Интегрированное занятие с детьми разновозрастной группы (среднего и старшего дошкольного возраста) с использованием регионального компонента на тему: «Русская изба»
план-конспект занятия
Интегрированное занятие с детьми разновозрастной группы (среднего и старшего дошкольного возраста) с использованием регионального компонента на тему:
«Русская изба»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
Интегрированное занятие с детьми разновозрастной группы (среднего и старшего дошкольного возраста) с использованием регионального компонента на тему:
«Русская изба»
Конспект занятия разработала:
воспитатель дошкольных групп
МБОУ «Георгиевская СОШ»
Анна Николаевна Живаева
с. Георгиевка, 2022 год
Тема: «Русская изба»
Цель: познакомить детей с бытом русского народа.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие;
- речевое развитие.
Задачи:
Образовательные:
-Открыть детям доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми, загадками.
- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугун, лапти, прялка и т. д.).
Развивающие:
-Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.
- Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Методы и приёмы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (рассматривание иллюстраций, старинных вещей);
Практические (дидактическая «Что было, что стало).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок о труде, отгадывание загадок и небылиц. Чтение русских народных сказок.
Инструменты и оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, клубочек, запись русской народной мелодий «Барыня», русский народный костюм, деревянные ложки, бубны
Ход занятия:
I этап. Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я пришла к вам с улыбкой, что бы подарить вам свое хорошее настроение, а вы улыбнетесь мне в ответ? Посмотрите, как светло и уютно стало в нашей группе от наших улыбок.
А пришла я к вам в гости не просто так, пришла на вас посмотреть, да себя показать. А вам нравится мой сегодняшний наряд? А оделась я так неспроста. Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие, в старину, но для начала у меня для вас есть сюрприз. Я приготовила для вас одну очень интересную игру. Встаньте пожалуйста в круг. Проводится игра с лентой (в группе).
Вышел Ваня погулять
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать,
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину?
Дети: Да.
Воспитатель: Поможет нам в этом сказочный клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь-дорожку укажи!
Воспитатель: А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы).
Дети и воспитатель приходят в русскую избу
II этап. Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и пришли!
Воспитатель: Догадались, ребята, куда вы попали?
Дети: В русскую избу.
Воспитатель: Правильно, раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон) проходите и присаживайтесь на скамеечки. Давным-давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прабабущек и прадедущек. Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы? Отгадайте загадку
«Наша толстая Федора
Наедается не скоро
А зато, когда сыта
От Федоры теплота».
Дети: Печка!
Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.
Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?
Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.
Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины).
Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.
Воспитатель: В нижней части печки оставалось свободное пространство - подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь). Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?
Дети: Для отдыха и сна людей.
Воспитатель: Правильно, на печке спали. Там было очень тепло, на печи также изгоняли хворь (простудные заболевания, сушили одежду (валенки, носки и чулки).
Воспитатель: Ребята, а посмотрите дров-то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.
Дети и Воспитатель (имитируют движения)
За дровами в лес пойдем
И пилу с собой возьмем,
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно,
Чтоб дрова пролезли в печку,
Разогрели бы мы печку!
Воспитатель: Ребята, а какие дрова вы знаете?
Дети: берёзовые, дубовые, липовые, еловые.
(Дети дрова кладут в печь, затапливают печь).
В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!
Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит….
Дети: Чугунок
Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.
Воспитатель: Чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать. А Чем? Отгадайте загадку:
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает,
А сам в угол идет.
Дети: Чугунок
Воспитатель: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник. Как он назывался?
Дети: Самовар.
Воспитатель: Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Ой, ребятки, шкатулка стоит на столе. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!
Игра «Что стало – что было»
Воспитатель: Я называю, что стало, а вы - что было.
В. Кастрюля. Д. Чугунок.
В. Плита. Д. Печь.
В. Чайник. Д. Самовар.
Воспитатель: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.
Воспитатель: Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:
Ты помощница моя, прялочка родная,
Напряди ты пряжи мне, что не видно края.
Воспитатель: Ребятки, а для чего пряжа нужна была?
Дети: Чтобы вязать носки, одежду.
Воспитатель: Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину. После тяжелой трудовой недели наступала долгожданная,
Барыня – Субботинушка (выходной день). Русский народ плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил! И Барыня - Субботинушка пожаловала к нам со своими подружками - веселушками, будем тешиться - танцевать, выходные деньки встречать!
Русский народный танец «БАРЫНЯ - СУДАРЫНЯ»
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в русской избе?
Дети: Да!
Воспитатель: А сейчас мы возьмем клубочек и скажем:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь в наши группы укажи!
III Этап. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.
1) Что занимало главное место в избе? (Печь)
2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)
3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)
4) Из чего пили чай? (Самовар)
5) Ими едят и на них играют (Ложки)
6) С ее помощью пряли нитки (прялка)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы такие молодцы я угощаю вас бубликами с чаем.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/02/5.png)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/02/8.png)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
социальное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами организации регионального компонента
Содержание.1. Введение.2. Проблемы краеведения в ДОУ в исследованиях современных учёных.3. Цели и задачи реализации регионального компонента у дет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/28/picture-743990-1456669848.jpg)
Ознакомление с произведениями фольклора детей младшего дошкольного возраста через использование регионального компонента
курсовая работа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-596174-1424768479.jpg)
Познавательно – исследовательский проект «Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента
Познавательно – исследовательский проект «Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000021-1516716240.jpg)
Конспект интегрированного занятия с детьми разновозрастной группы ( 4 - 6 лет).« Перо Жар – птицы».
Конспект интегрированного занятия с детьми разновозрастной группы ( 4 - 6 лет). Тема: « Перо Жар – птицы».Составтель: Бреева Е.В., воспитатель МАДОУ д /с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/10/picture-88002-1452442423.jpg)
«Организация и проведение прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием современных форм и технологий для сохранения и укрепления здоровья детей»
laquo;Организация и проведение прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием современных форм и технологий для сохранения и укрепления здоровья детей»...
Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием подручных средств
Детский рисунок – это свой особый мир, неповторимый и потому особенно ценный, несущий в себе много важной и уникальной информации. Дети рисуют везде и всюду, ведь рисование для них радостный вдо...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/12/picture-1500884-1702348344.jpg)
Культурная практика по созданию в МБДОУ № 309 разновозрастного детского сообщества «Содружество» между группами среднего и старшего дошкольного возраста.
Актуальность создания разновозрастного детского сообщества - проблема воспитания личности сегодня является актуальной для современного общества. Становление личности ребенка дошкольника происходит в е...