Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия (средняя группа)

Боваева Виктория Джангаровна

Конспект НОД по развитию речи

«Весна в степи»

 Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года и типичных весенних явлениях в природе.

Задачи:

  Образовательные: активизировать словарь детей по теме «Весна»; формировать умение составлять связный рассказ по мнемосхеме; обогащать словарь детей прилагательными; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.

Развивающие: развивать связную речь детей, умение  подбирать слова –действия, слова – признаки, внимание, наблюдательность, память, словесно-логическое мышление, зрительную память, наблюдательность и познавательную активность детей.

Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание  общаться и играть со сверстниками и взрослым, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создавать радостную атмосферу в группе.

 

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Активизация словаря: Весна, солнце, ручеек, сосулька, птицы, приметы весны, становится тепло, тает снег, появляются цветы.

Оборудование: проектор, мяч, обруч, лучик.

Демонстрационный материал: мнемосхема, картинки.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx408.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

«Весна в степи»

 Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года и типичных весенних явлениях в природе.

Задачи:

  Образовательные: активизировать словарь детей по теме «Весна»; формировать умение составлять связный рассказ по мнемосхеме; обогащать словарь детей прилагательными; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.

Развивающие: развивать связную речь детей, умение  подбирать слова –действия, слова – признаки, внимание, наблюдательность, память, словесно-логическое мышление, зрительную память, наблюдательность и познавательную активность детей.

Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание  общаться и играть со сверстниками и взрослым, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создавать радостную атмосферу в группе.

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Активизация словаря: Весна, солнце, ручеек, сосулька, птицы, приметы весны, становится тепло, тает снег, появляются цветы.

Оборудование: проектор, мяч, обруч, лучик.

Демонстрационный материал: мнемосхема, картинки.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.

Ход НОД

1 Вводная часть:  (Дети стоят в кругу  посреди группы)

 Психогимнастика «Улыбка»

- Здравствуйте, ребята! Ключ, который открывает замки в душах людей-это улыбка, так давайте же сейчас подарим друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа(слева)! Улыбнитесь гостям!

-Молодцы!

2. Основная часть

Воспитатель: Сегодня утром я обнаружила конверт с надписью «Детям группы №12». Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте. Хотите узнать, что за письмо? И от кого оно? (читает) –« Ребята, вы знаете, что Цahaн сар это встреча весны. Я хочу, чтобы вы  составили по первым буквам слов-картинок: весы, енот, санки, носки, автобус, выделили первый звук и составили слово. Когда вы справитесь с заданием, вас ждет путешествие в страну « Веснянку».

 С уважением  ваша Цаhан Сар.

 Игра « Составь слово»

 Дети выкладывают из букв слово ВЕСНА

- Подберите определения к слову ВЕСНА . Весна какая? (игра с мячом)

-Дети: Весна ранняя, теплая, веселая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, лучистая, долгожданная.

-Молодцы, как много слов хороших о весне вы знаете.

-Калмыки раньше жили, в кибитках, а  зимы были очень холодные. Люди с нетерпением ждали весну. Есть такая народная примета, когда засвистит суслик, значит скоро станет тепло, придет долгожданная весна. Встречали ее праздником. Как называется этот народный праздник?.  (ответы детей). Правильно,  Цаhан Сар символизирует приход весны, пекли боорцг. Самый главный боорцг - Целвг, означает солнце.

Игра « Солнце» - Ребята, скажите про солнце, какое оно ? (ласковое, лучистое, теплое, жаркое, доброе, желтое , горячее, яркое))

-Солнце что делает?  - (греет, пригревает, светит).

-Слышится голос за кадром проектора:

« Здравствуйте, дорогие ребята! Обращаются к вам жители хотона. Злой мус заколдовал наше солнышко и разбросал его лучики. В степи стало темно! Все что есть у нас: кибитки, животные,  реки, дорожки-  все осталось без света и скоро погибнет! Помогите нам расколдовать нашу степь, а мы вас отблагодарим!»

-Ребята, посмотрите, без солнышка с его теплыми лучами в стпи стало тускло и темно! Солнышко совсем загрустило! о (воспитатель указывает на предметную доску, на которой помещено  изображение солнышка без лучиков). Ребята, поможем солнышку! Чтобы расколдовать лучики  надо выполнить задания! Поможем жителям степи.

- Да, поможем!

 ( Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку. Все лучики разбросаны по группе).

 1-е задание: А вот и первый лучик, слушайте задание: « Назови ласково животных степи».  Примерные слова: сайгак-( сайга), лиса, еж, заяц, суслик, кабан, мышь

2-е задание: « Видеосюжет»- А следующее задание, который приготовил нам лучик-это видеосюжет. Нам нужно посмотреть видео сюжет, а потом ответить на вопросы, смотрите внимательно.

 ( видеосюжет о весне)

-О каком времени года говорилось?( о весне)

-Какие приметы весны вы знаете?

-Назовите весенние месяцы.

3-е задание: «Животные весной»

 Молодцы! А третий лучик спрашивает о том, какие животные выходят весной из спячки? ( суслик, тушканчик, ежик)

- Правильно, а я знаю одного  интересного ежика. Давайте послушаем о нем сказку. А для этого нам понадобятся наши массажные мячики, наши верные друзья по. (воспитатель раздает маленькие массажные мячики.)

 Су-джок терапия

- В бескрайней степи , в  уютном домике жил-был маленький ежик (Показать шарик в открытой ладони)

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.(Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-джок)

Однажды ранним весенним  утром захотел ежик  погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.(Катать шарик по ладони вперед-назад)

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик. (Круговые движения шариком по ладони –сначала по часовой стрелке, потом против).

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик- сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый – и перебрался на другой берег! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).

 А там поляна- большая, круглая, красивая! (Круговые движения шариком по ладони).

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке! (Прокатить шарик по каждому пальцу на каждое название цветка).

Ежику очень понравилась поляна, он ее обошел, ступил на мостик- один шаг, второй, третий, четвертый, пятый, и он на берегу! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).

Быстро побежал еж – сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика! (Катать шарик по ладони вперед-назад)

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! (Зажать шарик в ладошке).

Ну что ж, ребята, пальчики мы размяли, продолжим!

4-е задание: « Определи количество слогов»

 Воспитатель показывает одному ребенку иллюстрацию с весенними первоцветами, он называет цветок, затем дети называют его хором, при этом хлопками разделяют слово на слоги. Ребенок отвечает- сколько слогов в слове. ( примерные слова- тюльпан, подснежник, крокус, медуница).

 5-е задание: «Насекомые весной"

-Ребята, расскажите, что происходит с насекомыми весной?(ответы детей)

- А каких насекомых вы знаете?

Насекомые: капустница, лимонница, пчела, шмель, муха, муравей, клещ, божья коровка, майский жук. (Дети перечисляют насекомых, четко произнося все звуки в каждом конкретном слове).

6-е задание» Мнемосхема». – Сейчас ребята, предлагаю посмотреть вам на экран и составить рассказ о весне.

- Ребята, вы молодцы, нашли все лучики и справились с заданиями! Вот и засияло солнышко в широкой, бескрайней, весенней степи. Давайте, подойдем  к нему поближе! ( Дети встают в кружок)

- Вот оно какое наше солнышко! Радует нас!

Ауторелаксация

- Давайте сейчас закроем глаза и представим, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы стали теплыми и ласковыми.

(Под спокойную музыку дети проводят самомассаж)

-Откройте глаза, посмотрите, лучики побежали по облакам, по  степи по цветам и расколдовали все кругом!

Рефлексия.

Дети встают вокруг обруча, с краев которого видны ленточки. Солнышко появится у нас в группе, если вы расскажете, что интересного вы узнали на занятии. ( Дети вытягивают ленточки и говорят , что узнали, что понравилось на занятии, в итоге получается солнце)

- Спасибо, ребята, вы все молодцы, все старались расколдовать солнышко. ( Заходит Цаhан Сар, благодарит детей, поздравляет с праздником, угощает борцыками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...