Конспект нод в старшей группе "Казацкие посиделки"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект открытого НОД в старшей группе
«Казацкие посиделки»
Цель: Расширять представления детей о быте казаков в далёком прошлом. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта. Прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.
Воспитательные:
Воспитывать чувства патриотизма к Родине.
Воспитывать любовь к своей малой Родине.
Воспитывать чувства гордости за свой народ.
Образовательные:
Формировать знания об истории возникновения казачества.
Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.
Развивающие:
Развивать внимание, память.
Прививать бережное отношение к традициям родного края.
Развивать и обогащать словарный запас.
Предварительная работа: Разучивание игр, рассматривание иллюстраций, беседа о том, как жили казаки в старину. Разучивание пословиц, песни.
Ход НОД:
В: Здравствуйте, гости дорогие! Посидите, отдохните.
Мы с вами песни пропоем, поиграем. Добрая беседа всегда найдет соседа. Поведем мы беседу на очень интересную тему, о казачестве, его обычаях и традициях, песнях и о поговорках.
- Ребята, а что означает слово казак?
Дети: Слово казак в переводе – удалой, вольный человек.
В: В давние времена, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. А почему по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди?
Дети: Потому что, где вода – там и жизнь.
В: Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили.
А как жили казаки?
Как называется жилище, в котором жила казацкая семья.
Дети: курень.
Из какого материала строился курень.
Дети: из дерева и глины, а крыша покрывалась соломой.
Подворье и дом огораживалось забором, который как назывался.
Дети: плетень. Потому что его плели из прутьев.
Если мы заглянем в само жилище, то мы увидим там …что?
Дети: Печь, лавки, стол, детскую кроватку – люльку, посуду.
В: Из какого материала изготавливалась посуда?
Дети: Из глины и дерева.
В: А вы загадки отгадывать умеете? Я вам загадаю загадки о предметах, которые использовала хозяйка, когда убирала или готовила еду.
Сопровождается слайдами.
Шуба в избе,
Рукав на улице. (Печь)
Из русской печи
Кашу из печи тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил … (Ухват)
Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная … (миска)
Железная нога – это … (качерга)
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля, а … (горшок)
Для молока, сметаны,
Горласт и крепок, стоек, статен,
Узорами на вид приятен,
Огня, Воды и Глины сын -
Пузатый глиняный КУВШИН.
Стоит толстячок, блестит бочек,
Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
Он по горнице гуляет-
Пыль и мусор собирает. (Веник)
В: Хорошо вы загадки отгадываете, а в игры вы играть любите?
Проводится игра: «Петух»
В: Все казаки, независимо оттого, откуда они пришли, считали себя людьми русскими и защитниками Руси.
Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
Какие же главные законы должны знать казаки с детства?
Дети: С уважением относится к старшим.
Уважать мать, сестру, жену.
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.
Защищать от врагов свою Родину.
В: Мальчиков и девочек с детства приучали к труду, а мальчиков ещё и к воинской службе. Какие традиции соблюдались в воспитании мальчиков?
Дети:
Когда в семье рождался сын, ему на первый зуб все родные и знакомые приносили лук, стрелы, ружье, патроны.
Когда мальчику исполнялся один год, его сажали на неоседланного коня, покрытого шелковым платком, и провозили вокруг церкви.
Если ребенок плакал и падал с коня, считалось, что он будет слабым казакам.
Если хватался за гриву и крепко сидел, значит вырастет сильным и смелым казаком.
Трехлетки уже самостоятельно ездили верхом по двору.
А пятилетние казачата вовсю скакали по улицам.
Стреляли из лука, играли в «войнушку».
Мальчик до семи лет воспитывался на женской половине.
В: Когда мальчику исполнялось 7 лет, он переходил жить с женской части дома на мужскую. Он считался полуказаком. Когда отц и братья отсутствовали, то он становился ответственным за хозяйство и женщин в доме. Мальчиков воспитывали строго. С раннего возраста жизнь была заполнена трудом и обучением. Даже в играх детей обучали либо работе, либо воинскому искусству.
В: А как воспитывали девочек?
Дети: Девочки начинали работать с очень раннего возраста.
В пять лет девочка уже могла быть нянькой.
Постарше уже помогала матери по - хозяйству.
Ее учили вышивать, шить, вязать на спицах и крючком.
Это умела каждая хозяйка.
В: Девочку в семье очень любили, отмечали все девичьи
праздники. Какие подарки дарили девочкам?
Дети:
- Праздновали первый шаг, дарили ленточки на бантик.
- Платочек – в церковь ходить.
- Все праздники сопровождались угощениями, песнями и плясками.
Проводится игра «Плетень».
В: Много у казаков было суеверий. Ну и как о них не рассказать на посиделках, хотя бы о некоторых.
Дети:
Веником не надо бить, больному быть.
Нож подать другому человеку лезвием, значить желать зло.
В понедельник рубашку не меняют, беда будет.
Если икота нападет, то взять себя за ухо и приговаривать: «Икота-икота, иди до воды,
А кто около воды, того за ухо приведи».
Говорят, помогает.
В: А сколько пословиц и поговорок у казаков, на все случаи жизни.
Дети встают в круг и передавая друг другу клубок, называют пословицы.
В: Ребята, а вы знаете на чем раньше ездили казаки?
Дети: Казаки раньше на тедегах и верхом на конях.
В: Так кого же можно назвать верным другом казака?
Дети: Верным другом казака был конь.
В: Вы помним историю о есауле и его коне? Кто такой есаул?
Дети: У казаков офицеров называют есаулами.
Беседа с детьми: О ком рассказывает эта история? С кем воевал есаул? Кто был у него самым верным и надёжным товарищем? Что случилось с конём в бою? Как его спас есаул? Что случилось с есаулом? Как спас его верный и преданный друг?
В: А знаете, что было главным оружием у казаков?
Дети: кинжал.
В: А мог казак купить себе кинжал?
Д: Купить кинжал это считалось позором для казака. По старинному обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою.
В: Когда казаки возвращались из военных походов, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к своим родным и близким, к своему дому, они накрывали столы, звали гостей, веселились и пели песни. Давайте и мы сейчас споем песню.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
патриотическое воспитание | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мысливченко Анжелика Александровна
Конспект открытого НОД в старшей группе
«Казацкие посиделки»
Цель: Расширять представления детей о быте казаков в далёком прошлом. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта. Прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.
Воспитательные:
Воспитывать чувства патриотизма к Родине.
Воспитывать любовь к своей малой Родине.
Воспитывать чувства гордости за свой народ.
Образовательные:
Формировать знания об истории возникновения казачества.
Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.
Развивающие:
Развивать внимание, память.
Прививать бережное отношение к традициям родного края.
Развивать и обогащать словарный запас.
Предварительная работа: Разучивание игр, рассматривание иллюстраций, беседа о том, как жили казаки в старину. Разучивание пословиц, песни.
Ход НОД:
В: Здравствуйте, гости дорогие! Посидите, отдохните.
Мы с вами песни пропоем, поиграем. Добрая беседа всегда найдет соседа. Поведем мы беседу на очень интересную тему, о казачестве, его обычаях и традициях, песнях и о поговорках.
- Ребята, а что означает слово казак?
Дети: Слово казак в переводе – удалой, вольный человек.
В: В давние времена, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. А почему по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди?
Дети: Потому что, где вода – там и жизнь.
В: Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили.
А как жили казаки?
Как называется жилище, в котором жила казацкая семья.
Дети: курень.
Из какого материала строился курень.
Дети: из дерева и глины, а крыша покрывалась соломой.
Подворье и дом огораживалось забором, который как назывался.
Дети: плетень. Потому что его плели из прутьев.
Если мы заглянем в само жилище, то мы увидим там …что?
Дети: Печь, лавки, стол, детскую кроватку – люльку, посуду.
В: Из какого материала изготавливалась посуда?
Дети: Из глины и дерева.
В: А вы загадки отгадывать умеете? Я вам загадаю загадки о предметах, которые использовала хозяйка, когда убирала или готовила еду.
Сопровождается слайдами.
Шуба в избе,
Рукав на улице. (Печь)
Из русской печи
Кашу из печи тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил … (Ухват)
Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная … (миска)
Железная нога – это … (качерга)
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля, а … (горшок)
Для молока, сметаны,
Горласт и крепок, стоек, статен,
Узорами на вид приятен,
Огня, Воды и Глины сын -
Пузатый глиняный КУВШИН.
Стоит толстячок, блестит бочек,
Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
Он по горнице гуляет-
Пыль и мусор собирает. (Веник)
В: Хорошо вы загадки отгадываете, а в игры вы играть любите?
Проводится игра: «Петух»
В: Все казаки, независимо оттого, откуда они пришли, считали себя людьми русскими и защитниками Руси.
Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
Какие же главные законы должны знать казаки с детства?
Дети: С уважением относится к старшим.
Уважать мать, сестру, жену.
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.
Защищать от врагов свою Родину.
В: Мальчиков и девочек с детства приучали к труду, а мальчиков ещё и к воинской службе. Какие традиции соблюдались в воспитании мальчиков?
Дети:
Когда в семье рождался сын, ему на первый зуб все родные и знакомые приносили лук, стрелы, ружье, патроны.
Когда мальчику исполнялся один год, его сажали на неоседланного коня, покрытого шелковым платком, и провозили вокруг церкви.
Если ребенок плакал и падал с коня, считалось, что он будет слабым казакам.
Если хватался за гриву и крепко сидел, значит вырастет сильным и смелым казаком.
Трехлетки уже самостоятельно ездили верхом по двору.
А пятилетние казачата вовсю скакали по улицам.
Стреляли из лука, играли в «войнушку».
Мальчик до семи лет воспитывался на женской половине.
В: Когда мальчику исполнялось 7 лет, он переходил жить с женской части дома на мужскую. Он считался полуказаком. Когда отц и братья отсутствовали, то он становился ответственным за хозяйство и женщин в доме. Мальчиков воспитывали строго. С раннего возраста жизнь была заполнена трудом и обучением. Даже в играх детей обучали либо работе, либо воинскому искусству.
В: А как воспитывали девочек?
Дети: Девочки начинали работать с очень раннего возраста.
В пять лет девочка уже могла быть нянькой.
Постарше уже помогала матери по - хозяйству.
Ее учили вышивать, шить, вязать на спицах и крючком.
Это умела каждая хозяйка.
В: Девочку в семье очень любили, отмечали все девичьи
праздники. Какие подарки дарили девочкам?
Дети:
- Праздновали первый шаг, дарили ленточки на бантик.
- Платочек – в церковь ходить.
- Все праздники сопровождались угощениями, песнями и плясками.
Проводится игра «Плетень».
В: Много у казаков было суеверий. Ну и как о них не рассказать на посиделках, хотя бы о некоторых.
Дети:
Веником не надо бить, больному быть.
Нож подать другому человеку лезвием, значить желать зло.
В понедельник рубашку не меняют, беда будет.
Если икота нападет, то взять себя за ухо и приговаривать: «Икота-икота, иди до воды,
А кто около воды, того за ухо приведи».
Говорят, помогает.
В: А сколько пословиц и поговорок у казаков, на все случаи жизни.
Дети встают в круг и передавая друг другу клубок, называют пословицы.
В: Ребята, а вы знаете на чем раньше ездили казаки?
Дети: Казаки раньше на тедегах и верхом на конях.
В: Так кого же можно назвать верным другом казака?
Дети: Верным другом казака был конь.
В: Вы помним историю о есауле и его коне? Кто такой есаул?
Дети: У казаков офицеров называют есаулами.
Беседа с детьми: О ком рассказывает эта история? С кем воевал есаул? Кто был у него самым верным и надёжным товарищем? Что случилось с конём в бою? Как его спас есаул? Что случилось с есаулом? Как спас его верный и преданный друг?
В: А знаете, что было главным оружием у казаков?
Дети: кинжал.
В: А мог казак купить себе кинжал?
Д: Купить кинжал это считалось позором для казака. По старинному обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою.
В: Когда казаки возвращались из военных походов, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к своим родным и близким, к своему дому, они накрывали столы, звали гостей, веселились и пели песни. Давайте и мы сейчас споем песню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Посиделки у самовара. Изготовление народной куклы"
Целью данного занятия является приобщение детей к народным традициям. Дети знакомятся с раздичными видами кукол, с помощью воспитателя делают куклу-стригушка....
Конспект чаепития в старшей группе «Куклины посиделки».
Данный материал прдназначан для педагогов ДОУ...
Конспект развлечения для старшей и подготовительной групп «Зимние посиделки». Закрытие «Тринадцатых областных Рождественских образовательных чтений» в Истринском муниципальном районе на тему «Традиции и инновации».
Конспект развлечения сокращен для проведения развлечений и досугов в детском саду. Он является частью общего сценария закрытия «Тринадцатых областных Рождественских образовательных чтений»...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе " Посиделки"
Данный материал знакомит детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом - посиделками. Воспитывает эстетическое отношение к народному декорат...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы «Посиделки в русской избе»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы...
Конспект развлечения в старшей группе «Деревенские посиделки. Устное народное творчество»
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впе...
Конспект развлечения для старшей-подготовительной группы «Рождественские посиделки»
Конспект развлечения для старшей-подготовительной группы «Рождественские посиделки»...