- включение вопросов по экологии в итоговые мероприятия месяца;
- представление результатов экологических проектов;
А также:
- видео и фотоматериалы;
- отзывы родителей, педагогов ДОУ.
Диагностика проводится на основе наблюдений, как в ходе текущих занятий, так и на основе проведенных итоговых занятий.
Таблица 1.
Диагностическая карта
Педагог дополнительного образования ____________________
Воспитанник ____________________
№№ | Параметры оценки качества знаний, умений, навыков воспитанника | Оценочные показатели на середину и конец учебного года | |
Середина года | Конец года | ||
| Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений, произрастающих в Алтайском крае | ||
| Имеет представления о процессе выращивания хлеба, называет зерновые культуры родного края | ||
3 | Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира, обитающих на территории нашего края | ||
4 | Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона | ||
5 | Имеет представления об экологии родного села, называет факты отрицательного воздействия человека на природу нашего края | ||
6 | Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения, произрастающих в крае | ||
7 | Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов | ||
8 | Имеет представления о правилах поведения в природе | ||
9 | Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями | ||
10 | Принимает активное участие в ходе проектной деятельности | ||
11 | Использует моделирование в разных видах деятельности |
Высокий уровень – 3 балла (ребенок самостоятельно справляется с заданием)
Средний уровень – 2 балла (ребенок выполняет задания с помощью взрослого)
Низкий уровень – 1 балл (ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания)
Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с уровнями развития по балловой системе. Диаграммы позволяют отследить динамику развития детей по каждому направлению экологического развития в течение учебного года.
Взаимодействие с родителями: беседы с родителями, наглядная информация в уголке для родителей, их участие в работе кружка помогают обеспечить преемственность в достижении целей Программы, поскольку в домашних условиях закрепляются знания и навыки, полученные детьми на занятиях.
2. Учебно-тематический план Программы
Данная Программа ввиду возрастных особенностей детей дошкольного возраста, специфики их ведущего вида деятельности (игра), специфики построения образовательного процесса с дошкольниками, основанного на системно-деятельностном подходе к организации образовательной деятельности детей, не предусматривает отдельных занятий теоретического цикла. Формирование понятий и представлений детей в данной программе происходит в ходе именно практически ориентированных занятий, построенных на занимательных играх и упражнениях в течение всего периода обучения. Вследствие чего разбивка видов занятий на теоретические и практические в данной программе не представляется целесообразной и возможной.
Таблица 2.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Формирование группы | 1 | - | 1 |
Что такое экология? | 2 | 1 | 1 |
Экологическая тропа | 2 | - | 1 |
Знакомство со схемой экологической тропы | 2 | 1 | 1 |
Аллея рябин | 1 | - | 1 |
Старый пень | 1 | - | 1 |
Молодые дубки | 2 | - | 2 |
Огород | 2 | - | 2 |
Метеоплощадка | 2 | - | 2 |
Птичий столб | 2 | - | 2 |
Поляна хвойников | 2 | - | 2 |
Цветочная клумба | 2 | - | 2 |
Огород | 2 | - | 2 |
Пруд | 2 | - | 2 |
Птичий водопой | 1 | - | 1 |
Муравейник | 1 | - | 1 |
Старая береза | 2 | - | 2 |
Поляна одуванчиков | 2 | - | 2 |
Сиреневая аллея | 2 | - | 2 |
Диагностика | 1 | - | 1 |
Мы – маленькие экологи | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 2 | 32 |
3. Содержание Программы
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Основные формы и методы работы:
- Экскурсия
- Наблюдение
- Беседа
- Исследовательская деятельность
- Экспериментальная деятельность
- Проектная деятельность
- Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
- Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
- Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций
- Практические: игры – эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.,труд в природе
- Словесные: рассказывание, беседа, чтение.
Раздел 4. Методическое обеспечение Программы
Условия реализации Программы
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: экологическая комната, групповые уголки природы, мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы ; на территории садика: экологическая тропа , опытно-исследовательский участок;
- Методические, наглядно - иллюстрированные материалы;
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Мини-лаборатория»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскоп, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, мерные ложечки, вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Схемы для проведения опытов;
- Журналы для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
- Воронки
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки)
Список используемой литературы
4.1. Список литературы для педагогов:
Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011
Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 4-6 лет, ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.
Грехова Л.И. «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
Кондратьева Н.Н. «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс 2001г.
Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. – издательство «Учитель» Волгоград,
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003
Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
Шорыгина Т.А.«Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003
4.2 Список литературы для детей и родителей:
Животные –Москва: Издательство АСТ, 2016. (Самая умная энциклопедия)
Ковиньк.Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.
Лопатина.А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
Млекопитающие и Птицы. – Ростов н/Д: Владис,2015.(Большая детская энциклопедия).
Сказки для детей о природе(сказки и рассказы).-Москва: Издательство АСТ; Тула: Родничок, 2017Цветы. Самая первая энциклопедия. РОСМЭН Москва 2015.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/07/picture-1023098-1565150587.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мир глины - глазами детей»
СодержаниеРаздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………….………………31.1.Пояснительная записка……&helli...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возрас...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/03/picture-1272409-1635921579.jpg)
Развитие познавательно-исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности "Радужная Академия увлекательных наук"
доклат для регионального семинара по работе кружка естественнонаучной направленности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/17/picture-781794-1629198628.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Любознайка»
Развитие познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/10/picture-69464-1512925172.jpg)
Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»
Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММАестественнонаучной направленности«Юный эколог»Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/01/picture-167627-1659350264.jpg)
Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/17/picture-274390-1374041199.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"
Общеобразовательная программа для старших дошкольников....