«Ожившие сказки Севера» (Экскурсия- интервью)
план-конспект занятия (старшая группа)
патриотическое и этнокультурное воспитание дошкольников через приобщение к традициям и особенностям жизни героев ненецких сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozhivshie_skazki_severa.docx | 48.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белый медвежонок»
Районный конкурс экскурсоводов
Тема экскурсии:
«Ожившие сказки Севера»
(Экскурсия- интервью)
Воспитатель старшей группы:
Долгова Ольга Витальевна
с. Газ-Сале, 2020 г.
Цель: патриотическое и этнокультурное воспитание дошкольников через приобщение к традициям и особенностям жизни героев ненецких сказок.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомство с ненецким фольклором, обычаями и традициями через жанр авторских сказок Ивана Григорьевича Истомина.
Развивающие:
- Развитие речевой и познавательной активности, формирование навыков выразительности речи, артистических умений у детей.
Воспитательные:
- формирование социально значимых духовных ценностей – доброты, трудолюбия, бережного отношения к близким людям, к родной природе.
Оборудование: Экран, компьютер, творческие работы с изображением сказок И. Г. Истомина, выставка книг и конспектов ненецких сказок, запись ненецкой музыки Н. Сэротэтто «Ялякоко», ненецкой народной музыки «Забава», оборудование музейной комнаты детского сада.
Ход экскурсии
Журналист:
- Добрый день! Меня зовут – Дарина Декань. Я мечтаю стать журналистом, чтобы собирать интересные факты из жизни и печатать об этом статьи и рассказы в газетах и журналах. Сейчас я попробую взять интервью в детском саду «Белый медвежонок» перед экскурсией «Ожившие сказки Севера». Первый вопрос - гостям: Как вы думаете, экскурсия «Ожившие сказки Севера» пройдёт увлекательно?». (Ответы членов жюри)
- Спасибо! А теперь дадим слово экскурсоводу.
Первый экскурсовод:
- Добрый день, дорогие гости. Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие народов Севера. Много разных сказок у народов Севера. В них мы увидим торжество правды и справедливости. Для вас сейчас «оживут» ненецкие сказки.
Второй экскурсовод:
- Предлагаю отгадать зашифрованные сказки Ивана Григорьевича Истомина, который с детства любил их слушать, а потом запоминал и записывал. Его сказки в народе называли «сказками дедушки Вани». Я буду задавать вопросы, а отгадки вы увидите на экране.
Зашифрованные сказки с использованием ИКТ. Картинки-подсказки на экране.
- В какой сказке маленькое животное обхитрило большого и рогатого животного? («Мышонок и Оленёнок»).
- В какой сказке живут говорящие медведи? («Белый и Черный»)
- В какой сказке герои спорят из-за крошки? («Снегирь и Мышонок»)
- В какой сказке Ворона не смогла обмануть Рыбку? («Почему рыбы живут в воде»)
- В какой сказке Коршун предлагал Сове улететь на юг? («Сова и Куропатка»)
Первый экскурсовод:
- Сказки рисуют яркие картины жизни и быта ненцев, знакомят нас с ними. Ведь у каждого народа есть свои обычаи и традиции.
Журналист:
- Расскажите интересный обычай и традицию северного народа.
Первый экскурсовод:
- Например, в тундре ненцы проводят «Обряд первой морошки». Чтобы набрать ягоды морошки в тундре, вначале нужно её угостить любым маслом, можно растительным, можно рыбьим жиром. Чтобы морошка была налитая, румяная, сочная! А на стебелёк завязать красную ниточку, как дань духам тундры, наш подарок.
Ещё: в ненецких семьях любят пить чай. Это семейная традиция ненцев. Чай готовят прямо на печке, добавляя листья Иван-чая и морошки.
Любую свободную минуту хорошо провести за чайной беседой и послушать сказки. И сейчас я предлагаю вашему вниманию сказку «Откуда на свет морошка появилась?».
Драматизация ненецкой сказки«Откуда на свет морошка появилась?»
Звучит ненецкая музыка, выходит из чума девочка Маяне.
Маяне: В чуме прибралась, обед приготовила, оленей накормила, пора и за ягодами в тундру сходить. (Идёт по дороге рассматривает и гладит веточки деревьев).
Маяне: Здравствуй хозяюшка тундра, вот угощение тебе. (Крошит кусочек хлеба, потом собирает ягоды и возвращается в чум).
Маяне: (выходит грустная из чума). Заболела у моего дедушки нога, ничего ему не помогает. (Мимо проходит оленевод).
Маяне: Ан торова. У моего дедушки сильно заболела нога, и никакие лекарства ему не помогают. Ты многое видел, может, знаешь, что дедушке может помочь?
Оленевод: Слышал от одного шамана, будто есть чудесная ягода морошка, исцеляющая от множества болезней. А найти её может только человек с добрым сердцем.
Маяне: И как мне разыскать чудо-ягоду, которая от любых хворей лечит? Схожу я к тетушке Ямюне, она всё-всё про тундру знает. (Заходит в гости к тётушке Ямюне).
Ямюне: Ан торова, Маяне. Знаю я, с какой бедой ты ко мне пришла. Видишь, капельки росы на ягеле? Это из них появляются янтарные ягодки, способные вылечить твоего деда. Но чтобы росинки превратились в ягодки, нужен человек с добрым сердцем и чистыми помыслами.
Маяне: (осторожно опускается на землю, рядом с росинками и тихонечко попросит): «Духи природы, пожалуйста, помогите! Превратите росинки в ягодки морошки. Только они могут вылечить моего дедушку».
Маяне: Спасибо, солнце, ветер и хозяйка тундра, за спелые ягоды морошки! Побегу я в чум, чтобы приготовить лечебный отвар из ягод.
Первый экскурсовод:
- Спасибо всем за участие в сказочном путешествии по сказкам народов Севера. Мы убедились, что в них много добра и справедливости.
Журналист:
- Да, спасибо за ожившие сказки. Сегодня мне было интересно стать на время журналистом. А когда я стану настоящим журналистом, то обязательно в самом красивом журнале расскажу про мудрые ненецкие сказки, обычаи и традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ожившие сказки А.С.Пушкина
Праздник в детском саду для старших групп по сказкам А.С.Пушкина...
Конспект театрализованного музыкального занятия в подготовительной группе « Ожившая сказка»
Задачи: Развивать умение вести диалоги в хорошо знакомых сказках.Учить детей выражать свои эмоции посредствам пения и движения.Воспитывать устойчивый интерес к драматизации, желание играть в теат...
Консультация для родителей "Ожившая сказка" (знакомим детей младшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством).
Тематический стенд для родителей "Ожившая сказка". Знакомим детей младшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством....
Совместный досуг с родителями и детьми «Ожившие сказки детства»
Совместный досуг с родителями и детьми - «Ожившие сказки детства» Предназначен для проведения в старшей или подготовительной группе детского сада. В театрализованной постан...
«Ожившие сказки» Акция — посещение детьми Выставочного зала изобразительных искусств совместно с родителями группы «СЛОНИКИ»
Цель: закрепить знания детей и их родителей о русских сказках через семейное посещение выставки двигающихся и говорящих восковых фигур «Ожившие сказки» , создать радостное эмоциональное на...
Конспект ОД по нетрадиционному рисованию "Ожившая сказка"
Конспект ОД в средней группе "Ожившая сказка" поможет детям в игровой форме продолжить освоение нетрадиционных форм рисования. Цель: развитие художественно-творческих способностей дошк...
Конспект экскурсии к конкурсу экскурсоводов Тема «Сказки Севера»
Конспект экскурсии к конкурсу экскурсоводов Тема «Сказки Севера»Цель: Формирование познавательного интереса к культуре народов Севера через ознакомление со сказками народов Севера. Показат...