Тема: «Как жили наши предки».
план-конспект занятия (средняя группа)

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, ухват, самовар, коромысло, люлька, прялка и т.д.)
  • Обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.)
  • Закрепить умения играть в русские народные игры.
  • Воспитывать у детей живой интерес и уважительное отношение к русской культуре.

Методы и приёмы:

  •  Словесные (рассказ, беседа, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
  • Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей);
  • Практические (дидактическая «Что было, что стало», хороводная игра «Игра с лентой»).

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, лавки, стол, самовар, прялка, половики, ухват, коромысло, чугунок и др.), русский народный костюм; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная ленточка для игры «игра с лентой»; музыкальное сопровождение.

Ход:

Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к хозяюшке и узнать, как раньше люди жили. (Под русскую народную музыку дети входят в избу)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель: Здравствуй, Хозяюшка! Мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.

Хозяйка: Я вам не только расскажу, но и покажу.  Располагайтесь на лавках, да слушайте внимательно.

Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

В старину бывало на Руси - как заканчивали работу люди, собирались они вечерами в избе, садились возле печи, беседовали, сказки сказывали, пели песни, а в горнице было тепло, светло и чисто. А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей) В деревенской избе самая главная – это печь. Как Вы думаете, зачем людям нужна печь? (Ответы детей)

Хозяйка:  Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. Не зря в старину говорили:

«Печь нам - мать родная», «У печи все красное лето».

Посмотрите – это чугунок, в нем готовили еду. Очень любили люди в старину кашу даже придумали поговорки.
- Щи да каша – пища наша.
- Хороша кашка, да мала чашка.
- Кто запомнил поговорки? (Воспитатель начинает – дети заканчивают)
- Но чугунок в печи горячий, да еще и тяжелый. Попробуйте, подержите.
- Чтобы его из печи достать, нужен ухват. Посмотрите, как ухватом достать чугунок ( показ). Кто хочет попробовать? 
- Что ты доставал из печи? 
- Чем ты достал чугунок?

- А теперь отгадайте загадку.
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
Правильно это самовар. В нем готовили чай. (Рассматривание самовара)

Хозяйка: А где воду для самовара взять? Как вы думаете? (Ответы детей) Воду люди носили из колодца. А чтобы было удобно, несли ведра с помощью коромысла. Коромысло можно носить на одном плече или на двух (показ). Его делали из дерева. По краям прикрепляли крючки или делали выемки для ведер. Кто хочет попробовать пронести ведерки?

Хозяйка: На Руси, русский народ играл в разные народные подвижные, хороводные игры. Не пора ли нам отдохнуть и поиграть.

«Игра с лентой»
Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

 Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Хозяюшка: Ой, и наигрались мы с вами, а нашему Ванечке спать пора, давайте его положим. А куда мы его положим? В колыбельку, по другому можно сказать в люльку. А подвешивали люльку младенца к потолку. Сядет мамочка рядышком и поёт своему ребеночку песенку колыбельную:

Баю-баю-баиньки,

Я скатаю валенки,

Я скатаю валенки,

Небольшие, маленьки -

Ванечке по ноженьке,

Бегать по дороженьке.

А давайте вместе споём, только тихонечко, не громко. (Дети поют) Вот и уснуло наше дитятко…

Хозяйка: А когда наступал вечер, женщины садились за прялку (показ) и пряли шерсть, овечью, козью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами длинные нити, пряжу. А потом вязали носки, варежки. Рассматривание.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем хозяюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»

(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)

  1. Раньше жилье из дерева строили, а сейчас…(из кирпича)
  2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
  3. Раньше в чугунке кашу варили, а теперь… (в кастрюле)
  4. Раньше из самовара чай пили, а сейчас… (из чайника)
  5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Хозяйка: Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем. Вот и я для вас хлеб испекла, пышный да румяный. А теперь мне так хочется вас угостить вкусным хлебушком, да чайком из самовара.

(Под весёлую музыку Хозяйка угощает детей хлебом и наливает чай из самовара). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Как жили наши предки».

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, ухват, самовар, коромысло, люлька, прялка и т.д.)
  • Обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.) 
  • Закрепить умения играть в русские народные игры.
  • Воспитывать у детей живой интерес и уважительное отношение к русской культуре.

Методы и приёмы:

  •  Словесные (рассказ, беседа, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
  • Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей);
  • Практические (дидактическая «Что было, что стало», хороводная игра «Игра с лентой»).

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, лавки, стол, самовар, прялка, половики, ухват, коромысло, чугунок и др.), русский народный костюм; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная ленточка для игры «игра с лентой»; музыкальное сопровождение.

Ход:

Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к хозяюшке и узнать, как раньше люди жили. (Под русскую народную музыку дети входят в избу)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель: Здравствуй, Хозяюшка! Мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.

Хозяйка: Я вам не только расскажу, но и покажу.  Располагайтесь на лавках, да слушайте внимательно. 

Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

В старину бывало на Руси - как заканчивали работу люди, собирались они вечерами в избе, садились возле печи, беседовали, сказки сказывали, пели песни, а в горнице было тепло, светло и чисто. А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей) В деревенской избе самая главная – это печь. Как Вы думаете, зачем людям нужна печь? (Ответы детей)

Хозяйка:  Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. Не зря в старину говорили:

«Печь нам - мать родная», «У печи все красное лето».

Посмотрите – это чугунок, в нем готовили еду. Очень любили люди в старину кашу даже придумали поговорки.
- Щи да каша – пища наша.
- Хороша кашка, да мала чашка.
- Кто запомнил поговорки? (Воспитатель начинает – дети заканчивают)
- Но чугунок в печи горячий, да еще и тяжелый. Попробуйте, подержите.
- Чтобы его из печи достать, нужен ухват. Посмотрите, как ухватом достать чугунок ( показ). Кто хочет попробовать? 
- Что ты доставал из печи? 
- Чем ты достал чугунок?

- А теперь отгадайте загадку.
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
Правильно это самовар. В нем готовили чай. (Рассматривание самовара)

Хозяйка: А где воду для самовара взять? Как вы думаете? (Ответы детей) Воду люди носили из колодца. А чтобы было удобно, несли ведра с помощью коромысла. Коромысло можно носить на одном плече или на двух (показ). Его делали из дерева. По краям прикрепляли крючки или делали выемки для ведер. Кто хочет попробовать пронести ведерки? 

Хозяйка: На Руси, русский народ играл в разные народные подвижные, хороводные игры. Не пора ли нам отдохнуть и поиграть.

«Игра с лентой»
Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

 Кому ленточку отдать (Дети останавливаются) 

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает) 

Да за ленточку держись.

Хозяюшка: Ой, и наигрались мы с вами, а нашему Ванечке спать пора, давайте его положим. А куда мы его положим? В колыбельку, по другому можно сказать в люльку. А подвешивали люльку младенца к потолку. Сядет мамочка рядышком и поёт своему ребеночку песенку колыбельную:

Баю-баю-баиньки,

Я скатаю валенки,

Я скатаю валенки,

Небольшие, маленьки -

Ванечке по ноженьке,

Бегать по дороженьке.

А давайте вместе споём, только тихонечко, не громко. (Дети поют) Вот и уснуло наше дитятко…

Хозяйка: А когда наступал вечер, женщины садились за прялку (показ) и пряли шерсть, овечью, козью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами длинные нити, пряжу. А потом вязали носки, варежки. Рассматривание.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем хозяюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»

(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)

  1. Раньше жилье из дерева строили, а сейчас…(из кирпича)
  2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
  3. Раньше в чугунке кашу варили, а теперь… (в кастрюле)
  4. Раньше из самовара чай пили, а сейчас… (из чайника)
  5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Хозяйка: Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем. Вот и я для вас хлеб испекла, пышный да румяный. А теперь мне так хочется вас угостить вкусным хлебушком, да чайком из самовара.

(Под весёлую музыку Хозяйка угощает детей хлебом и наливает чай из самовара). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"

Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"...

Фотоотчёт к открытому занятию на тему:"Как жили наши предки "

Фотоотчёт к открытому занятию на тему:"Как жили наши предки "...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...

Проект на тему: «Как жили наши предки» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития (ЗПР).

     Актуальность организации педагогами проекта «Как жили наши предки», обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают...

Открытое занятие на тему: "Как жили наши предки"

Технологическая карта  на якутком языке открытого занятия на тему: " жизнь наших предки"Цель: Ознакомление с жизнью наших предков...

Открытое занятие на тему: "Как жили наши предки"

Технологическая карта  на якутком языке открытого занятия на тему: " жизнь наших предки"Цель: Ознакомление с жизнью наших предков...