Картотека обрядовых игр
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека обрядовых игр
Задачи:
- Знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа с его традициями, обрядами, народными играми;
- Воспитание детей в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю;
- Развитие духовности, нравственности, патриотических чувств.
Пасха.
«Игра с яйцами».
Чьё яйцо дольше покрутится?
Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо.
Катание яиц с горки.
Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель.
Играющие произносят: »раз, два,три! Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот выбывает из игры.
Красная горка.
«В круги».
Выбирается водящий.Играюшие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Играющие ходят вокруг него и поют:
Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок.
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой каснись.
Отвечай поскорей.
Отгадать поторопись.
Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовёт по имени, идёт в круг.
Троица
«В крест».
Выбираются девушки-русалки. Они выбегают из-а угла (раньше было-из воды). Остальные играющие стараются от них убежать. Играющие должны, как только завидев русалок, быстро нарисовать крест и встать на него. Кто не успеет, того «русалки забирают к себе, и они помогают «русалкам» ловить остальных играющих.
«Салки с мячом».
Водящий может догонять только того играющего, у которого в руках мяч. Мяч можно передавать от одного играющего к другому.
Вербная неделя.
«Верба-вербочка».
Дети выбирают девочку и мальчика. Те встают в два круга, образованные играющими. Дети водят хоровод, напевая:
Верба, верба, вербочка, вербочка кудрявая,
Не расти, верба, во ржи, расти, верба, на меже.
Как во городе царевна посреди круга стоит,
Её ветер не берёт, канарейка гнездо вьёт.
На слово «вьёт девочка и мальчик разрывают свои круги и делают «воротики». Дети проходят в них, продолжая припевать:
Люди спросят: «Кто такой?» , Катя скажет: «Милый мой»
В конце девочка и мальчик танцуют.
Покров.
«Заря – заряница».
Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие ходят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют:
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты расписные.
Один, два, три - не воронь,
А беги, как огонь.
На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмёт освободившуюся ленточку, тот и победит. Оставшийся выбирает себе следующего напарника.
Успение( Дождинки)
«Кто с нами»?
Играющие встают вкруг. Выбирается водящий, который показывает движения, а остальные их повторяют. Поют:
- Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?
-Мы с вами, мы с вами пашенку пахати.
-Кто с нами, кто с нами жито рассевати?
-Мы с вами, мы с вами жито рассевати.
-Кто с нами, кто снами жито косити?
-Мы с вами, мы с вамижитокосити.
-Кто с нами,кто с нами жито молотити?
-Мы с вами, мы с вами жито молотити.
-Кто с нами, кто с нами муку молоти? (И так далее).
Рождественский сочельник.
«Два мороза».
На противоположных сторонах площадки отмечают два « дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбирают два «мороза»: Синий нос и Красный нос. Морозы говорят:
Два мороза удалые,
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий нос.
Кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?
Дети отвечают: « Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз». После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположную сторону площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.
«Масло».
Один из играющих – «масло» - садится на салазки, а другой – возит его. Остальные стремятся «отведать масла» и с этой целью стараются дотронуться до него. Возница защищает «масло», причём если он до кого дотронется, то последний становится «маслом». А бывший «маслом» - возит.
Зимние Святки
«Бабка».
Играющие загадывают друг другу загадки, причём загадки произнося вслух, но отгадать её должен только рядом стоящий, который в свою очередь загадывает загадку своему соседу. Не отгадавшего трёх – пяти загадок штрафуют. Ему назначают выполнить какое-либо задание (петь, станцевать, подмести пол и т.д.)
«Прялица».
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:
Прялица, кокорица моя.
С горя выброшу на улицу тебя;
Стану прясть да попрядывать,
На беседушку поглядывать.
После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается.
Другой «жених» выбирает себе «невесту».
Масленица
«Горелки».
Играющие поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Затем все встают вкруг. Считалкой выбирают, кому водить. Выбранный закрывает глаза, приговаривает: -Где стоите?
Дети отвечают:
-У ворот!
Что продаёте?
- Квас!
- Лови же нас!
Как только произнесены последние слова ,последняя пара – врассыпную: один – направо, другой – налево. «горящий» бегает за ними и старается поймать. Кого ловит – тому «гореть».
«Сороки»
«Летят – не летят».
Выбирают двух водящих. Остальные играющие стоят, образуя круг. Водящие в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить «Летят», или махать руками, приговаривая: «Не летят», отвечая тем самым на слова водящего.
1. Грачи летят, на всю Русь кричат:
- Гу-гу-гу! Мы несём весну!
2. Журавли летят, на всю Русь кричат:
- Гу-гу-гу! Не догнать нас никому!
3. Пчёлы летят, бунчат, гудят:
- Жу-жу-жу! Медову несу еду!
4. Поросята летят, поросята визжат:
- Хрю-хрю-хрю! Надоело нам в хлеву!
5.Медведи летят , во всё горло кричат:
- Ры-ры-ры-! Не пустим вас в боры!
6. Комары летят, звенят, пищат:
- Зы-зы-зы! Наточим наши носы!
Ответивший неправильно выбывает из игры.
«Баба – Яга».
Водящий – Баба-Яга – находится с завязанными глазами в центре круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:
В темном лесу избушка стоит задом наперёд,
В той избушке есть старушка, бабушка, Бабушка Яга живёт.
У неё глаза большие, дыбом волосы стоят.
Ух и страшная какая, наша бабушка Яга!
На последнем слове играющие входят вкруг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать. Пойманный становится бабой Ягой.
«Бабка Ёжка».
В середину круга встаёт водящий – Бабка Ёжка. В руках у неё «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят её:
Бабка Ёжка– костяная ножка.
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит: « У меня нога болит».
Пошла она на улицу – раздавила курицу.
Пошла на базар – раздавила самовар.
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого - нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснётся – тот замирает.
«Жмурки».
Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог:
- Кот, Кот, на чём стоишь?
На квашне.
- Что в квашне?
-Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал – становится «жмуркой».
«Барашек серенький».
Играющие выбирают «барашка», образуют вокруг него круг, ведут хоровод и поют:
Ты барашек серенький,с хвостиком беленьким.
Мы тебя поили, мы тебя кормили.
Ты нас не бодай , лучше с нами поиграй.
Ну, давай-же, догоняй!
Когда игроки допоют, они разбегаются по игровой площадке. «Барашек бежит за кем-то и старается поймать. Если ему это удаётся, он меняется ролями с пойманным игроком.
«Совушка,Сова».
Сначала выбирают «сову». Игрок встаёт в середину игровой площадки, а остальные поют:
Уж ты совушка-сова, большая голова.
День наступает, сова засыпает и всё сразу оживает!
Игроки разбегаются по игровой площадке. Они могут бегать друг за другом, прыгать или танцевать, а «сова» в это время стоит неподвижно, но вскоре ей это надоедает – и она поёт:
Ночь наступает, всё замирает!
Все игроки замирают и стоят неподвижно. Если кто-то пошевелится, сова его забирает. Игра начинается сначала.
«Ручеёк».
Число играющих должно быть нечётным. Игроки делятся на пары, встают друг против друга ,берутся за руки и поднимают их высоко над головой, образуя своеобразный тонель. Один игрок, которому нет пары, встаёт в начале этого тонеля и проходит через него. Остальные игроки поют:
Ручеёк.ручеёк! Лейся, лейся, ручеёк!
Из реки бери водицу, чтобы мы могли напиться.
Игрок. Который проходит сквозь тонель. Может выдернуть из него любого игрока и образовать с ним пару в самом конце тонеля. Тогда тот.кто остался в одиночестве, должен поменяться с ним ролями. Победителей и побеждённых нет, а о времени, в течение которого она будет продолжаться, игроки договариваются между собой сами.
«Мышки – норушки».
Участники делятся на две команды. Одна из них образует круг, взявшись за руки. Это - «мышеловка».оставшиеся игроки выполняют роль мышей. Игроки « мышеловки» водят хоровод и поют:
Ох уж мыши надоели, развелось их аж не счесть.
Всё погрызли, всё поели, норовят везде успеть.
Мыши в это время ходят вокруг круга. Игроки «мышеловки поднимают сцепленные руки вверх, а мыши начинают вбегать и выбегать из мышеловки. Игроки «мышеловки» поют:
Берегитесь вы , плутовки, доберёмся мы до вас.
Как поставим мышеловку, переловим всех тотчас.
«Мышеловку» захлопывают, несколько «мышей» оказываются пойманными и встают в круг.
«Музыкальные кошки – мышки».
Участники этой игры должны образовать круг и взяться за руки. Следует заранее выбрать «кошку» и «мышку». «Мышка» находится внутри круга, «кошка» - снаружи и пытается поймать её. Но игроки защищают «мышку». «Кошка» должна разорвать круг игроков или как-то по другому проникнуть в круг и достать «мышку». «Мышке разрешается убегать от «кошки», выбегать из круга и вбегать в него. Игроки поют:
Уж ты, серенький коток, не ходи ты в погребок.
Не ходи ты в погребок по сметану, по творог.
Котишко – мурлышко, серенький лобишк.
Не тронь сметану, оставь Степану.
Когда «кошка» поймает «мышку», то они встают в круг. Потом выбирают новых «кошку» и «мышку».
«Дрёма».
Дети образуют круг, в центре круга садится «Дрёма». Все водят хоровод и поют:
Сиди, Дрёма, сиди , Дрёма,
Выбирай-ка, Дрёма, выбирай-ка. Дрёма.
Бери, Дрёма, бери, Дрёма.
«Дрёма» встает со стула и выбирает кого-нибудь из круга. Этот человек становится «Дрёмой, а кто им был встаёт в круг.
«Боярская игра».
Игроки делятся на две команды – «бояр-хозяев» и « бояр-гостей». Участники обеих команд встают по разные концы игровой площадки и берутся за руки. «Бояре-гости» поют:
- Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.
Участники поющей команды шагают сначала до середины площадки, а потом отходят назад. Затем в игру вступают «бояре-хозяева», которые поют в ответ:
- Бояре, вы зачем пришли? Молодые, вы зачем пришли?...
- Бояре, мы невесту выбирать, молодые, мы невесту выбирать…
- Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила?...
Бояре, нам вот эта мила, молодые, нам вот эта мила.
Далее один и «гостей-бояр» пытается разбить цепь «бояр-хозяев»
«Селезень и утка».
Игроки образуют круг, в середине которого ставят «утку». «Селезень» остаётся за кругом и старается ворваться в него, чтобы поймать «утку». Игроки поют:
- Селезень ловил утку, молодой ловил серую.
- Поди, утица, домой, поди, серая , домой.
У тебя семеро детей, а восьмой – селезень.
Если «селезню» удаётся ворваться в круг и поймать «утку», то они меняются ролями.
Медведь в бору.
Из числа игроков выбирают «медведя». Остальные игроки идут в лес за грибами и ягодами и при этом поют:
У медведя на бору грибы-ягоды беру!
А медведь сидит, на меня рычит.
Медведь поостыл – на печи застыл!
При этих словах «медведь» до сих пор дремавший, тихо ворочается, потягивается и, словно нехотя, идёт на детей, которые от него убегают. Затем «медведь» бежит уже стремительнее и ловит кого-то из убегающих от него игроков. Пойманный становится «медведем».
..ПП
ВВВ.
Верб
и
Прял
Обрядовые игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обрядовой культуры в воспитании детей-дошкольников
К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни......
ПРОГРАММА – СИНТЕЗ «НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК» Ознакомление дошкольников с культурными общечеловеческими ценностями, обычаями, обрядовыми праздниками народов России и Европы в условиях детского сада. Ч.3
Русские с интересом осваивают европейскую и мировую культуру, но и богатейшая российская культура, одна из наиболее своеобразных и богатых культур Евразии, не должна оставаться тайной за семью п...
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ЗНАКОМСТВО С ОБРЯДОВЫМИ ПЕСНЯМИ МАСЛЕНИЦЫ».
Конспект тематического занятия "Знакомство с обрядовыми песнями Масленицы" Материал интересен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ....
Цикл календарно-обрядовых праздников по русскому народному фольклору
Как проводить календарно-обрядовые праздники, включая песни, игры, хороводы....
Обрядовый праздник на основе национальных традиций "Играем в свадьбу" (Туйлы уйныйбыз) на татарском языке
Способствовать знанию культуры своего народа и в игре познакомить дошкольников с одним из важнейших обрядов во всех традиционных культурах - свадьбой....
картотека сценариев фольклорно - обрядовых праздников
картотека сценариев фольклорно - обрядовых праздников...
Картотека народного обрядового фольклора "БЕРЕГИНЯ"
Картотека народного обрядового фольклора "БЕРЕГИНЯ"...