Информационно- познавательный проект «Мой край для меня – это Родина! А Родина – это Алтай!»
проект (подготовительная группа)
Информационно- познавательный проект «Мой край для меня – это Родина! А Родина – это Алтай!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_regeonalnyy.docx | 374.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10» города Алейска Алтайского края
Информационно- познавательный проект
«Мой край для меня – это Родина!
А Родина – это Алтай!»
Разработали: воспитатели
Боркунова Г.А.
Быкова Е.Н.
г. Алейск
2022г.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
Для ивушки плакучей, нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки, опушки нет родней.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья.
У каждого на свете есть Родина своя.
(Л. Дайнеко)
Виды проекта: Долгосрочный, групповой, информационно- познавательный
Участники: дети, родители, педагоги.
Сроки реализации: сентябрь – май.
Актуальность темы:
Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?
С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показать красоту родного края, надо научить детей наблюдать, беречь все в природе, привить им чувство ответственности за окружающее. Влияние природы на детей огромно, и впечатления детства остаются на всю жизнь. Общение с природой расширяет кругозор, развивает речь, воспитывает чувство прекрасного. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.
Ввести ребёнка в мир природы, воспитать способность видеть красоту родной природы, привить любовь к ней — задача дошкольного учреждения. Многие дети не знают названия цветов, деревьев, растений, насекомых, животных, которых могут встретить в наших лесах, возле дома, во время путешествия с родителями.
Именно поэтому мы занялась экологическим воспитанием детей посредством ознакомления с природой Алтайского края. Главной задачей нашей работы является -сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
В дошкольном возрасте формирование экологической культуры проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по- своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять своё отношение к природе, передавать его в образах, рисунках.
В связи с вышеизложенным была выбрана тема проекта: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».
Цель проекта:
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем
Задачи проекта:
- Дать знания детям о родном крае, городе: истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, их вреде и пользе, экологической ситуации в крае.
- Познакомить с именами тех, кто прославил Алтайский край.
- Расширить знания детей о флоре и фауне Алтайского края.
- Формировать умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Познавательное развитие
- Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Барнаул.
- Пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине.
Социально-коммуникативное развитие.
- Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды и здорового образа жизни.
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
Речевое развитие.
- Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление.
- Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными.
- Отрабатывать речевые навыки во время презентации, подготовленной вместе с родителями.
- Развивать способность к словотворчетву.
Художественно-эстетическое развитие.
- Познакомить с культурой и традициями города.
- Использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний.
- Использовать художественное слово при знакомстве с историей города и края.
Физическое развитие.
- Формировать основы экологического воспитания и здорового образа жизни в каждой семье.
- Воспитывать чувства гордости за алтайских спортсменов, их успехи, желание попробовать себя в спорте.
Предполагаемый результат:
У детей будут сформированы знания о родном крае, городе: истории, символике, достопримечательностях, промышленности.
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.
- Проявление самостоятельности и творческой активности.
- Нравственно - патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края.
- Развитие связной речи, обогащение словаря.
- Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, края.
- Дети будут знать имена тех, кто прославил Алтайский край.
- У детей будут сформированы знания о флоре и фауне Алтайского края.
- У детей будет формироваться умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Новизна
Новизна заключается в том, что, работа по ознакомлению детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны, воспитанию гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, края местным достопримечательностям предусматривает творчество педагога в процессе планирования и проведения мероприятий проекта. Рабочий план реализации проекта может варьироваться в зависимости от условий ОУ и группы, в которой реализуется проект. Сочетание познавательного материала с конструированием, рисованием, аппликацией предполагает в итоге наличие продуктов детского творчества, которые могут затем использоваться в самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей.
Пути и средства реализации проекта:
Беседы с детьми в совместной деятельности.
Чтение художественной литературы
Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий
Дидактические игры и упражнения
Виртуальные экскурсии
Прогулки, экскурсии.
Методы и формы работы по формированию основ экологической культуры средствами природы родного края могут быть весьма разнообразны.
1. Очень эффективны игровые методы формирования основ экологической культуры старших дошкольников на примере природы родного края. Даже в старшем дошкольном возрасте игра остается ведущей деятельностью. В играх различного вида (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, словесных и др.) дети получают возможность получить в интересной, увлекательной форме самые разнообразные знания о родной природе.
2. Сохраняют свою актуальность: метод наблюдения за объектами живой и неживой природы родного края, целевые экскурсии по территории детского сада, беседы.
Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы.
Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение.
Поход - это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте природы родного края.
3. Иллюстративно-наглядный метод помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно (например, о жизнедеятельности редких видов животных родного края).
К иллюстративно-наглядным материалам следует относить: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели. Помимо перечисленных, традиционных видов наглядно-иллюстративного материала, желательно использовать наглядные материалы на электронных носителях.
4. Использование ресурсов музейной педагогики. Регулярное посещение краеведческого музея, а также организованные сотрудниками музея тематические мероприятия для дошкольников - огромный вклад в процесс формирования экологической культуры средствами родной природы.
5. Чтение художественной литературы. В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Экологические сказки несут "экологическую информацию", т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
6. Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, создание макетов.
7. Составление творческих рассказов о крае, городе, знакомство с творчеством детских писателей Алтая, разучивание стихов, песен об Алтайском крае, городе Алейске.
Условия реализации проекта.
Для внедрения проекта необходимо:
- Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
- Желание педагога создавать условия для познавательной краеведческой деятельности детей.
- Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.
- Проектор.
- Энциклопедии познавательного характера.
Принципы.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с природой Алтайского края положены следующие принципы:
- Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан уголок краеведения в группе, подобран материал о городе Бийске, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
- Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
- Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Алейска.
Продукт проекта: пополнение материалом уголка по краеведению: создание альбома о животных, растениях Алтайского края, о выдающихся людях края, «Птицы Алтайского края»
Этапы осуществления проекта:
1) Подготовительный этап:
Диагностика.
Отображение цели и задач проекта.
Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
2) Практический этап - реализация проекта: беседы, чтение художественной литературы, инсценировка сказок, создание ситуаций нравственного характера, игровая деятельность, экскурсии, природоохранные акции.
3) Итоговый:
Диагностика
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Презентация проекта.
Гипотеза: Не стоит ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Работа с родителями
- Беседы с родителями о важности данной проблемы
- Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
- Изготовление семейных альбомов
- Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта
- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, о городе»
- Выставка книжек – малышек «Животные Алтайского края» (совместно с родителями)
- Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Алтайского края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы Алтайского края», «Природа нашего края»
Содержание проектной деятельности
Время проведения | Тема | Цель | Форма проведения |
Сентябрь | «Мы -часть природы» | Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа. Развивать память и мышление детей. Воспитывать чувство бережного отношения к природе | Беседа |
«Наш дом- природа» | Закреплять навыки рисования разными материалами, воспроизводить картины природы, воспитывать любовь к природе, бережное отношение. | Рисование | |
Конструирование из природного материала. | Развивать фантазию детей, учить использовать для создания разные материалы, показать, как из природных материалов: листьев, шишек, желудей, семян деревьев можно создавать интересные поделки | Конструирование из природного материала. | |
«Наблюдение за сезонными изменениями в природе» | Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки). Закреплять знания о солнце (светит, но не греет), познакомить с породами деревьев в парке, познакомить с правилами поведения в походе. | Поход - экскурсия в парковую зону | |
Октябрь | «Наш край-Алтай» | Систематизировать знания детей о родном крае, достопримечательностях, природе. Воспитывать любовь к природе. | Беседа |
«Хлеб всему голова» | Расширять представления детей о профессии комбайнёра, о людях, выращивающих хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу. | Беседа | |
«Хлебное поле» | Рисование «Хлебное поле» Цель: учить воспроизводить в рисунке картины уборки хлеба, злаковых культур, учить использовать разные материалы для создания рисунка, воспитывать желание доводить работу до конца. | Рисование | |
«От зёрнышка до булки» | Дидактическая игра «От зёрнышка до булки» Цель: формировать систему знаний у детей дошкольного возраста о выращивании хлеба, других злаков. | Дидактическая игра | |
Ноябрь | Деревья нашего края. | Деревья нашего края. Цель: познакомить детей с многообразием пород деревьев края, с разновидностями лесов, воспитывать гордость за красоту нашей природы. | Беседа |
«С какой ветки детки», «С какого дерева листок» | Учить детей определять по листьям и семенам названия деревьев. | Дидактическая игра | |
Хвойные деревья нашего края. | Учить передавать в рисунке отличительные особенности хвойных пород деревьев, использовать разные материалы для изображения деревьев, учить рисовать на всём листе, любоваться изображением природы. | Рисование | |
«Животные Алтайского края». | Познакомить с обитателями наших лесов, полей, горной местности. | Беседа | |
Декабрь | «Как животные нашего края готовятся к зиме» | Формировать систему знаний о животных: питании, проживании в зимнее время. Воспитывать заботливое отношение к животному миру. | Беседа |
«Кто где живёт?» | Уточнить знания детей о местах обитания животных нашего края. | Дидактическая игра | |
«На опушке леса» | Учить рисовать разных животных доступными методами, формировать систему знаний о многообразии животного мира. | Рисование | |
Январь | «Птицы нашего края» | Познакомить с многообразием зимующих птиц, их местом обитания, воспитывать заботливое отношение к пернатой зиме. | Беседа |
«Покормите птиц зимой» | Изготовление кормушек для птиц. Цель: познакомить детей с простейшим способом изготовления кормушки для птиц из коробки, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их. | Изготовление кормушек для птиц. | |
«Птицы нашего края» | Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. | Дидактическая игра | |
Февраль | «Архитектура города Алейска» | Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Учить детей рассказывать о зданиях. постройках, отмечая характерные особенности архитектуры. Дать знания о том, что такое архитектура. | Беседа |
«Алейск трудовой город» | Познакомить детей с промышленностью города, воспитывать гордость за людей труда. | Беседа | |
«Что такое музей?» | Познакомить с историей создания музея, дать знания о краеведческом и историческом музее города Бийска. С помощью слайдов провести виртуальную экскурсию в музей. | Беседа | |
«Мой родной город» | Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. | Экскурсия | |
Март | «Барнаул- столица Алтайского края» | Познакомить детей с главным городом Алтайского края, символикой края. | Беседа |
«Города Алтайского края» | Познакомить детей с городами нашего края, достопримечательностями, воспитывать гордость за свой край. | Беседа | |
«Наш город» | Учить изображать достопримечательности города, здания, парки. Воспитывать любовь к родному городу. | Рисование | |
«Угадай, где я нахожусь» | Закрепить знания детей о достопримечательностях города. | Дидактическая игра | |
апрель | «Знаменитые земляки Алтайского края» | Познакомить с людьми, прославившими наш край (Герман Титов, Калашников, и др.), воспитывать гордость за своих земляков. | Беседа |
«Путешествие по городу Алейску» | Учить использовать в игре полученные знания о городе, распределять самостоятельно роли (водитель, экскурсовод, продавец сувениров, музейный работник, кассир) | Сюжетно- ролевая игра | |
«Улицы города, названные в честь героев ВОВ» | «Улицы города, названные в честь героев ВОВ» Цель: познакомить детей с героями ВОВ, в честь которых названы улицы нашего города, дать знания о боевых орденах и медалях, воспитывать гордость за воинов -Алейчан, любовь к родному городу. | Беседа | |
«Пусть всегда будет мир» | Учить изображать красоту родной природы, мирной жизни, пользоваться разными материалами по выбору детей. | Выставка детских работ | |
Май | «Наш любимый край» | Формировать у детей систему знаний о достопримечательностях края, узнавать знакомые места, воспитывать любовь к родному краю. | Фотовыставка |
«Что мы знаем об Алтайском крае?» | Систематизировать знания детей об Алтайском крае, выявить уровень знаний о крае. | Викторина | |
«Родной город, родная природа» | Выявить уровень развития детей по данному разделу программы. | Диагностика |
Список литературы:
- Интернет ресурсы
- С.Н.Николаева. парциальная программа «Юный эколог» М.: Мозаика – Синтез, 2016г.
- Вострухина Т.Н. Ознакомление с окружающим миром детей 5-7 лет– М.: ТЦ Сфера, 2016г.
- Л.О. Тимофеева (и др.) «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» – Волгоград: Учитель, 2016г.
- Меримьянина О.Р., Суворова С.А. Давайте сохраним : учебно- методическое пособие по краеведению.
- Л.Г. Горькова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
7. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей ООО «Издательство ГНОМ и Д»,2009г. 34с-1,2с.
8. Э. Емельянова Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о лесных животных» Художественный редактор Н. Василевская Издательство Мозайка-Синтез,2011
Приложение
Сведения об Алтайском крае
Он лежит на обширных пространствах равных Австрии, Греции, Голландии вместе взятых. Много на земле чудес природы, но Алтай прекрасен по-своему, он неповторим. Не окинешь взглядом его степи, его горы прячут вершины в поднебесье, а реки и озера то упоительны, тихи и ласковы, то стремительны.
Очарование Алтая неотразимо. «Алтай-кормилец» — так называют люди этот край. Это справедливо. Алтай производит зерно, молоко, овощи и ягоды, мясо и сахар и т.д.
Наш Алтай производит тракторы, вагоны, радиоаппаратуру, ткани и многое другое.
Великие и неисчерпаемые сокровища таят недры Алтая. Это уголь, золото, руда.
А какие жили и живут здесь прекрасные люди! Это Лисавенко Михаил — основатель садоводства на Алтае, Варвара Бахолдина и Семен Пятница — герои — хлебороб; жил на земле Алтая Герман Титов — космонавт.
Поистине над Алтаем «…воздух весел и в мирности здрав и человеческому житию потребен» — Г. Марков.
ЛЕГЕНДА АЛТАЯ
Откуда такое слово — Алтай. Сравните «Алтай» и «Алтын». Эти два слова похожи. «Алтыном» в старину называли «золото». Алтай — это золотой край.
На Алтае в бескрайних полях растет пшеница. Каждое ее зернышко — золотое! На Алтае есть горы. Там растут деревья с толстыми ветвями и длинными шелками, это кедры. В каждой кедровой шишке — пригоршня орешков. Не простые они, а золотые.
В кедровых лесах живут соболи «пушистое золото Алтая». А под кедрами, глубоко в земле, похожие на земляных человечков корни. Это «женшень» — золотой корень.
Корни эти выкапывают алтайские олени с «золотыми рожками». Вот сколько тайн скрывает Алтай!
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
На территории Алтайского края геологи нашли месторождения полезных ископаемых. Это железные руды, в состав которых входят цветные металлы, найдены бокситы. В Кулундинской низменности много соленых озер. Здесь имеются месторождение поваренной соли. Это в Бурле, Кулундинском и Кучукском, Михайловском озерах.
Почти во всех местах Алтая есть материалы, которые могут быть использованы для строительных работ — глина, песок, гравий, гранит и т.д.
На Алтае много строительного камня — гранита, мрамора. Они встречаются на Колывани в районе Змеиногорска, в Горном Алтае.
РЕКИ АЛТАЯ
На Алтайской земле текут около 5 тысяч рек. Наиболее крупные из них Обь, Катунь, Бия, Алей, Чумыш, Чарыш и другие.
Обь относится к числу самых больших рек земного шара. Ее длина 5410 км, в пределах Алтайского края 510 км. Обь образуется от слияния Катуни и Бии вблизи города Бийска. Главным источником реки является стремительная Катунь, которая берет начало на склоне горы Белуха, второй приток Оби быстрая — река Бия, которая вытекает из Телецкого озера. Сама Обь имеет тихое течение. Обь — река труженица. По ней перевозят лес, уголь, нефть, стройматериалы, хлеб и т.д. Обь — река — кормилица. На ней развито рыболовство.
Промысловое значение имеют осетр, стерлядь, нельма, сибирская плотва, язь, щука, окунь, налим.
Обь — река — красавица. Величаво несет она свои воды. Когда река освобождается ото льда, жизнь на ней кипит днем и ночью. Плывут по ней теплоходы, баржи, катера. Над ней раздаются крики чаек.
Обь, вобрав в себя все воды родников,
Речушек, речек.
Водит в море теплоходы,
Распрямив крутые плечи.
И не зря пред нею сильной,
К океану путь распахнут.
И не зря даны ей крылья,
Лебединого размаха.
ОЗЁРА АЛТАЯ
В нашем крае насчитывается свыше 4 тысяч озер. Они разбросаны по всей территории края. Очень много озер расположено в Кулундинской степи. Озера в Кулундинской степи образовались очень давно и являются остатками древнего моря, которые миллионы лет назад плескались на месте нынешней равнины. Наиболее крупные из озер — Кулундинское, Кучукское, Горькое, Большое Яровое. Одним из самых крупных озер считается Телецкое. Жители Алтая называют его Алтын — Кель. Алтын — Кель — золотое Озеро. Длина озера 78 км, ширина 3 км.
В Телецкое озеро впадает 71 река, а вытекает лишь одна — Бия.
Берега озера состоят из гранита, много водопадов.
В озере водится разная рыба: харпус, таймень, щука, налим и др.
Телецкое озеро — это живописное место на земле. Цвет воды зависит от состояния погоды. В ясную погоду она синяя, в пасмурную зеленовато — темная.
Вокруг озера расположены горы, которые покрыты красивыми травами, цветами и растет могучий кедр.
Тайга вокруг Телецкого озера богата зверем и птицей. Здесь создан Алтайский государственный заповедник. Здесь каждый год отдыхает много туристов.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
Богат растительный мир Алтая. Это объясняется разнообразным климатом. В степной части преобладает разнотравье, в алтайской лесостепи растительный мир более разнообразен.
Там растут люцерна, тимофеевка, тысячелистник, вика, дягиль и др. Из деревьев растут береза, осина, тополь, вязь и др.
Особенно богата растительностью горная местность. Она насчитывает 1840 видов растений. Склоны гор покрыты лесами из лиственницы, пихты, ели и сибирского кедра.
Алтай — край лесов. Леса имеют большое значение и занимают 9 млн. 930 тысяч гектар или 38 процентов территории края. Они не только предохраняют реки от высыхания, но и служат строительным материалом, ценным сырьем для промышленных предприятий.
Хвойные леса
Хвойными лесами богаты горные районы. Там преобладает лиственница, сосна, пихта, ель. Нередко встречается кедр.
Смешанные леса
Смешанные леса растут вперемежку с хвойными — рябина, береза, черемуха.
На лесных проталинах растет много ягод. Это калина, малина, смородина, облепиха.
Ленточный бор
Очень интересны и своеобразны ленточные боры, которые встречаются только на Алтае и в Казахстане, которых больше нигде нет на земном шаре.
Ленточные боры — это сосновые леса, узкими и длинными полосами тянущиеся по рекам от Оби на юго-запад, пересекая Кулундинскую степь. Всего в Кулунде насчитывается пять таких лесных лент. Более половины ленточных боров занято сосной, остальное березой и осиной.
Значение ленточных боров очень велико. Деревья своими корнями скрепляют пески. Ленточные боры служат серьезным препятствием на пути степным ветрам и в задержании влаги.
Ленточные боры служат прекрасным отдыхом. Они щедро дарят человеку свои богатства: грибы, ягоды, строительный материал и др.
ЖИВОТНЫЙ МИР
Разнообразие климата, почвы и растительности дало возможность разнообразию животного мира в крае. Здесь насчитывается около 90 видов зверей, до 300 видов птиц.
В степях водится небольшая лисица — корсак, в борах, лесостепи и в тайге живут лоси, козы, белки, зайцы, рыси.
Повсюду в тайге встречается медведь. По берегам рек в зарослях водится барсук. Вблизи лесных опушек и в горах живут волки. В лесах живут ценные пушные звери: соболь, белка, куница.
В Горной Колывани водятся копытные: лось, косуля, марал.
На территории края очень много птиц. В степях живут сарыч, копчик, журавли, бекасы и т.д., в бору встречаются глухарь, рябчик, дрозд, дятел, сорока, синица и др. На озерах и болотах водятся чирки, серый гусь, черный журавль, кулики, чайки. В степи водятся тетерева, куропатки, перепелки.
Из птиц в сосновых борах встречается глухарь, рябчик, кедровка, сойка, клест и еще много певчих птиц.
Повсюду в крае встречаются пресмыкающиеся: уж, степная и обыкновенная гадюка, узорчатый полоз, ящерица.
Возле водоемов много разных насекомых.
В реках и озерах водится плотва, леш, окунь, пескарь, карась, ерш, налим. В горных реках харпус, таймень, ускуч, ленок.
ОХРАНА ПРИРОДЫ
Богата природа родного Алтая. Однако это богатство может быстро исчезнуть, если люди перестанут заботиться об ее охране, если они позволят истребить ценных зверей птиц, рыбу.
На территории края вырубается много леса, если не будут сажать молодняк, то и наши леса постигнет несчастье. Иногда в лесу появляется множество прожорливых насекомых, деревья тяжело заболевают и гибнут. Лес исчезает. А вместе с ним исчезают веселые птицы, гибнут или уходят звери. Если исчезнет лес, то мелеют и пересыхают реки и озера.
Поэтому в России принят закон об охране природы.
А некоторые места объявлены заповедными, исчезающие редкие виды животных и птиц занесены в Красную Книгу.
Ежегодно в крае на вырубках и местах, где произошел пожар производятся посадки кедра, сосны, пихты, ели. Создаются защитные лесонасаждения. Там, где лесопосадки подросли, туда вернулись зайцы и лисы и другое зверье.
Жители говорят, что насаженный лес вдохнул новую жизнь.
ТРУД ЖИТЕЛЕЙ КРАЯ
Алтай — один из крупных сельскохозяйственных районов нашей страны. Половину территории края занимают поля, где выращивается зерно. В крае сеют яровую пшеницу, ячмень, озимую рожь, просо, гречиху, а также сахарную свеклу. Еще на Алтае возделывают подсолнечник, масленичный лен, хмель.
В некоторых районах Алтая развито садоводство. Важную роль в этом сыграл Мичуринец — садовод Лисавенко. На Алтае растут яблоки, груши, сливы, разные ягоды и виноград.
Большое значение придается выращиванию ценной ягоды — облепихи.
Алтай — край развитого животноводства. Здесь разводят крупнорогатый скот, свиней, коз, птицу. Развивается мараловодство.
Самоотверженно трудятся сотни тысяч тружеников края. Это благодаря их труду к нам на стол приходят молоко и масло, мясо и яйцо и др. продукты.
Алтай — это один из крупных промышленных районов страны. На заводах городов края изготавливают разное оборудование, мощные тракторы, тракторные плуги, моторы, паровые котлы, вагоны. До войны на Алтае был построен Петуховский содовый завод, в Бурле добывают соль.
В Барнауле выпускаются шины, на меланжевом комбинате и хлопчатобумажном различные ткани, станкостроительном завод — станки, в Бийске действует единственный в Сибири льнокомбинат, производятся лаки и краски, добыча полезных руд, серебра и золота. В Заринске успешно работает витаминный завод, где изготавливают облепиховое масло, различное лекарство и витамины на ее основе.
На территории края работают сотни пищевых предприятий, на которых молят зерно, выпекают хлеб, изготавливают разные продукты, воды, кондитерские изделия, сахар. Край хоть и трудно, но живет.
ГОРОДА АЛТАЯ
В нашем крае насчитывается 10 городов: это Белокуриха, Бийск, Новоалтайск, Барнаул, Заринск, Змеиногорск, Рубцовск, Славгород, Яровое, Камень — на — Оби, Алейск.
Самый главный город из них — Барнаул, который является административным центром края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-познавательный проект в группе раннего возраста № 2 "Птицы нашего края".
Этот проект создан для формирования знаний детей о птицах, их образе жизни....
Информационно-познавательный проект «Люби и знай свой край»
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы, воспитания гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. А также воспитания нравственных качеств личности через ознакомлени...
Информационно–познавательный проект «Чем славится край Воронежский»
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы. Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, горд...
Информационно-познавательный проект «Люби и знай свой край родной»
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недо...
Информационно-познавательный проект «Моя родина Россия» в средней группе
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание...
Информационно - познавательный проект для воспитанников смешанной дошкольной группы (5-7 лет) "Славься, край мой северный!"
Цель: создать условия для формирования представлений воспитанников о Республике Коми, особенностях природы родного края, национальных и культурных традициях коми народа.Задачи:познакомить воспитаннико...
конспект занятия «Мой край — это Родина, а Родина –это Алтай»
конспект занятия "Мой край-это Родина, а Родина это Алтай"...