«Мой родной Башкортостан!» занятие посвященное 100-летию образования РБ
план-конспект занятия (старшая группа)
Воспитывать любовь к родному краю, патриотические чувства, эстетическое отношение к быту и культуре Башкортостана
Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей живущих в Башкортостане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_k_100_letiyu_rb.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- Продолжать формировать представление о современной символике Республики Башкортостан, отражении в ней традиций башкирского народа.
- Уточнить и расширить знания детей о родном городе.
- Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей живущих в Башкортостане.
- Продолжить вызывать чувство ответственности по отношению к родине.
- Воспитывать любовь к родному краю, патриотические чувства, эстетическое отношение к быту и культуре Башкортостана
Материал. Политическая карта России, карта, герб, флаг Башкортостана, изображение соцветия курая. Портрет президента республики Башкортостан. Иллюстрация с изображением башкирского блюда бишбармак, урама (фигурный хворост). Аудиозапись мелодии, исполняемые на курае.
Ход занятия
Занятие начинается с рассказа отрывка из стихотворения наизусть одним из мальчиков.
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной…
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком, -
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой… (М. Карим).
Воспитатель.
- Вам понравилось стихотворение нашего земляка Мустая Карима? Как вы думаете, о чем оно? (Ответы детей).
- Правильно, это стихотворение о республике Башкортостан, в которой мы живем. (На доске висит карта России). Покажите ее на карте России. (Два – три ребенка по очереди показывают).
В.: - Посмотрите на нашу республику. Она находится почти в центре нашей большой России. Ребята, а вы знаете, что нашей республике Башкортостан исполняется сто лет! Дата основания Башкирской АССР - 23 марта 1919 года. Посмотрите, какой у нас раньше был герб. Давайте мы с вами вспомним, что мы знаем о нашей Родине, о ее особенностях и достопримечательностях.
В: - Как называется столица нашей республики?
-Покажите ее на карте.
Несколько детей показывают Уфу на карте Башкортостана.
Задание такое – рассказать о родном городе. Как называется наш город? (Уфа Какой самый известный и необычный памятник есть у нас в городе? (памятник Салавату Юлаеву - национальному герою башкирского народа). Город вам нравится? Почему? (Здесь красивые дома, широкие заасфальтированные улицы, есть площадь, Дома культуры, памятники, парки, рядом – леса и поля).? (Ответы детей).
В: Ребята, у каждой страны на нашей планете есть свои символы — герб, флаг, гимн. Сегодня мы с вами еще раз поговорим о флаге нашей республики, гербе нашего города, его достопримечательностях.
Игра «Найди свой флаг»
На экране появляются картинки гербов других республик и стран, среди которых есть и герб Башкортостана.
В.: -Ребята, посмотрите внимательно, эти все картинки принадлежат нашей республике?
Ответы детей. Находят герб Башкортостана и говорят о ее особенностях. (Расцветка, изображение памятника Салавату Юлаеву)
В: Посмотрите — это флаг нашей республики- прямоугольное полотнище из горизонтальных полос синего, белого и зеленого цветов. В центре белой полосы золотая эмблема — круг- внутри которого находится цветок курая.
— Что означают цвета на флаге Башкортостана?
Синий цвет означает небо - ясность, чистоту помыслов народов республики.
Д: несколько детей повторяют
-Белый — воздух, миролюбие
-Зеленый- землю, мудрость, вечную жизнь.
Д: вспоминают пройденный материал.
-Цветок курая — символ дружбы народов РБ
Флаг есть на всех государственных учреждениях.
В: - А сейчас поиграем в игру «Найди флаг своей республики».
-Ребята, а как вы думаете, почему именно цветок курая изображен на флаге Башкортостана?
Д.: ответы детей
В: Курай - это национальный инструмент башкир, растение, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. Существует легенда о том, как появился этот инструмент. Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки. Хотите послушать, как звучит курай? (Включает аудиозапись). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.
-Посмотрите, как делают курай. (просмотр видеосюжета об изготовлении курая).
В.: - Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России? (Ответы детей). В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное наше богатство – это люди. Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана. (Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы). Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.
В.: - Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса, озера и реки. Назовите горы, протянувшиеся по территории нашей республики. (Уральские горы). Какие реки здесь текут? (Белая, Дема, Уфа, Юрюзань).
Ученые подсчитали, что в Башкортостане растет более 1600 видов растений, обитает 270 видов птиц, 83 вида животных, 40 видов рыб и несколько тысяч видов насекомых.
В.: -В Бурзянском районе существует пещера, на стенах которой древние люди оставили изображения мамонтов и диких лошадей. Как эта пещера называется? Шульган-Таш.
Эта пещера — одна из крупнейших пещер на Южном Урале. Огромный вход в нее (в виде сорокаметровой арки) поражает воображение. В 1959 году в Каповой пещере нашли уникальные наскальные рисунки, возраст которых почти 20 тысяч лет, это свидетельствует о проживании здесь древних племен. Она специально оборудована для проведения исследовательских работ. Кроме того, здесь работает Музей Каповой пещеры. Пещера Шульган-Таш одна из признанных «столиц» туризма, ведь там внутри очень красиво.
Рассматривание фотографий пещеры.
В.: - Башкирский народ очень богат национальными праздниками. Один из них любимый всеми нами Сабантуй. Кто из вас был на этом празднике. Какие соревнования проводятся?
Рассказы ребят. Рассматривание иллюстраций.
В.: - Башкиры очень гостеприимный народ. И у них есть свои особенные блюда и напитки. Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток? (Это кислое кобылье молоко). Традиция его производства уходит корнями в далекое прошлое. Умение делать вкусный кумыс издавно ценилось и передавалось от поколения к поколению. А что такое катык? (Заквашенное кипяченое коровье молоко). Традиционные башкирские блюда – это бишбармак (разрезанная на куски вареная конина или баранина, приправленная лапшой с мясным бульоном, вяленая колбаса из конины - казылык, чак-чак, урама.
В.: - Этот продукт ароматен, его вкус и целебная сила объясняются редкостным сочетанием растительности Башкортостана, он такой сладкий. О чем это я, кто догадается? Конечно, же, это мед. Башкортостан — единственное место на Земле, где сохранилось бортевое пчеловодство (добыча дикого лесного меда). Ученые многих стран изучают состав Башкирского меда. Уникальность его состоит в многообразии целебных свойств. Он собирается с растений, которые являются природным лекарственным сырьем.
Звучит отрывок из песни «Наш край».
Детство наше золотое
Всё светлей ты с каждым днём!
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
Мы живём в краю родном!
Сегодня мы говорили о родном Башкортостане. Ребята, какие традиции, праздники, национальные особенности мы с вами вспомнили? Ответы детей. Хочется пожелать, чтобы в нашем благодатном крае царили мир и взаимопонимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект праздника «Мый моткоч йӧратем –тиде шочмо элем!» (Люблю тебя, мой край, родной), посвященного 95 - летию образования Республики Марий Эл с детьми старших групп
Цель: воспитание патриотических чувств к родному краю, любви и бережному отношению к её природе, культуре марийского народа.Задачи: 1. Обогащать знания детей о своей Республике...
План мероприятий посвященный 80-летию образования Краснодарского края и 225-летию с начала освоения казаками кубанских земель в подготовительной группе
развитие у детей интереса к истории и культуре родного края; развитие у детей причастности к культуре казачества, историческому прошлому, осознанного отношения к родному краю....
План мероприятий, посвященных 80-летию образования Краснодарского края и 225-летию с начала освоения казаками кубанских земель в МБДОУ ЦРР – детский сад №6 станица Старощербиновская на 2017г.
Материалы рекомендованы для старших воспитателей с целью реализации задач регионального компонента...
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей, посвященный 80 – летию образования Ростовской области «Не смолкнет слава тех далеких лет»
Проект «Не смолкнет слава тех далеких лет», разработан с целью проведения нравственно – патриотической работы ДОУ, посвященной «80 – летию образования Ростовской области и 220 годовщине города К...
План мероприятий, посвященных 80-летию образования Краснодарского края и 225-летию с начала освоения казаками кубанских земель.
План мероприятий, посвященных 80-летию образования Краснодарского края и 225-летию с начала освоения казаками кубанских земель....
Проект «Родная моя республика», посвященного 95-летию Республики Коми
Цель проектаФормирование основ нравственной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру и любви к родному краю.Назначение проектаМероприятия, направленные на расширение знаний и представле...
«История родного края» (проект, посвященный 75-летию Кемеровской области и 100-летию г. Кемерово)
laquo;История родного края» (проект, посвященный 75-летию Кемеровской области и 100-летию г. Кемерово)...