Конспект НООД в подготовительной к школе группе «Реки Мордовии (Инсар)»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шабаева Анна Николаевна

Цели:

- дать представление о значении воды в жизни человека;

- формировать навыки экологической культуры;

Задачи:

- формировать экологические знания о проблемах реки Инсар;

-формировать умения предвидеть последствия действий людей по отношению к окружающей среде;

- формировать у детей желание заботиться о природе, охранять её.

-совершенствовать знания детей о реке Инсар;

-расширить представления детей о природном разнообразии и богатстве родного края, о Инсаре как реке Мордовии;

Материал: Иллюстрации с изображением видов Инсара; мультимедийная установка, заготовки к аппликации, разрезные картинки, картинки рыб, цветов, птиц, деревьев, аудио запись песни «Гимн Мордовии»

Предварительная работа. Виртуальная экскурсии на берег Инсара, рассматривание иллюстраций реки Инсар; чтение и рассматривание книг, альбомов об Инсаре и обитателях реки, беседы о семейном летнем отдыхе на берегах реки Инсар.

Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественно-эстетическая.

Ход НОД:

1. Звучит куплет и припев песни «Гимн Мордовии»

- О каком городе поется в этой песне? Какая река протекает в нашем городе Саранске?

- Посмотрите, какая замечательная наша река Инсар!

(На экране появляется эскиз реки Инсар серого цвета)

-Посмотрите, ребята, почему наша река такого цвета? Как вы думаете, что с ней случилось? (ответы детей)

- Давайте попробуем разобраться, что же случилось?

2. А для этого послушайте сказку: «Жила –была речка Инсар. Своими водами поила и кормила всех окружающих. На реке и по берегам росли прекрасные цветы. В лесах пели свои веселые песни птицы. В воде водилось множество рыб. И всем было хорошо. Инсар всех принимала и радовала своей прохладной водицей. Она была очень весёлой и любила, когда к ней приходили гости: «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде; и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю Вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду Вам рада!»- говорила Речка.

Однажды на берег реки пришла семья. Они расположились на берегу и начали отдыхать…. Мама нарвала большой букет цветов, но цветы скоро завяли и она выбросила их в реку. Мальчик наловил улиток и начал их ломать, чтобы посмотреть, что у них внутри, а затем взял и растоптал их ногой. Потом наловил бабочек и посадил их в банку, и крышку закрыл, чтобы они не улетели. После того, как пикник был закончен, папа собрал остатки еды и выбросил в реку, а пакеты и бумагу бросил под куст. А бабочки так и остались в банке.

Посмотрела Инсар на это безобразие и обиделась на людей. Потемнели ее голубые воды. Спрятались цветы и бабочки. Замолкли птицы.»

-Какой была речка до прихода людей?

-Как семья обидела речку?

-Почему нельзя бросать мусор в речку?

- Дети, а Вы знаете, что семья обидела речку не потому, что хотела, а просто не знала правила поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться. Если люди будут знать, что речку нельзя обижать, то реки на Земле будут всегда голубыми.

- Давайте, поможем нашей реке снова стать красивой, яркой, голубой!

3. Игра «Собери картинку»

- Чтобы мы быстро это сделали, мы с вами разделимся на команды. Для этого сейчас каждый из вас возьмет по фигурке на столе. Затем фигурки одного цвета нужно перевернуть и собрать картинку.

- Кто у вас получился?

- Как вы думаете, что объединяет эти картинки? ( На картинках изображены: камыш, карась. Все они живут и растут на нашей реке Инсар.)

- А еще живут насекомые, которые занесены в красную книгу.

- Что такое Красная книга? (ответы детей)

4. Сейчас мы с вами поиграем в игру: Игра «Назови правило»

- На столах картинки, рассмотрите и назовите правило.

«Убирайте мусор после отдыха»

«Не рвите цветы»

«Берегите воду!»

(На экране открывается фрагмент цветной реки Инсар)

-Ребята, вы хорошо знаете правила поведения в природе. Посмотрите, наша река снова становится цветной.

5. Физминутка:

- Мы немного с вами устали.

Я знаю очень интересную игру, но чтобы в неё играть – надо быть очень внимательными.

Игра «Рыбы, птицы и цветы»

Для игры мы разделимся на 3 команды. Одна команда- рыбы, другая- птицы и третья- цветы. Мы гуляем с вами пока звучит музыка, но как только музыка закончилась вы встаете лицом к гостям. Я раскладываю ваши эмблемы в разных местах. Как только прозвучат слова- 1,2,3, свой знак найди! Нужно быстро встать к своему знаку.

-Вы так весело играли и наша река почти еще преобразилась.

6. Игра «Наведи порядок»

- Посмотрите, ребята, какой беспорядок остался на пляже после отдыха людей! Давайте, сделаем наш пляж красивым! (На столе в контейнере стоит песок с мусором)

-Прежде чем мы начнем убирать мусор, скажите, а что для этого нужно (перчатки, грабли, мусорный контейнер)

-А почему мусор нельзя убирать без перчаток?

- Надевайте перчатки, берите грабли и убирайте мусор.

-Мусор бывает разный и мы это увидели. Дети, а как же достать железный мусор из воды?

(Ответы детей)

7. Опытная деятельность.

На столе стоят емкости с водой, на дне под водой лежат железные предметы.

-Как достать предметы, не замочив рук? (ответы детей)

-Посмотрите, что это за предмет у меня в руках? (Магнит)

-Что вы знаете о свойствах магнита?

(Дети самостоятельно достают железные предметы из воды с помощью магнита)

Инсар почти полностью открыла нам свой чудесный вид.

Физкультминутка:

Рыбки в озере живут

Вверх и вниз они снуют

По команде 1,2,3

Выпускают пузыри.

И кружатся и шалят,

И хвостами шевелят.

8. Аппликация «Укрась берег»

- Ну вот наш берег и вода снова стали чистыми.

- А что надо сделать, чтобы берега Инсар снова стал красивыми?

- Давайте посадим деревья и цветы, птиц и рыб.

-Команда цветов будут сажать деревья, команда- рыб поселит рыб в реку, а команда птиц- поселит птиц на деревья.

-Посмотрите, ребята, наша река –Инсар снова стала голубой!

-Как называется это место? (Набережная)

(На мультимедийке появляются картинки расцветающих лотосов и других цветов, летающих бабочек, солнца на фоне Инсар и последний- вид Набережной.)

Под тихую спокойную музыку воспитатель рассказывает стихотворение:

Меж болот из мелкого колодца

Ручеек, не умолкая, льется.

Неприметен чистый ручеек,

Не широк, не звонок, не глубок.

Перейдешь его через дощечку,

А глядишь – ручей разлился в речку.

Перед нею путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою

Матушкой, кормилицей родной!

Инсар матушка-река

Омывает берега.

Ею кормится земля,

Орошаются поля.

Мы должны её любить,

Чистоту её хранить.

8. Заключительная часть.

-Ребята, какой вывод можно сделать?

- Мы живем на берегу прекрасной реки и какой она будет, зависит и от нас с вами! А Инсар за вашу помощь приготовила для вас сюрприз (печенья- рыбки)

-Спасибо, вы молодцы! И теперь вы знаете, как себя вести на пляже.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД в подготовительной к школе группе "Перелётные и зимующие птицы"

Тема: «Перелётные и зимующие птицы»Цели занятия: Расширение знаний о птицах нашего региона.Задачи: Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимую...

Конспект ОД в подготовительной к школе группе «Мы в Мордовии живем»

Цель: способствовать формированию у детей чувства любви к малой Родине - Мордовии, своему городу – Саранск.Задачи:Образовательные: уточнить информацию о родном городе; вызвать интерес к его буду...

«Перелётные птицы» конспект НООД в подготовительной к школе группе

laquo;Перелётные птицы» конспект НООД в подготовительной к школе группе...

Конспект НООД в подготовительной к школе группе "Как звери готовятся к зиме"

Конспект НООД в подготовительной к школе группе "Как звери готовятся к зиме"...

Конспект НООД в подготовительной к школе группе "День защиты детей"

Конспект НООД в подготовительной к школе группе "День защиты детей"...

Конспект НООД в подготовительной к школе группе "Безопасное лето"

Конспект НООД в подготовительной к школе группе "Безопасное лето"...