Картотека обрядовых игр
картотека (старшая группа)

Бушуева Ольга Викторовна

Традиционные игры и обряды русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartot_obryad_igr.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  обрядовых игр

Задачи:

  • Знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа с его традициями, обрядами, народными играми;
  • Воспитание детей в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю;
  • Развитие духовности, нравственности, патриотических чувств.

                     Пасха.

«Игра с яйцами».

Чьё яйцо дольше покрутится?

Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо.

Катание яиц с горки.

Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель.

Играющие произносят: »раз, два,три! Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот выбывает из игры.

Красная горка.

«В круги».

Выбирается водящий.Играюшие образуют круг.  В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Играющие ходят вокруг него и поют:

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок.

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой каснись.

Отвечай поскорей.

Отгадать поторопись.

Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовёт по имени, идёт в круг.

Троица

«В крест».

Выбираются девушки-русалки. Они выбегают из-а угла (раньше было-из воды). Остальные играющие стараются от них убежать. Играющие должны, как только завидев русалок, быстро нарисовать крест и встать на него. Кто не успеет, того «русалки забирают к себе, и они помогают «русалкам» ловить остальных играющих.

«Салки с мячом».

Водящий может догонять только того играющего, у которого в руках мяч. Мяч можно передавать от одного играющего к другому.

Вербная     неделя.

«Верба-вербочка».

Дети выбирают девочку и мальчика. Те встают в два круга, образованные играющими. Дети водят хоровод, напевая:

Верба, верба, вербочка, вербочка  кудрявая,

Не расти, верба, во ржи, расти,  верба, на меже.

Как во городе царевна посреди круга стоит,

Её ветер не берёт, канарейка гнездо вьёт.

На слово «вьёт девочка и мальчик разрывают свои круги и делают «воротики». Дети проходят в них, продолжая припевать:

Люди спросят: «Кто такой?» , Катя  скажет: «Милый мой»

В конце девочка и мальчик танцуют.

Покров.

«Заря – заряница».

Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие ходят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют:

Заря-заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты расписные.

Один, два, три - не воронь,

А беги, как огонь.

На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмёт освободившуюся ленточку, тот и победит. Оставшийся выбирает себе следующего напарника.

Успение( Дождинки)

«Кто с нами»?

Играющие встают вкруг. Выбирается водящий, который показывает движения, а остальные их повторяют. Поют:

- Кто с нами, кто с нами  пашенку пахати?

-Мы с вами, мы с вами пашенку пахати.

-Кто с нами, кто с нами жито рассевати?

-Мы с вами, мы с вами жито рассевати.

-Кто с нами, кто снами жито косити?

-Мы с вами, мы с вамижитокосити.

-Кто с нами,кто с нами жито молотити?

-Мы с вами, мы с вами жито молотити.

-Кто с нами, кто с нами муку молоти? (И так далее).

Рождественский сочельник.

«Два мороза».

На противоположных сторонах площадки отмечают два « дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбирают два «мороза»: Синий нос и Красный нос. Морозы говорят:

Два мороза удалые,

Я - Мороз Красный  Нос,

Я - Мороз Синий нос.

Кто из вас решится

В путь – дороженьку пуститься?

Дети отвечают: « Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз». После  слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположную сторону площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.

«Масло».

Один из играющих – «масло» - садится на салазки, а другой – возит его. Остальные стремятся «отведать масла» и с этой целью стараются дотронуться до него. Возница защищает «масло», причём если он до кого дотронется, то последний становится «маслом». А бывший «маслом» - возит.

Зимние Святки

«Бабка».

Играющие загадывают друг другу загадки, причём загадки произнося вслух, но отгадать её должен только рядом стоящий, который в свою очередь загадывает загадку  своему соседу. Не отгадавшего  трёх – пяти загадок штрафуют. Ему назначают выполнить какое-либо задание (петь, станцевать, подмести пол и т.д.)

«Прялица».

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану  прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается.

Другой «жених» выбирает себе «невесту».

Масленица

«Горелки».

Играющие поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Затем все встают вкруг. Считалкой выбирают, кому водить. Выбранный закрывает глаза, приговаривает: -Где стоите?

Дети отвечают:

-У ворот!

Что продаёте?

- Квас!

- Лови же нас!

Как только произнесены последние слова ,последняя пара – врассыпную:  один – направо, другой – налево. «горящий» бегает за ними и старается поймать. Кого ловит – тому «гореть».

«Сороки»

«Летят – не летят».

Выбирают двух водящих. Остальные играющие стоят, образуя круг. Водящие в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить «Летят», или махать руками, приговаривая: «Не летят», отвечая тем самым на слова водящего.

1. Грачи летят, на всю Русь кричат:

 - Гу-гу-гу! Мы несём весну!

2. Журавли летят, на всю  Русь кричат:

 - Гу-гу-гу! Не догнать нас  никому!

3. Пчёлы  летят, бунчат, гудят:

 - Жу-жу-жу! Медову несу еду!

4. Поросята летят, поросята визжат:

  - Хрю-хрю-хрю! Надоело нам в  хлеву!

5.Медведи летят , во всё горло кричат:

  - Ры-ры-ры-! Не пустим вас в боры!

6. Комары летят, звенят, пищат:

 - Зы-зы-зы! Наточим наши носы!

Ответивший неправильно выбывает из игры.

«Баба – Яга».

Водящий – Баба-Яга – находится с завязанными глазами в центре круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из  играющих произносит:

В темном лесу избушка стоит задом наперёд,

В той избушке есть старушка, бабушка,  Бабушка Яга живёт.

У неё глаза большие, дыбом волосы стоят.

Ух и страшная какая, наша  бабушка Яга!

На последнем  слове  играющие входят вкруг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать. Пойманный становится бабой Ягой.

«Бабка Ёжка».

В середину  круга встаёт водящий – Бабка Ёжка. В руках у неё «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят её:

Бабка Ёжка– костяная ножка.

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит: « У меня нога болит».

Пошла она на улицу – раздавила курицу.

Пошла на базар – раздавила самовар.

Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается  кого -  нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснётся – тот замирает.

«Жмурки».

Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог:

- Кот, Кот, на чём стоишь?

На квашне.

- Что в квашне?

-Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал – становится «жмуркой».

«Барашек серенький».

Играющие выбирают «барашка», образуют вокруг него круг, ведут хоровод и поют:

Ты барашек серенький,с хвостиком беленьким.

Мы тебя поили, мы тебя кормили.

Ты нас не бодай , лучше с нами поиграй.

Ну, давай-же, догоняй!

Когда игроки допоют, они разбегаются по игровой площадке. «Барашек бежит за кем-то и старается поймать. Если ему это удаётся, он меняется ролями с пойманным игроком.

«Совушка,Сова».

Сначала выбирают «сову». Игрок встаёт в середину игровой площадки, а остальные поют:

Уж ты совушка-сова, большая голова.

День наступает, сова засыпает и всё сразу оживает!

Игроки разбегаются по игровой площадке. Они могут бегать друг за другом, прыгать или танцевать, а «сова» в это время стоит неподвижно, но вскоре ей это надоедает – и она поёт:

Ночь наступает, всё замирает!

Все игроки замирают и стоят неподвижно.  Если кто-то пошевелится, сова его забирает. Игра начинается сначала.

«Ручеёк».

Число играющих должно быть нечётным. Игроки делятся на пары, встают друг против друга ,берутся за руки и поднимают их высоко над головой, образуя своеобразный тонель. Один игрок, которому нет пары, встаёт в начале этого тонеля и проходит через него. Остальные игроки поют:

Ручеёк.ручеёк! Лейся, лейся, ручеёк!

Из реки бери водицу, чтобы мы могли напиться.

Игрок. Который проходит сквозь тонель. Может выдернуть из него любого игрока и образовать с ним пару в  самом конце тонеля. Тогда тот.кто остался в одиночестве, должен поменяться с ним ролями. Победителей и побеждённых нет, а о времени, в течение которого она будет продолжаться, игроки договариваются между  собой сами.

«Мышки – норушки».

Участники делятся на две  команды. Одна из них образует круг, взявшись за руки. Это  - «мышеловка».оставшиеся игроки выполняют роль мышей. Игроки « мышеловки»  водят хоровод и поют:

Ох уж мыши надоели, развелось их аж не счесть.

Всё погрызли, всё поели, норовят везде успеть.

Мыши в это время ходят вокруг круга. Игроки «мышеловки поднимают сцепленные руки вверх, а мыши начинают вбегать и выбегать из мышеловки. Игроки «мышеловки» поют:

Берегитесь вы , плутовки, доберёмся мы до вас.

Как поставим мышеловку, переловим всех тотчас.

«Мышеловку» захлопывают, несколько «мышей» оказываются пойманными и встают в круг.

«Музыкальные кошки – мышки».

Участники этой игры должны образовать круг и взяться за руки. Следует заранее выбрать «кошку» и «мышку».  «Мышка» находится внутри круга, «кошка» - снаружи и пытается поймать её. Но игроки защищают «мышку».  «Кошка» должна разорвать круг игроков или как-то по  другому проникнуть в круг и достать «мышку». «Мышке разрешается убегать от «кошки», выбегать из круга и вбегать в него. Игроки поют:

Уж ты, серенький коток, не ходи ты в погребок.

Не ходи ты в погребок по сметану, по творог.

Котишко – мурлышко, серенький лобишк.

Не тронь сметану, оставь Степану.

Когда «кошка» поймает «мышку», то они встают в круг. Потом выбирают новых «кошку» и «мышку».

«Дрёма».

Дети образуют круг, в центре круга садится «Дрёма». Все водят хоровод и поют:

Сиди, Дрёма, сиди , Дрёма,

Выбирай-ка, Дрёма, выбирай-ка. Дрёма.

Бери, Дрёма, бери, Дрёма.

«Дрёма»  встает со стула и выбирает кого-нибудь из круга. Этот человек становится «Дрёмой, а кто им был встаёт в круг.

«Боярская игра».

Игроки делятся на две команды – «бояр-хозяев» и « бояр-гостей». Участники обеих команд встают по разные концы игровой площадки и берутся за руки. «Бояре-гости» поют:

- Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.

Участники поющей команды шагают сначала до середины площадки, а потом отходят назад. Затем в игру вступают «бояре-хозяева», которые поют в ответ:

 - Бояре, вы зачем пришли? Молодые, вы зачем пришли?...

 - Бояре, мы невесту выбирать, молодые, мы невесту выбирать…

 - Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила?...

Бояре, нам вот эта мила, молодые, нам вот эта мила.

Далее один и «гостей-бояр» пытается разбить цепь «бояр-хозяев»

«Селезень и утка».

Игроки образуют круг, в середине которого ставят «утку». «Селезень» остаётся за кругом и старается ворваться в него, чтобы поймать «утку». Игроки поют:

- Селезень ловил утку, молодой ловил серую.

 - Поди, утица, домой, поди, серая , домой.

У тебя семеро детей, а восьмой – селезень.

Если «селезню» удаётся ворваться в круг и поймать «утку», то они меняются ролями.

Медведь в бору.

Из числа игроков выбирают «медведя». Остальные игроки идут в лес за грибами и ягодами и при этом поют:

У медведя  на бору  грибы-ягоды беру!

А медведь сидит, на меня рычит.

Медведь поостыл – на печи застыл!

При этих словах «медведь» до сих пор дремавший, тихо ворочается, потягивается и, словно нехотя, идёт на детей, которые от него убегают. Затем «медведь» бежит уже стремительнее и ловит кого-то из убегающих от него игроков. Пойманный становится «медведем».

..ПП

ВВВ.

Верб

и

Прял

 Обрядовые игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обрядовой культуры в воспитании детей-дошкольников

К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни......

ПРОГРАММА – СИНТЕЗ «НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК» Ознакомление дошкольников с культурными общечеловеческими ценностями, обычаями, обрядовыми праздниками народов России и Европы в условиях детского сада. Ч.3

Русские с интересом осваивают европейскую и мировую культуру, но и богатейшая российская культура, одна из наиболее своеобразных и богатых культур Евразии, не должна оставаться тайной за семью п...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ЗНАКОМСТВО С ОБРЯДОВЫМИ ПЕСНЯМИ МАСЛЕНИЦЫ».

Конспект тематического занятия "Знакомство с обрядовыми песнями Масленицы" Материал интересен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ....

Цикл календарно-обрядовых праздников по русскому народному фольклору

Как проводить календарно-обрядовые праздники, включая песни, игры, хороводы....

Обрядовый праздник на основе национальных традиций "Играем в свадьбу" (Туйлы уйныйбыз) на татарском языке

Способствовать знанию культуры своего народа и в игре познакомить дошкольников с одним из важнейших обрядов во всех традиционных культурах - свадьбой....

картотека сценариев фольклорно - обрядовых праздников

картотека сценариев фольклорно - обрядовых праздников...

Картотека народного обрядового фольклора "БЕРЕГИНЯ"

Картотека народного обрядового фольклора "БЕРЕГИНЯ"...