Методическая разработка дидактических игр по изучению родного края
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Мысливченко Анжелика Александровна

Методическая разработка

 дидактической игры, направленная на изучение

 растений и животных Белгородского края.

(средний и старший возраст)

 

Автор: Мысливченко А.А., воспитатель МАДОУ «ЦРР Д/C № 12» г. Шебекино.

Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
 представлений, понятий об окружающем мире .
Игра – это искра, зажигающий 
огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Введение

  1. Актуальность и значимость данной проблемы

Игра – это самый понятный и доступный метод знакомства с окружающим миром.  В игре проявляется  эмоциональность и через эмоции  происходит восприятие, развитие мышления, воображения. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он решить более трудную задачу, чем на занятии. Играя с ребёнком в дидактические игры в свободной деятельности или используя игры на занятии мы решаем такие важные задачи как развитие физической, умственной активности, самостоятельной деятельности, умение общаться со сверстниками, получение новых знаний, речевое развитие.

Изучение родного края через игру, это самый доступный и лёгкий способ восприятия и запоминания ребёнком информации.

Воспитания патриотизма в ребёнке нужно начинать с воспитания любви к малой Родине. Для детей младшего возраста понятнее всего, то что их окружает и вызывает эмоциональный отклик: животные, птицы, растения. Поэтому, я считаю, что патриотическое воспитание нужно начинать с изучения растений и животных родного, Белгородского края.  Ребёнок не только запоминает названия, внешний вид, повадки, особенности животных, птиц и растений, но и учится любить, помогать и оберегать окружающий его мир.

Почему же ребёнок должен знакомиться с родным краем в детском саду? Потому что основы характера, поведения человека закладываются именно в дошкольном возрасте. Изучая, рассматривая, обследуя, маленький человек учится понимать и не бояться окружающей его среды. А что и кого ребёнок любит? То, что хорошо знает. Поэтому, изучая свой край, он конечно же учится любить и беречь его.  

Новизна:

Современные дети более активны, в дошкольном возрасте умеют пользоваться компьютером и другими техническими средствами. Они предпочитают и лучше воспринимают не обычные картинки, а подвижные модули. Игра соответствует этим требованиям, так как все предметы в этой игре можно взять в руки, переставлять по желанию. Благодаря этому, эта дидактическая игра может использоваться в разных вариантах.

 

Тема: Растения и животные нашего леса.

ОО «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи (средний возраст):

Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев, животных.

Пополнять и активизировать словарь детей.  Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать; упражнять в составлении рассказов и сказок, созданных ребенком с использованием дидактического материала.

Помогать детям осваивать правила  дидактических игр, закреплять правилам   взаимоотношений в игре.

Задачи (старший возраст):

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения.  Расширять представления детей о диких животных. Обогащать речь детей существительными,

обозначающими предметы; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, учить выполнять правила игры.

Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность.

 

Материалы: пластиковое ведро, картинки деревьев, животных, птиц, карточки.

Ход работы:

Игра «Отгадай дерево»

Цель: закрепить знания названий деревьев и их внешнего вида.

 

1 вариант

Ведущий описывает дерево (загадывает загадку). После правильного ответа дерево выставляется на панно.

 

2 Вариант.

Все деревья лежат перед игроками. Ведущий говорит название дерева. Игроки находят его среди всех деревьев и выставляют на панно.

 

3 Вариант.

Игрокам предлагаются карточки с изображением веток и семян деревьев. Нужно подобрать к каждой карточке своё дерево.

 

Игра « Кто живёт в лесу»

Цель: закрепить названия животных и птиц, их внешний вид.

 

1 Вариант.

Отгадать по данным внешним признакам животное или птицу, и найти его среди предложенных.

 

2 Вариант.

Разместить в нижней части панно животных передвигающихся по земле. В верхней части - животных и птиц, живущих и передвигающихся по деревьям.

 

3 Вариант.

Выбрать и назвать животных которые:

  • Живут в норе;
  • Всеядные;
  • Травоядные;
  • Плотоядные;
  • Впадают в спячку зимой.

 

4 Вариант.

Сравнить, чем похожи и чем отличаются:

  • Олень и лось;
  • Волк и лиса;
  • Белка и заяц;
  • Синица и воробей.

 

Игра «Четвертый лишний»

Цель: закрепить основные знания о внешнем виде, образе жизни и питании животных и птиц наших лесов.

Игра – настольный театр «Мы сочиняем сказки».

Цель: развивать воображение, мышление, речь детей, интонационную выразительность.

Выбирается основа сюжета. Подбираются герои и актеры, которые будут их озвучивать. Инсценируется сказка.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zhivotnye_i_rasteniya.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 дидактической игры, направленная на изучение

 растений и животных Белгородского края.

(средний и старший возраст)

Автор: Мысливченко А.А., воспитатель МАДОУ «ЦРР Д/C № 12» г. Шебекино.

Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
 представлений, понятий об окружающем мире .
Игра – это искра, зажигающий 
огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Введение

  1. Актуальность и значимость данной проблемы

Игра – это самый понятный и доступный метод знакомства с окружающим миром.  В игре проявляется  эмоциональность и через эмоции  происходит восприятие, развитие мышления, воображения. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он решить более трудную задачу, чем на занятии. Играя с ребёнком в дидактические игры в свободной деятельности или используя игры на занятии мы решаем такие важные задачи как развитие физической, умственной активности, самостоятельной деятельности, умение общаться со сверстниками, получение новых знаний, речевое развитие.

Изучение родного края через игру, это самый доступный и лёгкий способ восприятия и запоминания ребёнком информации.

Воспитания патриотизма в ребёнке нужно начинать с воспитания любви к малой Родине. Для детей младшего возраста понятнее всего, то что их окружает и вызывает эмоциональный отклик: животные, птицы, растения. Поэтому, я считаю, что патриотическое воспитание нужно начинать с изучения растений и животных родного, Белгородского края.  Ребёнок не только запоминает названия, внешний вид, повадки, особенности животных, птиц и растений, но и учится любить, помогать и оберегать окружающий его мир.

Почему же ребёнок должен знакомиться с родным краем в детском саду? Потому что основы характера, поведения человека закладываются именно в дошкольном возрасте. Изучая, рассматривая, обследуя, маленький человек учится понимать и не бояться окружающей его среды. А что и кого ребёнок любит? То, что хорошо знает. Поэтому, изучая свой край, он конечно же учится любить и беречь его.  

Новизна:

Современные дети более активны, в дошкольном возрасте умеют пользоваться компьютером и другими техническими средствами. Они предпочитают и лучше воспринимают не обычные картинки, а подвижные модули. Игра соответствует этим требованиям, так как все предметы в этой игре можно взять в руки, переставлять по желанию. Благодаря этому, эта дидактическая игра может использоваться в разных вариантах.

Тема: Растения и животные нашего леса.

ОО «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи (средний возраст):

Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев, животных.

Пополнять и активизировать словарь детей.  Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать; упражнять в составлении рассказов и сказок, созданных ребенком с использованием дидактического материала.

Помогать детям осваивать правила  дидактических игр, закреплять правилам   взаимоотношений в игре.

Задачи (старший возраст):

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения.  Расширять представления детей о диких животных. Обогащать речь детей существительными,

обозначающими предметы; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, учить выполнять правила игры.

Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность.

Материалы: пластиковое ведро, картинки деревьев, животных, птиц, карточки.

Ход работы:

Игра «Отгадай дерево»

Цель: закрепить знания названий деревьев и их внешнего вида.

1 вариант

Ведущий описывает дерево (загадывает загадку). После правильного ответа дерево выставляется на панно.

2 Вариант.

Все деревья лежат перед игроками. Ведущий говорит название дерева. Игроки находят его среди всех деревьев и выставляют на панно.

3 Вариант.

Игрокам предлагаются карточки с изображением веток и семян деревьев. Нужно подобрать к каждой карточке своё дерево.

Игра « Кто живёт в лесу»

Цель: закрепить названия животных и птиц, их внешний вид.

1 Вариант.

Отгадать по данным внешним признакам животное или птицу, и найти его среди предложенных.

2 Вариант.

Разместить в нижней части панно животных передвигающихся по земле. В верхней части - животных и птиц, живущих и передвигающихся по деревьям.

3 Вариант.

Выбрать и назвать животных которые:

  • Живут в норе;
  • Всеядные;
  • Травоядные;
  • Плотоядные;
  • Впадают в спячку зимой.

4 Вариант.

Сравнить, чем похожи и чем отличаются:

  • Олень и лось;
  • Волк и лиса;
  • Белка и заяц;
  • Синица и воробей.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: закрепить основные знания о внешнем виде, образе жизни и питании животных и птиц наших лесов.

Игра – настольный театр «Мы сочиняем сказки».

Цель: развивать воображение, мышление, речь детей, интонационную выразительность.

Выбирается основа сюжета. Подбираются герои и актеры, которые будут их озвучивать. Инсценируется сказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Ознакомление с окружающим. Изучение родного края

Ознакомление с окружающим.Изучение родного края ...

Методическая разработка дидактических игр по изучению Правил дорожного движения с детьми первой младшей группы

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей, которые сами зачастую являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, так как играют вблизи проезжей части и переходят ее в ...

Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края. (средний и старший возраст)

Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края.(средний и старший возраст)Автор: Мысливченко А.А., воспитатель МАДОУ «ЦРР Д...

Методическая разработка по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное развлечение с учетом игровой, коммуникативной, познавательной и музыкальной видов деятельности. Данная методическая разработка окажет содействие в создании оптимальных услов...

Методическая разработка дидактического пособия по формированию психологической базы речи у дошкольников на краеведческом материале «Родной свой край люби и знай!»

Методическая разработка  дидактического пособия «Родной свой край люби и знай» посвящена вопросам формирования психологической базы речи дошкольников на основе краеведческого материал...