Доклад по патриотическому воспитанию
статья (подготовительная группа)
Доклад по патриотическому воспитанию на тему «Формирование нравственно-патриотических чувству дошкольников»МДОУ «Детский сад «Берёзка» р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской областиВоспитатель I квалификационной категории Зырянова Елена Владимировна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 164.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
На тему: «Формирование нравственно-патриотических чувств
у дошкольников»
МДОУ «Детский сад «Берёзка» р.п. Новые Бурасы
Новобурасского района Саратовской области
Воспитатель I квалификационной категории
Зырянова Елена Владимировна
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Введение:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных.
В федеральном государственным образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется этой теме – теме патриотического воспитания.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Работа по воспитанию у дошкольников патриотических чувств является одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ.
Цель которую я поставила при решении задач патриотического воспитания детей — это посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Целью работы нашего дошкольного учреждения является совершенствование патриотического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, государству.
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Актуальность этой темы заключается в том, что современные дети мало знают о родном крае, республике, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
И наша задача, задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Поэтому воспитывать патриотические чувства у ребенка нужно начинать довольно рано – в детском саду, и начинать нужно с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников осуществляется ежесекундно во всех видах деятельности. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду.
Я хочу поделиться опытом работы проделанной в моей группе в области патриотического воспитания дошкольников.
Перед Вами модель организации патриотического воспитания дошкольников, которая включает в себя:
-рабочая программа.
- создание предметно-развивающей среды;
- работа с родителями;
- целостный образовательный процесс;
- социально-культурную среду социума.
В группе доу создана:
- Мини-музеи и уголки родного края с интересной и доступной для дошкольников информацией.
- Собрала литературу
- Совместно с родителями собраны книжные уголки сказок, где размещены книги о родном крае, альбомы с фотографиями природы.
- Уголки творчества наполнены раскрасками и шаблонами декоративной росписи, наглядный материал декоративно – прикладного творчества, «Народные промыслы»,
- Уголок воинской славы представлены в виде альбомов различных видов техники, видов вооружения, военные профессии.
- Также есть уголок с президентом России.
Какую работу нужно проводить с детьми для воспитания в них патриотических чувств?
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:
- экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;
- рассказ воспитателя;
- наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в поселке;
- беседы о родном крае, стране, ее истории;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, и республики птичьих голосов русского леса и пр.;
- использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
- ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
- знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и календарных праздниках;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи.
К году к празднования 75- ой годовщине Великой Победы. Мы принимали активное участие в этом празднике.
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа.
Формы и методы патриотического воспитания дошкольников:
Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру.
Беседы с детьми о Республике, родном городе.
Знакомство детей с символами Республики (флаг, герб, гимн).
Наблюдения - одно из проявлений патриотизма – любовь к природе.
Чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.
Трудовое воспитание
Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности.
Большое место в патриотическом воспитании принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты.
Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни
Любовь к Родине начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.
В нашем дошкольном учреждении организовываются праздники, посвященные Дню Победы.
Результаты:
• У детей значительно расширились знания о родном городе, Республике.
• Познакомились с символикой.
• Появилось стремление поддерживать порядок в группе и на участке детского сада.
• Познакомились с устным народным творчеством, потешками, праздниками, с героями сказок и их подвигами.
• Расширились знания детей о профессиях.
• Сформировалось бережное отношение к природе.
• Дети правильно оценивают свои поступки и поступки других людей.
• Значительно расширился словарный запас.
• Повысился уровень самоконтроля и самооценки, за счет
приобретенных знаний.
Возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий.
Вывод: Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.
Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме, поскольку считаем, что – патриотизм главная черта народа, он помогает воспитывать чувство любви к родному краю и окружающему миру.
И от нас взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
И в заключении хочется сказать словами великого академика Д. С. Лихачев, который отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле. Вот поэтому патриотическое воспитание дошколят через приобщение к природе и истории родного края – является одной из основных задач дошкольного учреждения.
Список литературы:
1. Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005.
2. История педагогики/ Педагогическая система взглядов К.Д. Ушинского Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1982.
3. Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект // Нравственность в образовании: информационный портал. URL: http://www.nravstvennost.info/librarv/news detail.php?1D=2263.
4. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
5. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1946. – 450с.
6. Методика одномоментных срезов /Под ред. Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А— М.:
7. Методическое пособие/Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
8. (http://ura.ru/content/chel/05-06-2013/news/1052158993.html):
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам»
«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам». Родина…, Отечество... В корня...
Доклад :(Нравственно -патриотическое воспитание)
Доклад об нравственно-патриотическом воспитании....
Доклад "Система патриотического воспитания в МБОУ"
Доклад "Система патриотического воспитания в МБОУ"...
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ»
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответ...
Доклад "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Рекомендуется для педагогов дошкольных отделений...
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста второй младшей группы»
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраставторой младшей группы»...