Проект " Этномузыковедение"
проект (старшая группа)
Разработан для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2022.docx | 24.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Актуальность.
Наша Мордовия- республика многонациональная. В её поликультурном пространстве гармонизация и развитие межнациональных отношений – важная стратегическая задача, направленная на формирование культуры межнационального общения. В дошкольных образовательных учреждениях при проектировании и реализации образовательной деятельности учитывается этнокультурный компонент, предполагающий формирование этнокультурной компетентности и культуры межнационального общения в условиях детского сада.
Формирование же культуры межнационального общения, установок на толерантное сознание и поведение воспитанников является обязательным. Воспитание на богатых национальных традициях – одна из важнейших педагогических задач, которой я руководствуюсь в своей практике. Как реализовать права человека на сохранение и развитие национальной культуры своего этноса и национального образования, не нарушая при этом принципов единого образовательного пространства Российской Федерации.
Если мы сами не сохраним наш язык и культуру, что тогда?! Можно ли вести разговор о культуре личности, о развитии патриотизма, о духовных качествах человека, являющегося потомком наших предков. Сегодня перед нами встает очень серьёзная проблема по сохранению мордовской культуры.
Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является инновационная деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через приобщение к культуре народов Поволжья. Поэтому внедрение и формирование этнокультурного компонента в процесс обучения и воспитания, считаю актуальным. Именно с этих позиций разработан данный проект «Этномузыковедение». Проект нацелен на приобщение воспитанников к нравственно–этическому потенциалу родной культуры, к этнокультурным ценностям и традициям своего народа, формирование личности с осознанной тактикой поведения, которая впоследствии может сохранить и передать обычаи и нравы своего народа, чтобы была терпима и уважала культуру других народов.
Цель проекта: приобщать воспитанников к нравственно–этическому потенциалу мордовской культуры, к этнокультурным ценностям своего народа.
Задачи проекта:
Образовательные:
-формировать у детей устойчивый интерес к мордовскому музыкальному творчеству.
-расширять диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки при разучивании песен.
-формировать навыки актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров мордовского музыкального искусства.
-приучать к традициям и обычаям родного края.
Развивающие:
-развивать интерес и эмоциональную отзывчивость к содержанию мордовской культуры.
-развивать уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края.
-развивать творческие способности: певческие навыки, актерское мастерство, музыкальность детей.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к родному краю, знакомить детей с характерными особенностями мордовской культуры;
-воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброту, справедливость, правдивость, гордость за свой край.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Методы и формы работы: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный, словесный и практический, игровой.
Вид проекта:
Познавательный: дети получают информацию по теме и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы.
Творческий: во время проведения занятий проекта дети проявляют интерес к разным видам музыкальной деятельности с элементами творческой импровизации, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Ожидаемые результаты:
-устойчивый интерес к культуре мордовского народа;
-знание о творчестве мордовских композиторов, некоторых народных праздников, простых мордовских песен, музыкальных инструментов.
Материально-техническое оснащение:
Для обеспечения системы работы должны присутствовать следующие элементы предметно-развивающей среды:
-предметы старины, быта, одежды мордовского народа;
-подбор методической и познавательной литературы по теме;
-сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.
-специальное помещение, технические средства, народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.
Разработка проекта.
- Организационно-подготовительный:
Организация работы по данному направлению включает:
-Определение цели и задачи проекта, составление плана реализации проекта; -Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
-Подбор литературы, пособий, атрибутов;
-Разработка конспектов занятий.
II. Основной
План мероприятий с детьми.
Тема | Месяц | Содержание |
1.Знакомство с историей и культурой мордовского народа «Моя Мордовия» | Сентябрь | Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы. |
2.Знакомство с мордовскими танцевальными движениями. | Октябрь | Познакомить детей с простыми танцевальными движениями мордовского танца. |
3. Знакомство с праздником «Кузьминки» | Ноябрь | Познакомить детей с обычаями и традициями праздника «Кузьминки! |
4. Знакомство с календарно-обрядовым праздником «Роштувань куд» | Декабрь | Способствовать приобщению дошкольников к мордовской культуре и народному творчеству. |
5. Город музыкальных инструментов. | Январь | Прививать интерес к мордовским музыкальным инструментам, обучить детей игре на муз. инструментах. |
6. Знакомство с мордовскими композиторами. | Февраль | Познакомить детей с творчеством композиторов Мордовии и формировать музыкальный вкус. |
7. Знакомство с весенним праздником «Закликание весны». | Март | Познакомить детей с обычаями и традициями весенних праздников у мордвы. |
8. Мордовская народная песня. | Апрель | Познакомить детей с народным песенным творчеством. |
9. Путешествие по городам Мордовии. | Май | Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Привить интерес к культуре мордовского народа. |
III. Заключительный
Обобщение результатов работы.
Оформление фотоотчета о проделанной работе.
Итоговое занятие.
Анализ деятельности.
Оценка результатов.
Положительная динамика развития, восприятия и усвоение полученных знаний о культуре мордовского края с последующим применением его в практической жизни.
Тематический план к проекту.
дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Заучивание пословиц, потешек, закличек на мордовском языке. Рассматривание мордовских национальных костюмов, музыкальных инструментов. Отгадывание загадок. Слушание национальной мордовской музыки. | Беседа «Приобщение детей к традициям мордовского народа» | Беседа «Мини-музей национального быта и творчества в доу как средство формирования патриотических чувств у детей» |
Октябрь | Разучивание основных мордовских движений и танцевальных комбинаций- замок, притопы, прядение, веретено, трясочка, отведение плеч, поклон. | Мини-консультация «Мордовские народные игры» | Мастер-класс «Разучивание мордовских танцевальных движений» |
Ноябрь | Беседа о празднике «Кузьминки» Разучивание песни «Прялица», «Во кузнице». Музыкальная игра « Раю выбираю» Музыкальная ритмопластика «Лепим пироги» Разучивание хоровода. | Консультация «Значение народных праздников» | Помощь в подготовке атрибутов к празднику «Кузьминки» |
Декабрь | Беседа о празднике «Роштувань куд». Отгадывание загадок. Исполнение песен,колядок, частушек. Игра « Офтонькштима» Исполнение танцев. | Консультация «Значение народных праздников» | Помощь в подготовке атрибутов к празднику «Роштувань куд» |
Январь | Познакомить с мордовскими муз инструментами. Показ муз инструментов. Обучить детей игре на муз. инструментах. Муз.инсценировка сказки. Викторина. | «Как сделать музыкальный инструмент своими руками?» Консультация для родителей. | Обмен опытом «Оформление музыкальных уголков» |
Февраль | Знакомство с мордовскими композиторами. Слушание музыки морд композиторов. Игра на музыкальных инструментах. | Мини-консультация «Мордовский народный фольклор» | Обмен опытом «Оформление музыкальной картотеки» |
Март | Беседа о празднике «Закликание весны» Чтение стихов, исполнение песен и весенних закличек на мордовском языке. Игра «Солнышко и жаворонушки» Исполнение на свистульках, исполнение танцев. | Консультация «Значение народных праздников» | Помощь в подготовке атрибутов к празднику «Закликание весны» |
Апрель | Беседа о мордовской народной песне. Слушание мордовских песен. Разучивание мордовской песни «Луганяса келуня» | Мини-консультация для родителей «Колыбельные народные песни» | Мастер- класс «Как учить мордовские песни?» |
Май | Закрепление полученных знаний и умений. Исполнение мордовских песен, танцев. Игра на морд музыкальных инструментах. Чтение стихов. | Беседа «Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуре» | Помощь в фото-выставке . |
Список используемой литературы
1. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
4. Детям о Мордовии. Методическое пособие/ авторы-составители О.В.Бурляева, Е.Н.Киркина.-Саранск,2013.
5. Мордовское музыкальное искусство в дошкольных образовательных учреждениях: региональный компонент. Л.П.Карпушина, Г.Н. Миняева.
6.Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина.
7. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева и др. Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015.- 84 с.
8. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. «Детский музыкальный фольклор в
дошкольном образовательном учреждении» ООО «Гном-Пресс», 2000. – 88с.
9. Бабинова Н.В Тематические фольклорные вечера для дошкольников. –СПб.: ООО Издательство « Детство –пресс», 2014г.-144с.
10. Карпушина Л.П., Абудеева Н.Б. Воспитание детей шестилетнего возраста средствами мордовского музыкального фольклора. Учебное пособие с нотным материалом. МРИПКРО.- Саранск, 1996г.-103с.
11.Карпушина Л.П., Ерюшкина О.С. Хрестоматия к программе « Валдоня»(раздел « Музыкальный фольклор» и музыка композиторов Мордовии»)Для дошкольных образовательных учреждений. Тип. «Рузаевский печатник» .-Саранск, 2007г.-242с.
12.Киркина Е.Н. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». Пособие для дошкольных образовательных учреждений. Саранск.- Мордовское книжное издательство. 2013г.-215с.
Приложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...