Игровые технологии в условиях двуязычия
статья

Садртдинова Эльмира Ривгатовна

Двуязычие дает детям шанс чувствовать себя принадлежащими к различным культурам, жизнь с двумя языками означает жизнь двух культур. Важно помнить, что двуязычие может только тогда успешно развиваться у ребёнка, когда оба языка и обе культуры имеют важное значение в повседневной жизни. Для большинства детей с нормальным развитием двуязычие не представляет никаких проблем. Если дети от рождения находятся в такой среде, они говорят на обоих языках без ошибок и акцента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx342.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №151 комбинированного вида»

Ново – Савиновского района г.Казани

«Игровые технологии в условиях двуязычия»

        Воспитатель по обучению детей татарскому языку

l квалификационной категории:

Садртдинова Э.Р.

                                Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

Д.В.Менджерицкая

Билингвизм или двуязычие дает детям шанс чувствовать себя принадлежащими к различным культурам, жизнь с двумя языками означает жизнь двух культур. Важно помнить, что двуязычие может только тогда успешно развиваться у ребёнка, когда оба языка и обе культуры имеют важное значение в повседневной жизни. Для большинства детей с нормальным развитием двуязычие не представляет никаких проблем. Если дети от рождения находятся в такой среде, они говорят на обоих языках без ошибок и акцента.

   Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.  Играя,  ребенок  изучает цвета,  форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

   В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

  Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

   Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

   Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.

   Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

   Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

   Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий.

   Дидактическая игра-явление многоплановое, которая может быть методом обучения, формой обучения, решением обучающих и развивающих задач. Изготовленные руками педагогов, они позволяют ребенку, раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов.

  Специалисты ДОУ практикующие образовательную деятельность не редко прибегают к изготовлению развивающих игрушек своими руками или совместно с воспитанниками группы из различного бросового материала. Самостоятельное изготовление позволяет разнообразить подачу программного материала с учетом возможностей детского контингента.

  Все виды игр, возможно, создать или воссоздать руками воспитателей, сделав их красочными и интересными.

   В рамках реализации учебно-методического комплекта по обучению детей родному и татарскому языкам, с целью закрепления и лучшего усвоения пройденного материала, так же  используем дидактические игры. Игры соответствую возрасту и имеющимся знаниям у детей. Многие дидактические игры к проектам-это построение диалога и ответы на вопросы воспитателя.

Для детей старшего дошкольного возраста, которая:

- развивает творческие и коммуникативные способности  детей,

- расширяет, обогащает и актуализирует словарный  запас татарского языка, --формирует  умение понимать и отвечать на простые вопросы, формулировать простые предложения.

«Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры».

А.В.Луначарский

  Хотим представить вашему вниманию авторскую дидактическую игру «От слова к предложению» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

  Игра  направлена на подбор слов отвечающих на вопросы, предусмотренных программой по обучению татарскому языку. С опорой на схему и картинки (предметные, картинки символы и пиктограммы)  дети включаются в диалог, строят простые предложения, учатся задавать вопросы и отвечать на них полным ответом, что облегчает понимание и составление простых предложений.

  Ребенку предлагается по схеме собрать лексическую пирамидку. Педагог объясняет значение каждого треугольника данной пирамидки (цвет, символ на треугольнике, вопрос).  Используя картинки и пиктограммы, разложенные в конвертах,  ребенок собирает предложение и проговаривает его.

Показываю схему и обьясняю:

Тема.

Существительное.

-это картинки с изображением предметов,  отвечающие на вопросы   кто? что? (кем? нәрсә?), выражающие главную тему лексической  пирамидки

Прилагательные.

- это картинки с изображением признаков, отвечающие на вопросы какой? какая?   (нинди?), описывающих признаки предмета в рамках этой темы                                                                                                                                                                  

Глаголы

- это картинки с действиями, отвечающие на вопрос

что делает?                                     (нишли?), описывающие действия в рамках этой  темы                                  

 -предложение составляется из картинок, символов, пиктограмм в рамках этой    темы                                

  -заключение, ассоциация с первым словом

C:\Users\Татар\Desktop\дидактические игры по УМК\IMG_1018.JPG

                 


В результате
  активизируется  словарь ребенка, развивается устная  и диалогическая речи, формируется  умение понимать и отвечать на простые вопросы, понимание и составление простых предложений,  проговаривание предложений на татарском языке.

Дидактическая игра «На горке», «Тауда».

Возрастная группа:  для детей 6-7 лет, игра предназначена как для занятий с одним ребенком, так и подгруппой детей.

Цель игры:

Закрепить умение  детей отвечать на вопрос кто? что делает?

Задачи игры:

1. Закреплять умения детей составлять предложения на татарском языке.

2. Активизировать монологическую и диалогическую речь детей.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Максат:

 Балаларның нәрсә? нишли? сорауларына җавап ала бирүләрен ныгыту.

Бурычлар:

1. Баларда татар телендә җөмләләрне дәрес тезүене ныгыту .

2. Монологик һәм диалогик сөйләмне активлаштыру.

3. Кулның вак маторикасы өстендә эш.

Дидактик уен «Шалкан»

Цель игры:

Закрепить знания детей по теме «Моя семья».

Задачи  игры:

Расширять представления о семье и ее членах.

Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Активизировать  монологическую и диалогическую речь детей.

C:\Users\Татар\Desktop\дидактические игры по УМК\IMG_1009.JPG

Дидактик уен «Мин яратам»

Цель игры:

Закрепить знания детей по теме «Продукты».

Задачи:

Закреплять умения детей составлять предложения на татарском языке.

Обогащать словарный запас детей, по данной теме.

Активизировать  монологическую и диалогическую речь детей.

C:\Users\Татар\Desktop\дидактические игры по УМК\IMG_1005.JPG

   Во время игры дети, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями, речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции. Они обучаются правильному произношению слов, построению связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику.

Использование дидактических игр позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, даёт возможность усвоить  лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку. Во время игр дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей в игровых технологиях как условие целостного развития дошкольников.

Конспек  коррекционного интегрированного  занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Космическое путешествие"...

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

Семинар по теме: «Игровые технологии в условиях внедрения ФГОС»

План семинара. по теме: «Игровые технологии в условиях внедрения ФГОС 1. Особенности современных игровых технологий в ДОУ.2.  Использование игровых технологий с детьми младшего воз...

«Овощи и фрукты - полезные продукты»Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми второй младшей группы с использованием игровых технологий, в условиях реализации ФГОС.

Цель: формировать обобщенные представления об овощах и фруктах, уточнить представления о многообразии овощей и фруктов; умение обобщать понятия по существенным признакам, отражать результат обобщения ...

Развитие коммуникативной и познавательной активности детей посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС ДО.

Мастер - класс на тему "Развитие  коммуникативной и познавательной активности детей посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС ДО".Были поставлены следующие задачи:...

Семинар по теме: «Игровые технологии в условиях внедрения ФГОС».

План семинара. по теме: «Игровые технологии в условиях внедрения ФГОС 1. Особенности современных игровых технологий в ДОУ. 2. Использование игровых технологии с детьми младшего возраста. 3. Орга...