«Югра – мой дом»
проект
«Без исторической памяти - нет традиций,
без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности, без духовности – нет личности,
без личности – нет народа». (Г. Н. Волков)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-informatsionno_-_tvorcheskiy_yugra_-_moy_dom.docx | 48.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
Информационно - творческий проект
«Югра – мой дом»
Музыкальный руководитель:
Давиденко Елена Борисовна
г. Советский 2021г.
Пояснительная записка.
«Без исторической памяти - нет традиций,
без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности, без духовности – нет личности,
без личности – нет народа». (Г. Н. Волков)
В Ханты-Мансийском автономном округе-ЮГРА проживают коренные малочисленные народы, обладающие многовековым культурным наследием. Образ жизни, культура этих народов являются неотъемлемой частью общероссийского духовного наследия. Знакомство с особенностями национального быта, фольклора, традиций, одежды, труда способствует приобщению детей к культуре народов нашего края - Югра ханты и манси, формированию толерантного, уважительного отношения как к представителям данных народов, так и к представителям других этнических групп.
Понятие «этнокультура» достаточно многогранное и неоднозначное.
Поштарева Татьяна Витальевна (доктор педагогических наук, Институт педагогического образования Ставропольского государственного университета, директор, доцент, Ставрополь), занимаясь изучение национальных культур и традиций представила свою модель этнокультуры, которая представлена на этом слайде.
Рис. 1 Модель формирования этнокультуры
Кольцевое расположение указывает на то, что процесс формирования этнокультуры зависит от множества элементов, взаимосвязанных между собой и взаимовлияющих друг на друга. Этнокультура любого народа взаимосвязана с мировой культурой. Этнокультурные ценности являются неотъемлемой частью различных групп населения.
Прежде чем рассматривать этнокультурные традиции, необходимо понять кто такие Коренные народы (аборигены) - это потомки людей, которые населяли страну или географическую местность в те времена, когда туда пришли представители другой культуры либо этнического происхождения. Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры.
Систематические занятия с использованием элементов национальной культуры народов ханты и манси способствует наиболее эффективному формированию музыкально-эстетического сознания у детей.
Исходя из вышеизложенного, эффективность протекания процесса развития культуры, музыкальной культуры детей дошкольного возраста на основе народных традиций обеспечивают следующие педагогические условия:
1. приобщение детей к народным традициям в сочетании с поэтическим словом, сюжетом и музыкально-игровым действием;
2. создание народно-творческой, воспитательной среды с включением в ее содержание компонентов музыкальной культуры, гуманистического, культурологического, этнопедагогического, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, активных форм и методов обучения и воспитания;
3. проведение совместной работы ДОО и семьи, направленной на формирование музыкального вкуса, обогащение эмоциональной сферы детей произведениями фольклора (поэтического, музыкального, танцевального, детского), стимулирование деятельности по развитию их музыкальной культуры посредством народных традиций.
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа.
Паспорт проекта
Название проекта: «Югра – мой дом»
Тип проекта: Познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: сентябрь – октябрь – ноябрь – декабрь.
Цель проекта: Приобщить детей к культуре коренных народов Югры – ханты и манси.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с обычаями и традициями, культурой и укладом жизни народов ханты и манси;
- Воспитывать уважение к культуре коренных народов ханты и манси
- Вовлекать детей в совместную творческую деятельность;
- Развивать интерес к фольклору народов нашей малой родины – Югры, народной музыке, музыкальным инструментам, танцам, песням;
- Формировать у детей музыкальную культуру, музыкально – эстетическое сознание;
- Познакомить с орнаментом коренных народов, научить детей рисовать простейшие узоры.
- Познакомить с играми народов Севера ханты и манси.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре, родители воспитанников подготовительной к школе группы №12 «Ягодка».
Предполагаемый результат:
Дети: Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО. Дети познакомились и могут отличить народные хантыйские инструменты. У детей наблюдается раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности. Проявляют желание играть в национальные игры народов ханты и манси. Любят участвовать в театрализации. Развивается уважение и толерантность к самобытной культуре коренных народов ХМАО.
Родители: Понимают значимость в развитии творческих способностях детей в совместной деятельности. У родителей формируется более высокая оценка в достижениях своих детей и ощущение личной сопричастности к их образованию и воспитанию. Повышение компетентности родителей по формированию основ толерантной культуры у дошкольников.
Пед.работники: Повысить компетентность
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный
2 этап – практический
3 этап – итоговый
Актуальность проекта:
Воспитание патриотических качеств личности, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, и к каждому человеку в отдельности. А край где мы живём большой, многонациональной семьей, это и есть частица нашей Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих рядом народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников патриотических и интернациональных чувств.
Формы и методы реализации проекта
- Тематические НОД по образовательным областям.
- НОД «Музыкально эстетическое развитие».
- Пополнение атрибутами патриотического уголка, посвящённого укладу жизни народов ханты и манси.
- Просмотр видео, пезентаций, мультфильмов, сказок о жизни и быте народов Югры.
- Беседы: «Коренные жители края - ханты и манси», «Традиции и обычаи ханты и манси», «Богатства Югры»
- Чтение художественной литературы о коренных народах ХМАО.
- Создание книжного уголка «Я живу в России, я живу в Югре»
- Создание наглядных пособий.
- Выставки, фотоальбомы.
- Индивидуальная работа.
Проект предполагает проведение театрализованной деятельности, как одной из форм образовательной деятельности.
Работа с родителями: вовлечение родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
- Консультации:
- «Обрядовые праздники народа ханты и манси»,
- «Система воспитания детей у народов ханты и манси»,
- «Приобщения дошкольников к культуре своего народа»
- Индивидуальные беседы.
- Совместная деятельность.
- Совместная работа детей и родителей: Выставка поделок «Ханты-Мансийские мотивы в образе кукол».
- Помощь в изготовлении костюмов.
- Помощь в организации предметно-развивающей среды.
1 этап – подготовительный:
- Выявление знаний детей о культуре и быта народов ханты и манси.
- Совместное составление плана работы с детьми, родителями.
- Подбор художественной литературы о коренных народах ХМАО.
- Подбор музыкального репертуара.
- Создание картотек: подвижные игры северных народов; дидактические игры.
- Консультации на информационных стендах для родителей.
- Разработка НОД по образовательным областям.
- Пополнение РППС групповой комнаты: дидактического материала, обогащение развивающей среды.
- Пополнение РППС музыкального зала музыкальными инструментами коренных народов ханты и манси.
2 этап – практический. Реализация проекта
Образовательная область | Тема, содержание работы | Методические приемы, формы работы |
Познавательное развитие | «Знакомство с жизнью и бытом народов ханты» «Знакомство с обычаями и традициями хантов и манси» «Югра – мой дом» «Богатства Югры» Просмотр мультипликационных фильмов о народах севера: «Сказка про оленя»; «Пумасипа»; «Как появилась земля-Люди большой реки»; «Идэ»; «Гордый олень»; «Мышка»; «Проделки лиса» | Беседы о людях разных национальностей. Особенностях национальной одежды ханты, народной музыки, музыкальных инструментов. Презентации. Наблюдения за природо |
Речевое развитие | Чтение сказок: «Кукушка»; «Огонь – камень», «Сказки бабушки Анне»; «Отчего у зайца длинные уши»; «Воробей-Лемороко»; «Идэ»; «Мышка на промысле»; «Жир кулика»; «Маченкат»; «Береста, брусника и уголёк»; «В доме бурундука»; «Воробышек с сестрёнкой»; «Ими-хиты»; «Кот»; «Нарты с золотом»; «Медвежья трава»; «Запрет»; «Мышка и лось» | Просмотр иллюстраций в книгах, фото и видео материалов, заучивание стихов, поговорок, пословиц. |
Художественно-эстетическое развитие | Раскраски по теме «Югра -мой дом». Рисование элементов орнамента народов ханты и манси. Рисование по сказке «Кукушка». Танец-игра: «Льдинка, ветер и мороз» Танец « Югорская земля» | Создание альбома «Куклы ханты-манси»; создание альбома «Хантыйские орнаменты». Оформление в группе уголка «Моя малая родина». Создание творческих работ. |
Физическое развитие | Разучивание подвижных игр народов ханты и манси: «Важенка и оленята»; «Хэйро»; «Хул»; «Сова и евражки»; «Реки и озера»; «Здравствуйте»; «Ловля оленей», «Перетягивании палки»; «Перетягивание каната»; «Берегись охотника»; «Быстрый олень» и др. | Оформление картотеки подвижных игр «Народные игры хантов и манси». |
Социально-коммуникативное развитие | Тематические прогулки. Экскурсии. Словарь. Выставка поделок (работа с родителями) «Ханты-Мансийские мотивы в образе кукол» | Знакомство с элементами национальной одежды, обуви, декоративно-прикладного искусства народов севера. |
3 этап – итоговый
- Организация мероприятия « Сказание о Земле Югорской ».
- Оформление проекта.
- Представление материала в методическую капилку ДОУ.
- Участие в городском конкурсе «Моя Югра – единая семья».
Список используемой литературы:
1. Близнецова В.С. «Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ», //ж. «Справочник воспитателя», №9/2009.
2. Васильева Н. «Проектная деятельность; участвуем вместе», //ж. «Дошкольное воспитание»,№ 10 /2011.
3. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис – пресс, 2008.
4. Зашихин Е. С., Киричек Е. А., Проснякова Т. Н. Край, в котором я живу. Моя Югра — М.: АСТ-Пресс школа, 2016.
5. Прокопенко В.И. Этнопедагогика народа ханты: физическое воспитание и игры: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005.
6. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации - М.: АРКТИ, 2003.
7. Ромбандеева Е.И.. Мансийские детские сказки с переводами и комментариям.- Югорский государственный университет.- ООО «Доминус», 2010
8. Ромбандеева Е.И.. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов) - Северо-Сибирское региональное книжное издательство «Северный дом» Сургут, 1993
9. Солнцева О. В., Особенности организации краеведческого образования дошкольников [Текст] / О. В. Солнцева, Е. В. Коренева-Леонтьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011 №10.
10. Соловар В. Н. Хантыйско-русский словарь) – Тюмень: ООО «Формат», 2014. – 386 с.
https://nazaccent.ru/content/27427-lyudi-obi.html
https:// igri-narodov-hanti-i-mansi-3249605.html
https://www.finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION
https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php?title=Творчество_и_музыка_ хантыйского_народа
http://libgub.test.yanao.ru/cbs/pub/visk/Stihi/Stikhi.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Герб_Ханты-Мансийского_автономного_округа_—_Югры
https://autogear.ru/article/384/878/hantyiyskie-ornamentyi-vidyi-i-simvolyi-ih-znachenie-pravila-vyazaniya-i-instruktsii-po-vyipolneniyu-uzorov/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
нормативно - правовой документ...
Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"
Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....
Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)
Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....
Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»
Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...
Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...