Консультация для воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада»
консультация (подготовительная группа)

Налейкина Наталья Анатольевна

 «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической личности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_vospit_priobshch_k_istokam_nats_kultury.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада»

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

 «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической личности».

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов национальной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Сегодня перед педагогами стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Эта та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому человеку. Решая задачу формирования общей культуры личности, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

В настоящее время, когда в обществе происходит возрождение нации, культуры, языка, необходимо воспитать достойных наследников тех

духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым.

Отстоять и приумножить ценности национальной культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый ребенок будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Сохранение развития культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе жизни, когда начинают стираться прежде незыблемые границы не только малочисленных национальных анклавов, но и больших этносов.

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.

Дошкольный возраст является сензитивным, исключительно важным в плане социально-нравственного становления человека, воспитания у него национальной культуры. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.

Умение понимать и ценить богатство и красоту национальной культуры своего народа, с уважением относиться к его прошлому - все это воплощено в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Опыт работы показывает, что знакомство дошкольников с национальными традициями, культурой эффективно проводить через ознакомление с краеведческим материалом. Поэтому изучение истории в дошкольном учреждении начинается со знакомства с мини-музеем «Мордовская изба». Именно здесь впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду, мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Именно здесь, в «Мордовской избе» для каждого ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

В своей работе коллектив дошкольного учреждения широко использует произведения декоративно-прикладного искусства. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы. На все эти занятия приходит в гости кукла-мордовочка. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность, любознательность. Разнообразные игровые ситуации, рассказы воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

Приобщение дошкольников к национальной культуре идет и через музыкальные занятия, на которых музыкальный руководитель использует слушание народной музыки, пение народных песен, как русских, так и мордовских. Практика показывает, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. В детском саду стало доброй традицией включать в сценарии праздников и развлечений песни и танцы мордовского Народа в исполнении детей.

Также особое значение в формировании личности дошкольника имеет владение словом, постижение культуры своего народа через язык. В этом огромную помощь оказывает народный фольклор: сказки, потешки, колыбельные песни, поговорки, стихи, загадки на мордовском и русском языках. Ведь именно в них как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с фольклором, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.

Важным условием приобщения детей к национальным традициям является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Работа с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Итак, воспитание любви к национальной культуре способствует обострению внимания к духовным ценностям своего народа, интереса и уважения к его прошлому и открывает большие возможности для развития человека как личности, способного понимать и ценить то, что создано трудом народа.

 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/07/09/konsultatsiya-dlya-vospitateley-priobshchenie-detey-k-natsionalnoy

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/24/priobshchenie-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-natsionalnoy-kulture-v


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре»

Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет естественно сочетать обучение и воспитание...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.В. Чивилихин...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, нео...

Консультация "Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре на музыкальных занятиях»

Консультация для воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре на музыкальных занятиях»...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к национальной культуре в условиях детского сада»

консультация для воспитателей по приобщению к национальной культуре дошкольников...