Региональное занятия . Конспект занятия по рисованию подготовительная группа"Тема: Роспись башкирских кукол."
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Учить рисовать элементы геометрического орнамента, присущих башкирской росписи.
Продолжить знакомство детей с особенностями декоративно-прикладного искусства башкирского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie.docx | 60.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Роспись башкирских кукол.
Программное содержание:
Учить рисовать элементы геометрического орнамента, присущих башкирской росписи.
Продолжить знакомство детей с особенностями декоративно-прикладного искусства башкирского народа.
Закреплять знания об элементах башкирского орнамента, развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком и всей кистью, свободно двигать в разных направлениях).
Воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу.
Активизация словаря: башкиры, орнамент, роспись, геометрический орнамент, елян, камзул, кашмау, кулдяк.
Раздаточный материал: плоскостные бумажные формы башкирского платья, 2 кисточки, акварельные краски, вода в стаканчиках, подставки под кисти, салфетка на каждого ребенка.
Демонстрационный материал: аудиозапись курая, объемные две куклы.
Формы работы: НОД, самостоятельная работа детей.
Методические приемы: художественное слово, рассматривание, беседа, показ, обсуждение, проговаривание.
Предварительная работа: чтение стихов башкирских поэтов: «Счастливого пути» Рашид Нигмати, «Мой Урал» Салават Юлаев, «Осень» Ахмет Хужа, «Много у меня друзей» К.Бикбулатова, игры: «Составь башкирский узор», «Найди башкирский орнамент».
ХОД НОД
1.Звучит башкирская мелодия. Дети встают полукругом.
Воспитатель: - Какое солнце всходит над горами
Как хорошо и радостно в душе
Я день встречаю звонкими словами,
Цвети Башкирия, цвети и зеленей!
Ребенок: - Башкортостан, страна трудов
Страна цветов, страна плодов
И мы, которые росли,
Для торжества своей земли!
Ребенок: Башкортостан, страна услад
Бесценный клад, нетленный сад
Где лев по имени башкир
Родился и увидел мир!
Ребенок: В родном краю
Слушаю шелест
Весенней березы
Радостно в сердце
Рождаются слезы
В нашем краю
Замечает народ
Даже полынь
Ароматна, как мед.
Ребенок: У наших гор вершины до небес
И соловьиных песен полон лес
Богаты недра нефтью, серебром
Поляны - ягодами, а сердце добром.
(Дети садятся за столы.)
2. Воспитатель: - Мы живем в замечательной республике, которая называется – Башкортостан. Мы много беседовали о родном крае, о ее природе, рассматривали иллюстрации, читали башкирские народные сказки, заучивали стихи башкирских поэтов. Я вам рассказывала о жизни древних башкир, их быте, чем они занимались, как одевались.
Мы с вами сегодня в башкирских национальных костюмах. Посмотрите, какие мы красивые, нарядные. Дети, вам нравятся башкирские костюмы?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Чем же вам нравятся башкирские костюмы?
Дети: - Они яркие, красочные, праздничные.
Воспитатель: - Я вам предлагаю еще раз рассмотреть женский национальный костюм башкирки. У меня в руках кукла Айсылу, давайте рассмотрим ее костюм? Башкирский народный костюм состоит из женского головного убора «кашмау», короткой безрукавке «камзул», платья «кулдяк».
Воспитатель: - Давайте еще раз повторим названия женского головного убора, короткой безрукавки, платья.
Сегодня я хотела познакомить вас с новым словом – «елян», это женская верхняя одежда. Давайте повторим - «елян». А чем украшались башкирские народные костюмы?
Дети: - Башкирские народные костюмы украшали монетами, разноцветными лентами, орнаментом.
Воспитатель: - Какие основные цвета башкирского орнамента?
Дети: - Красный, зеленый, желтый.
Воспитатель: - Какие элементы башкирского орнамента вы знаете?
Дети: - Крестообразные элементы, рога, полоски, волны.
Воспитатель: - Пожалуйста, закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. (перед детьми воспитатель ставит две объемные куклы из ватмана.)
Воспитатель: - Ребята откройте глаза. Посмотрите, какие куклы я сделала. Я их назвала башкирскими именами Гузель и Алсу. Их платья я украсила башкирским орнаментом. Давайте сначала рассмотрим платье Алсу (обсуждение узора). Теперь рассмотрим платье Гузель (обсуждение узора).
3.Физкультминутка.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора
4.Воспитатель: - В прошлый раз мы с вами вырезали выкройку платья, сделали фон, а сегодня будем украшать его башкирским орнаментом. Мы уже вспомнили элементы башкирского орнамента, его основные цвета. Напоминаю, начинаем украшать «кулдяк» сверху, затем украшается нижний край платья, а в середине должно остаться место для узора. Приступаем к работе, обратите внимание на технику рисования, некоторые элементы башкирского орнамента рисуем концом кисти, другие полным ворсом кисти.
(Звучит башкирская мелодия, дети под руководством воспитателя рисуют.)
Самостоятельная работа детей.
5.Итог.
Воспитатель: - Мы сегодня с вами украшали «кулдяк» башкирским орнаментом. Вы использовали разные элементы башкирского орнамента, выбирали яркие контрастные сочетания цветов. Платья, украшенные башкирским орнаментом, получились праздничные, нарядные, красивые.
Выставка детских работ.
Тема: Роспись колпака.
Программное содержание:
Учить украшать головной убор башкирки, состоящий из цветов и листочков, сочетая крупные и мелкие формы веток.
Совершенствовать технические навыки рисования красками.
Продолжать воспитывать эстетический вкус, интернациональные чувства.
Активизация словаря: колпак, узор, сэсэн, национальность.
Раздаточный материал: заготовки колпака, краски, 2 кисточки, баночки с водой, салфетки на каждого ребенка, подставки под кисточки, солнышки и тучки (для оценки на каждого ребенка).
Демонстрационный материал: иллюстрации и картины, кукла в башкирском национальном костюме, колпак.
Формы работы: НОД, самостоятельная работа детей.
Методические приемы: игра, художественное слово, рассматривание, беседа, обсуждение, показ.
Предварительная работа: в свободное время надо сделать из черной бумаги колпак, головной убор девочки башкирки. Дети сначала делают заготовку, для этого вырезают из прямоугольника круг с полоской. На полоске следует отогнуть узкую часть по длине и на ней вырезать зубчики. Колпак готов к росписи.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
В.- Здравствуйте, дети!
Д.- Здравствуйте!
В.- Давайте подарим, друг другу улыбки, и пусть от наших улыбок всем будет радостно и весело, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. А мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.
2.Основная часть.
В. – Дети, посмотрите, сегодня к нам в гости пришла кукла-башкирка Айсылу. И у неё на голове красивый колпак. А теперь послушайте
стихотворение Р. Б. Даутовой «Башкирский узор»:
В башкирском узоре цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая,
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре сэсэна сказание
И щедрость народа, его доброта.
В.- О чем говориться в стихотворении?
Д. – О башкирском узоре…
В. - Да, правильно. Вы раньше видели такой головной убор?
Д. – Видели у башкирских девушек, которые танцуют башкирский танец (рассматривание иллюстраций).
В.- Скажите, чем они были украшены?
Д. – (ответы детей)
В. - Верно бисером. Вот и сегодня вы будете украшать колпак. Опишите мне, пожалуйста, узор колпака.
Д.- (ответы детей).
В. –Верно, по краю круга большая ветка с маленькими веточками, а в центре – кружок, а на полоске в середине большой цветок, по краям маленькие, и листья большие и маленькие.
Как надо рисовать цветы?
Большие листья, ветки? (показ 2-3 детей)
3.Воспитатель: - А сейчас возьмем свои заготовки колпака и начнем украшать. А для этого все сели прямо, правильно; берем кисточку в правую руку и начинаем работать.
Самостоятельная работа детей под руководством воспитателя (звучит башкирская мелодия).
4. Физкультминутка. «Разотру ладошки»
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою.
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.
Индивидуальная работа проводится по мере необходимости.
5.И тог.
В.- Вот какие красивые колпаки получились у нас. А вам понравилось украшать их? Как называется республика, в которой мы живем?
Д. – Башкортостан.
В. – Правильно. Какие национальности живут в нашей республике?
Д. – Башкиры, татары, чуваши, марийцы…И все они живут дружно.
В. – Молодцы! А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно, у вас все получалось, то поднимите «солнышко», а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, тогда – «тучку». Оформить выставку для родителей.
Тема: Моя дружная семья.
Программное содержание:
Учить правильно, называть членов семьи, составлять небольшие рассказы о своей семье.
Закрепить знания детей о том, что в семье все заботятся друг о друге, всегда помогают.
Развивать связную речь, внимание, мышление.
Воспитывать любовь к членам своей семьи, гордость за свою семью.
Словарная работа: родословная (шежере).
Раздаточный материал: альбомные листы, акварельные краски, 2 кисти, вода в баночках, салфетки на каждого ребенка, подставки под кисти.
Демонстративный материал: выставка «Моя семья» - фотографии членов семьи воспитанников, родословная воспитанников.
Формы работы: НОД, самостоятельная работа детей.
Методические приемы: беседа, рассказы детей, обсуждение, рассматривание.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, знакомство с пословицами и поговорками о семье, индивидуальные беседы с детьми об их семьях.
Ход НОД.
1.Вступительная беседа.
Воспитатель: – Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? (ответы детей). Да, вас ждет ваша семья!
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?
(дети рассказывают о своих семьях)
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
Как зовут твою маму? Скажи, самые хорошие слова про маму. Какая она? (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая). Что мама умеет делать? (шить, варить, стирать, мыть) Для мамы ты кто? (сын или дочь)
Как зовут твоего папу? Папа, какой? (сильный, трудолюбивый) А папа что умеет делать? (копать, пилить, пылесосить…)
- Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)
- Кто чем занимается в семье? (рассказы детей)
2.Психогимнастика.
- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.
- А если они сердятся, вас ругают, хмурятся?
– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
«При солнышке тепло, при матери – добро» (на договаривание)
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
– А как вы понимаете смысл этих пословиц?
– А какие вы знаете пословицы о семье?
3.Воспитатель: - Ребята, как вы уже, наверное, догадались рисовать мы сегодня будем семью – «семейную фотографию». Сначала расположим лист горизонтально. Наметим линиями лица членов семьи, которых вы будете изображать. Мы будем рисовать людей не в полный рост, а портреты, т. е. только их лица. Прорисовываем лица: глаза, нос, рот, волосы; после прорисовываем мелкие детали. Когда вы нарисуете свою семью, можно приступать к оформлению рамки.
4.Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»
- А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками, подготовим их к рисованию.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
5.Самостоятельная работа детей.
– А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселятся на этом листке бумаги, на котором вы сейчас нарисуете свою семью.
– Я хочу вам пожелать, чтоб этот листочек бумаги принес частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью (дети рисуют, звучит песенка про семью)
6.Итог.
Ребята о чем мы с вами сегодня говорили? В какие игры играли? Что рисовали? В конце занятия проводится выставка детских работ с анализом наиболее удачных и интересных работ. Хвалю детей за творчество на занятии.
Тема: Государственные символы Республики Башкортостан.
Программное содержание:
Познакомить с государственными символами Республики Башкортостан.
Развивать умение их изображения.
Воспитывать любовь, интерес и желание больше узнать о родном крае.
Активизация словаря: Республика Башкортостан, герб, гимн, флаг, курай.
Раздаточный материал: альбомный лист, краски акварель, 2 кисти, стаканчики с водой, салфетка на каждого ребенка, подставка под кисти у каждого ребенка.
Демонстрационный материал: флаги, гербы России и Республики Башкортостан, физическая карта мира, глобус, музыкальное сопровождение Гимн России и Республики Башкортостан, М. Карим «О березовом листе».
Формы работы: НОД, самостоятельная работа детей.
Методические приемы: беседа, гость кукла Булат, рассказ воспитателя, рассматривание символов, объяснение этапов работы.
Предварительная работа: знакомство с символами Республики Башкортостан; рассказы, беседы о республике, народном герое Салавате Юлаеве, курае; чтение сказки «Сказка о курае», рассматривание иллюстраций.
Ход НОД:
1. В. – Здравствуйте, дети!
Д. - Здравствуйте!
В. - Прежде чем начать работу, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, пожелаем доброго удачного дня и постараемся настроиться на активную работу. Помогут нам в этом следующие упражнения. Вы будете повторять их за мной:
Уши сильно разотрем и погладим и помнем.
(Массируют мочки ушей, а затем всю ушную раковину).
Покачаем головой - неприятности долой!
(Дышат глубоко, расправив плечи; опускают голову вперед и медленно раскачивают ею из стороны в сторону).
Покиваем головой, чтобы был в душе покой. (Кивки вперед и назад).
Чтоб внимательными быть, нужно на ладонь давить.
(Слегка надавливают пальцами на точку концентрации внимания, которая находится на среднем пальце).
Вот теперь мы полны сил и энергии!
Воспитатель предлагает детям занять свои места.
2. В: - Посмотрите, пожалуйста, кто пришел к нам в гости? (ответы детей)
В. –Да, это мальчик в башкирском национальном костюме и зовут его Булат. И он сегодня хочет вам рассказать что-то интересное о своем родном крае. Вот перед нами карта мира. В какой стране мы живем?
Д. – В России (звучит гимн России)
В.- И столица нашей России город … (Москва). Каждая страна имеет свои символы (флаг, герб, гимн) (рассматривание символов России)
«Взгляни на глобус:
Вот он - шар земной,
На нем Башкирия
С березовой листок величиной…»
вот так описал нашу республику народный поэт Башкортостана Мустай Карим. ( На глобусе находим Башкортостан).
В. – А республика, в которой мы живем, называется … (Республика Башкортостан). И у нашей республики есть свои символы. (Звучит гимн Башкортостана). Вот герб. В центре герба Салават Юлаев на коне, на фоне восходящего солнца, по краю герба – башкирский узор «рога барана». Внизу – флаг Башкортостана. Из каких цветов состоит флаг? (ответы).
В. – И что означают эти цвета?
Д. – Синий – чистое солнечное небо. Белый – чистота нашей души. Зеленый – вера в жизнь, изобилие. Круг – вечность движения. Цветок курая – это семь родов.
В. – Кто он Салават Юлаев? (ответы)
3. В.- А сейчас мальчик Булат предлагает вам нарисовать флаг Башкортостана. Перед вами листы бумаги, краски, кисти. Но сначала нам покажет, как рисовать…
(показ двоих детей как надо плавно горизонтально вести кисть с краской, потом помыть кисть, обсушить на салфетке и только, потом макать в другой цвет)
4. Пальчиковая гимнастика.
Прежде чем нарисовать
Надо пальчики размять.
Буду вам стихи читать,
А вы движенья повторять.
5.Самостоятельная работа детей.
Дети рисуют флаг на целом листе бумаги, используя синий, белый и зеленые цвета. В середине флага, в кружочке рисуют цветок курая. Дети работают под мелодию курая.
6.Физминутка.
«Вот помощники мои».
Вот помощники мои, Смотрим на раскрытые
ладони.
Их как хочешь поверни:
И вот эдак, и вот так, Потираем руками.
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем в ладоши.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели, Стучим по столу.
И работать захотели. Потираем руками.
Поработают немножко,
Мы дадим им отдохнуть. Сложили ладони вместе.
Постучали, повертели Круговые движения кистями.
И опять обратно в путь. Хлопаем в ладоши.
Продолжение самостоятельной работы детей.
7.Итог.
В.- Дети, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии?
Что делали? Вам понравилось наше занятие? (ответы детей).
Булат анализирует детские рисунки.
В.- Я хочу закончить наше занятие песней, в которой отражается красота, богатство нашей земли, и эта песня прозвучит в сердце каждого, кому дорога наша Родина, наш Башкортостан (звучит песня о Башкортостане.)
Тема: Украшение фартука.
Программное содержание:
Продолжать формировать умение рисовать элементы башкирского растительного орнамента, используя ранее полученные знания, сочетая цвета, располагать элементы башкирского узора ритмично. Совершенствовать навыки рисования красками, продолжать учить доводить дело до конца.
Выявить эстетический вкус в создании красивых сочетаний красок; способствовать развитию интереса к башкирскому искусству.
Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Активизация словаря: растительный орнамент, башкирка.
Раздаточный материал: шаблоны фартука, краски, банки для воды, салфетки, кисточки, подставка для кисточек на каждого ребенка.
Демонстрационный материал: кукла в национальной одежде, три фартука - образца.
Формы работы: НОД, самостоятельная работа детей.
Методические приёмы: художественное слово, беседа, рассматривание, показ, обсуждение.
Ход НОД:
1.Воспитатель: - Дети, послушайте стихотворение.
Башкирия моя. Земля и небо.
Моя любовь мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
(сюрпризный момент) Стук в дверь появляется кукла.
Воспитатель: - Дети к нам пришла гостья, посмотрите она в национальной одежде. Даша, как ты думаешь, кто она по национальности?
Ребенок: - Башкирка.
Воспитатель: - Дамир, а ты как думаешь?
Ребенок: - Башкирка.
Воспитатель: - Вы оба правы, она башкирка и зовут её Айсылу. А, как вы догадались, что она башкирка?
Ребенок: - На ней есть платье; камзул - его надевают поверх платья. И украшен он монетами. А на голове - налобная повязка - хараус.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, она принесла с собой три фартука. Каждая башкирская женщина вышивает себе фартук в свободное время, старается, чтобы фартук получился нарядным, поэтому сама придумывает интересные узоры.
Воспитатель: - Какие элементы башкирского узора вы знаете?
Ребенок: – Листья, ромашки.
Ребенок: – Колокольчики, тюльпаны.
Воспитатель: - Правильно, а еще есть дуги, точки, мазки, и зубчатые элементы. Какие цвета в башкирском орнаменте?
Ребенок: – Желтый, красный, зеленый, черный.
Воспитатель: - Правильно присутствуют яркие цвета. Посмотрите, у нас есть заготовки фартуков. Давайте украсим их башкирскими узорами.
2.Воспитатель: - Ставлю образец для показа. Посмотрите, узор размещен на нагруднике фартука, на подоле, по краям. На нагруднике фартука есть красный тюльпан, на подоле тюльпаны и листья, а по краям – зеленые дуги.
Ромашки можно рисовать способом - примакивания, а дуги концом кисти.
А сейчас выйдет Никита и покажет, каким способом будет украшать он.
Ромашки я нарисую способом примакивания, а по низу фартука я проведу сплошную линию.
Воспитатель: - Дети, вы, можете выбрать свой способ рисования. Сами составьте цвета, чтобы получились красивые сочетания, но сначала продумайте свой узор на понравившемся вам по форме и цвету фартуке.
( образцы убираются).
Воспитатель: - Напоминаю, что работать надо аккуратно, после набора одной краски, кисточку помыть в банке с водой и вытереть салфеткой. Лишнюю водичку убрать о край баночки.
3.Самостоятельная работа детей (звучит музыка курая)
Индивидуально подхожу и помогаю детям, которые затрудняются.
Во время работы слежу за осанкой детей.
4.Физкультминутка. «Разотру ладошки»
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу
(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно.
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
( Пальцы в « замок»)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими)
Пусть бегут как зайчики.
5.Итог.
Готовые работы дети кладут на стол.
Дети приглашают куклу Айсылу на выставку. Ей очень нравятся яркие, нарядные фартуки. Во время анализа обрашается внимание на фартуки, где есть элементы творчества, на красивые цветосочетания. Воспитатель предлагает детям подарить фартуки Айсылу, а она подарит их своим подружкам.
Тема: Подарок маме.
Программное содержание:
Формировать у детей умение создавать свой выразительный узор на салфетке, пользуясь знаниями композиционного построения и цветовой характеристики.
Закрепить ранее полученные навыки в рисовании элементов растительного орнамента.
Воспитывать интерес к народному искусству башкир, развивать эстетический вкус, творчество, фантазию.
Активизация словаря: вышивальщица, вышивка, орнамент.
Демонстрационный материал: образцы салфеток.
Раздаточный материал: ткань, пяльцы, тушь, палочка, кисть.
Формы работы: НОД, самостоятельная работа детей.
Методические приемы: художественное слово, рассказ, рассматривание, беседа, показ.
Предварительная работа: рассказ детям о том, как вышивались салфетки, откуда вышивальщицы брали элементы узоров, какими цветами ниток пользовались и как композиционно располагали узор на ней; рассматривание иллюстраций из книг с элементами растительного орнамента, прорисовка, вместе с детьми.
Ход НОД:
1.Организационный момент (в кругу)
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
2.В гости на занятие приходит вышивальщица и показывает детям красивые салфетки.
Воспитатель: - Посмотрите на салфетки, одинаков ли орнамент на них? Верно, встречаются и геометрический и растительный. А какова композиция узора на салфетках? Правильно, узор может быть по уголкам и в центре, а также в двух противоположных уголках.
( Рассматривая салфетки, следует отметить яркость тонов и красочность узоров. Кажется, что на белом, черном, красном, голубом фоне лежат живые цветы: пышные розы, гирлянды цветов, полыхая всеми цветами радуги. Нередко они переплетаются с орнаментом, завитками или кружевами.)
3.Художественное слово.
Он, как гость заходит в семьи,
Он идет по городам,
По-весеннему веселый,
И зовется «праздник мам»
Возле нашего детсада
Мы танцуем и поем.
Мамы, мамы! Как мы рады
Вас поздравить с Женским днем!
Воспитатель: - Кому посвящены стихи, которые я прочитала? (Маме.)
Дети, самое важное слово на свете - мама. У мам добрые руки! Что делает мама дома? (ответы детей.) Чтобы ваша мама не уставала, нужно как можно чаще радовать ее вниманием, заботой, подарками, сделанными своими руками. Давайте украсим салфетки в подарок нашим дорогим, любимым мамам.
4. Показ приемов рисования.
Воспитатель: - Рисовать мы с вами сегодня будем на ткани, натянутой на пяльцах. Роспись будем выполнять цветной тушью, кистью и палочками.
Смачивать кисть тушью следует без « лишних капель », так как изображение растекается на ткани. Пятна, цветы украшаются черным контуром с помощью палочки или тонкой кисточки.
Воспитатель: - Аня, покажи, как ты сегодня будешь рисовать.
Подумайте, как бы вы украсили салфетку в подарок маме, и приступайте к работе, не торопитесь, рисуйте аккуратно.
5. Самостоятельная работа детей.
Звучит народная мелодия « Шаура»
В процессе работы помогаю затрудняющимся детям. Слежу за осанкой детей.
6.Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
Продолжение самостоятельной работы детей.
7.Итог.
Оформляется выставка готовых работ. Во время анализа дети сами отмечают правильность построения узора на салфетке, подбор цветов в ней, аккуратность.
После работы салфетки проглаживаются горячим утюгом.
Тема: Украсим башкирскую матрешку.
Программное содержание:
Продолжать формировать умение рисовать элементы башкирского растительного орнамента, используя ранее полученные знания, сочетая цвета, располагать элементы башкирского узора ритмично.
Совершенствовать навыки рисования красками, продолжать учить доводить дело до конца; выявить эстетический вкус в создании красивых сочетаний красок.
Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Активизация словаря: камзул, харауз, матрешка.
Раздаточный материал: шаблоны матрешек, простой карандаш, краски, банки для воды, салфетки, кисточки, подставка для кисточек (на каждого ребенка).
Демонстрационный материал: сундучок, матрешки в национальных одеждах.
Формы работы: НОД, самостоятельная работа детей.
Методические приемы:
Ход НОД:
1.Сюрпризный момент. Стук в дверь, появляется сказочница.
- Здравствуйте дети.
Я на ярмарке была.
Сундучок вам принесла.
Сундучок то не простой.
И товар в нем расписной.
-Что здесь в сундучке? Отгадайте (загадка)
В этой молодице прячутся сестрицы.
Каждая сестрица для меньшой – темница.
(матрешка)
Сказочница: - Правильно, это матрешка.
(достаю двух матрешек в башкирских сарафанах)
Ах, красавицы стоят!
Улыбаются глядят.
Веселы румяны.
Одеты в сарафаны.
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, кто они по национальности?
Дети: - Башкирки.
Воспитатель: - А как вы догадались, что они башкирки?
Дети: - На них есть платья; камзул - его надевают поверх платья. И украшен он монетами. На голове повязка-хараус.
- А еще на них нарисован башкирский орнамент.
2.Дидактическая игра «Найди башкирскую матрешку» (на выбор 5 матрешек).
- Почему вы выбрали именно эту матрешку? Посмотрите и расскажите о всех матрешках, что у них есть общего и что различного (обсуждение элементов орнамента). Все будут слушать, и дополнять ответы товарищей.
–Как вы думаете, где и как расписывают башкирские мастерицы своих матрешек? (ответы детей)
3.Воспитатель: - Давайте украсим матрешек башкирским узором. Какие элементы башкирского узора вы знаете?
Дети: – листья, ромашки, колокольчики, тюльпаны.
Воспитатель: - Правильно, а еще есть дуги, точки, мазки, и зубчатые элементы. Какие цвета в башкирском орнаменте?
Дети: – Желтые, синие, красные, зеленые.
Воспитатель: - Правильно присутствуют яркие цвета. А сейчас, выйди Никита и покажи, каким способом будешь украшать ты.
(говорю, что дети могут выбрать свой способ рисования по желанию)
Напоминаю, что работать надо аккуратно, после набора одной краски, кисточку помыть в банке с водой и вытереть салфеткой, лишнюю водичку убирать о край баночки.
4.Пальчиковая игра: «Разотру ладошки».
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно.
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(потереть ладошкой о ладошку)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
(пальцы в « замок»)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(пальцы расцепить и перебирать ими)
Пусть бегут как зайчики.
5.Самостоятельная работа детей.
Звучит музыка курая.
Индивидуально подхожу и помогаю детям, которые затрудняются.
Во время работы детей слежу за осанкой.
6.Итог.
Готовые работы дети кладут на стол. Анализ готовых работ проводим в виде ярмарки, где каждый может прорекламировать свой товар: как он выполнил работу, верно ли разместил элементы орнамента и соответствует ли он правилам башкирской росписи и ее калориту.
После окончания работы можно потанцевать с матрешками.
Хлопают в ладоши (2 хлопка перед собой)
Дружные матрешки.
На ногах сапожки
(руки на поясе, правую ножку вперед на пятку, левую на пятку.)
Топают матрешки.
Влево-вправо наклонились
(наклон влево-вправо)
Всем знакомым поклонились
(наклон головы вперед с поворотом туловища вправо-влево)
Девчонки озорные,
(руки на поясе - красуются)
Матрешки расписные
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки
(хлопают в ладоши перед собой)
Веселые матрешки.
Тема: Рисование элементов башкирского орнамента.
Программное содержание:
Научить рисовать геометрические, рогообразные и растительные орнаменты, используя прием «завиток».
Развивать умение правильно держать кисть при рисовании завитков.
Продолжать воспитывать интерес к народному искусству башкир.
Активизация словаря: узор, завиток, крестики, рожки.
Раздаточный материал: альбомные листы, акварельные краски, кисти, банки с водой, подставки под кисти и салфетки у каждого ребенка.
Демонстрационный материал: образцы орнамента «завиток».
Формы работы: НОД, самостоятельная работа детей.
Методические приемы: беседа, рассматривание, обсуждение, показ, художественное слово.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации с элементами башкирского орнамента «завиток», дидактические игры «Составь узор» и «Дорисуй и раскрась», чтение рассказов о творчестве башкирских мастеров.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Воспитатель: - Дети, послушайте стихотворение.
Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того кому не пел курай!
2.Воспитатель: - Дети, сегодня к нам в гости пришла кукла Айсылу. Она в красивом новом платье. Как называется платье по-башкирски?
Дети: - Кулдяк.
Воспитатель: - Правильно. Посмотрите на него, какой орнамент?
Дети: - Есть и рогообразный и растительный узор.
Воспитатель: - Сегодня кукла Айсылу покажет вам новый узор. Он называется «завиток». Посмотрите, какой он интересный. Да, его сложно рисовать, но если вы будете внимательны – у вас все получится.
Воспитатель (показывает и объясняет): - Нарисуем вверху крестик, под ним еще один, соединяя нижние концы первого с верхними второго, получим вот такой ромбообразный элемент, а далее подрисовываем квадратики в разные стороны, но не до конца, оставим окошки.
Можно нарисовать узор с двумя ромбиками. Рисуем крестики с рожками: снизу вверх, доходим до верха и спускаем наклонную линию вправо и также справа снизу вверх, и, наконец, еще один крестик, но закругляем концы его уже вправо снизу вверх и также в левую сторону (можно объяснить так: для начала рисуем сверху вниз 3 креста, один под другим, а потом закругляем в разные стороны, то есть, рисуем рожки внизу и наверху)
Воспитатель: - Вспомните, какие цвета мы будем использовать?
Дети: - Красный, черный, желтый, зеленый. Сейчас нам покажут, как рисовать узор дети. Кто самый смелый?
(2 ребенка рисуют у доски, правильно держат кисти, сушат о салфетку, правильно берут краску)
Воспитатель: - Правильно. Прежде чем приступим к работе, нужно сделать зарядку.
3.Физкультминутка.
Поднимите плечики
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок
Сели, травушку покушали,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
4. Самостоятельная работа детей (звучит аудио запись музыки курая в современной обработке)
- Приступайте к работе, не торопитесь, рисуйте аккуратно, помните пословицу: «Глаза боятся, руки делают».
5.Итог.
Отметить правильность построения узора, подбор цветов в ней, аккуратность.
Тема: Украшение декоративной ленты.
Программное содержание:
Продолжать знакомство с предметами обихода башкир – декоративной лентой, её назначением.
Развивать умения правильно рисовать рогообразный орнамент.
Воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых.
Активизация словаря: вышивка, лента, элемент узора.
Раздаточный материал: ½ разрезанного по вертикали листа (разного цвета), гуашь красного, желтого, зеленого и черного цветов, 2 кисти, вода в стаканчиках, подставки под кисти, салфетка на каждого ребенка.
Демонстрационный материал: образцы декоративных лент, аудио запись башкирских мелодий.
Формы работы: НОД, самостоятельная работа детей.
Методические приемы: беседа, рассматривание, обсуждение, показ рисования элементов, художественное слово.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с элементами башкирского орнамента; экскурсия в музей, дидактические игры «Башкирское лото» и «Составь узор».
Ход НОД:
1.Воспитатель: Какое солнце всходит над горами,
Как хорошо и радостно в душе.
Я день встречаю звонкими словами,
Цвети, Башкирия, цвети и зеленей!
2.Воспитатель: - Дети посмотрите, что я вам сегодня принесла. Эта декоративная лента служила украшением жилища, ею обшивали платья, фартуки. Скрепляли постельные принадлежности в юрте и связывали ковры. Помните, мы с вами в музее видели несколько таких лент. Нравится вам она? (ответы детей)
- Как вы думаете, какой орнамент на ленте, что он вам напоминает?
Дети: - Рога.
Воспитатель: - Действительно, он похож на рога, поэтому и называется рогообразным. Почему рогообразный элемент вошел в башкирский орнамент?
Дети: - … (варианты детей)
Воспитатель: - Верно, башкиры занимались скотоводством. Какие цвета вы видите на ленте?
Дети: - Красный, зеленый, желтый, черный.
Воспитатель: - Правильно, это основные цвета башкирского узора. Сейчас я вам покажу, как рисовать этот рогообразный элемент: сначала проведем вертикальную линию сверху вниз, далее ведем кисть плавно слева направо, закругляя вправо, рисуем маленький кружок, но, не замыкая его, рисуем также справа. Вот этим элементом узора, мы с вами будем украшать наши декоративные ленты.
3..Воспитатель: - Прежде чем начать, попробуем нарисовать на доске. Кто самый смелый? (2-3 детей показывают у доски)
- У нас все получится, если вспомним пословицу «Дело мастера боится». А, теперь приготовим пальцы к работе – разомнем их.
4. Пальчиковая гимнастика:
На двери висел замок
Кто его открыть бы смог.
Постучали, потянули
И открылся замок.
5. Самостоятельная работа детей (музыкальное сопровождение).
6.Физкультминутка:
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечами чик-чик!
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
7.Итог.
Обратить внимание на аккуратность, на правильность прорисовки элемента. Организация выставки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию старшая группа Тема «Сказочный лес» \рисование солью\
Конспект занятия по нетрадиционному рисованиюстаршая группаТема «Сказочный лес» \рисование солью\ Программные задачи: Учить детей создавать образ зимней природы, предавать ее красоту, разно...
Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе, тема занятия «Путешествие на остров чудес»
Автор: Перепелкина Е.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №68 , г. Энгельс.Цели занятия:Обобщить знания, полученные в течение года.Программное содержание:Обучающие задачи:Продолжать учить детей составля...
Конспект ООД по рисованию. Подготовительная группа. Тема: «Зимушка-зима».
Данный материал предназначен для работы с детьми подготовительной группы.Цель работы: Создание образа зимы на основе имеющихся знаний (с использованием нетрадиционных техник)....
Конспект занятия по математике в подготовительной группе Тема занятия: «Загадочные фигуры»
Конспект занятия по математике в подготовительной группеТема занятия: «Загадочные фигуры»Цель : закрепить названия геометрических фигурИнтеграция образовательных областей: худож...
Конспект НОД Художественно – эстетическое развитие.Рисование. Подготовительная группа Тема :«Ракета в космосе» с применением нетрадиционных техник рисования
Конспект НОДХудожественно – эстетическое развитие.Рисование. Подготовительная группаТема :«Ракета в космосе» с применением нетрадиционных техник рисования...
Конспект занятия по рисованию подготовительной группе Тема: Осенний пейзаж
Конспект занятияпо рисованию подготовительной группе Тема: Осенний пейзаж...