доклад в рамках года культурного наследия народов России
материал

Веселкова Галина Александровна

данный материал представлен для педагогов в рамках районной методической недели "Реализация мероприятий Года культурного наследия народов России в системе дошкольного образования через построение целостного педагогического пространства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 189 «Солнышко»

Доклад

«Приобщение детей дошкольного возраста

к культурно-историческому наследию»

(в рамках районной методической недели)

Приготовила: Веселкова Г.А.

старший воспитатель

высшая квалификационная категория

2022г.

Свое выступление я бы хотела начать со слов детского писателя Сергея Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

2022 год Указом Президента РФ объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Мы живем в сложное и интересное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, многое заново открываешь или переоцениваешь, появляется возможность экспериментировать, накапливать опыт. Жизнь показывает, что используемые формы обучения на основе истории дают детям более глубокие знания о России, своей малой Родине, традициях, окружающей действительности.

Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими яркие творения в разных, порой, самобытных видах искусств.

 От матери к дочери, от отца к сыну передавалось  мастерство.

Всем сердцем любя свою родную сторонку, люди  воспевали в песнях и сказках ее красоту и умели ее творить.

 И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли наши дети чувствовать сострадание и уважение к ближнему. 

Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.

 Мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. "Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего".

Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой.

Все детсадовское сообщество (дети, законные представители, сотрудники) на протяжении многих лет реализуют приоритетное направление художественно-эстетическое развитие, через культурно-историческое наследие, что нашло свое отражение в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения.

 Начиная с 2016 года и по сегодняшний день, в ДОУ проходят недели «Силы русского духа». Проводятся они в последнюю неделю марта. Ни одна из них не повторилась, каждая индивидуальная, самобытная и красочная. Каждый день недели несет свое значение, будь то знакомство со сказкой, с историей образования матрешек, происхождения сказочных птиц, история декоративно-прикладного искусства, возникновение различных росписей их происхождение и региональная расположенность. Воспитанники знакомятся с фольклором, с произведениями художников и писателей, с народными промыслами. Изучают  и стараются повторить то, что могли делать наши бабушки и дедушки привнося что то свое неповторимое и современное. Родители (законные представители), воспитанники ДОУ и педагоги все принимают участие в этих неделях. Большое значение по приобщению детей к традициям и народной культуре отводится родителям. Они являются участниками пополнения развивающей среды детского сада изделиями народных промыслов и экспонатами в музей, проявляют интерес к образовательному процессу, принимают непосредственное участие в разнообразных мероприятиях. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствуют единению педагогов и родителей в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Итогом недели «Силы русского духа» является фестиваль, на котором воспитанники с педагогами презентуют свои работы, будь то «Сказочные птицы» в фестивале «Птичий переполох», матрешки, выполненные в разных техниках в фестивале-презентации «Матрешка – символ России», театрализованные постановки в фестивале «Сказка ложь, да в ней намек», разнообразные шкатулки в фестивале детского творчества «Музыкальная шкатулка», презентация сундуков в фестивале «Заветы доброй старины».

Таким образом, данная система работы позволила сформировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа.

Благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, эмоционально окрасила работу по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры.

Тогда в будущем наши воспитанники сумеют сохранить и приумножить культурные ценности своей Родины. При таком подходе к работе, возможно добиться у детей тех черт характера, которые присущи русскому человеку: широты души, личности, любви к родному краю, а это и является важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН К ГОДУ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ В 2022 ГОДУ.

План мероприятий на 2022 - 2023 учебный год по старшей и подготовительной к школе группам. Каждый месяц посвящен культуре определенного народа. В перечень мероприятий входит: знакомство с культурой, н...

Презентация в рамках Года культурного наследия народов России.

2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из наро...

Методическая разработка сценария совместного мероприятия с родителями «Вот так чудо-мастера!» (в рамках года культурного наследия народов России)

Формирование патриотических чувств у воспитанников и родителей  посредством знакомства с народной игрушкой, народными играми, песнями, хороводами....

Сценарий районной методической недели. "Реализация мероприятий Года культурного наследия народов России в системе дошкольного образования через построение целостного педагогического пространства "

:приобщение к народной культуре в процессе разучивание русского фольклора, знакомства с играми и забавами народов, повышение двигательной и эмоциональной активности...

Сценарий и видео мероприятия, посвящённого Дню России и приуроченного к Году культурного наследия народов России

С целью воспитания у дошкольников патриотических чувств - любви к своей малой и большой Родине, чувства единения народов, уважения к обычаям и традициям разных национальностей, предлагаю видео и сцена...

План мероприятий в рамках Года культурного наследия народов России

План мероприятий,запланированных в рамках Года культурного наследия народов России, в образовательных учреждениях муниципального образования «Город Саратов»...