Конспект НОД "Экскурсия по родному краю"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
0Филиал МБДОУ "Детский сад №43"- «детский сад №33»
г.Славгород Алтайский край
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ
Тема: "Экскурсия по родному краю"
Автор: Егорьева Людмила Николаевна
воспитатель высшей квалификационной
категории
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое развитие.
Виды детской деятельности:
(двигательная, коммуникативная, познавательная).
Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми.
Оборудование:
- медиа проектор
- презентация "Алтайский край-любимый край"
Предварительная работа:
-экскурсии с родителями по достопримечательностям Алтайского края;
-рассматривание коллекции фотографий об Алтайском крае;
-оформление фотоэкспозиции "Мой Алтайский край"
- чтение книг и рассматривание иллюстраций о городе Славгороде
Задачи:
Обучающие:
1. Обобщить и систематизировать представления детей о родном крае
Развивающие:
1. Развивать у детей интерес к изучению родного края, умение делать выводы, развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь;
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к истории Алтайского края, чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
Развить у детей интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Расширить знания у детей о достопримечательностях Алтайского края. Вызвать чувство гордости и любви к родной природе и бережное отношение к ней.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Вводная часть (мотивационный этап):
Воспитатель читает стихотворение Марины Заритовской «Алтайский край».
В стране великой, златоглавой
Есть край сибирский, славный,
Там птицы дивные поют
И реки горные бушуют.
Ах! Как природа хороша!
Здесь воздух чист, поёт душа!
Алтайский край мой дом родной
Я лишь в тебе найду покой.
А запах полевых цветов
Хранит забытый рай,
И эхо вдалеке шепнёт:
"Люблю тебя Алтайский край!"
Слайд №2
На экране карта Алтайского края, дети заинтересовываются картой, рассматривают.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на карту, что на ней изображено? (Алтайский край)
-Правильно это наш Алтайский край. Сегодня я хочу вам предложить совершить экскурсию по Алтайскому краю. Как вы думаете, на чем мы можем отправиться на экскурсию (варианты ответов детей). Помните, что наш край очень большой и нам надо успеть вернуться в детский сад...
Я предлагаю один из самых быстрых видов транспорта - пассажирский вертолет
Слайд №3-4 - изображение вертолета
- Занимайте места в нашем вертолете (стульчики стоят полукругом перед экраном)
-Итак, отправляемся...
Основная часть:
А вы знаете, что Алтай – в переводе с тюркского языка означает золотой. «Золотые горы»- это название отражает и легенды о несметных богатствах кочевых племен, и реальные месторождения золота в щедрой земле, и уникальную красоту горной страны. Наш край расположен на юго-востоке Западной Сибири, граничит с Казахстаном, Новосибирской, Кемеровской областями, Республикой Алтай. Посмотрите, какой большой наш Алтайский край, в нем очень много городов и деревень, сколько неизведанных мест он таит в себе. Площадь края — 169тыс. кв. км; население — 2,642 млн. человек. В составе Алтайского края 11 городов, 30 поселков городского типа.
-Как называется город, в котором мы живем? (Славгород)
Какие ещё города Алтайского края вы ещё знаете? (Бийск, Рубцовск, Заринск, Алейск, Новоалтайск)
Ответы детей.
Слайд №5 - изображение города Славгорода сверху
Воспитатель: Мы пролетаем с вами над нашим городом, посмотрите, какой он красивый!
Я люблю родной свой город.
Он всегда красив и молод.
Не найти, таких прекрасных
Улиц, парков, площадей.
И живет здесь очень много
замечательных людей.
Слайд №6 - изображение города Барнаула сверху
- Посмотрите, к какому городу Алтайского края мы подлетаем?
Ответы детей.
-Какие молодцы! Как вы догадались?
Ответы детей (Барнаул находится на берегу реки, через которую построены два моста)
-Как называется эта река? (Обь)
Обь — река в Западной Сибири, самая протяженная река в России (5410 км) и вторая по протяженности в Азии. Река образуется на Алтае слиянием рек Бии и Катуни, длина Оби от слияния 3650 км (от истока Иртыша 5410 км).На севере река впадает в Карское море.
Слайд №7- изображение реки «Обь»
-Ребята, а какие реки Алтайского края вы ещё знаете?
На берегу реки очень хорошо отдыхать, вот и мы сейчас с вами немного отдохнём, встанем со своих мест и немного разомнёмся.
Физминутка.
«Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем
- А чем знаменит ещё Барнаул? Какое значение этот город имеет для Алтайского края?
Ответы детей (Барнаул-столица Алтайского края)
Слайд №8 - изображение Барнаула и его достопримечательностей
Правильно, Барнаул — административный центр Алтайского края. Достопримечательностями Барнаула являются: Центральная площадь Барнаула носит название площадь Советов. На ней расположены здания Администрации Алтайского края, Алтайского государственного университета, Главпочтамта и главной гостиницы города – гостиницы «Центральная». Кроме того, здесь можно найти отметку «нулевого километра», откуда ведется отсчет всех автодорог Алтайского края.
Дом под шпилем на площади Октября официально считается символом и историческим памятником города Барнаула. Здание было построено в 1956 году, дом венчает башня с часами, на которой находится 15-метровый шпиль и флюгер. Сегодня первый этаж здания занят под магазины и кафе, а все остальное пространство используется под жилые помещения. Популярностью у жителей и гостей города пользуется мост через Обь или, как его называют сами барнаульцы Новый мост.
В Барнауле много музеев. Самый известный и крупный из них – это Алтайский государственный краевой краеведческий музей.
Воспитатель:
Дети делятся своими впечатлениями.
- Нам надо отправляться дальше.
Слайд №9 - изображение смешанного леса сверху
Воспитатель:
-Посмотрите, под нами простираются бескрайние леса. Скажите, какой это лес?
Дети рассматривают картинку, обсуждают. Подводится итог, что лес смешанный.
- Какие деревья могут расти в Алтайских лесах
Слайд №10
- Какие животные обитают здесь? Очень богат животный мир Алтайского края. В лесах живут бурундук, белка-летяга, горностай, соболь.
Самый ценный мех у соболя. Добыть его довольно трудно, потому что живет он в труднодоступных местах — глухих буреломах.
Слайд 11
В лесах также водятся лоси, бурые медведи, встречаются рысь, В приобских водоемах водится ондатра, почти во всех равнинных реках обитает речной бобр.
Слайд 12
В степях можно встретить сурков, сусликов, тушканчиков. Здесь обитают лисы, волки и зайцы.
Слайд 13
Среди лесных птиц немало хищников, самые агрессивные — ястребы (тетеревятник и перепелятник) ,распространены ночные птицы — сова и филин.
Слайд 14
На берегах озер можно увидеть журавля-красавку и серого журавля. По берегам рек многочисленны кулики, белые трясогузки, речные крачки.
Слайд 15
И конечно же на Алтае живут лебеди.
Слайд 16
Реки и озера края богаты рыбой. В них водятся щука, язь, налим, чебак, ерш.
Воспитатель:
- Смотрите, что у нас виднеется внизу.
Слайд №17 - фото пшеничного поля
На просторах нашего большого края выращивают много хлеба. Это очень важно — наш алтайский хлеб везут по всей стране
Главное богатство нашего края – это трудолюбивые сибирские люди, которые выращивают знаменитый Алтайский хлеб.
Воспитатель: Ребята, мы с вами каждый день хлеб едим. Как же хлеб попадает на наш стол? Расскажите об этом, пользуясь иллюстрациями
Слайд №18: поле, уборка урожая, мельница, пекарня, магазин — хлеб, печенье
/ Дети составляют рассказ/
Воспитатель: Что ж, долгий и непростой путь у хлеба к нашему столу. Нужно с уважением относиться к хлебу, и нужно уважать труд тех людей, которые для нас выращивают, обрабатывают и пекут хлеб.
Слайд №19 с изображением профессий
Воспитатель: Люди каких профессий помогают нам всегда быть с хлебом? (тракторист, комбайнёр, мельник, пекарь, продавец). Что именно делают люди этих профессий? (тракторист — пашет землю на полях, сеет зерно, комбайнёр — убирает урожай, мельник — мелет из зерна муку, пекарь — печёт хлеб, продавец — продаёт хлеб).
Воспитатель: Правильно. Вот и получается, что много людей старается, трудится, чтобы у нас был хлеб. Ребята, хлеб — самый главный продукт на столе. А ещё, хлеб упоминается, например, в русских народных играх. Давайте и мы сейчас поиграем в одну такую игру — «Пирог».
Физминутка: русская народная игра «Пирог»:
Выбирают водящего по считалке, становятся в две шеренги, друг против друга. Водящий приседает в центре — он «пирог». Все поют и двигаются.
Экий он высоконький, (руки поднимают вверх)
Экий он широконький, (руки разводят в стороны)
Экий он мягонький. (руками гладят живот)
Первый из каждой шеренги бежит и дотрагивается до «пирога». Кто первый задел — уводит «пирог» к себе в шеренгу. Кто опоздал — становится «пирогом».
Воспитатель:
-Давайте отправимся дальше, вы увидите еще мастерство народных умельцев нашего края.
Слайд №20 - изображение Горной Колывани
Ребята, вы все видели герб нашего края, мы с вами не раз его рассматривали, и вы наверняка помните, что в нижней части герба на красном фоне, символизирующем достоинство, храбрость и мужество, помещено изображение колыванской «Царицы ваз», так вот мы сейчас с вами находимся в том месте, где эту вазу создали мастера камнерезого дела. Это Колыванский камнерезный завод. Ещё в 18веке заводчик Акинфий Демидов узнал о рудных находках на Алтае и он попросил разрешения у государства о строительстве Колывано-Воскресного завода. Сначала там плавили медь, а потом серебро. Затем на этом месте была открыта Колыванская шлифовальная фабрика, для изготовления изделий из камня, сейчас она называется Камнерезный завод. И сейчас в наше время есть умельцы на Алтае, которые изготавливают из камня произведения искусства.
Слайд №22 - фото изделий из камня
Воспитатель: Ещё много в Алтайском крае красивых, замечательных мест, но мы поговорим о них в другой раз, а сейчас время уже много и нам пора отправляться в детский сад.
Слайд №23- изображение вертолета
Слайд №24 - фото озера Яровое
Воспитатель:
-Ребята, мы возвращаемся в детский сад и летим через большое озеро, кто помнит, как называется это озеро? (озеро Яровое)
Ответы детей.
Заключительная часть:
Воспитатель:
-Вам понравилась экскурсия на вертолете по Алтайскому краю? Что больше всего запомнилось?
Ответы детей.
Воспитатель благодарит детей за активность, проявленное дружелюбие.
САМОАНАЛИЗ
Тема ООД: познавательно-коммуникативная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия по Алтайскому краю»
ЗАДАЧИ ООД:
-обучающие: Обобщить и систематизировать представления детей о родном крае
-развивающая: Развивать у детей интерес к изучению родного края, развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь;
-воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к истории Алтайского края, чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
При планировании ООД были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое развитие.
Виды детской деятельности:
(двигательная, коммуникативная, познавательная).
В ходе ООД реализовывалась совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей являлось взаимодействие.
Этапы ООД:
Вводная часть (мотивационный этап). Я мотивировала воспитанников на включение в познавательную деятельность при помощи использования художественного слова, и приглашения на экскурсию по Алтайскому краю на вертолёте.
Итог вводной части: сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В основной части я применяла следующие методы:
Методы наглядные: презентация, наблюдение;
Методы двигательные: игра, физминутка;
Методы словесные: рассказ, беседа, художественное слово.
Активизировала мышление детей при помощи познавательных вопросов: как? какие? Что способствовало развитию наблюдательности и внимания.
Проблемные вопросы: почему? зачем? Что способствовало определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей.
Итогом основной части послужило возвращение в детский сад.
Итог/рефлексия зафиксировала новые понятия и новые знания вопросами:
Что нового узнали об Алтайском крае? Что вы больше всего запомнили?
Дети сами являлись активными помощниками, что позволяло на протяжении ООД сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Поставленные задачи удалось реализовать полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД "Знатоки родного края"
Предлагаю конспект ООД для подготовительной группы. Цели: воспитывать чувство гордости за свой родной край, желание сохранить город чистым и красивым, формировать четк...
Конспект викторины «Знатоки родного края»
Уточнить и закрепить знания детей о родном крае. Воспитывать чувство любви к нашему краю, гордость за свой поселок. Подвести к пониманию того, что история родного поселка непрерывно связана с ис...
Конспект занятия "Деревья родного края".
Формирование первоначальных патриотическия чувств. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, развивать связную речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе....
Конспект занятия "Природа родного края"
Конспект разработан для подготовительной группы....
Конспект НОД "Мой родной край".
Коеспект НОД по окружающему миру для старшей-подготовительной группы....
Конспект занятия "Природа родного края"
Конспект занятия по теме "Природа родного края. Обобщающее занятие о растительном и животном мире Рязанского края....