«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре» (2017-2018 уч. год)
методическая разработка

             Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_zasedanii_pedagogicheskogo_soveta_3_2018.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании педагогического Совета №3

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение

 к национальной культуре» (2017-2018 уч. год)

Подготовила: старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Кислякова О.Ю.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях народных традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
            Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

  Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

        Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

         В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:
- профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;
- сохранение  самоценности  дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;
- сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;
- взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;
- единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.
В практической деятельности способствует решению большинства
воспитательных задач:
1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные  произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.
2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
3. Совершенствованию  коммуникабельности  среди взрослых и сверстников.
4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей к национальной культуре мирового значения.
       Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:
- Научить детей играть в русские и мордовские  народные игры.
- Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор, знакомить с мордовским фольклором.
- Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.
- Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.
- Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Знать историю русского и мордовского костюмов, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.
- Уметь различать изделия различных народных промыслов (русское и мордовское декоративно – прикладное искусство).
- Зажечь в ребенке искру любви и интереса к  его истории и культуре, к природе России, Мордовии, воспитать патриотов.

        Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:
- музыкальная деятельность;
- развлечения;
- экскурсии и наблюдения;
- народные подвижные игры;
- кукольный театр;
- драматизация;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;
- посещение музеев;
- работа с семьей.
Методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала:

  • метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций; эвристический (частично поисковый) метод;
  • метод моделирования,
  • социо- игровые технологии,
  • игровой метод,
  • метод практических действий,
  • наглядный.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

 Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводятся беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызывается интерес к музею и желание создать поплнять мини- музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотосессии подготовленные родителями), который используем в работе с детьми в приобщении к народной культуре.

В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с народными традициями, как русскими, так и мордовскими, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с народным костюмом. Также знакомим детей с народными праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивали колядки, народные песни, заклички. Ежегодно проводится в ДОО праздник Масленица, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской и мордовской народных игрушках (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Воспитанники изготовляют игрушки своими руками. А затем, организуем выставки детского творчества.

На протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с русскими и мордовскими народными подвижными играми. Контроль за эффективностью работы по приобщению детей к народной культуре осуществляется через диагностику, которая проводится в начале года (сентябрь), и в конце года (май).

Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них! Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа! Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли! Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом! Это все – моя Родина!

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

               Литература

  1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ //Волгоград: Учитель, 2017,203с.
  2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2015,205с.
  3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 2017, 300с.
  4. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М: Сфера, 2013,192с.

Использованы  Интернет - материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Поче...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Поче...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

В воспитании дошкольников огромное значение имеет ознакомление с историческим, культурным ,национальным ,географическим, природно-экологическим  своеобразием своего родного Ставропольского края. ...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через приобщение к национальной культуре»

          Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - одна из самых актуальных задач нашего времени, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственно...

опыт работы по Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через традиции и культуру коренных жителей Кузбасса

опыт работы по Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через традиции и культуру коренных жителей Кузбасса...

Консультация "Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с культурой и достопримечательностями родного города"

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Б...

Патриотическое воспитание дошкольников через формирование экологической культуры

патриотическое воспитание дошкольника через формирование экологической культуры...