Проект "Блокада Ленинграда"
проект (средняя группа)
Никто не забыт и ничто не забыто.....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_blokada_leningrada.docx | 164.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад № 9 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
«Блокада Ленинграда»
Средняя группа № 9 «Радуга»
Воспитатели: Борисенко И.В.
Маидова Л.Т.
Вид проекта: познавательный, краткосрочный, групповой.
Сроки реализации: 1 неделя
Участники проекта: дети 4-5 года, педагоги, родители.
Актуальность:
Как детям сказать, что такое война?
Детям маленьким с глазками чистыми?
Их нельзя обмануть, их нельзя испугать,
Потерять смысла фразами быстрыми.
Как до них донести, чтоб открылись сердца,
Пытаясь слова упростить,
Что война – это ужас и боль без конца.
И ее нельзя допустить!
(В. Перницкая)
Цель:
- Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга), развитие словарного запаса, воспитание патриотических чувств.
Задачи проекта:
- познакомить с историей нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга);
- формировать умение внимательно слушать;
- способствовать развитию интереса к истории нашей Родины.
- развивать речь, пополнять словарный запас;
- развивать интерес к музыкальным произведениям.
- развивать умение сопереживать, сочувствовать;
- испытывать гордость за свой народ, свою Родину;
- воспитывать уважение к военным и людям старшего поколения;
- воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания.
Этапы работы над проектом.
1 этап - Подготовительный этап
- Составление плана работы по проекту, определение цели и задач
- Создание предметно- развивающей среды
- Подборка методической литературы по теме проекта.
- Подборка дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания)
2 этап. Основной
- Информационный материал для родителей, альбом «Блокада Ленинграда»
- Беседы с детьми о ВОВ, о героизме наших воинов.
- Беседа «Ленинград, что такое блокада»
- Рассматривание фотографий военных лет, карточек с изображением военной техники, фотографий города Ленинграда (Санкт – Петербурга)
- Беседа о необходимости питания для человека, чтение рассказа Валентины Семенцевой «Лист фикуса» (в сокращении), знакомство с растением Фикус.
- Физминутка «За дровами мы идем», «Мы солдаты»
- Прослушивание песен : «Вставай страна огромная», симфонии № 7 (Ленинградская) Д. Шостаковича
- Продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация.
3 этап. Результативный
- Беседа о важности поддержания мира в родной стране, уважительного отношения к воинам, пожилым людям, значимости продуктов питания в жизни человека.
- Рисование + аппликация «Свеча памяти»
Приложение
Беседа: «Ленинград. Что такое блокада»
Война – это всегда страшно, беспощадно. Много войн было в нашей стране. Но самая лютая с фашистами. Началась она давно – еще не было ваших мам и пап. Да и бабушка, может быть еще не родилась…
Наша Родина, страна, в которой мы живем, называлась Советский Союз. В нашей стране жили мирные люди, которые трудились, растили детей, радовались жизни. Но на нашу страну напали враги – фашисты. Это были злые люди, которые хотели убить наших жителей и захватить наши земли. Советские солдаты стали бороться с врагом. Началась война. Дети, посмотрите на эти фотографии военных лет, что вы видите?
- Ответы детей (много солдат стреляют из ружья, взрыв, люди грустные, людям страшно, а этот солдат не боится, это наш солдат)
- Ребята, почему война – это плохо?
- Люди воюют, они убивают друг друга, а дети плачут…
Наш город в то время назывался Ленинград. И фашисты решили его уничтожить совсем. Стереть с лица земли! Они хотели, чтобы вместо наших сказочных дворцов, прекрасных храмов остались только камни и развалины, пыль и пепел, обгорелая земля и ни одного человека…Все и всех хотели уничтожить фашисты в Ленинграде.
Для этого фашисты окружили наш город со всех сторон. Кольцо из пушек, танков, фашистских солдат образовались вокруг нашего города. Это кольцо называется блокадой. В город нельзя было ни пройти, ни проехать. Невозможно было привезти еду, хлеб…
Настали страшные, голодные и холодные блокадные дни. В городе совсем не осталось еды. Люди стали голодать. Каждому человеку в день давали вот по такому кусочку хлеба. (Показать детям небольшой кусок серого хлеба). Ребята, как вы думаете, хватит этого хлеба человеку на целый день?
- Да, ребята, кроме маленького кусочка хлеба ничего больше не было и люди голодали.
Вот такой кусочек хлеба выдавали по специальной хлебной карточке на целый день (показать кусок хлеба весом 125 г.) Больше никакой еды не было - только вода. А за водой надо было идти на реку Неву. Когда на небе появлялись вражеские самолеты, объявляли воздушную тревогу по радио. Все люди прятались в бомбоубежища и сидели там, пока самолеты не улетали. Было очень страшно. Город бомбят, фашистские снаряды разрушают дома, убивают людей. Но город продолжает жить! (дать детям подержать в руках кусочек хлеба).
Чтобы помочь городу, по льду Ладожского озера вот такие грузовики ( показ фото) везли хлеб в Ленинград, а обратно увозили детей, больных и раненых.
Вся страна собрала силы для помощи нашему городу. И наконец разорвано кольцо блокады! В город стала поступать еда, город стал оживать. Ленинград был освобожден от блокады.
Наш город получил звание города-героя. Но самое главное, ребята, помните и вы о том, что когда-то наш город сражался, погибал, но не сдался врагу! Давайте будем так же сильно любить его беречь, как любили его те, кто погиб, защищая наш город.
Музыкальное сопровождение: «Вставай, страна огромная» (куплет).
Везде в нашей стране фашисты убивали людей, разрушали города, взрывали мосты. Но весь русский народ встал на защиту своей Родины. Как в той песне, которую вы сейчас слушали.
Физкультминутка:
За дровами мы идём и пилу с собой несём. (Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно.
Чтобы печку протопить, много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку, их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колют дрова.)
А теперь их соберём и в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда надо посидеть всегда. (Дети садятся.)
Беседа: «Лист Фикуса»
Девочке Вале в то время было четыре года, но она хорошо запомнила войну. Когда эта девочка выросла, то написала книгу о блокаде Ленинграда. Я прочитаю вам отрывок из этой книги.
Вступление
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашисты быстро подошли к Ленинграду (Санкт-Петербургу) и окружили его. Большую часть заводов и людей эвакуировали в тыл, то есть вывезли вглубь страны. Часть людей не смогла или не захотела покинуть город.
Немецкая артиллерия каждый день обстреливала город. С самолётов сбрасывали бомбы, которые вызывали разрушения и пожары. По радио объявляли: «Воздушная тревога!» Люди прятались в подвалы или специальные бомбоубежища до отбоя воздушной тревоги. Но это не всегда спасало. Было очень много убитых и раненых.
Осенью 1941 года сгорели склады с запасами продовольствия, и над окружённым фашистами городом нависла опасность голода. Продукты стали продаваться только по карточкам, то есть талончикам, в строго ограниченном количестве. Норма отпуска продуктов постоянно сокращалась.
Люди стали умирать от голода. 900 дней продолжалась блокада Ленинграда.
* * *
Это воспоминания девочки Вали, которой шёл четвёртый год, когда началась война. Её папа ушёл на фронт сражаться с фашистами, был зенитчиком. Мама устроилась работать на Кировский завод, ремонтировала танки, делала снаряды. Валя оставалась дома одна на целый день, пока мама была на работе.
Лист фикуса
Вы едите листья растений? Конечно, ответите вы. Листья салата, капусты, укропа и другие, вкусные и полезные. Но не все листья можно есть. Некоторые листья ядовиты, другие просто невкусные. Откуда же такое название рассказа?
В начале войны мы жили в двухэтажном многоквартирном доме в Огородном переулке около Кировского завода. У нас в комнате рос в кадке большой фикус. Мама закрывала меня в комнате и уходила на работу. У меня было много игрушек, я целый день играла с ними. Немного еды, что оставляла мне мама, я быстро съедала. А есть потом снова хотелось.
Однажды с фикуса упал лист. Он был большой, кожистый, зелёный. На его черешке появилась белая капелька, как молоко. Я лизнула её, но она оказалась горькой. Я стала играть с листом, но от него исходил такой вкусный запах зелени…
Вы видели, как грызут корм хомяки, кролики. Передними зубами они откусывают маленькие кусочки и не жуют их. Вот так и я сгрызла лист фикуса и почти наелась. Через некоторое время я уже сама оторвала лист и тоже сгрызла его. Усталая мама, вернувшись вечером с работы, ничего не заметила. А я ничего ей не рассказала, побоялась, что меня накажут.
Как вы догадываетесь, на следующий день я сгрызла ещё два листа, потом ещё… Наконец наступил день, когда листья остались только на верхушке фикуса, достать их я никак не могла. Это меня очень огорчило.
Как-то мама, видно отдохнув немного, обратила внимание на голый фикус. Никаких листьев внизу не было. Я ей честно призналась, что съела их.
Мама перепугалась, схватила меня в охапку и побежала к врачу в поликлинику. Там меня осмотрели, послушали, никаких болячек не обнаружили и решили, что всё обошлось для меня благополучно.
Может быть, потому я и стала потом биологом, что съела фикус? Вы, ребята, моему примеру не следуйте, ведь тогда была война, голод.
Воспитатель:
- Вот такой грустный рассказ о маленькой девочке Вале. Почему нам ее жалко?
- Ответы детей (она была голодная, она была одна дома, без мамы и папы, она от голода ела горький лист)
- А почему нельзя есть листья фикуса?
- Ответы детей (Листья горькие, ядовитые)
- Почему Валина мама повела Валю к врачу?
- Ответы детей (Она боялась, что Валя отравиться, что у нее заболит живот, что она может даже умереть)
- Два с половиной года длилась Блокада Ленинграда. Но наши войска все – таки выгнали фашистов с родной земли. Для этого понадобилось много военной техники. Посмотрите на картинки. Какую военную технику вы можете назвать?
- Ответы детей (Танки, самолеты, пушки)
- И всем этим управляли наши солдаты. Какие должны быть солдаты?
- Ответы детей (смелые, сильные, быстрые)
- Правильно! А еще дисциплинированные. Солдаты должны уметь маршировать, выполнять команды смирно и вольно, уметь ходить строем. Представьте, что мы с вами – солдаты.
Физкультминутка «Мы – солдаты»
- Чтобы поддержать дух советских людей, во время тяжелых дней блокады, композитор Дмитрий Шостакович сочинил музыку – симфонию Ленинградскую. Послушаем отрывок из этой симфонии.
(Звучит отрывок из симфонии)
- Ребята, какая это музыка?
- Ответы детей (громкая, грустная, под нее хочется идти, военная, она делает смелее)
- Люди слушали эту музыку и им хотелось стать смелее, им хотелось выжить и победить фашистов.
Физкультминутка «Мы – солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты Бодрым шагом мы идем (маршируют, кисть правой руки приложить к виску)
В нашу армию, ребята, просто так не попадем (грозим пальцем одной руки, затем другой)
Нужно быть умелым, сильным, ловким, смелым! (хлопки и прыжки на месте)
Беседа «После войны»
После Великой Отечественной войны прошло много лет. Солдаты, которые воевали с врагом, стали пожилые, совсем старенькие, многих уже нет. Но они подарили нам прекрасную жизнь. Посмотрите на фотографии современного города Ленинграда. Сейчас этот город называют Санкт – Петербург. Нравится вам Санкт – Петербург?
- Ответы детей (Он очень красивый, люди опять довольные и веселые)
- Почему, мы должны уважать пожилых людей?
- Ответы детей (Они воевали за нас, чтобы мы могли расти, чтобы у нас было много еды и мы не были голодные)
- Ребята, а почему нельзя баловаться хлебом и другой едой?
- Ответы детей (Без еды можно умереть с голоду, хлеб нужно уважать)
- Правильно, дети. Почему мы не хотим войны?
- Ответы детей (Война – это плохо, это страшно, умирают люди и дети тоже)
- Почему мы должны любить и защищать свою Ро
дину?
- Чтобы на нас не напали враги, мы хотим жить в мире.
- Правильно, мир – это хорошо, а война – плохо. Нужно сделать все возможное, чтоб над нашей Родиной, над нашей Россией светило мирное небо. Возьмите на память вот эти красные флажки. Под красными флагами наши солдаты в Великую Отечественную войну защищали нашу Родину от врага. А это флаги России. У каждого из вас будет и такой флажок. Вы вырастете и тоже станете защитниками Отечества. И ни один враг не посмеет напасть на нашу.
Стихи
********
Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!
(В. Шефнер, 1941, 23 июня, Ленинград)
*********
Отрезав город от страны,
Сжав в огненном кольце блокады
Враги хотели уничтожить, растоптать
Все то, что ленинградцы так любили.
Хотели враги Ленинград уничтожить,
Стереть этот город с земли.
Но захватить и прорвать оборону
Фашисты никак не смогли.
*********
За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут.
Ю. Воронов, 27 января 1944 г.
**********
Медаль за оборону Ленинграда -
Не просто наша память о войне.
Металл ее откован в дни блокады
И закален в невиданном огне. (В. Суслов)
**********
…Слава вам, которые в сраженьях
Отстояли берега Невы.
Ленинград, незнавший пораженья,
Новым светом озарили вы.
Слава и тебе, великий город,
Сливший во едино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил.
(Вера Инбер, 1944)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блокадный Ленинград(вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады)февраль 2014года
Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т
Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...
Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)
Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа "Дети блокадного Ленинграда"...
Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"
Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...
Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"
Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...
Презентация к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» " Блокада Ленинграда"
Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда....