Проект "Самовар душа народа"
проект (подготовительная группа)
Проект познавательной направленности проведен в рамках мероприятий посвященных году
народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekt_samovar_-_dusha_naroda.docx | 20.45 КБ |
stsenariy_proekta_samovar_-_dusha_naroda.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Самовар – душа народа»
Паспорт проекта
Наименование проекта | Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Самовар – душа народа» |
Актуальность проекта | Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины. В настоящее время наши старинные традиции становятся забытыми, что является большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание старинных обычаев и традиций. Для ознакомления с некой традицией русского чаепития мы решили предложить детям отправиться в путешествие в прошлое, на чаепитие с настоящим русским самоваром. |
Адресация проекта | Родителям, педагогам. |
Участники проекта | Педагоги, дети и родители старше - подготовительной группы «Почемучки», с. Новая Заимка |
Цель проекта |
|
Задачи проекта |
|
Сроки реализации | 1 месяц. |
Вид проекта | Познавательно- творческий. |
Продукт проекта | Создание музея «Самовар – батюшка» |
Проблема | Совершенствовать у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, научить детей чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей страны. |
Проблемный вопрос |
|
Гипотеза | Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Родины. |
Ожидаемые результаты |
|
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
Опыты- эксперименты: «Какой бывает чай. (Заваривание чая)». Аппликация «Русский самовар» Лепка самоваров «Самовар – птица- жар». Раскрашивание « Самовар- Батюшка» Выставка «Наши самовары» Чтение литературы и Рассматривание иллюстраций, а также рассматривание репродукции картин русских художников. Дидактические игры: «Найди лишнее» Какой чай» «Составь узор на самоваре». «Собери самовар из частей» | Анкетирование родителей «Жив ли в семьях самовар?» Участие и помощь в организации выставки. Консультация «Забытые секреты чаепития». Папка-передвижка «Интересные факты о самоварах» Фотовыставка «Мы семьей у самовара»
| Подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала, изготовление пособий. Создание развивающей среды в группе (совместно с родителями) |
Предварительный просмотр:
Проект подготовительной группы
«Самовар – душа народа»
Вид проекта: познавательно-творческий.
Целевая аудитория: дети подготовительной группы «Почемучки», воспитатели: Сизых Е.Н, Золотарева Н.Я, родители воспитанников.
Сроки реализации: краткосрочный 1 месяц.
Цель проекта:
Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов; формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение к истокам русской культуры и быта, показать уникальность русского самовара для сохранения народных традиций.
Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.
В ходе реализации проекта мы поставили перед собой следующие вопросы:
Проблемные вопросы:
- Что такое самовар и откуда он пришел?
- Почему традиция пить чай в близком окружении или семейном кругу практически исчезла?
- Что такое чай, и его разновидности?
- Что раньше подавалось к чаю и что подается сейчас?
Продукт проекта.
1. Создание музея «Самовар – батюшка»
2. Изготовление альбома «Чаепитие в картинах русских художников».
В соответствие с этим выделились этапы работы над проектом:
- Подготовительный этап
Сбор и обработка информации - на этом этапе детям было предложено самостоятельно и совместно с родителями подготовить небольшой доклад о происхождении самоваров на Руси. Так же на этом этапе было организовано анкетирование родителей «Жив ли в семьях самовар». По результатам анкетирования из 20 опрошенных семей имеют в доме самовар только 2 семьи. Из 20 воспитанников группы видели самовар воочию только 5 детей. Остальные дети знакомы с самоваром только по картинкам, сказкам, мультфильмам. А об истории самовара, его устройстве и значении для русского человека детям и вовсе ничего неизвестно.
- Исследование – на этом этапе детям были предложены к просмотру презентации:
«Знакомство с самоваром»
«Как растет чай»
«Как делают чай»
«Чайные церемонии»
Виртуальная экскурсия в город Тулу в : «Музей самоваров».
3)Творческо – отобразительный – на этом этапе детям были предложены различные виды творческой деятельности для отображения и закрепления полученных знаний.
- -раскраски с изображением различных видов самоваров;
- -сюжетно-ролевая игра «Чаепитие», «Самоварная мастерская»
- -изготовление объемного макета «Самовар - самоварище» - лепка самоваров из пластилина.
- Опыты-эксперименты «Рассматривание разных сортов чая», «Заваривание чая», « Рассматривание цвета заварки после заваривания разных сортов чая».
- Просмотр мультфильмов: «Лунтик: «Соленый чай», «Тигренок в чайнике», «Пых, пых самовар».
- Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Муха – цокотуха», «Федорино горе».
Д. Хармс «Иван Иванович Самовар».
Ю. Добрынин « Самоварец, самовар, самоварище».
- Рассматривание репродукции картин: Б.М Кустодиев: « На террасе», «Чаепитие», «Купчиха за чаем», «Купчиха на балконе», «Купчиха пьющая чай».
К.Е Маковский: «За чаем».
В.Ф Стожаров « У самовара»
В. Бусыгин: « Круглые самовары».
Е.Трошев « Самовар на красном фоне».
- Прослушивание песен: « Наш красавец – самовар», «Пых, пых самовар».
В ходе этого этапа дети могли творчески отобразить полученные знания, проявить фантазию.
- Заключительный этап –была проведена экскурсия по музею для родителей «Самовар – батюшка».
В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:
Социальная – дети взаимодействовали друг с другом.
Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки, сказки.
Информационная – получали информацию из разных источников и делились ею.
Деятельная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта.
Исследовательская – проводили опыты.
Итоги проекта
- В ходе реализации проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара, придумывали сказки – истории о самоваре, разучивали песни, пляски, стихи. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности
- Родители активно участвовали в проектной деятельности, проявляя интерес, а в некоторой мере и творческие способности;
- Пополнили пространственно-предметную развивающую среду группы.
Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.
В восемнадцатом веке, очень-очень давно
Появилось в России чудо-диво одно.
Символ нашей России: свежескошенных трав,
озер наших синих, и полей, и дубрав…
И с тех пор в каждом доме он гостей собирал,
Он – любимец народный – русский наш САМОВАР!
Благородно и чинно на столе он стоит,
И гостей, и хозяев чаем он напоит…
Пусть в квартирах теперь мы, а не в избах живем,
Пусть не топим мы печи, чай из чайников пьем,
Но бывает, что в праздник на столе он опять:
И сиять продолжает, и чайком угощать.
Не огнем, не дровами добываем мы жар –
Электрический с нами уж теперь самовар.
Пусть проходят столетья, пролетают года –
Самовар в русском сердце остается всегда!
Литература
- Железнова Е. Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русским бытом и традициями Руси».
- Князева О.Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».
- Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор.-СПб.:Паритет, 2004.- 448с.
- Попова А., Энциклопедия для детей «Просто о простом».
- Русские самовары/Сост. Е.А. Иванова. - Л.: Художник РСФСР, 1971. – 164 с.
- Тихонова А. С., Тульский самовар – Тула: Приокское книжное издательство, 1989 – 175 с.
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"
Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"...
"В игре - душа народа"
Старая поговорка гласит: "Все новое - хорошо забытое старое". Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в ист...
Конспект доминантного занятия "Музыка-душа народа"
Конспект доминантного занятия на тему" музыка-душа народа". Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ ЦРР №5 Ловдиковой О.М....
"Песня - душа народа"
Тематическое занятие для подготовительной группы - русской песне....
Календарно-тематическое планирование "Фольклор - душа народа"
Календарно-тематическое планирование "Фольклор - душа народа" в рамках проекта...
Развлечение "Песня - душа народа"
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальный материал подбирается из ранее разученных песен и танцев....
Творческий проект «Фольклор – душа народа»
Фольклор народов – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа являет...