Проект "Культурно-историческое наследие Вяземского края"
проект (подготовительная группа)
Проект для детей подготовительной к школе группы "Культурно-историческое наследие Вяземского края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnasledievyazma.docx | 63.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11
г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОЕКТ
по нравственно – патриотическому воспитанию
для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Культурно – историческое наследие Вяземского края»
Разработала: воспитатель 1 квал. категории
Махрова А.Ю.
2022 г.
Информационно – исследовательский проект
«Культурно – историческое наследие Вяземского края»
I. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Актуальность проекта
Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Можно ли говорить о воспитании любви к родному городу без сообщения детям определенных знаний о нем? Дети должны знать, что у каждого человека есть родной город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, о памятных местах и достопримечательностях, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Именно в достопримечательностях кроется вековая история родного города. И поэтому, основная цель воспитателя - помочь показать детям их родной город, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Мы, воспитатели рассказываем своим воспитанникам об истории нашего города, о людях, являющихся его гордостью, учим гордиться достижениями предков и современников. Однако практика работы показывает, что при традиционных формах подачи знаний, дети проявляют интеллектуальную пассивность, у них не появляется интерес к сообщаемым сведениям о городе, желание и стремление узнать что-то новое. Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс.
Проблема:
В процессе предварительных бесед было выявлено, что дети знают название города, домашний адрес, с увлечением рассматривают фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, у них отсутствуют знания об истории возникновения родного города, о памятных местах города, его символике. Многие родители просто не уделяют внимания знакомству их детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми. Соответственно, дети не владеют достаточной информацией. Поэтому, возникла идея создать проект «Культурно – историческое наследие Вяземского края».
Гипотеза проекта:
в результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а также привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.
Цель проекта:
способствовать приобщению детей к культурно – историческому наследию родного края, обогащению и закреплению знаний детей о родном городе, его достопримечательностях и памятных местах, и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям, истории своего города.
Задачи проекта:
- Воспитывать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность.
- Расширять представления детей о достопримечательностях города Вязьма и его исторических памятниках.
- Познакомить с символикой нашего города: флаг, герб.
- Закрепить знания детей о знакомых улицах, на которых находится дом, детский сад, достопримечательности.
- Развивать у детей потребность в получении новых знаний о родном городе, вызвать интерес к новой информации и желание «добывать» сведения об известных и незнакомых культурных и исторических ценностях родного города.
- Развивать у детей инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению; развивать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми.
- Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений.
- 5. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.
Тип проекта:
- по содержанию: информационно – исследовательский, творческий
- по времени: долгосрочный (январь – май)
- по кол – ву участников: групповой
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Механизм реализации проекта: проект реализуется через организованную образовательную деятельность, взаимодействие всех участников образовательного процесса. Использование интеграции краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми. Знакомство с родным краем, происходит на занятиях, в повседневной жизни, быту. Основное содержание каждой темы реализуется в форме специально организованных занятий, а его конкретизация, углубление, уточнение, дополнительные сведения дети получают через другие виды привлекательной детской деятельности, через другие организационные формы и методические приемы.
Содержание и формы работы с детьми:
- ООД
- ООД по по художественно – эстетическому развитию:
- Рисование: «Улица города Вязьмы», «Мой дом», «Машины нашего города», «Папа и мама гуляют со своим ребёнком в городе», «Мой любимый детский сад», «Танк – боевая машина», «Вечный огонь», «Праздничный салют над городом»;
- Аппликация «Наша улица», «Вяземский храм», изготовление поздравительной открытки для ветеранов ко «Дню Победы»;
- Лепка: «Сказочные дома», «Герб Вязьмы» (пластилинография), «Вяземский пряник» (солёное тесто);
- Конструирование: «Наш город», «Пилотка» (из бумаги).
- ООД по познавательному развитию:
- «История возникновения Вязьмы»;
- «Знакомство с символикой города Вязьма (герб, флаг, гимн)»;
- «Вязьма – город воинской славы»;
- «12 марта – День освобождения Вязьмы от немецко – фашистских захватчиков»;
- «Известные герои – земляки М.Г. Ефремов»;
- «Известные герои – земляки П.С. Нахимов»;
- «Вяземский пряник».
- ООД по речевому развитию:
- Обучение рассказыванию «Город, в котором я живу»;
- Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать - «Любимые места родного города», «Из окна, из окна наша улица видна».
2. Беседы
- «Что такое Родина»;
- «Что я вижу по дороге в детский сад»;
- «Мы любим гулять в …»
- «Расскажи, что ты знаешь о нашем городе?»;
- «На какой улице ты живешь?»;
- «Что я бы сделал для города?»;
- «Беседа о мужестве и храбрости»;
- «Памятники воинской славы в нашем городе»;
- «27 апреля – день присвоения Вязьме звания «Город воинской славы»;
- Проблемная ситуация «Если ты потерялся в городе, что делать?»;
- «Мы – горожане» (правила этикета в общественных местах);
- «Вяземские храмы»;
- «Этот День Победы»;
- «Троица – День города Вязьмы»
- По произведениям художественной литературы.
3. Рассматривание иллюстраций по теме проекта.
- Рассматривание буклетов, открыток, фотографий о городе: «Любимый город Вязьма», «Храмы Вязьмы», «Памятные места города Вязьмы», и т.д.;
- знакомство с картой города Вязьмы.
4. Чтение художественной литературы:
- «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», стихи о Вязьме, сост. А.Я. Ларченков;
- «Сказки Смоленского края», сост. А. Мишин;
5. Игровая деятельность:
- Дидактические игры и упражнения:
- «Собери герб Вязьмы»;
- «Где находится памятник?»;
- «Сложи картинку и назови»;
- «Собери храм».
- Сюжетно – ролевые игры:
- «Гид - экскурсовод»
- «Корреспондент – интервью: «Любимые места родного города».
- Подвижные игры:
- «Военная медсестра»;
- «Доставь раненого»;
- «Секретное донесение»;
- «Кто самый меткий».
- Словесные игры:
- «Назови свой адрес»;
- «Угадай, где я нахожусь»;
- «Расскажи о родном городе: какой он, город Вязьма?» (учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу);
6. Просмотр мультфильмов, видеороликов и презентаций:
- «История возникновения Вязьмы»;
- «Виртуальная экскурсия к памятным местам»;
- «Известные герои – земляки»;
- «Освобождение Вязьмы от немецко – фашистских захватчиков»;
- «Я помню в Вязьме старый дом» - фото Вязьмы в военное время и сейчас;
- «Чем Вязьма знаменита – Вяземская стёка и Вяземский пряник»
- м/ф «Ну, погоди!».
7. Музыкальная деятельность
- видео – поздравление «С праздником Победы»;
- прослушивание гимна Вязьмы, песен на военную тему.
8. Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями на выбранную тему с опорой на фото.
9. Оформление мини – музея в группе «Вязьма – старинный русский город»;
10. Оформление альбома «Культурно – историческое наследие Вяземского края».
11. Посещение храма.
12. Экскурсии выходного дня: «К памятникам военной славы», «К вечному огню», «Историко – краеведческий музей».
13. Досуг «Знатоки Вяземского края».
Содержание и формы работы с родителями:
- Папки – передвижки и консультации:
- «12 марта – освобождение Вязьмы от немецко – фашистских захватчиков»;
- «Имена героев ВОВ в названиях улиц города Вязьмы»;
- «Знаменитые жители города Вязьмы».
- Беседы с родителями:
- «Расскажите ребёнку о героях вашей семьи»;
- «Знаете ли вы, почему улица, на которой вы живёте, названа именно так?»;
- «Знаете ли вы, что такое Вяземская стёка?»;
- «Говорите с ребёнком во время прогулки о том, что видите»;
- «Почему так важно знакомить детей с родным городом»;
- «Спросите у ребёнка, что нового он узнал о нашем городе»;
- «Музеи нашего района. Посетите их всей семьёй»;
- «Узнали ли вы что – то новое о нашем городе благодаря проекту?».
- Оформление выставки сотворчества детей и родителей «Город, в котором я живу».
- Изготовление стендов «Вязьма историческая», «Вязьма современная».
- Исследовательская деятельность (д/з): поиск информации и подготовка сообщений с детьми о достопримечательностях и памятных местах нашего города, согласно выбранной теме (с опорой на фотоматериалы).
- Создание мини – музея «Вязьма – старинный русский город».
- Фотовыставки: «Любимые места родного города», «Мой любимый храм»;
- Экскурсии выходного дня: «К памятникам военной славы», «К вечному огню», «Историко – краеведческий музей».
Ожидаемые результаты:
для детей:
- воспитать патриотические чувства у детей;
- найти интересную информацию по теме «Культурно – историческое наследие Вяземского края»;
- расширить представления детей о достопримечательностях города Вязьма и его исторических памятниках;
- познакомить с символикой нашего города: флаг, герб;
- закрепить знания детей о знакомых улицах, на которых находится дом, детский сад, достопримечательности;
- заинтересовать детей и взрослых историей родного города, сплотить родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны;
- активизация словаря, развитие коммуникативных умений и навыков взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и детьми);
- совместное творчество родителей и детей;
- участие в данном проекте поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности;
для родителей:
- совместное творчество родителей и детей;
- совместный с детьми поиск информации по теме проекта;
- повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
- укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.
Продукты проекта:
- Выставки творческих работ детей.
- Выставка совместных творческих работ детей и родителей на тему «Город, в котором я живу».
- Фотовыставки «Любимые места родного города», «Мой любимый храм».
- Стенды «Вязьма историческая», «Вязьма современная».
- Мини – музей в группе «Вязьма – старинный русский город».
- Итоговая презентация проекта, видеоотчёт для родителей.
- Альбом «Культурно – историческое наследие Вяземского края».
Методическое обеспечение:
1. Вохринцев С. Надежный щит Родины. Методическое пособие с дидактическим материалом «Окружающий мир. Армия России»
2. «Город Вязьма над Вязьмою – речкой», сост. А.Я. Ларченков. – Смоленск: Моск. рабочий, Смолен. отд – ние, 1989.
3. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа.
4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа.
5. Павлова О.В. «Изобразительная деятельность. Художественный труд», комплексные занятия для детей подготовительной к школе группы.
6. Путеводитель «Вязьма», текст В. Никифорова, д.и.н. Д.Е. Комаров, издатель ООО «АРЛАНА».
7. «Сказки Смоленского Края», сост. А Мишин.
8. Сеть Internet – источники: www.tripadvisor.ru, www.vyazmanews.net, ru.wikipedia.org
II. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап - подготовительный
- планирование проектной деятельности по теме «Культурно – историческое наследие Вяземского края» опираясь на методическую литературу и сеть Internet;
- определение актуальности проекта;
- определение и обоснование проблемы;
- постановка цели и задач;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- изучение методической литературы по теме;
- определение содержания форм работы с детьми и родителями;
- создание развивающей среды;
Задачи 1 – го этапа:
- определить актуальные знания детей о родном городе, достопримечательностях посредством бесед, просмотра иллюстраций;
- вызвать интерес к решению поставленной задачи.
2 этап – основной
Задачи 2 – го этапа:
- постановка проблемы;
- развивать выразительность речи, моторику рук;
- развивать познавательные способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
- пополнить книжный уголок материалами по теме проекта;
- воспитывать аккуратность при выполнении работ по теме проекта;
- работа по достижению поставленных целей и задач проекта через методические приёмы и методы;
- проведение мероприятий в группе в соответствии с тематикой проекта.
Месяц | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями | Совершенствование предметно – развивающей среды |
Январь 2 нед |
|
|
|
3 нед |
|
|
|
4 нед |
|
|
|
Февраль 1 нед |
|
|
|
2 нед |
|
|
|
3 нед |
|
|
|
4 нед |
|
|
|
Март 1 нед |
|
|
|
2 нед |
|
|
|
3 нед |
|
|
|
4 нед |
|
|
|
5 нед |
«Гид - экскурсовод»
|
|
|
Апрель 1 нед |
|
|
|
2 нед |
|
|
|
3 нед |
«Корреспондент – интервью: «Любимые места родного города»
|
|
|
4 нед |
|
|
|
Май 1 нед |
|
|
|
2 нед |
|
|
|
3 нед |
|
|
|
3 этап – итоговый
Задачи 3 – го этапа:
- развивать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;
- развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности;
- воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.
Данный этап включает в себя:
- Проведение досуга «Знатоки Вяземского края»
- Презентация книги «Культурно – историческое наследие Вяземского края»
- Подведение итогов работы по проекту.
- Мультимедийная презентация проекта.
К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проекта.
III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
В ходе реализации проекта «Культурно – историческое наследие Вяземского края» предполагаемые результаты были достигнуты:
- были расширены представления детей о достопримечательностях города Вязьмы и его исторических памятниках;
- в совместной работе с родителями была найдена интересная информация по теме «Культурно – историческое наследие Вяземского края» и оформлена в книгу;
- дети познакомились с символикой нашего города, были закреплены знания детей о знакомых улицах, на которых находится дом, детский сад, достопримечательности;
- дети и взрослые заинтересовались историей родного города;
- участие в данном проекте помогло детям научиться совместно с родителями добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания и применять их.
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, способствовали формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме проекта, сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе.
Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствовало параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми. Знакомство с родным краем, происходило на занятиях, в повседневной жизни, быту. Основное содержание каждой темы реализовывалось в форме специально организованных занятий (это обеспечивало последовательность, систематичность, отвечало логике учебного материала), а его конкретизация, углубление, уточнение, дополнительные сведения дети получали через другие виды привлекательной детской деятельности, через другие организационные формы и методические приемы. Помимо специально организованных занятий, бесед, экскурсий, целевых прогулок большая роль в реализации данного проекта отводилась совместной деятельности взрослых с детьми. Использование дидактических, подвижных, настольных, сюжетно-ролевых, театрализованных игр с детьми помогало формировать соответствующие знания и навыки. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывали праздники, досуги, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе приобщения дошкольника к природному наследию родного края.
В настоящее время экологическая проблема в масштабе человеческой цивилизации представлена настолько актуально, что практически все eё основные аспекты уже осмыслены в ряде наук. Тем не мен...
Доклад «Использование приемов социоигровой технологии при ознакомлении детей с культурным наследием родного края»
«Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству, - Это источник любви к Родине... Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в сердце и в памяти навсегда ...
Проект перспективного развития « Наследие родного края – я с детства этим дорожу»
Работа над данным проектом определяется необходимостью всестороннего изучения родного края с тем, чтобы расширить общеобразовательный кругозор детей, развивать историческую память,...
Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.
Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...
Программный проект «Содружество семьи и детского сада по краеведческому образованию дошкольников – «Мы вместе!» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста с историко- культурным наследием родного края «Родные просторы»
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...
Развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с историко-культурным наследием родного края
Развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с историко-культурным наследием родного края...
Отзыв На программу Терентьевой Наталии Анатольевны Название «Ознакомление дошкольников с историко-культурным наследием родного края»
Отзыв На программу Терентьевой Н...