Хантыйские загадки и игры народов Севера
материал (подготовительная группа)
Игра в палочки «Щёл»
Игра «щёл» рассчитана на людей разного возраста. В нее могут играть как дети (от 2-3 лет), так и взрослые. Есть несколько вариантов этой игры, которые формируют те или иные способности.
Для самых маленьких 2 варианта «Лебедя».
Игра хутанг ‘лебедь’.
В неё играют дети дошкольного возраста. Ведущий – взрослый из палочек выкладывает фигуру лебедя: две палочки – голова, одна – шея, три – туловище, по пять – крылья, четыре – хвост. Дети должны запечатлеть эту фигуру. Затем они отворачиваются, в это время ведущий убирает одну из палочек. Дети должны увидеть, какой из палочек не достаёт, и назвать эту часть тела птицы. В зависимости от возраста и способностей детей, ведущий может усложнять игру. Так, из фигуры лебедя убирается палочка, например, на крыле из пяти изымается одна, оставшиеся четыре раздвигаются так, чтобы расстояние между ними было одинаковым. Данная игра направлена на развитие внимательности, кроме того, обучает детей счёту.
Игра «Торэх» – Журавль.
Количество игроков от 2 до 6 человек. Палочки раскладываются в виде птицы – журавля (лебедя). 3 палочки – голова, 2 палочки – туловище, 5 палочек – крылья, по 3 палочки – ноги, 4 палочки – хвост. Игроки сидят спиной к выложенной фигуре, ведущий убирает палочку из какой-либо части «лебедя» и задает игрокам вопрос: «Я убрал 1 палочку из головы (с шеи, из хвоста, с туловища и т.д.), сколько там осталось палочек?».
Игра в «щёл» на ловкость.
В неё играет несколько детей по очереди. Ребёнок, за которым в настоящее время ход игры, все палочки кладёт на ладонь, затем движением руки снизу вверх он их подбрасывает, за период времени пока палочки находятся в воздухе, игрок должен перевернуть руку тыльной стороной вверх и поймать палочки этой стороной руки. Затем движением снизу вверх палочки вновь подбрасываются, но уже с тыльной стороны руки, снова рука переворачивается, и ребёнок должен поймать их в ладонь. Если игрок ловит нечётное количество палочек, то одну забирает себе и ход остаётся за ним. Если в ладони оказалось чётное количество – ход переходит другому. Цель игры заключается в том, кто из игроков наберёт наибольшее количество палочек. Когда остаётся последняя палочка вначале ребенок, за которым ход игры, должен проиграть с неё так же, как описано ранее.
Затем характер игры меняется. Поочерёдно палочка кладётся на два соседних пальца. После этого подкидывается и ловится между этими же пальцами. Первоначально играют большой и указательный пальцы, затем указательный и средний и т.д. В случае, если ребенок справился с этой задачей, то он должен то же самое выполнить в обратном направлении. Сначала играют мизинец и безымянный пальцы, затем безымянный и средний и т.д. Цикл этапа игры с одной палочкой должен быть проведен от начала до конца. Как правило, мало кому удается выполнить описанное выше требование игры с первого раза. Тогда ход игры переходит к следующему играющему.
Игра в «щёл» на осторожность.
В неё так же играют несколько детей по очереди. Один из игроков берёт все палочки в руку, ставит их вертикально на какое-либо основание. Нижнюю часть пучка несколько раздвигает, получается фигура в форме чума. После этого ведущий игрок резко разжимает руку, палочки в беспорядке падают одна на другую. Ребёнок за которым ход игры, должен из этого вороха, очень осторожно, вытянуть одну палочку, но так, чтобы не потревожить остальные. Другие дети внимательно наблюдают за ним. Если игроку удалось соблюсти правила игры, то ход остаётся за ним. В случае, если какая-либо палочка, кроме той, которую вытягивает игрок, была потревожена, то ход игры переходит к другому. Конечная цель игры – набрать максимальное количество палочек.
Игра в «щел» на осторожность и игра в «щел» на ловкость имеют одинаковое окончание. У каждого игрока набралось определенное количество палочек. Согласно традиции, пересчет их количества не ведется, тем не менее имеется способ выявления наиболее ловкого или осторожного. Это выполняется следующим образом. Каждый игрок по очереди кладет по одной палочке на игральную площадку, при этом выстраивается фигура чума. Когда у одного из игравших заканчиваются палочки, остальные игроки пересчитывают оставшиеся у себя палочки. Затем, в зависимости от их количества ставятся соответствующее число щелчков проигравшему.
Функции и назначение игры «щёл».
Одна из функций игры – символическая. Так, в игре «щёл» требуется отчет палочек парами. При этом, пара и единичность имеют различные знаковые значения. Парное количество палочек – игрок прекращает игру. То есть, парность – означает достаточность, полноту, цельность. Непарное количество палочек – во-первых, игрок приобретает дополнительное очко (палочку), во-вторых, может продолжить игру. Таким образом, за непарностью закреплено значение – прибыль, достаток, а также неполнота.
Вторая функция игры – развитие мелкой моторики рук, пальцев, их ловкости. В традиционной культуре хантов это необходимо было для освоения различных видов промысла. (Для девочек – плетение из бисера, шитьё.Для мальчиков – тиснение из бересты, вырезывание орнаментов по дереву строгание.). Кроме того, развитие мелкой моторики у детей влияет на развитие их мыслительных и познавательных процессов в дальнейшем.
Третья функция игры – в развитии чувства группирования объектов и определение их количества. Сортировка игральных палочек, с одной стороны, по парам, а с другой – по одной формирует способность различения чётного и нечётного состава числа. При изготовлении, так называемого «чума», каждый игрок изымает от себя одинаковое количество палочек, выкладывая их поочерёдно на «строительство» чума. Кроме проигравшего (или проигравших) у других остается некоторый остаток палочек. Они их сравнивают. Таким образом, учатся измерять остаток от равного количества и оценивать у кого больше – меньше.
В настоящее время игра «щёл» получила большое распространение. В летнее время игра пользуется популярностью во время проведения различных смен на стойбище «Нумсангёх».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hantyyskie_zagadki.docx | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры народов Севера"
Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста...
картотека "Игры народов севера"
Воспитание с помощью народных игр в дошкольных учреждениях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, ...
картотека "Игры народов севера"
Воспитание с помощью народных игр в дошкольных учреждениях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, ...
Подвижные игры народов севера
игры для детей...
Развлечение "Игры народов севера". Цель: расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Ямала через национальные игры.
Развлечение...
Народные подвижные игры для дошкольников "Игры народов Севера"
Народные подвижные игры передаются нам из поколения в поколение. Данные игры не просто интересны детям, они прививают ребятам обычаи и традиции разных народов, особенности характера, неповторимый кало...
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...