Сценарий праздника «Вороний день»
материал (средняя группа)
Народы севера, как и многие другие малые народности нашей страны имеют свою культуру и свои традиции. Все это они воплощают в национальных праздниках, где присутствует дух шаманства, национальные традиции, фольклор, связь человека и природы. Поподробнее познакомимся с народным праздником, который называется «Вороний день».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_voroniy_den.docx | 47.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «Вороний день»
Ведущий: Народы севера, как и многие другие малые народности нашей страны имеют свою культуру и свои традиции. Все это они воплощают в национальных праздниках, где присутствует дух шаманства, национальные традиции, фольклор, связь человека и природы. Поподробнее познакомимся с народным праздником, который называется «Вороний день».
На сцене стоит чум. Возле чума горит огонь костра. Возле него сидит бабушка, и что-то мастерит. К ней обращается дети.
Дети: Бабушка, откуда появился костер?
Бабушка: От искорки. Без огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять.
Дети: Бабушка, а снег откуда?
Бабушка: «белая снежинка – маленькая льдинка». Белые, пушистые хлопья покрывают всю землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого талая вода наполняет реки.
Дети: А правда, что снег тает весной и прилетают птицы?
Бабушка: Правда, а в день прилёта ворон, ханты устраивали весенний праздник!
Дети: Ой, бабушка расскажи, как ворона, прилетая на север, приносит весну!
Бабушка: (МУЗЫКА)
Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде. «Давно это было. Как – то весной прилетела ворона в северный край. Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и какрнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. С этого дня повели свой род ханты. Накануне родители укладывали детей спать пораньше, а затем развешивали на ветках деревьев угощения и игрушки.
Исполняется песня «Колыбельная» НАТАША ТЫР
(дети засыпают под пеню колыбельной, женщина в национальном костюме проходит по сцене и показывает игрушки, затем развешивает на ветках дерева)
Бабушка: Отмечать праздник начинали с раннего утра. Взрослые и дети радовались и старались не проспать зарю.
Бабушка: По поведению птиц судили о том, какая будет весна: Если ворона села на низкое дерево – весна будет скоротечной, если на высокое - затяжной.
(Ворона показывает движения по тексту)
В небе солнышко сияет,
Гостью раннюю встречает:
Здравствуй, звонкая капель,
Не вернется к нам метель,
Не вернется стужа,
Не замерзнут лужи.
Реки вскроет ото льда,
Побежит кругом вода,
И набухнут почки –
Гнезда для листочков,
А в другие гнездышки
Прилетят воробышки.
Если снег повсюду тает
День становится длинней
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей
Если солнце ярче светит
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна
Бабушка: В Вороний день принято было менять в детских люльках таловые стружки, а старые бросать вороне для того, чтобы она могла погреть в них свои лапки. Ворон задабривали, строили им гнезда.
Посмотрите, вот и ворона к нам пожаловала. Видимо ей гнезда понравились! Приветствуем вестницу весны. Бегите дети и поиграйте с вороной.
(дети подходят к дереву играют игру с вороной)
Игра «Порни- порни, нёв-нёв» с родителями
(дети- птенцы выстраиваются за птицей – мамой, кладут руки на пояс друг другу. Большая птица старается поймать птенца, стоящего последним, а птица- мам бегает по залу и защищает своих птенцов, прикрывая их руками. Роль большой птицы и птицы- мамы исполняют взрослые.
Игра: «НЕВОД»
А теперь приглашаю родителей взяться за руки, образовать круг. Это невод. Его используют для ловли рыбы. А вы мальчишки и девчонки – рыбки. Пока звучит музыка, поднимают руки вверх, расправляют ячейки невода, а рыбки плавают, ныряют в круг и выныривают, заплывают в каждую ячейку. Как только музыка замолкает, родители опускают руки, а рыбки, оказавшиеся в круге считаются пойманными.
БАБУШКА: По традиции в Вороний, день ходят, друг другу в гости, а дети демонстрируют свою ловкость в различных состязаниях. И сейчас я приглашаю всех девчонок и мальчишек проявить ловкость, быстроту и силу.
Игра «Перетягивание палки»
Для игры необходима палка. Два участника садятся друг против друга, упираясь стопами ног, обхватывают палку руками. По сигналу каждый из участников тянет палку в свою сторону. Победителем становится тот, кто перетянет соперника на свою сторону.
Игра: «Прыжки через нарты»
Ворона: А сейчас отдохните, я загадаю вам загадки про своих подружек – птиц.
Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета
Верещунья, белобока
А зовут её... Сорока.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? Соловей
Кто в лесу у нас гадает,
Про судьбу и жизнь все знает?
Прокукует - подсчитаешь -
Сколько жить тебе, узнаешь! -
Птичка, серая подружка,
А зовут ее... Кукушка.
Эта птица всем знакома –
Важно ходит возле дома
Кар – кар – кар вдруг закричит,
И спокойно улетит
Очень хитрая персона,
А зовут её (ВОРОНА)
Я такая заводная
Славная и озорная
Я по улице хожу
Вам я люди не служу
Гордой поступью шагаю
Чёрный плащик надеваю
Быстро весело скачу
Кар – кар – кар, всегда кричу.(ВОРОНА)
Ворона: Карр – карр – карр!
Молодцы, ребята знаете моих подружек – птиц.
ВОРОНА: Дети отгадали загадки, а родители знают пословицы?
Я начну пословицу, а вы должны ее закончить.
Плоха та птица, которая (свое гнездо марает) .
Слово не воробей (вылетит не поймаешь)
Всякая птица… .(свое гнездо любит)
Лучше синица в руках (чем журавль в небе)
Гусь свинье… .(не товарищ)
Старого воробья на мякине (не проведешь)
Дети исполняют танец «Оленята»
БАБУШКА: Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по- своему. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как - будто вороне, чтоб она принесла удачу, счастье, тепло, солнце. Пели песни, радовались приходу весны.
Дети исполняют песню «Эвие,эвие»
Ведущий: Вот наверно, теперь весна точно придет. Правда, Ворона!
Ворона: Нет, не спишите. Я хоть и добрая птица, но хитрая пусть ребята порадуют меня чтением стихотворений.
Дети:
На березу села стая,
Не свистит, не напевает.
Знает каждый, млад и стар,
Не поётся слово «кар»!
Нынче праздник, древний праздник.
В гости еду, еду я.
Каждый чтит Вороний праздник.
Люди как одна семья!
Носят серенький жилет,
А у крыльев – чёрный цвет.
Кружат сразу двадцать пар.
Все кричат: «Кар! Кар!Кар!.
-Кар-р!- кричит ворона. – Кар-р!
Ставь, соседка, самовар!
Не жалей заварки!
Принимай подарки!
Дети исполняют песню «В дороге»
Бабушка: Есть у народа ханты ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.
Ворона: Молодцы ребята! Спасибо вам за игры, стихи, песни. Теперь Весна к вам точно придет, не будет задерживаться. (Ворона угощает детей сушками, которые нанизаны на ленточку) А я для вас приготовил гостинцы (для средней группы).
Ворона: До свидания, карр – карр, карр! Ворона «улетает»
Бабушка: Наш праздник подошел к концу, и я хочу вам пожелать:
Свершенья всех Ваших желаний,
Веселых, светлых, тёплых дней.
Пусть будет жизнь Ваша прекрасна.
Пусть будет полон дом друзей.
Тумтак еш, па тумтак кур!
ВЕД: Говорят ханты друг - другу.
Живите с гармонией.
С богом, с природой,
И с самим собой.
Желаем всем всего самого
доброго и пусть загаданные желания в этот день непременно сбудутся.
Цель: Познакомить детей с историей и традицией народов Севера – ханты, на примере одного из национальных праздников, древнейшего праздника весны – Вороньего дня. Формировать у детей заинтересованное, уважительное отношение к культуре и народу своего края, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств, любви и преданности к родному краю.
Задачи :
- Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение праздника.
- Предоставить детям возможность применять двигательные навыки и умения, развивать ловкость, быстроту, выносливость.
- Воспитывать у детей толерантное отношение к культуре и народу Ямала, способствовать эмоциональному сближению родителей и детей; помочь ощутить радость от совместной деятельности.
- Показать особенности культуры, быта народа ханты.
- Расширить кругозор дошкольников.
- Создать праздничную атмосферу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Вороний день"
Сценарий праздника для детей «Вороний день» в подготовительной к школе группе...
Сценарий праздника "Вороний день"
Сценарий праздника "Вороний день"...
Сценарий праздника "Вороний день" (старший дошкольный возраст)
Сценарий праздника "Вороний день" знакомит дошкольников с традициями, обычаями и фольклором народов ханты и манси....
Сценарий праздника "Вороний день"
Сценарий праздника "Вороний день"...
Сценарий праздника "Вороний день" 7.апреля
Сценарий праздника «Вороний день!»Для детей старшей разновозрастной группы.Развлечение на улице, с приглашением родителей. Цель: Знакомить с культурой, бытом и искусством народа...
Сценарий семейного праздника «Вороний день» (старший дошкольный возраст)
приобщение детей к национальным традициям народов Югры - ханты и манси....
Сценарий совместного праздника "Вороний день"
Приобщение детей к национальным традициям народов Югры - ханты и манси....