ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ РОССИИ ИЛИ ИСТОРИКО – КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
статья (подготовительная группа)
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохраняются, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
Д.С. Лихачев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik_mbdou_45_tsykalova_l.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ РОССИИ ИЛИ ИСТОРИКО – КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
Цыкалова Л.П.
старший воспитатель
МБДОУ №45 «Радуга»
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохраняются, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
Д.С. Лихачев
В современном образовании все больше внимания уделяется проблеме воспитания гражданственности подрастающего поколения.
Дошкольный возраст обладает огромными потенциальными возможностями для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине. Основой воспитания у детей дошкольного возраста гражданских чувств является усвоение принятых в обществе норм поведения, накопления социального опыта жизни в своем Отечестве, развитие интереса к его истории, культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.
В детском саду №45 «Радуга» г. Пятигорска в 2017 году была открыта инновационная педагогическая площадка «Историко – культурологический подход в развитии и формировании личности дошкольника», почему возникла необходимость в проведении такой работы среди дошкольников? – спрашивала я себя и сама же отвечала на этот вопрос. Всем известна непререкаемая истина – у человека нет будущего, если у него нет прошлого.
Дети должны знать историю России, чтобы вырасти патриотами своей Родины. Чувство патриотизма широко и многогранно. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности со всем окружающем. Патриотизм проявляется не только в сложных и тяжелых ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни.
Воспитание патриотических чувств нужно начинать с дошкольного возраста.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддержать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, к прошлому нашей страны, нашей истории.
В связи с этим возникла идея рассказать детям об истории страны в блоке «Жизнь замечательных людей в истории России».
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где родился человек.
В этой связи имеет огромное значение ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием родного региона. Чтобы справиться с этой задачей к нам на помощь придет блок «Социализация детей дошкольного возраста через изучение родного края «Краеведение для малышей». Эта программа позволит получить не только знания о родном крае, но и привьет любовь к природе, людям.
Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений.
Народы Северного Кавказа всегда выгодно отличались своими традициями, обычаями, промыслами и историей. Наиболее яркой чертой, присущей всем этническим группам является гостеприимство. Гость получает самые лучшие угощения, внимание хозяев, полную безопасность и защиту. Однако нужно соблюдать осторожность, чтобы не осквернить священные принципы и предметы в доме каждого народа. Познакомиться с историей и традициями народов Северного Кавказа поможет блок «Народные традиции и промыслы Кавказа».
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и поэтому оно не наследуется, а формируется. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни. Поэтому очень важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, обеспечить ребенку чувство психологической защищенности. В развитии и формировании личности дошкольника актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в дошкольном учреждении. Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно – пространственную среду. Также музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по – прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Задача педагога в блоке «Музей в истории России» состоит в том, чтобы помочь раскрыть детям смысл такого непростого феномена, как музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Наша задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему; эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Любой город, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что и другие города России интересны своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Для этого мы в своей работе используем блок «Мультимедийные презентации в ознакомлении с городами России» В современных условиях развития и формирования личности дошкольника используются мультимедийные презентации обеспечивающие наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Реализация программы историко - культурологического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Эффективность работы по этому направлению зависит от координации работы с другими учреждениями. Коллектив детского сада тесно сотрудничает с детской библиотекой, МБОУ СОШ № 5,27,29, Домом культуры и Домом детского творчества, ДХШ №1 и ДМШ №1и№2», Домиком – музеем М.Ю. Лермонтова, Пятигорским Краеведческим музеем.
Литература:
1.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.
2.Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.
3. «Краеведческое воспитание дошкольников» Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 2004г.
4. Ковалева Г.А. «Воспитание маленького гражданина», М. 2004г.
5. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», С- Пб.2000г.
6. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф.»,М. 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Консультация для родителей «Роль и значение физического развития на формирование личности дошкольника»
Консультация для родителей «Роль и значение физического развития на формирование личности дошкольника»...
Современные подходы в формировании личности дошкольника (консультация для родителей)
Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.C. Выготского, В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Т.С. Комарово...
Роль природы в формировании личности дошкольников.Воспитательно -образовательные задачи ознакомления детей с природой!
Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики,которое отличается от традиционного -ознакомление с природой.Ведь природа-важнейее средство воспитания и развития детей дошкольного...
Международная онлайн конференция Секция: "Роль педагога в формировании личности ребёнка" Тема доклада: "Влияние роли музыкального руководителя на формирование личности дошкольника"
Международная онлайн конференция...
Конспект методического диалога «Опыт применения эффективных форм работы с детьми, направленных на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников»
Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников...
Статья." Личность педагога ,как фактор формирования личности дошкольника"
Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокул...