Региональный компонент. Конспект занятия по рисованию в младшей группе на тему: "Украсим сапожок."
план-конспект занятия (младшая группа)

Гайсина Айгуль Фагимовна

Научить детей украшать сапожок  знакомым  башкирским  орнаментом - полоской.

Познакомить с новым орнаментом – ромб (в форме печатки).

Совершенствовать умение рисовать полоски, учить аккуратно, пользоваться печаткой для создания узора на предмете.

Воспитывать интерес  к  творчеству  башкирского народа.

Активизация  словаря: рубаха, тюбетейка, сапожок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Украсим сапожок.

Программное  содержание:

Научить детей украшать сапожок  знакомым  башкирским  орнаментом - полоской.

Познакомить с новым орнаментом – ромб (в форме печатки).

Совершенствовать умение рисовать полоски, учить аккуратно, пользоваться печаткой для создания узора на предмете.

Воспитывать интерес  к  творчеству  башкирского народа.

Активизация  словаря: рубаха, тюбетейка, сапожок.

Раздаточный материал: кисточка для рисования, печатки в форме ромба, салфетки на каждого ребенка, стаканчики с водой, шаблон сапожка, гуашь красного и зеленого цвета.

Демонстрационный материал: готовый образец, музыкальное сопровождение, куклы - девочка  и мальчик.

Формы  работы: НОД, самостоятельная работа детей.

Методические  приемы: рассматривание кукол, беседа, объяснение, показ.

Предварительная работа:  дидактическая игра «Оденем куклу», рассматривание иллюстрационного материала: «Одежда и быт башкир», отгадывание загадок из серии «Одежда».

Ход  НОД:

Воспитатель приносит кукол и предлагает придумать имя мальчику.

1.В: - Дети, к нам пришли куклы. Эта кукла вам знакома. Как её зовут? (Айсылу) (хоровые и индивидуальные ответы).

Что это у Айсылу? (Платье).

Какое оно, какого цвета, чем украшено? (дети называют цвет, элементы украшения). Что есть у платья? (воротник, рукава, оборки).

Что у Айсылу на ногах? (туфельки)

Эту куклу зовут Булат, он друг Айсылу. Айсылу  рассказала про наш детский сад, и Булат захотел увидеть нас. Давайте посмотрим, во что одет Булат? Он одет по-другому. Что это у Булата? (штаны), а это что? (рубашка) какого цвета? Головной убор называется – тюбетейка (индивидуальные и хоровые повторения). Она украшена башкирскими узорами – полосками, квадратиками.

2.  В.-  А на ногах у Булата  нет обуви. Давайте подарим ему сапожки! Посмотрите вот такой сапожок, надеюсь, понравится Булату (рассматривание готового образца сапога). Сапог,  какого цвета? (черного)  Какие узоры Вы можете назвать?

Дети: - Полоски.

В.: - Как мы рисуем полоски? Всем ворсом кисти слева направо. Потом промываем кисть, сушим на салфетке и только потом макаем в зеленую гуашь. Рисуем зеленую полоску, чуть-чуть отступив от красной полосы слева направо. Затем берем штамп и украшаем сапог орнаментом.

Давайте обрадуем Булата  и подарим  ему красивые башкирские сапоги.

3.Физминутка.

Башкиры очень любят плясать под веселую плясовую музыку,  надев красивые сапоги. Потанцуем и мы (звучит плясовая)

Ножками потопали – топ- топ- топ.

Ручками похлопали – хлоп-хлоп-хлоп.

Покружились, покружились

И друг другу улыбнулись!

4. Самостоятельная работа детей

5.  Итог.

Айсылу  и Булат  рассматривают детские работы, оценивают их с точки зрения аккуратности, яркости, красочности. Куклы прощаются и уходят.



Предварительный просмотр:

Тема:  «Украсим башкирскую матрешку».

Программное  содержание:

Познакомить детей с башкирской матрешкой.

Продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом – квадратом, его цветовой гаммой.

Закрепить навык рисования кисточкой.

Развивать чувство цвета, радостное настроение.

Активизация  словаря:  матрёшки, похожи, сарафан.

Раздаточный материал: трафареты матрешек, гуашь красного и зеленого цветов,  кисти, печатки, салфетки, стаканы с водой, подставки для кисточек.

Демонстрационный материал: образцы матрешек.

Формы  работы: НОД, самостоятельная работа детей.

Методические  приёмы: рассматривание, обсуждение цветовой гаммы, игра, объяснение, показ.

Предварительная работа: рассматривание игрушки матрёшки в русском сарафане, дидактическая игра «Украсим одежду», изготовление печаток в форме квадрата.

Ход НОД:

1.Воспитатель показывает мешочек и говорит, что если дети отгадают загадку, они догадаются, какая игрушка в мешочке.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

А всего одна подружка.

Воспитатель: - Догадались, что это? (матрешки)

- Какая красивая матрешка! Сколько у меня в руке матрешек? (одна)

А как можно играть с матрешкой (её можно раскладывать).

- Разложи, Дима матрешку. Воспитатель помогает расставить матрешек по росту.

- Сколько у нас матрешек стало? (много)

-Матрешки похожи друг на друга? (Да) Чем похожи? (у них одинаковые сарафаны, платья одного цвета, похожи лица) и т.д.

- Чем они отличаются? (ростом)

2. А вот ещё одна матрешка. Они одинаковые? (нет). Эта матрешка в другой одежде. Это русская матрешка – в сарафане, а это – башкирская матрешка. Она одета по –другому, в башкирскую одежду. Во что одета? (в платье). Но вот беда! У русской матрешки много подружек, а башкирская матрёшка одна.

Она  просит нас помочь нарисовать ей подружек. Поможем, дети? (поможем) Воспитатель: - Для этого нам понадобиться гуашь и штамп. Сначала будем рисовать полоски  красного и зеленого цвета, всем ворсом кисти слева направо, и только потом  штампом сделаем орнамент на платье  башкирской  матрешки.

3. Физкультминутка. Поиграем с семьёй пальчиков, они тоже, как и матрешки очень дружные.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

                                   Этот пальчик – папочка,

                                   Этот пальчик – мамочка,

                                   Этот пальчик – я,

                                   Вот и вся моя семья!

4.Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь детям по ходу рисования.

 5. Итог.

Готовые башкирские матрешки выстраиваются в ряд, рассматривают и оценивают дети.



Предварительный просмотр:

Тема:  Красивое полотенце.

Программное содержание:

Научить  детей  украшать полотенце, используя знакомый элемент – полосы.

Учить рисовать вертикальные линии.

Закреплять названия цветов: красный, желтый, зеленый, умение рисовать всем ворсом кисти.

Воспитывать чувство цвета, интерес к творчеству своего родного края.

Активизация словаря: узор, вертикальная полоса, полотенце, юрта.

Раздаточный материал: ½ тонированного в желтый цвет альбомного листа,  гуашь красного, зеленого цвета, кисти, стаканчики с водой, салфетки, подставки под кисти на  каждого ребенка.

Демонстративный материал: кукла Айсылу,  образец полотенца,  мольберт.

Формы  работы: НОД, самостоятельная работа детей.

Методические приёмы: беседа, гость кукла Айсылу, рассказ воспитателя, рассматривание, объяснение, показ, помощь затрудняющимся детям.

Предварительная работа: рассматривание убранства башкирской юрты, узоров,  дидактическая игра «Собери узор».

Ход НОД:

1.Воспитатель: - Дети, мы идем в гости к нашей кукле Айсылу. Она пригласила нас, чтобы показать убранство своего жилища – юрты. Юрту украшали паласами, полотенцами. Давайте и мы нарисуем красивые полотенца и подарим их Айсылу. Посмотрите, я принесла вам полотенце. Какого цвета полосы вы видите здесь?

Дети: - Красные, зеленые полосы.

Воспитатель: А какого цвета само полотенце?

Дети: - Желтого цвета.

Воспитатель: - Правильно. На желтом фоне нарисованы вертикальные полосы. Две полосы слева, две полосы справа. Полосы будем рисовать всем ворсом кисти сверху вниз. Сначала рисуем красную полосу сверху вниз. Потом промываем кисть, сушим на салфетке и только потом макаем в зеленую гуашь. Рисуем зеленую полоску, чуть-чуть отступив от красной полосы, сверху вниз. Повторяем все  и с другого края  полотенца.

 Чтобы начать работу, надо сесть прямо, правильно взять кисть в руку и только потом приступить к работе.

2. Самостоятельная работа детей:  воспитатель  помогает  детям.

3. Физкультминутка для пальчиков:

Ножками затопали - раз, два, раз, два.

Ручками захлопали - раз, два, раз, два.

Друг на друга посмотрели

Улыбнулись и присели.

4. Продолжение самостоятельной работы детей.

5. Итог. В анализе следует подарить красивые полотенца Айсылу, отметить аккуратность  выполненных работ.

Тема:  Рисование коврика.

Программное  содержание:  

Продолжать знакомить детей с башкирским народным орнаментом.

Познакомить с новым материалом для рисования – штампом, учить правильно и аккуратно использовать его.

Закреплять рисование полос всем ворсом кисти, развивать чувство цвета.

Воспитывать  интерес к  творчеству.

Активизация  словаря:  узор,  орнамент,  башкирка,  штамп.

Раздаточный материал: квадратные листы бумаги желтого цвета, гуашь красного, синего цвета, кисти, стаканчики с водой, салфетки, подставки для кистей, штампы.

Демонстративный материал:  кукла Айсылу,  готовые платочки,  мольберт.

Формы  работы: НОД, самостоятельная  работа детей.

Методические приёмы:  сюрпризный момент - появление куклы Айсылу, дидактическая  игра «Разноцветные платочки»,  показ,  рассказ.

Предварительная работа: рассматривание куклы в национальной одежде, рассказ детям о творчестве мастеров – ткачей, об орнаменте, изготовление штампов, с квадратным оттиском,  подвижная игра  «Разноцветные платочки».

Ход НОД:         

1. Сюрпризный момент - под народную башкирскую мелодию входит кукла Айсылу.

 Воспитатель:-  Здравствуй, Айсылу.  Дети поздоровайтесь с Айсылу.

Дети: - Здравствуй, Айсылу.

Воспитатель: - Мы приглашаем тебя поиграть в игру «Разноцветные платочки». На спинках стульев висят платочки разного цвета: красные, синие, желтые, зеленые. У вас в руках тоже платочки. Под музыку мы все будем танцевать, а когда музыка остановится, мы с вами разбежимся к стульчикам, где висит платочек такого же цвета, как и у вас. (Дети играют в игру 2-3 раза). По ходу игры воспитатель может поменять платочки местами.

Воспитатель: - Молодцы. Айсылу,  понравилось  тебе с нами играть?

Айсылу: - Да, понравилось. Очень интересная игра.

Воспитатель: - Давайте приготовим для Айсылу  и ее подружек тоже платочки, украшенные башкирским орнаментом. Садитесь на свои места. Посмотрите на мольберт. Я приготовила вот такой платочек. Рассмотрите его. Какого он цвета?

Дети: - Желтого цвета.

Воспитатель: - Какого цвета полоски?

Дети:-  Красного цвета.

Воспитатель: - Правильно. Это все элементы башкирского орнамента. Дети, как мы нарисуем полосы?

Дети: - Всем ворсом кисти.

Воспитатель:- Правильно. Сначала проводим линию сверху -  слева направо, затем рисуем вертикальные линии: слева сверху вниз и справа сверху вниз, потом рисуем снизу горизонтальную линию слева направо – воспитатель демонстрирует на мольберте.

Воспитатель: - Затем промоем кисточку, уберем ее на подставку. Возьмем штамп, опустим его в синюю гуашь и приложим в середину платочка. Получится квадрат.

2. Воспитатель: - Чтобы начать работу надо прямо сесть, правильно взять кисть в руку и только потом приступаем к работе. Работу выполняем аккуратно.

3. Самостоятельная работа детей  (помощь затрудняющимся детям )

4. Физкультминутка: сопровождаем  движениями рук.

Вот помощники мои (показываем ладони)

Их сомни и разожми (сжимаем и разжимаем пальцы)

Поверни их эдак, так (поворачиваем ладони)

Помаши слегка вот так.

За работу принимайся (трём ладони друг о друга)

Ничего не опасайся!

5. Продолжение самостоятельной работы детей.

6. Итог. Айсылу обращает внимание на аккуратность в работе, на красоту. Благодарит детей за подарок.



Предварительный просмотр:

Тема:  Украсим башкирскую пиалу.

Программное  содержание:

Научить детей рисовать на бумаге  башкирскую  посуду – пиалу.

Развивать навыки правильного держания цветных карандашей  и упражнять в рисовании (росчерков, точек, разных линий  и штрихов).

Воспитывать интерес к башкирскому художественному творчеству, быту.

Активизация словаря: черточки, зигзаги, пиала, узор, орнамент, атай, эсэй, картатай, картэсэй.

Раздаточный материал: бумага в форме пиалы (тонированная), цветные карандаши, подставки для карандашей.

Демонстрационный  материал: иллюстрации из серии «посуда» из бытовой жизни башкир, образец пиалы, музыкальное сопровождение.

Формы  работы: НОД, самостоятельная работа  детей.

Методические  приемы: рассматривание, проговаривание, рассказ воспитателя,показ.

Предварительная работа: НОД на тему: «Быт башкирского народа», рассматривание иллюстрации на тему: «Посуда башкир», чтение произведений « Ленивый сын», игра–занятие «В гости к Айгуль».

Ход НОД:

1. Воспитатель: - Дети, наша башкирская кукла Айгуль хотела приготовить праздничные подарки своим близким: атай, эсэй, агай, сенел, картинэй, картатай. Они всей дружной семьей всегда любят пить чай. Айгуль хотела всем подарить красочную, расписную башкирскую посуду (пиалу) (Индивидуальные  и  хоровые повторения)

2. Готовые пиалы оставила на столе. Когда Айгуль не было дома, карандаши вышли из своего «домика», увидели белые пиалы и захотели поиграть с ними, побегать по ним (росчерки), затем прыгать (точки); поиграть (запятые), они играли в прятки (черточки, зигзаги). Пока они так играли, на пиале получился башкирский узор: зигзаги – это вода, линии – это земля, точки – цветы. Вам нравится пиала? Давайте поможем Айгуль порадовать своих близких.

3. Продуктивная деятельность.

Индивидуальная помощь детям, советы от имени куклы Айгуль.

4.  Физминутка.  Бармаклар уены.

            Бу бармак – бабай,

            Бу бармак – эбэй.

            Бу бармак – атай.

            Бу бармак – эсэй.

            Бу бармак – нэни бэлэй!

5. Итог.

Айгуль рассматривает детские работы, отмечает красоту, яркость и забирает пиалы с  собой,  поблагодарив за помощь.



Предварительный просмотр:

Тема:  Украсим платье.

Программное  содержание:

Познакомить детей с национальной башкирской одеждой -   платьем, научить украшать   платье полосками.

Закрепление рисования всем ворсом  кисти.

Воспитывать интерес к башкирскому народному творчеству.

Активизация  словаря:  воротник, длинный рукав, оборки из ленты.

Раздаточный материал: шаблоны платья, гуашь желтого и зеленого цвета, кисти для рисования,  стаканы с водой, салфетки, подставки под кисти  у каждого ребенка.

Демонстрационный материал:  кукла в национальной одежде, образцы красивого платья.

 Форма работы: НОД, самостоятельная работа детей.

Методические  приемы: рассматривание кукол, беседа, объяснение, показ.

Предварительная работа: рассматривание куклы в башкирском наряде, дидактическая игра «Оденем куклу», рассматривание иллюстраций с  башкирским орнаментом, слушание башкирских мелодий.

Ход НОД:

1.Воспитатель: - Сегодня к нам на занятие пришла кукла Айсылу, она Вам нравится? Кто хочет рассказать про одежду  Айсылу?

Дети: - Айсылу…красивая. У неё зелёное платье с длинным рукавом. Платье украшено цветными лентами.

Воспитатель: - А это камзол (дети повторяют название («камзол»).  Его надевают поверх платья, он черного цвета. Камзол украшен монетками. Вот какая Айгуль нарядная!

- Расскажите Айсылу, что вы любите делать в детском саду (играть, заниматься, гулять и т.д.)

2. Кукла Айсылу: – Как вы весело живёте в детском саду. Я хотела бы прийти к Вам на праздник. Только у меня нет новых красивых платьев…(дети утешают расстроенную Айгуль).

Воспитатель: - Мы можем тебе помочь. У нас есть новые платья (показывает шаблоны платья), только они не разукрашены. Украсим их башкирским орнаментом – полосками и подарим  тебе. Полоски рисуем всей кистью на рукавах, на подоле платья  слева  направо. Сначала желтой гуашью, потом кисть моем, сушим на салфетке и только потом берем зеленую гуашь.

3. Физкультминутка.

Здравствуй, солнце золотое! (потянуться, руки наверху)

Здравствуй, небо голубое!

           Здравствуй, вольный ветерок! (покачивание рук)

           Здравствуй, маленький дружок!

           Я живу в Родном краю (дети показывают на себя)

           Всех Вас очень я люблю!

4. Самостоятельная работа детей.

5. Итог.  

Кукла Айсылу рассматривает все «платья», отмечает ровность линии, аккуратность.



Предварительный просмотр:

Тема:  Украсим чашки башкирским узором.

Программное  содержание:

Учить детей выполнять композицию в виде башкирского узора, используя кисти и штампы.

Развивать пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий «сверху», «внизу», «справа», «слева», «в середине».

Воспитывать уважение к культуре башкирского народа.

Активизация  словаря:  башкирский орнамент,  башкирка,  узор,  штамп.

Раздаточный материал: вырезанные из бумаги чашки, кисти, гуашь красного, желтого и зеленого цвета, штампы с квадратным оттиском, стаканчики  с водой,  салфетки,  подставки под кисточку.

Демонстрационный материал: кукла Айсылу в национальном костюме, картинки с изображением башкирской посуды,  образцы  орнамента.

Форма работы: НОД, самостоятельная работа детей.

Методические приёмы: беседа, создание мотивации через игровой сюжет, вопросы, поощрения, объяснение, помощь воспитателя.

Ход НОД:

1.Воспитатель:  - Ребята, мы идем в гости к нашей Айсылу.

Дети и воспитатель подходят к национальному уголку, на котором стоит кукла в башкирском костюме. Уголок украшен старинными вещами, посудой.

Воспитатель:  - Здравствуй, Айсылу!

Воспитатель: - Айсылу, ты в таком красивом наряде.

Айсылу: - Этот наряд мне сшила бабушка, а украсила вышивкой моя мама. Я очень люблю своих  родных. Они – моя семья!

Воспитатель:  - Дети, скоро у бабушки Айсылу день рождения, у нас есть красивый самовар, а чашек красивых нет. Давайте поможем Айсылу украсить чайные чашки.

Дети:  - Поможем!

2.Воспитатель показывает образцы чашек с башкирским узором, разбирают  каждый узор.

Воспитатель: - Посмотрите, я приготовила вам образец. А перед вами лежат готовые белые чашки. Я вам покажу, как надо плавно горизонтально вести кисть красной краской сверху слева направо (воспитатель демонстрирует способ рисования). Потом промываем кисть, обсушиваем на салфетке и только потом макаем кисть в желтую гуашь. Рисуем желтую полоску снизу слева направо всем ворсом кисти. Промываем кисточку и убираем её. Берем штамп, промокнём его в зеленую гуашь и приложим его между полосами в середине, потом ещё раз промокнём штамп в краску и приложим ещё раз справа и слева. Получается башкирский орнамент.

3. Воспитатель: А теперь приступим к рисованию. Чтобы начать надо прямо сесть, правильно взять кисть в руку и только потом приступить к работе. Работу выполняем аккуратно.

4. Самостоятельная работа детей  (помощь затрудняющимся детям)

5.Физкультминутка.

Плечиками мы покружим,

И про ручки не забудем,

Пальчиками потрясем

И немножко отдохнём.

5. Продолжение работы.

6.Итог.

Айсылу хвалит за работу, отмечает красоту и аккуратность выполненных работ.

Айсылу:  - Давайте вместе поиграем в игру «Каравай».

Дети играют с воспитателем в хороводную игру «Каравай»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в средней группе по теме "Украсим юбку дыковкой барышне"

Конспект занятия по рисованию в средней группе по теме "Украсим юбку дымковской барышне"...

Конспект НОД по рисованию в младшей группе на тему "Украсим чашки для Маши"

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в младшей группе с использование презентации на тему "Украсим чашки для Маши"...

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему: «Украсим полоску флажками»

Цель: Формирование у детей творческих способностей и интереса к рисованию. Задачи:Образовательные:- Закреплять умение детей рисовать предметы прямоугольной формы, создавать ритм изображений.- Упр...

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему: «Украсим полоску флажками»

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему: «Украсим полоску флажками»Цель и задачи: Закреплять умение детей рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейш...

Конспект занятия по рисованию в младшей группе по региональному компоненту "Украсим сапожок"

Научить детей украшать сапожок  знакомым  башкирским  орнаментом - полоской.Познакомить с новым орнаментом – ромб (в форме печатки).Совершенствовать умение рисовать полоски, учить...

Конспект занятия по рисованию в младшей группе по региональному компоненту "Тема: «Украсим башкирскую матрешку».

Познакомить детей с башкирской матрешкой.Продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом – квадратом, его цветовой гаммой.Закрепить навык рисования кисточкой....

Конспект занятия по рисованию в средней группе по теме "Украсим юбку дыковкой барышне"

К ребятам в  гости пришли очень необычные куклы в красивых нарядах. Они прибыли  издалека. Из села «Дымково».Воспитанники нашей группы  захотели стать мастерами росписи дымк...