Статья
статья (старшая группа)

Качур Анастасия Александровна

ВОСПИТАНИЕ  ПАТРИОТИЗМА  У  СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ

 НА  ОСНОВЕ  ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО  ПОДХОДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aa_kachur.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ  ПАТРИОТИЗМА  У  СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ

 НА  ОСНОВЕ  ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО  ПОДХОДА

А.А. Качур, музыкальный руководитель

МАДОУ д/с № 2 г. Белгород

Аннотация. В  переставленной статье рассмотрены проблемы воспитания  патриотизма  у  старших  дошкольников на  основе  полихудожественного  подхода, позволяющие не только повысить качество обучения, но и формировать личность ребенка, как патриота своей Родины.

Ключевые слова. Дошкольный возраст, патриотическое воспитание, формирования патриотизма, различные  виды искусства, полихудожественный подход.

EDUCATION OF PATRIOTISM IN SENIOR PRESCHOOLERS

BASED ON A POLY-ARTISTIC APPROACH

A.A. Kachur, musical director

MADOU d / s No. 2 Belgorod

Annotation. The rearranged article examines the problems of instilling patriotism among older preschoolers on the basis of a polyartistic approach, which allows not only to improve the quality of education, but also to form the personality of a child as a patriot of his homeland.

Keywords. Preschool age, patriotic education, the formation of patriotism, various types of art, polyartistic approach.

Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного воздействия на любого человека. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания граждан России в настоящее время. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта является  одной из серьезных  проблем современности.  

Патриотическое воспитание   подрастающего поколения с давних пор интересовало многих философов, педагогов, политиков. В истории отечественной педагогики и философии  данную проблему рассматривали М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре, национальным обычаям и традициям.

К различным аспектам  патриотического воспитания обращались в педагогике и в последние десятилетия  Р.Х. Гасанов, А.С. Гаязов, Т.И. Горная, Н.В. Ипполитова, Л.И. Мищенко, М.Д. Маханева, С.А. Козлова и другие. Авторы указывают на то, что целостное педагогическое осмысление данной проблемы приводит к необходимости нахождения действенных путей   патриотического воспитания детей. Успешность воспитания патриотизма у детей дошкольного  возраста определяется многими факторами, среди которых наиболее важным является использование народных традиций и  обычаев, как в образовательных учреждениях, так и в семье.  

Первые представления об окружающем мире формируются у ребенка с ранних лет, и происходит это, прежде всего,  через  ознакомление   с традициями «своей» социокультурной среды. Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации  «патриотическое воспитание»  рассматривается, как составная часть общего воспитательного процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,  готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (25, с.8) .

Следует более подробно остановиться на особенностях формирования патриотизма  в дошкольном возрасте (24, с.10). Воспитание патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране. Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.  Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого (родителей, педагога), создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.  

Важно отметить, что в данном возрастном периоде усвоенная ребенком информация (сказки, народные песни, игрушки и предметы обихода, рассказы о предках, содержание первых книжек и т.д.) остается лишь базой для последующего формирования патриотизма  в полном смысле этого слова. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления патриотизма. Но если в результате педагогической работы старший дошкольник  будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе и символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к  приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.  

Рассмотрим, каково же влияние на воспитание патриотизма у старших дошкольников каждого из видов искусств и различных видов художественной деятельности.

Т.Н. Караманенко и Ю.Г. Караманенко  утверждают,  что театр  - это искусство синтетическое, которое воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей театра применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописно- декоративное оформление, и музыка. Условность театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля.  Авторы указывают на то, что нельзя рассматривать театр только как развлечение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. И умелое использование театрализованной деятельности  оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада  по патриотическому воспитанию детей. В пьесах и сценках, показываемых в театре,  в доступной форме раскрываются темы дружбы и товарищества, героизма и защиты Родины, трудолюбия и взаимопомощи. В то же время лентяи, трусы, неумейки высмеиваются, и их поведение вызывает у детей отрицательное отношение  (16, с.3).  

Неизменной любовью у старших дошкольников пользуются театрализованные игры. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и пробуждать определенные чувства. Таким образом, театр и театрализованная деятельность помогут педагогу успешно формировать все компоненты, лежащие в основе чувства патриотизма.

Огромный потенциал воздействия на формирование эмоционального компонента патриотизма у дошкольников несет в себе музыкальное искусство, а в особенности  произведения музыкального народного творчества. Именно в     музыкальном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, любви к родине, верности. В русском музыкальном фольклоре, каким - то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, что привлекает внимание детей и вызывает активное чувственное восприятие.

Неизменным средством формирования патриотических чувств у дошкольников всегда было и будет изобразительное искусство.  Ознакомление дошкольников с данным видом искусства не только обогащает их знания, но и учит детей эмоционально - нравственной оценке предлагаемых художественных произведений, вызывает чрезвычайный эмоциональный отклик.

Так, при ознакомлении старших дошкольников с жанровой живописью, указывает Р.М. Чумичёва,  у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, к ценностям, которые создает его народ. У детей обогащается нравственный опыт. Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносить воспринятые способы взаимоотношений в реальные жизненные ситуации (47, с.5-6).

В русле патриотического воспитания, по мнению  В.В. Гербовой, большой интерес у дошкольников вызывают произведения, посвященные героической тематике (например, героизм людей в годы Великой Отечественной войны), и те картины, содержание которых напоминает детям литературное произведение, прочитанное им воспитателем или родителями дома. При восприятии детьми художественного произведения можно использовать музыку, характер и настроение которой созвучны настроению картины. Одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализатор облегчает восприятие, делает его более осмысленным и глубоким (7, с.168). В лепке, рисунке дети выражают свои впечатления от восприятия окружающей действительности. Художественная изобразительная деятельность обогащает и стимулирует детские представления о Родине. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и военные сражения. Но для выражения этих явлений на бумаге необходимо прежде обогатить ими детские представления и чувства.

Г.Н. Година и А.М. Виноградова указывают на то, что помимо всех вышеперечисленных видов искусств в работе по патриотическому воспитанию  должна чаще использоваться и художественная литература. Художественная литература – это прекрасное средство формирования представлений о Родине, воспитания уважения к различным народам, воспитания благодарности воинам, чувства гражданственности. Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу детского сада проводить работу по воспитанию патриотизма у детей целенаправленно и комплексно (9, с.32).

Также для всестороннего развития патриотических чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки. Взрослые должны способствовать развитию детских театрализованных игр по мотивам любимых произведений.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что каждый из различных  видов искусства  обладает своими неповторимыми возможностями воздействия на формирование личности ребенка, как патриота. Но наиболее эффективным  будет использование  полихудожественного подхода в воспитании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Одновременное воздействие на личность ребенка воспитательных возможностей различных видов искусства и художественной деятельности  помогает педагогу в рамках одного занятия успешно формировать все компоненты патриотизма: расширять и обогащать знания детей о Родине, ее истории и культуре, вызывать эмоциональный отклик в душе ребенка, обогащать нравственный опыт, учить реализовать полученные знания и отношения  в практической и воображаемой деятельности.

Литература

  1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст] : Патриотическое воспитание: нормативно правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет [Текст]: Методическое пособие / Н.Г. Комратова, Л.Ф.Грибова. - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 224с.
  3. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр - дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек [Текст]: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов / Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко.-  3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1982.- 191с.
  4. Халикова,  Р.А. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю [Текст] / Р.А. Халикова // Дошкольное воспитание.- 1991.- №5-С.13-17.
  5. Виноградова, Н.Ф. Родной край [Текст]: Пособие для воспитателей дет. сада / Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.- 238 с.
  6. Гладкова, Ю.А.  Метод проектов в руководстве работой по нравственно- патриотическому воспитанию [Текст] / Ю.А. Гладкова // Ребенок в детском саду.- 2008.- №2.- С. 11-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...