Конспект занятия в старшей группе "Город свой люби и знай»
план-конспект занятия (младшая группа)

Кутеляпова Ирина Михайловна

Цель: создавать условия для формирования основ становления духовно-нравственной личности детей с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способных к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе "Город свой люби и знай»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: создавать условия для формирования основ становления духовно-нравственной личности детей с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способных к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  • Расширить знания детей о родном городе, объяснить, что город - результат труда людей разных поколений, что каждый житель заботиться о городе.
  • Учить видеть красоту родного города, воспитывать чувство гордости за то, что мы - рубцовчане.
  • Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к своему городу, как к частице Родины.
  • Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям на основе ранее полученных представлений.

Активизировать словарь детей по теме «Город свой люби и знай» с помощью игр, бесед, экскурсий.

  • Способствовать развитию монологической и диалогической речи детей.
  • Развивать согласованную деятельность полушарий головного мозга, зрительное восприятие детей, способность к снятию зрительного напряжения.

Методы и приемы:

  • Словесные: рассказ воспитателя, художественное слово, беседа.
  • Наглядные: рассматривание, показ, наблюдение.
  • Практические: слайдовая презентация, физ. минутка, музыкальное сопровождение, проблемно-поисковые, игровые.

Предварительная работа:

Проектно-исследовательская деятельность: получение знаний об основателе города, об истории города, экскурсии по городу, в краеведческий музей, рассматривание фотографий о развитии города Рубцовска, создание фотовыставки «Мой любимый уголок», оформление альбома «Вечная память», подбор стихотворений, песен о нашем городе.

Активный словарь: Родина, ярмарка, основатель, Михаил Алексеевич Рубцов, заселок, памятник, вечный огонь, экскурсовод, музей, землянка.

Пассивный словарь: Станция Рубцовска, Герой Советского Союза, Великая Отечественная война, воинская слава.

Материалы и оборудование: Проектор, компьютер, экран для слайдовой презентации, музыкальный центр, слайды об истории города, карусель.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ.

Воспитатель: Ребята давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!

- Ребята, какой праздник у нас в городе в субботу будет? (день города)

Нашему городу в этом году исполнилось 130 лет.

Ребенок:

Жура-жура-журавель
Облетел он сто земель
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он пролетая:
«Лучше нет родного края!»

Воспитатель: Родной край или маленькая Родина - это то место, где человек родился. Из множества маленьких родных уголков состоит наша общая великая Родина (запись песни «С чего начинается Родина», музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).

Сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Но прежде ребята вспомним, что мы о нем знаем. Предлагаю Вам поиграть в игру «Угадайка».

- Как называется наш город?

- Как называют людей, живущих в городе Рубцовске?

- Какая река протекает в нашем городе?

Дети, я сегодня хочу рассказать Вам о том, как появился на земле наш родной город Рубцовск.

Закройте глаза, прикройте их ладонями, чтобы стало темно-темно, представьте, что мы сейчас перемещаемся в прошлое (упражнение «Пальминг» для снятия зрительного напряжения).

Ну вот, наши глазки отдохнули, а мы с вами оказались в прошлом. Посмотрите на картинку (слайд №1 степь). На месте нашего города степь с большим количеством диких животных и полноводной рекой Алей. Нет ни города, ни деревни. Изредка здесь бывали только охотники и рыбаки.

Презентация

Рубцовская степь постоянно привлекала внимание к себе людей небывалыми урожаями. Легенды о хорошей жизни ходили по всей России. Однажды эти рассказы дошли до жителей самарской губернии. Им захотелось приехать на новое место. Одним из первых, кто приехал сюда был Михаил Алексеевич Рубцов (слайд № 2 портрет М.А. Рубцова). Он был грамотным, умел читать и писать, умел держать слово, хорошо разбирался в травах, лечил своих односельчан. Он поселился в избушке - на берегу реки Алей (слайд № 3 первый дом М.А.Рубцова). Зимовал в этой избушке Михаил Алексеевич один. Наступила весна и несколько семей приехало к нему на новое место жительства. Вскоре образовался заселок, названный по фамилии Михаила Алексеевича - заселок Рубцово (слайд № 4 Старая заселка). Здесь были построены школа и церковь (слайд № 5 Старая церковь). Деревня Рубцово стала селом. Здесь проводились ежегодные ярмарки.

- Ребята, а Вы знаете, что такое ярмарка?

- Что делали на ярмарке люди?

На ярмарку люди приезжали не только продать товар, но и себя показать. На других посмотреть. Здесь проводились различные затеи и игры. Очень весело проходили ярмарки. Давайте и мы сейчас с вами, дети, покатаемся на карусели.

Игра «Карусель»

Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели, 
(дети идут по кругу)
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом, 
(бегут взявшись за руки)
Тише-тише, не спешите,
Карусель остановите. 
(замедляют ход)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра. 
(останавливаются)

Несколько лет спустя началось в селе строительство железной дороги. И первый поезд, которого здесь никто не видел, перепугал коней и быков. Все с интересом смотрели на диковинную машину (слайд № 6 Строительство железной дороги, паровоз). В связи с этим село Рубцово переименовали в станцию Рубцовска (слайд № 7 Старый вокзал).

Постепенно станция застраивалась, жителей становилось все больше, и в 1927 г. станцию Рубцовска переименовали в город Рубцовск.

А сейчас, ребята, снова плотно закройте глаза (упражнение «Пальминг», мы с вами возвращаемся в настоящее нашего родного города.

Откройте глаза, посмотрите на право, на лево, вверх, вниз (упражнение выполняется несколько раз для профилактики нарушения зрения) .

- (Слайд № 8 город Рубцовск) Узнаете? Мы снова в настоящем.

- Чем отличается современный город от старого Рубцовска?

Раньше в городе было всего две улицы, теперь их много. Переулки превратились в широкие проспекты, площади. У каждой улицы, как и у каждого человека есть свое имя. Улицы называются по-разному.

- Как называется главная улица нашего города? (слайд № 9 проспект Ленина)

- Расскажите, какая она (красивая, чистая, широкая, много цветов и деревьев).

Жители заботятся, чтобы главная улица нашего города с каждым годом становилась еще краше.

- На каком транспорте можно проехать по Рубцовску?

- Давайте и мы с вами совершим путешествие по проспекту, и другим улицам города?

- На чем поедем мы?

Тогда в путь! Садитесь на стульчики. Дети, заводим моторы и едем, делая небольшие круговые движения руками, при этом перекатываясь с одной ноги на другую (упражнение на согласованность действий полушарий головного мозга).

Будьте внимательны, запоминайте все интересное, что встретиться вам на пути. Вот мы и доехали до детского сада!

- А теперь расскажите какие здания украшают наш город (жилые дома, школы, магазины, кинотеатр, сбербанк, дворец спорта).

- Какие памятники есть? (слайд №10:

Памятник М.А.Рубцову, Борцам за революцию).

- Для чего установлены в городе памятники?

Рубцовчане всегда чтят память героев-земляков, охраняют памятники истории и здесь всегда можно увидеть цветы. 75 лет прошло уже с тех пор, как закончилась Великая Отечественная Война. Но каждый год мы снова и снова вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в том страшном испытании (слайд № 11 Вечный огонь).

- А сейчас мы вспомним, какие важные интересные учреждения есть в нашем городе. Я предлагаю вам поиграть в игру экскурсовод. Каждый из Вас, ребята, побудет в роли экскурсовода. Подойдите к стенду. На стенде фотографии размещены обратной стороной. Кому, какая фотография достанется, тот про нее и будет рассказывать.

(Дети по очереди на стенде поворачивают фотографии лицом и рассказывают, воспитатель дополняет и расширяет ответы детей).

Слайды № 12 Вокзал, Кинотеатр Россия, Дворец Культуры, спортивный комплекс Юбилейный, Церковь, Алтайский тракторный завод, АО Мельник.

- Кто это все дети построил?

- Все это создали наши прадеды, деды, а сейчас продолжают строить ваши родители. А пройдет время, и строить будете вы.

Ваши родители вкладывают много труда, чтобы год от года хорошел наш город. Родной город становится еще ближе, дороже, когда знаешь его историю, людей, которые ее создавали.

Будущее нашего города - это вы - наши дети.

- Чем занимаются дети в нашем родном городе? Какие у них увлечения?

- Дети, Вам нравиться жить в нашем городе?

- Давайте же, дети, будем беречь свою малую Родину, свой город, будем внимательны к друг другу и окружающим людям.

Рубцовск хоть городок и небольшой, но мы его все любим, и гордимся тем, что мы рубцовчане.

- Ребята, сегодня мы много узнали о нашем родном городе, но на этом наше путешествие не заканчивается.

Сияет солнце, непогода ль,
Гуляет звезды погасив,
Всегда, в любое время года,
Рубцовск, по-своему, красив,
Мы любим свой милый степной городок,
С его площадями, садами,
Кипучий, светлый, наш город
Рубцовск,
Гордимся, что мы, рубцовчане.

- А сейчас мы где? (слайд «Детский сад»). Да, мы вернулись к нашему детскому саду, это значит, что наша поездка закончена. Что вам понравилось больше всего? (В процессе обсуждения выясняю, что больше всего понравилось детям, степень заинтересованности детей, запоминания информации, предлагаю фото и альбомы с видами города, чтобы дети могли дальше поделиться впечатлениями. Постепенно перевожу их на другой вид деятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие в подготовительной и старшей группах. Тема: "Люби и знай свой край родной"

Беседа с детьми о родном Краснодарском крае, о животном и растительном мире, ландшафте....

НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе. Тема: "Люби и знай свой отчий край".

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в старшей группе и презентация о родном городе используемая на занятии....

Экологическое воспитание дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Мы — любим природу»

Интеграция образовательных областей: " Коммуникауия", " "Познание"....

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Люби и знай родной свой край»

программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных граждан России....

конспект занятия в старшей логопедической группе "Что мы знаем о птицах"

Конспект логопедического занятия по обобщею знаний детей о перелетных и зимующих птицах....

Методический сборник конспектов занятий со старшими дошкольниками для педагогов дополнительного образования на тему: "Люби и знай родной свой край"

Данный материал подходит для использования педагогами дополнительного образования для проведения патриотических занятий с дошкольниками в возрасте 6-7 лет по краеведению....

Занятие для детей подготовительной группы «Город свой люби и знай!».

Занятие познавательного цикла по ознакомлению с родным городом. Содержит презентацию....