Кружок «Друзья природы» в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа)

«Мир, окружающий ребенка – это,

прежде всего, мир природы,

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

 детского разума».

В. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzya_prirody.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Детский сад №16 «Родничок»

Кружок «Друзья природы»

в старшей группе

2021 - 2022 уч. год

Руководитель: Маркова О.В.

Кружок «Друзья природы»

«Мир, окружающий ребенка – это,

прежде всего, мир природы,

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

 детского разума».

В. Сухомлинский.

Пояснительная записка:

В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального уровня – дошкольного образования.

Данный кружок был организован мной на основе парциальных программ - С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», которые предполагают формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Это современный полезный и доступный материал, который и был взят мной за основу в организации деятельности кружка «Друзья природы».

Актуальность:

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты!!!

Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

Новизна:

Новизна  программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Срок освоения программы: один год.

Формы организации работы кружка:

С детьми:

- Групповые занятия

- Экскурсии

- Выставки, конкурсы

- Просмотр мультимедийных презентаций

С родителями:

- Консультации

- Мастер – классы

- Конкурсы, выставки

- Информация на сайте

С педагогами:

- Консультации

- Мастер – классы

- Семинары для педагогов

Формы проведения:

- Игра – путешествие

- Занятия в игровой форме

- Экскурсии в природу

- Досуги

- Экспериментальная деятельность

 Методы проведения:

- Рассматривание картин

- Демонстрация фильмов

- Труд в природе

- Коллективный труд

- Индивидуальные поручения

Цель:

- формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:

- формировать освоение экологических представлений;

- развивать познавательные умения накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным;

- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;

- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;

- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;

- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки

рационального природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;

- понимать ценность природных объектов;

- должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).

Результаты освоения программы:

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми.

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера.

Используемая литература:

- « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;

- « Любовь к природе» С.Н. Николаева;

- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;

- «Детям о природе» М.В. Лучичь;

- «Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;

- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;

- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;

- «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;

- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.

- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко.

Календарно - тематическое планирование работы кружка «Друзья природы» 2021 – 2022 учебный год

Сентябрь:

Занятие № 1: «Друзья природы – кто они?»

(беседа – знакомство с деятельностью кружка, что такое природа -  живая и неживая природа; рисование – «Друзья природы»)

Занятие № 2: «Растительный мир Красноярского края»

(растения разных природных зон Красноярского края: Арктики, тундры, лесотундры, тайги, леса, лесостепи, степи, гор.)

Занятие № 3: «Красная книга Красноярского края»

(лекарственные растения; растения, которые надо охранять.)

Занятие № 4: «Прогулка вокруг сада»

(разгадывание загадок о деревьях и кустарниках; рассматривание эко – тропы детского сада; сбор листьев для коллективного панно)

Октябрь:

Занятие № 1: «Осенний лес» (творческое занятие - коллективное объемное панно)

Занятие № 2: «Животный мир Красноярского края»

(животные разных природных зон Красноярского края: Арктики, тундры, лесотундры, тайги, леса, лесостепи, степи, гор.)  

Занятие № 3: «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды»

( просмотр видеоролика, разгадывание загадок о грибах и ягодах)

Занятие № 4: «Грибочки для белочки»

(творческое занятие – объемная аппликация)

Ноябрь:

Занятие № 1: «Реки и водоемы Красноярского края»

(Енисей батюшка и его дочери; знакомство с рекой Кан)

Занятие № 2: «Труд взрослых на реках»

(значение рек, водоёмов в жизни людей; дары рек)

Занятие № 3: «Много в нашей речке плавает рыбешек…»

(творческое занятие - коллективная объемная аппликация)

Занятие № 4: «Подвижные игры на свежем воздухе»

(занятие в спортивном зале – «Подвижные игры – для чего они нужны?»)

Декабрь – Январь:

Занятие № 1: «Зима в Красноярском крае»

(зимующие птицы нашего края; как зимуют животные)

Занятие № 2: «Здравствуй, Дедушка Мороз!»

(новогодняя поделка из бросового материала; разгадывание новогодних загадок)

Занятие № 3: «Традиции зимних праздников в нашем крае»

(зимние праздники в нашем крае; традиции их празднования)

Занятие № 4: «Красота зимней природы»

(лес – наше богатство; Ергаки и Бобровый лог – зимнее чудо; красота Соснового бора зимой)

Февраль:

Занятие № 1: «Вода вокруг нас - вода-это жизнь!»

(познакомить детей с некоторыми свойствами воды; уточнить и расширить представления детей о снеге – экспериментальная деятельность)

Занятие № 2: «Домашние животные - друзья человека»

(выявить и систематизировать представления детей о домашних животных; продолжать знакомить детей с домашними животными)

Занятие № 3: «Медвежонок Умка»

(поделка из ватных дисков – творческое занятие; разгадывание зимних загадок)

Занятие № 4: «Комнатные растения»

(обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений (полив, удаление пыли, рыхление) – практическое занятие)

Март:

Занятие № 1: «Цветок для мамы»

(творческое занятие - развивать умение составлять несложную композицию из цветов – «Цветы в горшке»)

Занятие № 2: «Эти разные камни»  

(дать представление о том, что камни бывают разные: морские, речные, ценные (мрамор, гранит, драгоценные); развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства)

Занятие № 3: «Весна – красна!»

(уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе – как «просыпается» природа – растения, животные, перелетные птицы)

Занятие № 4: «Гусеница проснулась»  

(коллективная работа «Карандашница» - творческое занятие)

Апрель:

Занятие № 1: «Огород на окошке»    

(формировать у детей представление о пользе овощей в укреплении здоровья; учить правильно, сажать чеснок, лук; воспитывать интерес к труду – практическое занятие)

Занятие № 2: «Правила безопасного поведения в природе»

(повторить и закрепить знание правил безопасного поведения в природе)

Занятие № 3: «Дорога к доброму здоровью»

(способствовать расширению знаний детей о своем здоровье; привитию гигиенических навыков; воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам – беседа с мед.работником)

Занятие № 4: «Земля - наш общий дом!»  

(творческое занятие – коллективное панно из ладошек)

Май: Подведение итогов работы кружка

(презентация педагогам на педагогическом совете; презентация родителям на родительском собрании.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект викторины "Друзья природы" в старше-подготовительной группе детей с ФФНР.

ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ( НЕ ЗАГРЯЗНЯТЬ ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДУ, БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К РАСТЕНИЯМ И ЖИВОТНЫМ )....

Экологический КВН "Мы друзья природы" для старших групп

Этот КВН я составила из нескольких: что-то нашла в интернете, что-то взяла из учебных пособий. Экологический КВН мы проводили между старшими группами. Названия команд - названия групп. Дети и родители...

Тема проекта: «Друзья природы» в старшей группе.

Государственное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18 г. Сызраниг.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную ...

Конспект НОД « Друзья природы» для старшей группы

Конспект НОД « Друзья природы» для старшей группы...

Кружок "Друзья природы"

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировозрения у всех людей, повышения их экологической грамотности...

Дополнительное образование. Кружок: " Друзья природы".

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино, человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.В наше время отношения человека и природы претерпели ...

Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в старшей группе

Конспект занятия-викторины  по экологии  «Мы – друзья природы» в старшей группе...