Русские-народные игы
картотека (подготовительная группа)

Поленова Анастасия Александровна

картотека русских-народных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie-narodnye_igry.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ДОРОЖКИ

На земле проводят разные по форме линии – это дорожки. Играющие бегают по

ним друг за другом, делают сложные повороты, сохраняя при этом равновесие.

Бегать по дорожке нужно, точно наступая на линию, не мешать друг другу и не

наталкиваться на впереди бегущего.

Указания. Игру можно проводить с любым количеством детей. Длина дорожки

может быть произвольной, но не менее 3 м. эту игру можно провести на

соревнование. Нарисовать несколько одинаковых по форме линий, в конце

каждой положить цветные флажки. Тот, кто первый из играющих добежит до

флажка, быстро должен поднять его над головой.

ЗМЕЙКА

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи

играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников

игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая

резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой,

закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка

останавливается, закручивается вокруг ведущего.

Правила. 1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы

змейка не разорвалась.

2. Точно повторять движения ведущего.

3. ведущему не разрешается бегать быстро..

Указания. Играть в «Змейку» можно в любое время года на просторной

площадке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила

живо, надо учить детей придумывать интересные ситуации. Например, ведущий

называет по имени последнего играющего, названный ребенок и стоящий рядом с

ним останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку в ворота.

Или: по сигналу ведущего дети разбегаются, затем восстанавливают змейку.

ПУСТОЕ МЕСТО

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо

игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный

быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит

до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

Правила. 1. Дети бегают только за кругом.

2. Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих.

3. Если дети прибегают к свободному месту одновременно, то они оба

становятся в круг , и выбирается новый водящий.

Указания. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага друг от

друга, руки у всех опущены. Если детей много, лучше организовывать два круга

водящих.

КУРОЧКИ

Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные-курочки. Петушок ведет

курочек гулять, зернышки поклевать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка:

«Петушок, петушок, не видал ли мою курочку?» «А какая она у тебя?»- спрашивает

петушок. «Рябенькая, а хвостик черненький». – «Нет, не видел».

Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш!» Курочки бегут в дом, а хозяйка

ловит их, петушок курочек защищает.

Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

Правила. 1. Курочки бегут в дом только на слова «Кшш! Кшш!»

2. Петушок, защищая курочек, не должен отталкивать хозяйку. Он,

широко раскрыв крылья, встает на ее пути.

Указания. Дома хозяйки и петушка с курочками нужно сделать как можно дальше

друг от друга. Для усложнения игры курочки по пути к дому преодолевают

препятствия, перелетают через забор (перепрыгивают через натянутый шнур) или

пробегают по мостику через ручеек. В своем доме они взлетают на насест (на

скамейку).

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за

грибами, ягодами и напевают песенку: У медведя во бору грибы, ягоды беру!

А медведь постыл! На печи застыл!

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне.

Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать.

Пойманный становится медведем.

Указания. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно,

вылезать из ящика, корзины).

ГУСИ - ЛЕБЕДИ

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные – гуси-лебеди. На

одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой – волк под

горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять. Гуси уходят от дома далеко.

Через некоторое время хозяин зовет гусей: «Гуси, гуси!» - «Га-га-га!» - «Есть

хотите?» - «Да, да, да!» - «Так летите же домой!» - «Серый волк подо горой не

пускает нас домой, зубы точит, съесть нас хочет» - «НУ летите как хотите,

только крылья берегите!». Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный

выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

ЛОШАДКИ

Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки.

Водящий по ходу игры подают различные команды, лошадки их выполняют

(идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т. д.)

На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» - лошадки быстро

разбегаются по площадке. На слова: «Найдите своего кучера!» - они как можно

быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер

меняется.

Указания. Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполнят

роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.

СТАДО

Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные – овцы. Дом волка в

середине площадки, а у овец два дома на противоположных сторонах площадки.

Овцы громко зовут пастуха: «Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

Трава мягкая, роса сладкая.

Гони стадо в поле. Погулять на воле!»

Пастух выгоняет овец погулять. По сигналу пастуха «Волк!» овцы бегут в дом –

на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает

овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

СТОП!

На одной стороне площадки очерчивается круг – место для водящего. На

расстоянии 20-30 шагов от круга, на противоположной стороне площадки,

проводится линия, за ней стоят играющие.

Водящий, стоя спиной к полю, громко кричит: «Быстро шагай, смотри не зевай…

Стоп!». Когда он говорит эти слова дети идут к нему, но на слове «Стоп!»

замирают на месте. Водящий быстро оглядывается и, заметив того, кто во время

не успел становится и сделал после слова «Стоп» движение, возвращает его за

линию. Водящий снова поворачивается спиной и говорит слова, а дети начинают

свое движение с того мест, где их застал сигнал.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников игры не встанет двумя

ногами в круг, раньше, чем водящий произнесет слово «Стоп». Тот, кто это

сделал, становится водящим, и игра повторяется.

Правила. 1. Водящему не разрешается оглядываться назад до слова «Стоп».

2. он может говорить фразу: «Быстро шагай, смотри не зевай…

Стоп!» - в любом темпе, но громко.

3. играющие начинают движение одновременно со словами

водящего. Разрешается передвигаться только шагом.

Вариант. Мяч у водящего. Он говорит слова: «Быстро шагай, смотри не

зевай». Все играющие идут в сторону водящего: «1,2,3, беги!». На слово «Беги»

дети бегут к линии, а водящий быстро поворачивается и, не сходя с места,

бросает мяч в убегающих. Тот, в кого попал мяч, становится водящим. Если же

водящий промахнулся, то водит еще раз. Но бывает и так, что пока водящий

говорил слова, кто-то из детей дошел до круга и успел встать в него. Водящий

договаривает фразу, передает мяч тому, кто встал в круг, и убегает вместе с

играющими за линию.

КРУЖЕВА

Дети выбирают двух водящих, один из них – челночок, другой – ткач.

Остальные встают парами в круг или полукругом лицом к центру. Дети в парах

берут друг друга за руки и делают ворота. Челночок встает у второй пары, а ткач

у первой. По сигналу ткача челночок начинает бегать змейкой, не пропуская

ворота, а ткач его догоняет. Если ткач догонит челночок прежде, чем он добежит

до конца полукруга, то он становится челночком. Ребенок, бывший челночком,

идет к началу полукруга, выбирает игрока первой пары и встает с ним на

противоположном конце полукруга, игрок, оставшийся без пары, становится

ткачом.

Если же челночок добежит до последних ворот и не будет пойман, то они с

ткачом встают последними, а первая пара начинает игру. Один из игроков первой

пары выполняет роль челнока, а второй – ткача.

Правила. 1. Челночок начинает игру только по сигналу ткача

2. ткач и челночок, пробегая под воротами, не должны трогать руками

игроков, стоящих в парах.

КОШКА И МЫШКА

Играющие перед началом игры выбирают кошку и мышку, берут друг друга

за руки и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка - в круге. Кошка

старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают входы перед

ней. Она старается пролезть под ворота, играющие приседают и не пропускают

ее в круг. когда наконец кошка проберется в круг, дети сразу же открывают

ворота и мышка выбегает из круга. А кошку они стараются из круга не

выпускать. Если же кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие

выбирают новых кошку и мышку.

Правила. 1. Кошка может поймать мышку как в круге, так и за кругом.

2. Играющие открывают ворота только для мышки.

Указания. Если кошка долго не может поймать мышку, выбирается новая

пара.

ОШИБСЯ

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями 2 города. В 2-3

шагах от города проводят игровые линии, с левой стороны отмечают место

плена. Дети делятся на две группы, идут в свой город, встают друг за другом

лицом к линии города. По сигналу взрослого первые номера бегут к городку

своих противников, добегают до игровой линии, встают на нее одной ногой и

быстро возвращаются в свой город. Игроки, стоящие в командах вторыми,

догоняют убегающих. Если им удается убегающих осалить, то уводят их в плен,

сами же встают последними в своем ряду.

Затем к городу противника бегут третьи номера, а четвертые их догоняют и т.

д.

Если игрок, который догоняет, выбегает за черту города раньше, чем

противник наступил ногой на игровую линию, ему кричат «Ошибся!» Он должен

вернутся в город, встать на свое место и только потом начать догонять

противника. Догоняющим не всегда удается осалить тех, кто убегает. В этом

случае они возвращаются в свой город и встают последними в ряду.

Выигрывает та группа, в которой осталось больше игроков.

Правила. 1. За игровой линией пятнать противника не разрешается.

2. Второй игрок начинает преследовать противника только после

того, как он наступил ногой на игровую линию.

3. Игроки могут освободить своего товарища из плена, если ударят

его по ладони протянутой руки.

МЕДВЕДИ С ЦЕПЬЮ

На игровой площадке очерчивается круг – это берлога, где живут два медведя.

Играющие ходят по площадке, наблюдая за берлогой. Медведи ждут удобного

случая, выбегают неожиданно на площадку, держась за руки, догоняют играющих.

Если они осалили игрока, то громко называют его по имени, бегут за руки и быстро

убегают в берлогу. Играющие могут выручить товарищей: если они догонят медведей

и дотронутся до руки одного из них, то медведь отпускает пойманного.

МЯЧИК КВЕРХУ

Дети встают в круг, водящий встает в его середину и бросает мяч со словами:

«Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от

центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановится, а

водящий не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Если же

водящий прмахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

Правила. 1. Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов «Мячик

кверху!»

2. Водящему разрешается ловить мяч и с одного откоса от земли.

3. Если кто-то из играющих после слов «Стой» продолжал двигаться, то

он должен сделать три шага в сторону водящего.

Указания. Дети встают в круг близко друг к другу. Место водящего в центре

круга лучше очертить небольшим кружком. Если водящий не поймал мяч, который

далеко укатился, прежде, чем кричать «Стой!», ему нужно догнать мяч и вернутся на

свое место.

ЛЕТУЧИЙ МЯЧ

Играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По сигналу дети

начинают перебрасывать друг другу мяч через центр круга. Водящий старается

задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встает в

круг, а тот кому был брошен мяч, становится водящим.

Правила. 1. Играющим при ловле мяча разрешается сходить с места.

2. Играющие не должны задерживать мяч

3. Водящий не может коснуться мяча, когда он находится в руках

игрока.

МЯЧ С ТОПОТОМ

Участники игры делятся на две группы и встают друг против друга на расстоянии

4-6м. на середину поля кладут любой предмет. Игру начинает по жребию первый

игрок одной из команд. Он называет по имени игрока из второй команды, бросает

ему мяч и быстро бежит на середину поля, останавливается у предмета, топает

ногами и возвращается на свое место. В это время игрок поймавший мяч, старается

его осалить. Если он промахнется, то переходит сам в первую группу, если же

попадет мячом, то осаленный переходит во вторую группу. Побеждает группа, в

которой окажется больше детей.

СТОЙКИ

Дети встают у стены на расстоянии 4-5 шагов, у одного из них мяч. По сигналу он

бросает мяч о стену и называет по имени одного из игроков. Того, кого назвали ловит

мячи бросает его о стену, называя нового игрока и т.д. Если игрок не поймал мяч, то

он становится салкой. Ему нужно быстро поймать мяч и крикнуть «Стой!» Так как

дети в это время разбегаются в разные стороны, на сигнал «Стой!» они

останавливаются. Салка пятнает ближайшего игрока, запятнанный выходит из игры.

Играющие идут к стене, салка начинает игру. Если же салка промахнулся, то, пока он

бегает за мячом, играющие стараются убежать как можно дальше. Салка берет мяч,

кричит «Стой!» - и вновь пятнает играющих.

Игра продолжается до тех пор, пока не будет осалена половина играющих.

Правила: 1. Играющим разрешается ловить мяч с отскоком от земли.

2. Салка не должен сходить с места, когда он пятнает игрока.

ВЫБЕЙ МЯЧ ИЗ КРУГА

Дети встают в круг на расстоянии двух шагов друг от друга, руки держат за

спиной. Водящий встает в центр, кладет мяч на землю и, ударяя ногой по нему,

старается выкатить из круга. Играющие не пропускают мяч, отбивая его ногами

водящему. Кто пропустит мяч, тот идет водить.

Правила. 1. Играющие не должны касаться мяча руками.

2. Мяч игрокам разрешается отбивать так, чтобы он катился по

земле.

3. Водящему не разрешается отходить от центра круга дальше чем

на два шага.

Указания. В игре принимают участие не более 10 человек. Детям нужно

напомнить, что мяч нужно подталкивать внутренней стороной стопы или носком.

Нельзя сильно ударять по мячу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".

Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...