1 Проект «Нам воспеть бы тебя, край Югорский»
проект (младшая, средняя группа)

Балакина Разида Ахатовна

1 Проект «Нам воспеть бы тебя, край Югорский»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_proekt_nam_vospet_by_yugorskiy_hanty_-_mansi.docx576.89 КБ

Предварительный просмотр:

КУ ХМАО – Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Проект «Нам воспеть бы тебя, край Югорский»  

   

C:\Users\MoiHome\Downloads\Стойбище_на выбор.jpg

Рабочая группа: Балакина Р.А. -музыкальный руководитель

                                                         Романова Е.А. Андреева Е.А, Крюкова Н. М.-воспитатели разновозрастной группы

                                               Самусева Т.В.- инструктор по физической культуре,

                                                      Орлова Н.И. -педагог по дополнительному образованию.

Паспорт проект

Название проекта: «Нам воспеть бы тебя, край Югорский»  

Вид проекта: Познавательно – творческий.

Продолжительность проекта: февраль март апрель - 3 месяца.

Участники проектов: музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования, дети, родители.

Цель проекта: Приобщать детей к культуре народов ханты и манси, познакомить с народными напевами, с их бытом, фольклором.

Задачи проекта:

-Познакомить детей с обычаями и традициями, укладом жизни народа ханты и манси;

- Развивать интерес к хантыйскому фольклору, народной музыке, музыкальным инструментам, танцам, песням;

-Вовлекать детей в совместную творческую деятельность;

- Формировать у детей музыкальную культуру, музыкально-эстетическое сознание;

- Познакомить с орнаментом коренных народов, научить детей рисовать некоторые узоры , по шаблонам.

- Воспитывать уважение к культуре народов ханты и манси.

Предполагаемый результат:

Дети: Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО. Дети познакомились и могут отличить народные хантыйские инструменты. У детей наблюдается раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности. Проявляют желание играть в национальные игры народов ханты и манси. Развивается уважение и толерантность к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Родители: Понимают значимость в развитии творческих способностях детей в совместной деятельности. У родителей формируется более высокая оценка в достижениях своих детей и ощущение личной сопричастности к их образованию и воспитанию. Повышение компетентности родителей по формированию основ толерантной культуры у дошкольников.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный

2 этап – практический

3 этап – итоговый

Актуальность проекта:

Воспитание патриотических качеств личности, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, и к каждому человеку в отдельности. А край где мы живём большой, многонациональной семьей, это и есть частица нашей Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих рядом народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников патриотических и интернациональных чувств.


Формы реализации проекта

1. Тематические НОД по образовательным областям.

2. НОД «Музыкально эстетическое развитие».

3. Создание в группе уголка, посвящённого укладу жизни народов ханты и манси.

4. Просмотр видео клипов о жизни и быте народов ханты и манси.

5. Беседы: «Коренные жители края: ханты и манси», «Традиции и обычаи ханты и манси».

6. Чтение художественной литературы о коренных народах ХМАО.


1 этап – подготовительный:

1. Выявление знаний детей о культуре и быта народов ханты и манси.

2. Совместное составление плана работы с детьми, родителями.

3. Подбор музыкального репертуара.

  1. Разработка НОД по образовательным областям.
  2. Подбор художественной литературы о коренных народах ХМАО.
  3. Создание картотеки народных хантыйских подвижных игр.
  4. Консультации для родителей.

2 этап - практический

План реализации проекта

 

№ п/п

Формы и методы работы

Содержание работы

I этап.

Подготовительный

Подборка и оформление книжного уголка для детей

Подборка методической литературы

Подборка наглядно - иллюстративного материала

Поиск материалов, опираясь на интернет ресурсы

Обогащение развивающей среды в пространстве группы

Создание презентаций, видео роликов по теме проекта

II этап. Основной

Просмотр презентаций

 « Музыкальная культура и традиции ханты- манси».

Беседы

«Национальная одежда ханты и манси», «Народная музыка» , « Музыкальные инструменты», «Игры народов Севера»

Экскурсия в культурно исторический центр

Просмотр экспозиции «Животный и растительный мир ХМАО».

Дидактические  игры

«Укрась одежду», «Подбери узор».

Чтение произведений коренных народов севера (фольклор, авторские)

«Кукушка», «Айога», «Огонь – камень», «Сказки бабушки Анне», «Отчего у зайца длинные уши»,

Рассматривание  иллюстраций,

Просмотр фото и видио материалов

 Лепбук: «Медведь -священное животное», «Животные нашего края», «Растения нашего края»

 «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»

Художественно – эстетическое развитие

 Прослушивание хантыйских песен «Эвие», «Курынья» (видио)

Просмотр танцев:  «Танец медведя» , « Танец с платками» ,  «Танец с бубнами» (видио)

Художественно-продуктивная деятельность

Интегрированная НОД по художественно-эстетическому развитию «Югра – наш край родной»

Рисунки «Животные нашего края», «Растения нашего края». Аппликация «Узоры на варежке»

Знакомство и обыгрывание  музыкальных, подвижных игр ханты и манси

«Ручейки и озера», «Собери ягоды» «Капканы»,  «Бег по-медвежьи»,«Хейро», «Олени и пастухи» «Ловля оленей» «Рыбаки и рыбки», «Борьба на палке», «Прыжки через нарты», «У оленя дом большой» музыка народная.

Картотека « Игры народов ханты – манси»,  « Музыкальные игры»

Консультации для родителей

Буклет: «Обычаи и праздники народа ханты и манси .

Знакомство с культурой и бытом ханты и манси»

«Музыкальные игры народов Севера»

«Подвижные игры народов Севера»

III этап. Заключительный

Выставка детских рисунков  

Рисунки «Край Югорский»

 

Итог проекта - игровое развлечение

 Развлечение «Жизнь у озера Нумто», Театрализованное представление сказки «Киви» ( Кукушка),

Развлечение «Вороний день» (на участке) Развлечение «Игры народов ханты – манси»

(инструктор по физической культуре)

Презентация проекта.

Обобщение опыта работы «Нам воспеть бы тебя, край Югорский»

 

Представление материала на сайт Дома ребенка

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:  к моменту окончания проекта у детей сформируются представления о, культурных традициях народов ханты и манси; познакомятся ближе со своим городом и краем Югрой; появится стремление отражать свои впечатления в различных видах художественной деятельности; Расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи; смогут отразить свои  впечатления в продуктивных видах деятельности; повысят интерес к окружающему миру своего края, будут испытывать чувство гордости  , свой город, край.

Для родителей: повысится заинтересованность родителей в совместной с детьми познавательной творческой деятельности;

Участие родителей в совместной продуктивной деятельности;

Изменение отношения родителей к проблеме формирования интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к коренному населению ХМАО-Югры, их традициям и обычаям;

Для воспитателей: внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный профессиональный рост; самореализация.

 

Литература:

 

1. Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2008. – 87с.

2. Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2008. – 20с.

3. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. М., 1993.

4. Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.

5. Сказки народов Севера / Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. Л., Просвещение, 1991.  

6. Югория: Энциклопедия Ханты - Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск: 2000 г.

7. Край родной: Азбука краеведения. - Екатеринбург: 2001 г.

8. Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.

9. Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск: 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Славлю тебя, край мой Мордовия.

Беседа с детьми о родной Мордовии. Раскрытие понятия малая Родина....

Исследовательский проект «Я родился и живу на Югорской земле»

Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать....

Беседа "Славлю тебя, край мой родной"

Беседа.Славлю тебя, край мой родной.Цель: дать детям представление о большой и малой Родине, природе родного края. Воспитывать любовь и уважение к Родине, чувство ответственности перед Родиной, бережн...

Вечер поэзии "Люблю тебя, мой край Югорский", в рамках экологического марафона "Моя Югра – моя планета".

Вечер поэзии «Люблю тебя, мой край Югорский». прошел  в рамках проведения экологического марафона «Моя Югра – моя планета». ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Приобщение детей к изобразительном искусству и культуре родного края «Югорская палитра»

Дисциплина «Художественное творчество: изобразительное искусство и культура родного края» включена в вариативную часть учебного плана образовательного учреждения. Курс рассчитан на дв...

Проект транспорт восп. Сечек Алдар

Проект транспорт восп. Сечек Алдар...