«Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды с учетом этнокультурной специфики»
методическая разработка
«Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды с учетом этнокультурной специфики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Пензятский детский сад»
«Особенности организации
развивающей предметно- пространственной
среды с учетом этнокультурной специфики»
Подготовила: воспитатель
С.Ю. Уткина
Пензятка 2020
1Важной задачей дошкольных образовательных организаций является совершенствования педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, которая обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка. Приобщает его к культуре и традициям родного края, позволяет проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
2Знания и представления о родном крае в дошкольном возрасте усваиваются эффективное в том случае, если информация подкрепляется наглядностью-предметами быта, иллюстрациями, игрушками, фоторгафиями, которые должны быть частью окружения ребенка, побуждать его к проявлению активности и самостоятельности познания.
3Под развивающей средой этнокультурной направленности будем понимать специальное пространство (место, окружение, объективную реальность), создаваемое с помощью набора материальных объектов и предметов духовной культуры народов, предназначенного для формирования этнокультурной осведомленности детей и выполняющие функции их развития.
4 Приобщение детей к мордовской культуре требует высочайшего педагогического мастерства. Для того необходимы специальные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольниковк мордовскому искусству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, национальной одежды.
5Наиболее распространенным способом создания предметно-развивающей среды с учетом этнокультурной спецификой является оформление отдельных помещений(«Мордовская изба», «Музей краеведения», «Музей мордовского быта», «Мини-музей», библиотека, мини галерея изобразительного искусства, экологические тропы на территории детского сада, уголки национальной культуры в группах. Уголки краеведения в методическом кабинете).
6Интерьер комнаты (избы) составляют подлинные предметы мордовского быта, воссоздается обстановка мордовской избы: прялка, люлька, печь, деревянный стол, зыбка, самотканые половики, сундук. В избе есть чугунки, ухваты, кочерга, деревянные ложки. Имеется так же познавательный материал: произведения мордовских писателей, художников, предметов декоративно-прикладного искусства, игры-все то, что что имеет отношение краеведческой работе.
7Чтобы создать атмосферу одушевленности «избы». Там появляется «хозяйка»-воспитательница, которая владеет мордовским языком, которая более глубоко изучила мордовские обычаи и традиции мордовского искусства.
8 Особое значение для этнокультурного развития ребенка имеет мордовская художественная литература и фольклор, которые несут в себе черты национальной традиции, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа.
9 Очень важно готовить детей к восприятию фольклорного произведения. Для этого им показывают различные национальные изделия, иллюстрации национальных костюмов, мордовской избы; мордовский орнамент, вышивку, деревянные игрушки. С этой целью и используются экскурсии в музей. Детям рассказывают о различных мордовских праздниках, национальных праздниках, национальных традициях и обрядах, указывая на роль фольклорных произведений в них.
10 В помещения этнокультурной направленности возможны следующие формы и методы работы: создание игровых ситуаций и практические действия с предметами (сюжетно-ролевые игры-укачивание куклы, приготовление пищи, украшение жилища, примеривание одежды и украшений).
11 В музее краеведения (мини- музея) кроме предметов мордовского быта. Могут находится альбомы, книги, фотографии, репродукции картин, изделия народных промыслов, варианты одежда и обуви, различные украшения-бусы, медные и серебряные браслеты, кольца; женские головные уборы, мордовские лапти; различные вышивки; историческая литература, методические наработки педагогов.
Мини музей-это хранилище культуры родного края, предметы в нем доступны для ребенка. Здесь размещается национальная одежда мордвы мокши и эрзи, татарская и русская национальная одежда. Желательно иметь каталог экспонентов или картатеку.
13 Приобщению дошкольников к изобразительному искусству (в том числе национальному) помогает мини-галерея изобразительного искусства, в которой представлены репродукции работ художников Мордовии, детские работы, совместные работы детей, родителей. педагогов, фотоматериалы.
14 На территории желательно оформить экологическую тропу, знакомящую детей с деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, насекомыми Мордовии, с особенностями природных условий Мордовии, города, ландшафтом, растениями и животным миром.
15Если по тем или иным причинам в здании детского сада нет свободного помещения для создания «мордовской избы» или музея все материалы могут быть собраны в методическом кабинете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ
Вопрос организации предметно - развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ввведением Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС). П...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для развития познавательной деятельности воспитанников» (ФГОС ДО).
Материал из опыта работы по созданию в д/саду предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС дошкольного образования....
Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".
С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обе...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ по ФГОС...
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО)
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды»
Данная работа посвященна предметно-пространственной среде в группах детского сада. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, этим и обусловлен...