Сценарий праздника «Вороний день»
материал (средняя группа)

Мельникова Ирина Евгеньевна

Народы севера, как и многие другие малые народности нашей страны имеют свою культуру и свои традиции. Все это они воплощают в национальных праздниках, где присутствует дух шаманства, национальные традиции, фольклор, связь человека и природы.   Поподробнее познакомимся с народным праздником, который называется «Вороний день».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_voroniy_den.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Вороний день»

Ведущий: Народы севера, как и многие другие малые народности нашей страны имеют свою культуру и свои традиции. Все это они воплощают в национальных праздниках, где присутствует дух шаманства, национальные традиции, фольклор, связь человека и природы.   Поподробнее познакомимся с народным праздником, который называется «Вороний день».

 

На сцене стоит чум. Возле чума горит огонь костра. Возле него сидит бабушка, и что-то мастерит. К ней обращается дети.

Дети: Бабушка, откуда появился костер?  

Бабушка: От искорки.  Без огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять.

Дети: Бабушка, а снег откуда?  

Бабушка:  «белая снежинка – маленькая льдинка». Белые, пушистые хлопья покрывают всю землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого талая вода наполняет реки.

Дети: А правда, что снег тает весной и прилетают птицы?  

Бабушка: Правда, а в день прилёта ворон, ханты устраивали весенний праздник! 

Дети: Ой, бабушка расскажи, как ворона, прилетая на север, приносит весну!

Бабушка: (МУЗЫКА)

Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде. «Давно это было. Как – то весной прилетела ворона в северный край. Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и какрнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. С этого дня повели свой род ханты. Накануне родители укладывали детей спать пораньше, а затем развешивали на ветках деревьев угощения и игрушки.

      Исполняется песня «Колыбельная»     НАТАША ТЫР

(дети засыпают под пеню колыбельной, женщина в национальном костюме проходит по сцене и показывает игрушки, затем развешивает на ветках дерева)

Бабушка: Отмечать праздник начинали с раннего утра. Взрослые и дети радовались и старались не проспать зарю.

Бабушка:  По поведению птиц судили о том, какая будет весна: Если ворона села на низкое дерево – весна будет скоротечной, если на высокое - затяжной.

(Ворона показывает движения по тексту)

В небе солнышко сияет,

Гостью раннюю встречает:

Здравствуй, звонкая капель,

Не вернется к нам метель,      

Не вернется стужа,

Не замерзнут лужи.

Реки вскроет ото льда,

Побежит кругом вода,          

И набухнут почки –

Гнезда для листочков,

А в другие гнездышки

Прилетят воробышки.        

Если снег повсюду тает

День становится длинней

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей      

Если солнце ярче светит

Если птицам не до сна

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна    

Бабушка: В Вороний день принято было менять в детских люльках таловые стружки, а старые бросать вороне для того, чтобы она могла погреть в них свои лапки. Ворон задабривали, строили им гнезда.

Посмотрите, вот и ворона к нам пожаловала. Видимо ей гнезда понравились! Приветствуем вестницу весны. Бегите дети и поиграйте с вороной.

(дети подходят к дереву играют игру с вороной)

 Игра «Порни- порни, нёв-нёв»   с родителями

(дети- птенцы выстраиваются за птицей – мамой, кладут руки на пояс друг другу. Большая птица старается поймать птенца, стоящего последним, а птица- мам бегает по залу и защищает своих птенцов, прикрывая их руками. Роль большой птицы и птицы- мамы исполняют взрослые.

Игра:  «НЕВОД»  

А теперь приглашаю родителей взяться за руки, образовать круг. Это невод. Его используют для ловли рыбы. А вы мальчишки и девчонки – рыбки. Пока звучит музыка, поднимают руки вверх, расправляют ячейки невода, а рыбки плавают, ныряют в круг и выныривают, заплывают в каждую ячейку. Как только музыка замолкает, родители опускают руки, а рыбки, оказавшиеся в круге считаются пойманными.

БАБУШКА: По традиции в Вороний, день ходят, друг другу в гости, а дети демонстрируют свою ловкость в различных состязаниях. И сейчас я приглашаю всех девчонок  и мальчишек  проявить ловкость, быстроту и силу.

 Игра «Перетягивание палки»

Для игры необходима палка. Два участника садятся друг против друга, упираясь стопами ног, обхватывают палку руками. По сигналу каждый из участников тянет палку в свою сторону. Победителем становится тот, кто перетянет соперника на свою сторону.

Игра: «Прыжки через нарты»

Ворона: А сейчас отдохните, я загадаю  вам загадки про своих подружек – птиц.

Непоседа птица эта,

 Одного с березой цвета

Верещунья, белобока

А зовут её... Сорока.

Кто без нот и без свирели  

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? Соловей

Кто в лесу у нас гадает,

Про судьбу и жизнь все знает?

Прокукует - подсчитаешь -

Сколько жить тебе, узнаешь! -

Птичка, серая подружка,

А зовут ее... Кукушка.

Эта птица всем знакома –

Важно ходит возле дома

Кар – кар – кар  вдруг закричит,

И спокойно улетит

Очень хитрая персона,

А зовут её  (ВОРОНА)

Я такая заводная

Славная и озорная

Я по улице хожу

Вам я люди не служу

Гордой поступью шагаю

Чёрный плащик надеваю

Быстро весело скачу

Кар – кар – кар, всегда кричу.(ВОРОНА)

Ворона: Карр – карр – карр!

Молодцы, ребята знаете моих подружек – птиц.

ВОРОНА: Дети отгадали загадки, а родители знают пословицы?

Я начну пословицу, а вы должны ее закончить.

Плоха та птица, которая (свое гнездо марает) .

Слово не воробей (вылетит не поймаешь)

Всякая птица… .(свое гнездо любит)

Лучше синица в руках (чем журавль в небе)

Гусь свинье… .(не товарищ)

Старого воробья на мякине (не проведешь)

 Дети исполняют танец «Оленята»

БАБУШКА: Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по- своему. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как - будто вороне, чтоб она принесла удачу, счастье, тепло, солнце. Пели песни, радовались приходу весны.

 

Дети исполняют песню  «Эвие,эвие»

Ведущий: Вот наверно, теперь весна точно придет. Правда, Ворона!

Ворона: Нет, не спишите. Я хоть и добрая птица, но хитрая пусть ребята порадуют меня чтением стихотворений.

Дети:

На березу села стая,

Не свистит, не напевает.

Знает каждый, млад и стар,

Не поётся слово «кар»!                

Нынче праздник, древний праздник.

В гости еду, еду я.

Каждый чтит Вороний праздник.

Люди как одна семья!                  

Носят серенький жилет,                  

А у крыльев – чёрный цвет.

Кружат сразу двадцать пар.

Все кричат: «Кар! Кар!Кар!.                

-Кар-р!- кричит ворона. – Кар-р!

Ставь, соседка, самовар!

Не жалей заварки!

Принимай подарки!                      

Дети исполняют  песню «В дороге»

Бабушка: Есть у народа ханты ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети  привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.

Ворона: Молодцы ребята! Спасибо вам за  игры, стихи, песни. Теперь Весна к вам точно придет, не будет задерживаться. (Ворона угощает детей сушками, которые нанизаны на ленточку) А я для  вас приготовил гостинцы (для средней группы).

 

Ворона: До свидания, карр – карр, карр! Ворона  «улетает»

Бабушка: Наш праздник подошел к концу, и я хочу вам пожелать: 
Свершенья всех Ваших желаний, 
Веселых, светлых, тёплых дней. 
Пусть будет жизнь Ваша прекрасна. 
Пусть будет полон дом друзей. 
Тумтак еш, па тумтак кур!  

ВЕД: Говорят ханты друг - другу. 
Живите с гармонией. 
С богом, с природой, 
И с самим собой. 
Желаем всем всего самого 
доброго и пусть загаданные желания в этот день непременно сбудутся.

Цель: Познакомить детей с историей и традицией народов Севера – ханты, на примере одного из национальных  праздников, древнейшего праздника весны – Вороньего дня. Формировать у детей заинтересованное, уважительное отношение к культуре и народу своего края, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств, любви и преданности к родному краю.

Задачи :

  • Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение праздника.
  • Предоставить детям возможность применять двигательные навыки и умения, развивать ловкость, быстроту, выносливость.
  • Воспитывать у детей толерантное отношение к культуре и народу Ямала, способствовать эмоциональному сближению родителей и детей; помочь ощутить радость от совместной деятельности.
  • Показать особенности культуры, быта народа ханты.
  • Расширить кругозор дошкольников.
  • Создать праздничную атмосферу.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Вороний день"

Сценарий праздника для детей «Вороний день» в подготовительной к школе группе...

Сценарий праздника "Вороний день"

Сценарий праздника "Вороний день"...

Сценарий праздника "Вороний день" (старший дошкольный возраст)

Сценарий праздника "Вороний день" знакомит дошкольников с традициями, обычаями и фольклором народов ханты и манси....

Сценарий праздника "Вороний день"

Сценарий праздника "Вороний день"...

Сценарий праздника "Вороний день" 7.апреля

Сценарий праздника «Вороний день!»Для детей старшей разновозрастной  группы.Развлечение на улице, с приглашением родителей. Цель: Знакомить с культурой, бытом и искусством народа...

Сценарий семейного праздника «Вороний день» (старший дошкольный возраст)

приобщение детей к национальным традициям народов Югры -  ханты и манси....

Сценарий совместного праздника "Вороний день"

Приобщение детей к национальным традициям народов Югры - ханты и манси....