Кружок «Друзья природы» в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа)
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума».
В. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzya_prirody.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Детский сад №16 «Родничок»
Кружок «Друзья природы»
в старшей группе
2021 - 2022 уч. год
Руководитель: Маркова О.В.
Кружок «Друзья природы»
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума».
В. Сухомлинский.
Пояснительная записка:
В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального уровня – дошкольного образования.
Данный кружок был организован мной на основе парциальных программ - С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», которые предполагают формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Это современный полезный и доступный материал, который и был взят мной за основу в организации деятельности кружка «Друзья природы».
Актуальность:
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты!!!
Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Новизна:
Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Срок освоения программы: один год.
Формы организации работы кружка:
С детьми:
- Групповые занятия
- Экскурсии
- Выставки, конкурсы
- Просмотр мультимедийных презентаций
С родителями:
- Консультации
- Мастер – классы
- Конкурсы, выставки
- Информация на сайте
С педагогами:
- Консультации
- Мастер – классы
- Семинары для педагогов
Формы проведения:
- Игра – путешествие
- Занятия в игровой форме
- Экскурсии в природу
- Досуги
- Экспериментальная деятельность
Методы проведения:
- Рассматривание картин
- Демонстрация фильмов
- Труд в природе
- Коллективный труд
- Индивидуальные поручения
Цель:
- формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
- формировать освоение экологических представлений;
- развивать познавательные умения накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;
- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки
рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;
- понимать ценность природных объектов;
- должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).
Результаты освоения программы:
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми.
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера.
Используемая литература:
- « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;
- « Любовь к природе» С.Н. Николаева;
- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;
- «Детям о природе» М.В. Лучичь;
- «Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;
- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;
- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;
- «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;
- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.
- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко.
Календарно - тематическое планирование работы кружка «Друзья природы» 2021 – 2022 учебный год
Сентябрь:
Занятие № 1: «Друзья природы – кто они?»
(беседа – знакомство с деятельностью кружка, что такое природа - живая и неживая природа; рисование – «Друзья природы»)
Занятие № 2: «Растительный мир Красноярского края»
(растения разных природных зон Красноярского края: Арктики, тундры, лесотундры, тайги, леса, лесостепи, степи, гор.)
Занятие № 3: «Красная книга Красноярского края»
(лекарственные растения; растения, которые надо охранять.)
Занятие № 4: «Прогулка вокруг сада»
(разгадывание загадок о деревьях и кустарниках; рассматривание эко – тропы детского сада; сбор листьев для коллективного панно)
Октябрь:
Занятие № 1: «Осенний лес» (творческое занятие - коллективное объемное панно)
Занятие № 2: «Животный мир Красноярского края»
(животные разных природных зон Красноярского края: Арктики, тундры, лесотундры, тайги, леса, лесостепи, степи, гор.)
Занятие № 3: «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды»
( просмотр видеоролика, разгадывание загадок о грибах и ягодах)
Занятие № 4: «Грибочки для белочки»
(творческое занятие – объемная аппликация)
Ноябрь:
Занятие № 1: «Реки и водоемы Красноярского края»
(Енисей батюшка и его дочери; знакомство с рекой Кан)
Занятие № 2: «Труд взрослых на реках»
(значение рек, водоёмов в жизни людей; дары рек)
Занятие № 3: «Много в нашей речке плавает рыбешек…»
(творческое занятие - коллективная объемная аппликация)
Занятие № 4: «Подвижные игры на свежем воздухе»
(занятие в спортивном зале – «Подвижные игры – для чего они нужны?»)
Декабрь – Январь:
Занятие № 1: «Зима в Красноярском крае»
(зимующие птицы нашего края; как зимуют животные)
Занятие № 2: «Здравствуй, Дедушка Мороз!»
(новогодняя поделка из бросового материала; разгадывание новогодних загадок)
Занятие № 3: «Традиции зимних праздников в нашем крае»
(зимние праздники в нашем крае; традиции их празднования)
Занятие № 4: «Красота зимней природы»
(лес – наше богатство; Ергаки и Бобровый лог – зимнее чудо; красота Соснового бора зимой)
Февраль:
Занятие № 1: «Вода вокруг нас - вода-это жизнь!»
(познакомить детей с некоторыми свойствами воды; уточнить и расширить представления детей о снеге – экспериментальная деятельность)
Занятие № 2: «Домашние животные - друзья человека»
(выявить и систематизировать представления детей о домашних животных; продолжать знакомить детей с домашними животными)
Занятие № 3: «Медвежонок Умка»
(поделка из ватных дисков – творческое занятие; разгадывание зимних загадок)
Занятие № 4: «Комнатные растения»
(обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений (полив, удаление пыли, рыхление) – практическое занятие)
Март:
Занятие № 1: «Цветок для мамы»
(творческое занятие - развивать умение составлять несложную композицию из цветов – «Цветы в горшке»)
Занятие № 2: «Эти разные камни»
(дать представление о том, что камни бывают разные: морские, речные, ценные (мрамор, гранит, драгоценные); развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства)
Занятие № 3: «Весна – красна!»
(уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе – как «просыпается» природа – растения, животные, перелетные птицы)
Занятие № 4: «Гусеница проснулась»
(коллективная работа «Карандашница» - творческое занятие)
Апрель:
Занятие № 1: «Огород на окошке»
(формировать у детей представление о пользе овощей в укреплении здоровья; учить правильно, сажать чеснок, лук; воспитывать интерес к труду – практическое занятие)
Занятие № 2: «Правила безопасного поведения в природе»
(повторить и закрепить знание правил безопасного поведения в природе)
Занятие № 3: «Дорога к доброму здоровью»
(способствовать расширению знаний детей о своем здоровье; привитию гигиенических навыков; воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам – беседа с мед.работником)
Занятие № 4: «Земля - наш общий дом!»
(творческое занятие – коллективное панно из ладошек)
Май: Подведение итогов работы кружка
(презентация педагогам на педагогическом совете; презентация родителям на родительском собрании.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект викторины "Друзья природы" в старше-подготовительной группе детей с ФФНР.
ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ( НЕ ЗАГРЯЗНЯТЬ ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДУ, БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К РАСТЕНИЯМ И ЖИВОТНЫМ )....
Экологический КВН "Мы друзья природы" для старших групп
Этот КВН я составила из нескольких: что-то нашла в интернете, что-то взяла из учебных пособий. Экологический КВН мы проводили между старшими группами. Названия команд - названия групп. Дети и родители...
Тема проекта: «Друзья природы» в старшей группе.
Государственное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18 г. Сызраниг.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную ...
Конспект НОД « Друзья природы» для старшей группы
Конспект НОД « Друзья природы» для старшей группы...
Кружок "Друзья природы"
В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировозрения у всех людей, повышения их экологической грамотности...
Дополнительное образование. Кружок: " Друзья природы".
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино, человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.В наше время отношения человека и природы претерпели ...
Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в старшей группе
Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в старшей группе...