Проект «Игры наших предков» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Руднева Екатерина Валериевна

Цель - результат проекта: изучить, систематизировать и обобщить знания дошкольников о народных играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igry_nashih_predkov_2020.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 323»
         городского округа Самара

Проект

«Игры наших предков»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовили:

воспитатели группы №4

Е.В. Руднева, воспитатель высшей категории

О.А. Руцкая, воспитатель первой категории

Самара, 2020 год

Актуальность

        Весёлые подвижные игры – это наше детство и детство наших родителей, бабушек и дедушек. Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. К сожалению, многие игры забыты.

Народные игры для детей, по большей части, - игры коллективные. Благодаря им, ребенок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность к группе, а через игру – к своему народу. Я считаю, что приобретение данных качеств является актуальным для наших воспитанников.

В ходе выполнения проекта «Игры наших предков» дети познакомятся с различными видами игр, узнают, как изменились игры с течением времени.

       

         Цель - результат проекта: изучить, систематизировать и обобщить знания дошкольников о народных играх.

         Задачи:

- познакомить воспитанников с играми, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки;

- найти необходимую информацию в книгах, сети Интернет, у педагогов и родителей;

- познакомить с разными типами народных игр;

- воспитывать устойчивое заинтересованное отношение к культуре своих предков;

- формировать чувство товарищества, взаимопомощи, учить договариваться;

- повышать педагогическую компетенцию родителей в вопросах познавательного развития дошкольников;

-  развивать творческие способности детей и родителей.

         Вид проекта:  информационно –познавательный, групповой, средней продолжительности.       

         Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, педагоги, музыкальный руководитель.

         Ожидаемые результаты:

- в результате воспитанники проводят поисковую работу по данному проекту;

- дети умеют находить и систематизировать нужную информацию;

- у детей развит стойкий интерес к народным традициям, к народным играм;

- сплочение детского коллектива в результате достижения поставленной цели;

- повышение педагогической компетенции родителей (понимание значения познавательного развития в жизни ребенка);

- выпуск альбома «Игры наших предков».

Этапы реализации проекта:

 

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

Механизм реализации

Ответственные

Сроки реализации

1 этап

Подготовительный

1. Познакомить родителей с темой проекта.

1. Родители ознакомлены с темой проекта.

1. Разместить информацию о теме проекта в группе

 «В Контакте», обсудить  совместно актуальность,  цели, задачи, этапы и сроки реализации проекта. Составить план мероприятий.

Воспитатели

2 недели

2. Сбор и создание картотеки народных игр.

2. Создана картотека народных игр.

2. Подбор информации в книгах, журналах, в сети Интернет. Создание презентации для детей и родителей «Какие бывают игры».

Воспитатели

Родите

ли

3. Подбор игрового и дидактического материала по теме проекта.

3. Созданы и подобраны игры и дидактический материал по теме проекта.

3. Совместное создание уголка «Народные игры».

Воспитатели

Родите

ли

2 этап

Основной

1. Предложить ребятам собрать информацию об играх, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки.

1. Воспитанники проводят поисковую работу по данному проекту.

1. Ребята совместно со взрослыми оформляют «говорящую» стену по теме проекта, собирают информацию, приносят книги и фото, атрибуты к играм и т.д.

Воспитатели

2 недели

2. Познакомить детей с различными играми и их видами.

2. Дети познакомились с различными играми и их видами.

2. Беседы по темам «Твои любимые игры», «Во что играли наши предки », «Какие бывают игры?». Просмотр

видеоролика из интернета о старинных играх.

3. Научить детей отличать виды игр, называть правила, названия игр, учить их проигрывать.  Формировать чувство товарищества, взаимопомощи, учить договариваться.

3. Дети различают игры по видам, знают названия и соблюдают правила игр.

Сплочение детского коллектива в результате достижения поставленной цели.

3. Дидактические игры «Угадай игру!», «Запомни правила игры».

Проигрывание различных игр в течении дня.

Воспитатели

4. Воспитывать устойчивое заинтересованное отношение дошкольников к народным играм, к культуре своих предков.

4. Дошкольники с интересом знакомятся с различными играми, задают вопросы об играх и традициях наших предков.

4. Взаимодействие с музыкальным руководителем. Разучивание музыкальных, народных  и хороводных игр.

Работа с народными инструментами.

Воспитатели

Муз. руководитель

5. Развивать ловкость движений в играх, движений под музыку.

5. Движения  детей стали более уверенными и скоординированными, стало более развитым слуховое внимание.

5. Подвижные игры, музыкальные и хороводные игры, физкультминутки.

Воспитатели

Муз. руководитель

6. Развивать творческие способности детей и родителей.

6. Развитие творческих способностей детей и родителей.

6. Создание альбома совместно с родителями «Игры наших предков».

Воспитатели

Родите

ли

3 этап

Заключительный

1. Презентация умений, навыков и знаний дошкольниками по теме проекта.

1. У детей систематизированы и обобщены знания о народных играх.

1. Презентация альбома «Игры наших предков».

Воспитатели

Один день

Литература:

1.Былеев, Коротков, Яковлев «Подвижные игры», Физкультура и спорт, 1977г

2.А.В., Кенеман, Т.И. Осокина Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.: илл.

3.М. Литвинова «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986.

4. И.В. Пыркин Влияние научно-технического прогресса (нтп) на развитие личности и психическое здоровье человека // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. Ст. По мат. IV междунар. Студ. Науч.-практ. Конф. № 4. URL: sibac.info/archive/humanities/4.pdf

5. Н.Г.,  Юрина.  Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки/ Н.Г.Юрина. – М.: ООО «Фирма «Издательство» АСТ», ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999. – 496 с.

6. Интернет - ресурсы:

http://www.detskietovary.ru/article/51

 http://www.formychild.ru/cgi-bin/toys.cgi?stp=art_card&id=139

«Из истории народных подвижных игр» https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2012/02/22/iz-istorii-narodnykh-podvizhnykh-igr

«Народные игры для детей на Руси» https://pandoraopen.ru/2013-11-30/narodnye-igry-dlya-detej-na-rusi/

Игра// Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0/. – Загл. с экрана.

Роль игры в развитии личности ребенка //Gnomik.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gnomik.ru/articles/art-rol-igry-v-razvitii-lichnosti-rebyenka/ . – Загл. с экрана.

Спортивные игры как высший этап развития народных игр// Спортивные игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stadiumgame.blogspot.ru/2012/06/blog-post_8223.html /. – Загл. с экрана.

Приложение 1

Русские народные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при изучении русского языка, так как способствовали максимальному развитию у их участников разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, общения, умения договариваться и играть по правилам, необходимых во всех видах деятельности.

К формам русских народных игр относятся:

– сюжетные игры, преимущественно коллективные;

– бессюжетные подвижные игры;

– подвижные игры с элементами соревнования;

– игры большой, малой и средней подвижности.

Классификация русских народных игр

Перечень русских народных игр, возможных для использования по разным направлениям взаимодействия:

Человек и природа:

1. У медведя во бору; 2. Гуси-лебеди; 3. Филин и пташки; 4. Кот и мышь;

5. Пчелки и ласточки; 6. Волк во рву; 7. Волк и гуси; 8. Хромая лиса; 9. Кошкимышки; 10. Белки, зайцы, мыши; 11. Не боимся мы кота; 12. Медведь, что ешь; 13. Змейка; 14. Ручеек; 15. Караси и карпы; 16. Переселение лягушек; 17. Зайцы и морковка; 18. Вороны и воробей; 19. Ворон-синица; 20. Бои петухов; 21. Волки и овцы; 22. Коршун; 23. Мышки и две кошки; 24. Коровки.

Быт русского народа:

1. Охотники и утки; 2. Дедушка-рожок; 3. Рыбаки; 4. Невод; 5. Домики; 6.

Золотые ворота; 7. Каравай; 8. Заря; 9. Встречный бой; 10. Ловись рыбка; 11.

Удочка; 12. Корзинки; 13. Шишки, желуди, орехи; 14. Птицелов; 15. Кашевары; 16. Бабы; 17. Игры с песнями и хороводами.

Игры русских детей:

1. Лапта (тягло, бить-бежать); 2. Городки (рюхи, чухи); 3. Бабки; 4. Котлы; 5.

Горелки; 6. Чижик (пыж, муха); 7. 12 палочек; 8. Чехарда; 9. Салки; 10. Жмурки; 11. Ловишки; 12. Игровая; 13. Считалки; 14. Пустое место; 15. Кто дальше; 16. Платочек-летуночек; 17. Третий-лишний; 18. Ляпка;  

19. Шлепанки; 20. Городок бегунок; 21. Хоровод; 22. Вышибалы; 23. Народный мяч; 24. Башни; 25. Снежки; 26. Игры с мячами; 27. Игры с завязанными глазами; 28. Игры с веревочкой; 29. Игры с прыжками; 30. Игры с бегом.

Русские народные состязания:

1. Перетягивания в парах (сидя, стоя, за руки, за веревку, за палку); 2. Тяни в

круг; 3. Достань камешек; 4. Перетяни за черту; 5. Тяни на булавы; 6. Бои на

бревне; 7. Цепи-кованные; 8. Колокол; 9. Тары-бары.

Игры классифицированы с учетом возрастных особенностей.

Для детей 3-6 лет:

1. Каравай; 2. У медведя во бору; 3. Гуси-лебеди; 4. Жмурки; 5. Филин и

пташки; 6. Горелки; 7. Лапта (упрощенный вариант); 8. Мышки и две кошки; 9. Считалки; 10. Игровая; 11. Ловишки; 12. Запрещенное движение; 

13. Летели, не летели; 14. Совушка; 15. Хромой цыпленок; 16. Золотые ворота; 17. Цвет; 18. Кошки-мышки; 19. Перетягивания в парах; 20. Снежки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Улицы нашего города" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Улицы нашего города"...

Презентация проекта "Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста

Данный проект направлен на формирование элементарных экологических представлений о зимующих птицах нашего края...

Конспек занятия по формированию привычки к здоровому образу жизни "Поговорим о нашем теле" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по формированию привычки к ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста...

Проект познавательно-экологической направленности «Комнатные растения – наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста

С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя еди...

Информационно-познавательный, творческий проект «Наша Армия» для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность: В настоящее время у детей  дошкольного возраста недостаточный уровень знаний о Российской армии. Дети не знают историю праздника – 23 февраля, в связи с этим был запланир...

Проект на тему: «Как жили наши предки» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития (ЗПР).

     Актуальность организации педагогами проекта «Как жили наши предки», обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают...

Проект «Игры, формирующие патриотическую культуру у детей старшего дошкольного возраста»

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный ...