Перспективно-тематическое планирование по региональному образовательному модулю дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» с первой младшей по подготовительную группу
методическая разработка
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Решением педагогического Совета № 6 Заведующая МАДОУ «Детский сад № 42»
от «___»_____2018г. ____________________Н.Б.Волкова
Протокол №6 от «___»_____2018г. Приказ №_____от «___»_____2018г.
Перспективно-тематическое планирование по региональному образовательному модулю дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О.В. Бурляева с первой младшей по подготовительную группу
1-я младшая группа
СЕНТЯБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Мордовская народная игра «В зайчиков» («Нумолнесэ») | |||||
2. | Сбор осенних листьев, составление букетов из осенних листьев | |||||
3. | Беседа «Что такое детский сад?» | |||||
4. | Мордовская народная игра «В белочек» («Урнесэ») | |||||
Работа с родителями 1. Помощь родителей в пополнении национального уголка | ||||||
ОКТЯБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Рассматривание мордовской народной игрушки птичка – свистулька | |||||
2. | Чтение П. Мокшанцев «Вкусная малина» | |||||
3. | Беседа «Что растёт на грядках» | |||||
4. | НОД Рисование «Мордовская игрушка» (мордовская матрёшка) | |||||
Работа с родителями: 1. Беседа « Знакомим детей с родным микрорайоном | ||||||
НОЯБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Чтение П. Мокшанцев «Сорока-воровка» | |||||
2. | Рассматривание иллюстраций на тему «По дороге в детский сад» | |||||
3. | Чтение морд. нар. сказки «Мышка» | |||||
4. | НОД Рисование «К нам матрёшки пришли» | |||||
Работа с родителями: 1. Консультация: «Национальные традиции и культура как область воспитания детей дошкольного возраста» | ||||||
ДЕКАБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Чтение морд. нар. прибаутки «Ой, катоня, катоня» | |||||
2. | Рассматривание иллюстраций «Родной край зимой» | |||||
3. | Чтение морд. нар.сказки «Пугливая мышь» | |||||
4. | Наблюдение «Птицы зимой» | |||||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в изготовлении мордовских флажков. | ||||||
ЯНВАРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
2. | Чтение потешки «Под горой избушка» | |||||
3. | Мордовская народная игра «В ножки» («Пильгинесэ») | |||||
4. | Чтение П. Макшанцев «Капризуля» | |||||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в пополнении сборника аудиозаписей на мордовских языках | ||||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Беседа «Кто живёт в лесу?» | |||||
2. | Беседа «Расскажи, где и с кем ты живешь?» | |||||
3. | Наблюдение «Ворона и воробей» | |||||
4. | НОД Лепка «Бусы для Олдушки» | |||||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в построении снежных построек. | ||||||
МАРТ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Пение «Скок, скок, поскок», рус. нар. песня | |||||
2. | Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Олдушки» | |||||
3. | Рассматривание иллюстраций «Мордовские народные сказки» | |||||
4. | Знакомство с русскими (коробочки, свистульки) и мордовскими (пайгонят (баягинеть) - колокольчиками | |||||
Работа с родителями: 1. Помощь в изготовлении костюма для куклы. | ||||||
АПРЕЛЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Рассматривание куклы в мордовском костюме | |||||
2. | Заучивание заклички «Пиземня, тук пяконя!» | |||||
3. | Мордовская народная игра «В ножки» («Пильгинесэ») | |||||
4. | Чтение: Я.Пинясов «Веточка» | |||||
Работа с родителями: 1. Консультация для родителей «Использование дидактических и народных игр в патриотическом воспитании дошкольников» | ||||||
МАЙ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Слушание «Тю- Тю, баю, бай» | |||||
2. | Наблюдение за птицами | |||||
3. | Слушание «Нумолне» | |||||
4. | Наблюдение за насекомыми (бабочка, муха) | |||||
Работа с родителями: 1. Консультация «Как знакомить детей с родным городом» |
2-я младшая группа
СЕНТЯБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Пополнение мордовского уголка новыми атрибутами | Встреча с куклой в мордовском нарядном костюме Заучивание потешки «Ай, баву, баву…..» | ||||
2. | Разучивание мордовской игры «В Зайчиков» («Нумолнесэ») | Слушание колыбельной «Баю, баю, баиньки» | ||||
3. | Свободная изодеятельность Декоративная аппликация на «коврике» - составление узора из двух геометрических фигур | Наблюдение за изменениями в природе родного края | ||||
4. | Игра- путешествие | Заучивание наизусть П.Машканцев «Огородница» | ||||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в пополнении национального уголка новыми атрибутами. | ||||||
ОКТЯБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Свободная изодеятельность Аппликация Составление узора на полосе из знакомых геометрических фигур: квадрат, прямоугольник | Рассказывание П.Машканцев «Ирма» | ||||
2. | НОД Аппликация «Птицы - наши друзья» | Беседа «Мой любимый город | ||||
3. | Рассказывание мордовской народной сказки «Мышка» | Закрепление мордовской игры «В Зайчиков» («Нумолнесэ») | ||||
4. | Беседа «Улица города» | НОД «Наблюдение за берёзой» | ||||
Работа с родителями: 1. Беседа «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры» | ||||||
НОЯБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Беседа «Расскажи где и с кем ты живешь» | Разучивание мордовской игры «В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгизнесэ») | ||||
2. | Чтение мордовской народной сказки «Пугливая мышь» | Н.Бояркин хороводная «Кужонь моро» | ||||
3. | Свободная изодеятельность Декоративная лепка «Свистулька –птичка» | Беседа о предметах одежды, быта мордовского народа | ||||
4. | НОД Конструирование «Мебель для матрешки» | Чтение П.Машканцев «Вкусная малина» | ||||
Работа с родителями: 1. Консультация: «Прививаем национальные традиции и культуру детям дошкольного возраста». | ||||||
ДЕКАБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Свободная изодеятельность Декоративное рисование «Украшение варежки» | Чтение П. Машканцев «Воробей» | ||||
2. | Беседа о народных традициях | Закрепление мордовской игры «В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгизнесэ») | ||||
3. | Просмотр альбома «Саранск-столица Мордовии» | Заучивание прибаутки «Ай, козочка, козочка» | ||||
4. | Рассматривание мордовской игрушки «Птичка- свистулька» | Слушание колыбельной «Баю - баю церынем» | ||||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в приобретении атрибутов символики Республики Мордовия | ||||||
ЯНВАРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
2. | Знакомство с картиной Ф.Сычкова «Катание с гор» | Ф.Бобылев «Веселый хоровод» | ||||
3. | Свободная изодеятельность Аппликация «Украшение платочка знакомыми геометрическими фигурами» | Мордовская народная игра «В белочек» («Урнесэ») | ||||
4. | Рисование «Красивый, полосатый коврик» | Чтение сказки «Бойкие саночки» | ||||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в пополнении сборника аудиозаписей песен на мордовском языке. | ||||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Чтение А.Ежов «Мастер» | Закрепление мордовской игры «В белочек» («Урнесэ») | ||||
2. | Где работают мамы и папы | Пение «Раужо баран» | ||||
3. | Знакомство с мордовской матрешкой | Рассказывание сказки «Благодарный медведь» | ||||
4. | НОД 1.Аппликация «Матрешка» НОД 2.Рисование «Дымковская барышня» | |||||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в построении снежных построек. | ||||||
МАРТ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Разучивание потешки «Ай, ацици, ацици…» | Мордовская игра «В Зайчиков» («Нумолнесэ») | ||||
2. | НОД 1.Аппликация «Украсим коврик» НОД 2.Рисование «Народные матрёшки» | Мордовская народная игрушка | ||||
3. | НОД Лепка «Сказка на грядке» | Наблюдение за природой «Весна в Мордовии» | ||||
4. | Чтение П.Машканцев «Капризуля» | Слушание мордовских песенок и потешек | ||||
Работа с родителями: 1.Консультация: «Масленица. Празднование и традиции» | ||||||
АПРЕЛЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Беседа «Весенние праздники» | Чтение мордовской народной сказки «Яраска» | ||||
2. | Беседа «Весна в нашем городе» | Слушание колыбельной Г.Вдовина | ||||
3. | Рассказывание Л.Земскова «Луна и солнышко» | Мордовская игра «В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгизнесэ») | ||||
4. | НОД Конструирование «Забор вокруг садика для матрешки» | Экскурсия на огород | ||||
Работа с родителями: 1. Консультация для родителей «Дидактические и народные игры для патриотического воспитания дошкольников» | ||||||
МАЙ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Свободная изодеятельность Декоративная аппликация «Украшение передника» | Беседа «Подвиг народа Мордовии в годы Великой Отечественной Войны» | ||||
2. | Я.Пинясов «Веточка» | Слушание «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина | ||||
3. | Экскурсия в мини- музей ДОУ «Ознакомление с мордовским костюмом» | Мордовская игра «В белочек» («Урнесэ») | ||||
4. | Рассказывание сказки «Кто виноват» | Пение «Зайка» («Нумолнэ») («Зайчик»), эрз. нар. Песня | ||||
Работа с родителями: 1. Консультация «Знакомим детей с родным городом». |
Средняя группа
СЕНТЯБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | НОД Конструирование Мебель для детского сада | Пополнение мордовского уголка новыми атрибутами | Беседа о насекомых | Мордовская народная игра «В волков» («Верьгизнесэ») | ||
2. | Чтение: Л. Земскова «Кто нужнее» | Игра «Шарагу-варагу» | ||||
3. | НОД Конструирование Теремок по образцу | Рассматривание альбома «Животные Мордовии» | ||||
4. | Рассматривание салфеток с мордовским орнаментом | Слушание: «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А.Громыхина | ||||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в пополнении мордовского уголка новыми атрибутами. | ||||||
ОКТЯБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Рассматривание альбома «Птицы Мордовии» | Мордовская народная игра«В петушка» («Атякшкесэ» ) | ||||
2. | НОД Лепка Я скульптор (лепка мордовской игрушки - птички) | Чтение: М. Сайгин «Медведь и мышонок» | Слушание: «Земля моя любимая» муз. А.Аверкина, сл. П.Черняева | |||
3. | Чтение: «В лесной избушке» морд. нар. сказка | Игра «В ворону» («Варакасо» -) | ||||
4. | Наша страна – Россия | Продолжение ознакомления с малыми формами фольклора | ||||
Работа с родителями: 1.Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры». 2. Консультация «Народное творчество в нравственном воспитании детей». | ||||||
НОЯБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Рассматривание иллюстраций на тему «Мой Саранск» | Пение: «Раужо баран» («Черный баран»), эрз. нар. песня | ||||
2. | Рассматривание альбома «Растения Мордовии» | Мордовская народная игра «В платочки» («Пацинесэ») | ||||
3. | Презентация «Творчество Ф. В. Сычкова» | Что растет в лесу? | ||||
4. | Презентация «Моя Мордовия» | Мордовская народная игра «В слепую старуху» («Сокор бабасо») | ||||
Работа с родителями: 1. Консультация: «Национальные традиции и культура в воспитании детей дошкольного возраста». | ||||||
ДЕКАБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Беседа «Мордовская символика» | Кто живет в лесу? | ||||
2. | Мордовская народная игра «В волков» («Верьгизнесэ») | |||||
3. | Игра «В журавлей» («Каргинесэ» | Пение: «Дед Мороз», муз. Н. Митина, сл. А. Громыхина | ||||
4. | НОД «Путешествие в прошлое» | Чтение Я. Пинясов «Дед Мороз» | ||||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в пополнении уголка национальной культуры. 2. Консультация «Народное творчество в нравственном воспитании детей» | ||||||
ЯНВАРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
2. | Заучивание колядки «Коляда, коляда, сегодня день коляды» | Пение: «Ай, каляда, каляда!» мокш. нар. песня. | ||||
3. | Знакомство с традициями: посещение мини-музея ДОУ | Игра «В ворону» («Варакасо») | ||||
4. | Презентация «Спортивная Мордовия» | Мордовская народная игра «В платочки» («Пацинесэ») | ||||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в пополнении сборника аудиозаписей. 2. Консультация: «Обряды, традиции, праздники мордвы» | ||||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | НОД «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим двором) | Слушание мордовских песенок и потешек. | ||||
2. | Беседа «Семейные праздники» | Игра «Наша горка» (Минек пандось) | ||||
3. | Праздник «Масленица» | Пение: «Нумолне» («Зайчик»), эрз. нар. песня | ||||
4. | НОД Аппликация «Егоркин оберег» НОД Рисование «Красивые кружки» (мордовский орнамент) | Заучивание мордовской колядки «Ой, коляда, коляда…» | Мордовская народная игра «В платочки» («Пацинесэ») | |||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в построении снежных построек. 2. Консультация: «Как приобщить детей к традициям и культуре мордовского народа». | ||||||
МАРТ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Мордовская народная игра «В слепую старуху» («Сокор бабасо») | Слушание «Лейне» (Ручеек), муз. Г.Г.Вдовина, сл. А. Петайкина | ||||
2. | НОД Аппликация «Украсим головной убор» | Предметы крестьянского быта | Заучивание мор довской заклички «Лето приди, приди…» | |||
3. | Презентация «Реки и озера Мордовии» | Мордовская народная игра «В круги» («Кругсо») | ||||
4. | Чтение: Ф. Бобылев «Веселый ручеек» | |||||
Работа с родителями: 1. Помощь в изготовлении национальных костюмов для кукол. 2. Консультация: «Масленица. Празднование и традиции». | ||||||
АПРЕЛЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Свободная деятельность рисование «Ули цы нашего города». | Презентация «Птицы Мордовии» | Игра «В ворону» («Варакасо») | |||
2. | Заучивание П. Машканцев «Колыбельная» | Музыкально-ритмические движения «Кштима мора. Киштема моро» («Плясовая»), муз. Н. Кошелевой | ||||
3. | Рассматривание альбома «Природа Мордовского края» | Игра «В журавлей» («Каргинесэ» | ||||
4. | Рассказывание сказки Я. Пинясова «Витькин тополь» | |||||
Работа с родителями: 1. Консультация «Дидактические и народные игры в патриотическом воспитании дошкольников» | ||||||
МАЙ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | НОД Аппликация «Подарок ветеранам» | Фотовыставка «Самые любимые места Саранска» | Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала» | |||
2. | Территория детского сада | Папка – передвиж ка «Сохраним при роду Мордовии» | Мордовская народная игра «В круги» («Кругсо») | |||
3. | Чтение легенды «Коршун и курица» | Пение: «Нармоннят, нармоннят» («Птички, птички»), мокш. нар. песня | ||||
4. | Свободная деятельность рисование «Мой город» | Чтение Ф. Бобылев «Утренняя зарядка» | ||||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в сборе материалов к фотовыставке. 2. Консультация «Как знакомить детей с родным городом». |
Старшая группа
СЕНТЯБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Рассматривание стилизованной матрешки -мордовки | Пополнение мордовского уголка новыми атрибутами | Мордовская народная игра «В салки» (Варинес понгома) | |||
2. | НОД Саранск – столица Мордовии. Флаг. | Чтение: П.Макшанцев «Дерево жизни» | Игра «В ключи» (Панжоминесэ) | |||
3. | Рассматривание альбома «Животные Мордовии» | Игра «В платки» (Пацинесэ) | Слушание: «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А.Громыхина | |||
4. | Рассматривание салфеток с мордовским орнаментом | Заучивание наизусть прибаутки «Ах ты, кошка, кошечка» («А, катоня, катоня» мокш.) | ||||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в пополнении мордовского уголка новыми атрибутами. | ||||||
ОКТЯБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Рассматривание альбома «Птицы Мордовии» | Мордовская народная игра «В горшочки» | ||||
2. | Рассматривание альбома «Кукла в мордовском костюме» НОД Лепка «Игрушка-конь» | Беседа «Образ жизни мордовского народа» | Слушание: «Земля моя любимая» муз. А.Аверкина, сл. П.Черняева | |||
3. | НОД Рисование «Город мой любимейший на свете» НОД Конструирование«Новый микрорайон Саранска» | НОД «История возникновения города» | Чтение: А.Ежов «По грибы» | Игра «В курочек» (Саразкесэ) | ||
4. | НОД Рисование Государственные символы России НОД Аппликация «Машины на улицах нашего города» | НОД «Москва – столица России. Герб Москвы» | Беседа: «Рыбы, реки, озера Мордовии» | НОД Чтение рассказа Анатолия Тяпаева «Родной город» | Мордовская народная игра «В ножки» | |
Работа с родителями: 1. Родительское собрание: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры». 2. Консультация «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей». | ||||||
НОЯБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | НОД Конструирование«Флаг России»
| НОД «Россия – огромная страна» | НОД «Сохраним природу Мордовского края!» | НОД «Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки» | Слушание: «Гимн Мордовии» муз. Н.Кошелевой, сл. С.Кинякина. | |
2. | Моделирование на полосе из геометрических фигур. | Рассматривание альбома «Редкие растения Мордовии» | Мордовская народная игра «Круговой» | |||
3. | Рассматривание иллюстраций на тему «Мой родной город» | Чтение морд. нар. сказки «Виряня» | Мордовская народная игра «Раю-раю» | |||
4. | НОД Аппликация «Украшение вазы мордовским орнаментом» | Презентация «Моя Мордовия» | Рассматривание фотоальбома «Мой край родной». | |||
Работа с родителями: 1. Консультация: «Национальные традиции и культура как область воспитания детей дошкольного возраста». | ||||||
ДЕКАБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | НОД Чтение рассказа Н. Мирской «Синица» | Мордовская народная игра «В редьку» | Слушание: «Моя Мордовия» муз. Н.Кошелевой, сл. М.Трошкина. | |||
2. | Знакомство с мордовской символикой. | Чтение морд. нар. сказки «Медведь-песельник» | ||||
3. | Знакомство с творчеством С.Эрзи. | Пение: «Снеговик» муз. Ген.Сураева-Королева, сл. Г.Белозерова. | ||||
4. | Рассматривание альбома «Мордовия спортивная» | Чтение: Т.Тимохина «Как зима Степку лечила». | ||||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в приобретении мордовских флажков. 2. Консультация для родителей: «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей». | ||||||
ЯНВАРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
2. | НОД Конструирование «Маски для колядок» | НОД «Одежда русского (мордовского) человека» | Слушание: «Калядамо» (колядка) муз. Н.Бояркина. | |||
3. | Свободная изодеятельность Аппликация на полосе «Шарф для Алдуни» | Чтение мордовской народной сказки «Куйгорож». | Мордовская народная игра «В базар» | |||
4. | Рассматривание портретов мордовских спортсменов. | Мордовская народная игра «В гусей и волка» | Пение: «Ай, каляда, каляда!» мокш. нар. песня. | |||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в пополнении сборника аудиозаписей. 2. Консультация: «Обряды, традиции, праздники». | ||||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Рассматривание игрушек Тавлинских мастеров. | Презентация «Звери и птицы Мордовии» | Мордовская народная игра «В голубей» | |||
2. | НОД Аппликация «Кружка для папы» | Рассматривание альбома «Национальные костюмы мордвы». | Чтение мордовской народной сказки «Черная корова». | Слушание мордовских песенок и потешек. | ||
3. | Свободная изодеятельность «Рисование флага Мордовии» | Беседа «Красная книга Мордовии» | Мордовская народная игра «В платки» | |||
4. | НОД Аппликация «Русские узоры | НОД «Народные традиции. Масленица» | НОД Т. Тимохина «Как зима Степку лечила» | Игра «Наша горка» (Минек пандось) | Пение: «А, сезяка, сезяка» эрз. нар. песня. | |
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в построении снежных построек. 2. Консультация: «Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа». | ||||||
МАРТ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Знакомство с куклой в мордовской национальной одежде. | Чтение: Ф.Атянин «Разбитая тарелка» | Мордовская народная игра «В бабушку» | |||
2. | НОД Аппликация «Украшение рукавицы» НОД Конструирование«Мордовская изба» | Рассматривание географической карты Мордовии. | Мордовская народная игра «В белочек» | |||
3. | Свободная изодеятельность Рисование «Наряд для Татуни» | Чтение: Я.Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял». | ||||
4. | Рассматривание альбома «Мордовия спортивная». | Рассматривание альбома «Реки и озера Мордовии» | Слушание мордовских песенок и потешек. | |||
Работа с родителями: 1. Помощь в изготовлении костюма для куклы. 2. Консультация: «Масленица. Празднование и традиции». | ||||||
АПРЕЛЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Свободная изодеятельность Рисование «Улицы нашего города». | Фотовыставка «Саранск вчера, сегодня, завтра!». | Мордовская народная игра «В круги» | |||
2. | НОД Рисование «Солдатский треугольник» | Чтение: Я.Пинясов «Вирява» | Слушание: «Моя Мордовия» муз. Н.Кошелевой, сл. М.Трошкина. | |||
3. | Свободная изодеятельность Рисование «Украшение свитера мордовским орнаментом» | Рассматривание альбома «Природа Мордовского края» | Мордовская народная игра «В платки» | |||
4. | НОД Аппликация «В небе праздничный салют» НОД Конструирование «Площадь» | НОД «Памятники защитникам Отечества в родном городе» | НОД Чтение стихотворения С. Самошкина «Самое дорогое» | |||
Работа с родителями: 1. Консультация для родителей «Использование дидактических и народных игр в патриотическом воспитании дошкольников» | ||||||
МАЙ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | НОД Рисование «Это праздник со слезами на глазах» НОД Конструирование «День Победы. По замыслу» НОД Лепка «Этих дней не смолкнет слава!» | НОД «9 Мая – День Победы» | Чтение: Т.Тимохина «Делится ли один на два». | |||
2. | НОД «Народные праздники» | НОД «Сохраним природу Мордовии» | Мордовская народная игра «В гусей и волка» | |||
3. | Чтение мордовской народной сказки «Три брата» | Слушание: «Земля моя любимая» муз. А.Аверкина, сл. П.Черняева | ||||
4. | НОД «Конкурс знатоков родного города» | Чтение: Н.Мирская «Домик на окраине, или кто живет под зеленой крышей». | ||||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в сборе материалов к фотовыставке. 2. Консультация «Как знакомить детей с родным городом». |
Подготовительная группа
СЕНТЯБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | НОД Конструирование «Мой любимый детский сад» | Беседа «Что нового появилось в национальном уголке» | НОД «Малые фольклорные формы. Придумывание потешек» | |||
2. | НОД «Мы в Мордовии живем» | Мордовская народная игра «В ключи» («Панжомнесэ») | ||||
3. | Рассматривание альбома «Животные Мордовии» | Слушание: «Марш на мордовские темы», муз. Л.И. Воинова | ||||
4. | Чтение И. Девин «Как Михаил огурцы поливал» | Мордовская народная игра «В платки» (Пацинесэ) | ||||
Работа с родителями 1. Помощь родителей в пополнении уголка национальной культуры атрибутами. | ||||||
ОКТЯБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Чтение Я. Пинясов «Дедушкин полюс» | Мордовская народная игра «В голубей» («Гулинесэ») | ||||
2. | Беседа: «Образ жизни мордовского народа» | Мордовская народная игра «В бабушку» («Бабасо») | Слушание «Даря баба» («Бабушка Дарья»), муз. Г. Сураева-Королева, сл. А. Анисимовой | |||
3. | 1.НОД Лепка «Птичка- свистулька» 2.НОД Рисование «Город мой – любимейший на свете» | НОД Саранск - столица Мордовии. История возникновения города Саранска | НОД «Красота родной природы» | НОД «Рассказывание мордовской народной сказки «Лиса и медведь» | ||
4. | Мордовская народная игра «В коровку» («Скалнесэ») | Слушание «Мордовские наигрыши» | ||||
Работа с родителями 1. Консультация «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей» | ||||||
НОЯБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | 1. НОД Конструирование «Микрорайон города» 2. НОД Рисование «Люблю тебя, Россия» | Чтение легенды «Солнце, месяц да ветер» | ||||
2. | Видеоэкскурсия «Мордовский Республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи» | Рассматривание альбома «Редкие растения Мордовии» | Мордовская народная игра «Круговой» («Мячень кунсема») | |||
3. | Чтение стихотворения С. Самошкина «Самое дорогое» | Мордовская народная игра «Раю-раю» | ||||
4. | Презентация «Моя Мордовия» | Рассматривание фотоальбома «Мой край родной» | ||||
Работа с родителями: 1. Консультация: «Национальные традиции в воспитании детей дошкольного возраста» | ||||||
ДЕКАБРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Беседа «Государственная символика Республики Мордовия» | Мордовская народная игра «В редьку» («Кшуманесэ») | ||||
2. | Презентация «Зимующие птицы Мордовии» | Пение «Мордовская плясовая», муз и сл. Н. Сураевой-Королевой | ||||
3. | Знакомство с творчеством С.Эрьзи | Чтение А. Ежов «Домик» | ||||
4. | Презентация «Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова» | Мордовская народная игра «Наша горка» («Минек пандось») | ||||
Работа с родителями: 1. Консультация «Знакомим детей с природой Мордовского края» | ||||||
ЯНВАРЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
2. | Презентация «Мордовские спортсмены» | Слушание: «Калядамо» (колядка) муз. Н.Бояркина. | ||||
3. | НОД «Олимпийские игры. Спортсмены нашей страны и Республики Мордовия» | Мордовская народная игра «Ткание полотна» (Котонь кодамо» | ||||
4. | Мордовская народная игра «Котел» («Котелсо») | Пение: «Ай, каляда, каляда!» мокш. нар. песня. | ||||
Работа с родителями: 1. Помощь родителей в пополнении сборника аудиозаписей. | ||||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Презентация «Звери и птицы Мордовии» | НОД Чтение рассказа М. Тимохина «Почему у Васи не было друзей» | ||||
2. | НОД Рисование «Защитники Отечества – отважные бойцы» | Рассматривание альбома «Национальные костюмы мордвы». |
| Мордовская народная игра «Изгнание свиней («Тувотнень панема») | ||
3. | НОД «Недаром помнит вся Россия» | Красная книга Мордовии. | Чтение мордовской народной сказки «Сабан-Богатырь» | |||
4. | 1.НОД Аппликация «Русский народный головной убор» 2. НОД Рисование «Мордовские матрешки» | НОД «Праздники на Руси» | Игра «Наша горка» («Минек пандось») | |||
Работа с родителями 1. Беседа «Снежные постройки на участке группы» | ||||||
МАРТ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Мордовская народная игра «В лапти» («Карьсэ») | Пение «Весна в Мордовии», муз. Г.Г. Вдовина, сл. К. Смородина | ||||
2. | НОД Аппликация «Украшение национальной одежды (рубахи)» | НОД «В гости к мастерам Дымково и Филимоново, Подлесной Тавлы» | НОД «Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок» | |||
3. | Мордовская народная игра «Игра в бусы» («Эрьгинесэ») | |||||
4. | Презентация «Реки и озера Мордовии» | Пение «Чикор, чикор, сязьгата» («Сорока, сорока»), мокш. нар. песня | ||||
Работа с родителями 1. Беседа «. Празднование и традиции Масленицы» | ||||||
АПРЕЛЬ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | Презентация «Саранск вчера, сегодня, завтра!» | Мордовская народная игра «Палочка-стучалочка» («Палкат-стукамкат» | ||||
2. | Чтение Е. Носов «Не спит моя Саранка» | Пение «Благослови, мати, весну закликати», рус. нар. песня | ||||
3. | Посещение краеведческого музея. | Презентация «Природа Мордовского края» | ||||
4. | 1.НОД Аппликация «Этих дней не смолкнет слава» 2.НОД Рисование «Ордена и медали Великой Отечественной войны» | Чтение мордовской народной сказки «Пахарь, кузнец и плотник» | ||||
Работа с родителями: 1. Консультация «Дидактические и народные игры в патриотическом воспитании дошкольников» | ||||||
МАЙ | ||||||
Нед. | Художественное творчество | Предметное и социальное окружение | Ознакомление с природой | Чтение художественной литературы | Физическая культура | Музыкальная деятельность |
1. | НОД Рисование «День Победы!» | НОД «День Победы» | НОД «Мой край родной – заповедные места Мордовии» | НОД «Чтение стихотворения Я. Пинясова «У вечного огня» | ||
2. | НОД «Природные ископаемые Земли» | Мордовская народная игра «Салки» («Варенес понгома») | ||||
3. | Презентация «Заповедники Мордовии» | Мордовская народная игра «Мяч об узкую стенку» («Мяч теине стенас») | ||||
4. | Чтение Г. Гребенцов «В первый класс» | |||||
Работа с родителями 1. Консультация «Прививаем детям любовь к родному городу». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете"Содержание и структура регионального модуля программы дошкольного образования "Мы в Мордовии живём"
Выступление...
Перспективно-тематическое планирование по программе «Мы в Мордовии живем» 2-я младшая группа
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...
Перспективное планирование по региональному образовательному модулю дошкольного образования "Мы в Мордовии живем" / авт. О.В.Бурляева для 2 младшей группы.
2-я младшая группаСЕНТЯБРЬНед.Художественное творчествоПредметное и социальное окружениеОзнакомление с природойЧтение художественной литературыФизическая культураМузыкальная деятельность1. Пополн...
Конспект открытого просмотра занятия «Мордовские мастера. Мордовская птичка-свистулька» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка)) ( в рамках реализации регионального образовательного модуля дошкольного образования «Мы в Мордовии живем») (старшая
1. Продолжать знакомить детей с мордовской народной игрушкой в процессе лепки.2. Учить лепить птичку-свистульку, передавая выразительность о...
Перспективно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию с первой младшей по подготовительную группу
Материал будет интересен воспитателям ДОУ...
Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 41». Подготовительная группа
Программа предназначена для подготовительной группы, включает в себя четыре основных раздела: целевой, содержательный, организационный, дополнительный....
Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (для подготовительной группы комбинированной направленности) МДОУ "Детский сад "Росинка" г. Надыма" на 2021-2022 учебный год
Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (для подготовительной к школе группы) МДОУ «Детский сад «Росинка» г...