Проект " Традиции и обычаи народов Самарской области"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Вдовина Елена Валентиновна

Россия всегда была многонациональным государством. Самарская область  - не является исключением, ведь здесь  на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, культур. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Патриотический проект для детей 5-6 лет

«Обычаи и традиции народов Самарской области»

        

                                                                                                                             Выполнила: воспитатель Вдовина Е.В.

2021 г.

 Патриотический проект «Обычаи и традиции народов Самарской области»

для детей 5-6 лет

Пояснительная записка.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Самарской области, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

        Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательно – творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта:  3месяца, февраль-апрель

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Предмет исследования: обычаи и традиции народов, населяющих Самарскую область(русские, татары, чуваши, мордва)

Актуальность темы, определение проблемы:

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение.

 Россия всегда была многонациональным государством. Самарская область  - не является исключением, ведь здесь  на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, культур. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Цель проекта:

: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Самарской области.

Задачи проекта:

Познавательное развитие

  • Способствовать развитию познавательных интересов детей, ознакомлению с социальным миром, формированию целостной картины мира.
  • Раскрыть многообразие культур населения России, понимание Родины как многонационального государства.
  • Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.
  • Развивать интерес к национальной культуре, традициям и обычаям своего и других народов Самарской губернии.
  • Формировать представления о развитии русской, татарской, мордовской, чувашской культур; воспитание чувства гордости, патриотизма за свой регион.
  • Обогатить знаниями о культуре и традициях народов Самарской губернии.

Социально – коммуникативное развитие

  • Воспитывать дошкольников в атмосфере уважения к народам других национальностей, проживающих в Самарской губернии.
  • Установить дружеский контакт с социальным окружением.
  • Приобщить детей к этнической культуре разных народов. Формировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.

Речевое развитие

  • Способствовать расширению словаря, развитию грамматического строя речи, связной речи, произношения.
  • Учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Художественно – эстетическое развитие

  • Сформировать у детей знания и представления о фольклоре и национальных костюмах народов Самарской губернии.
  • Формировать осознанное эмоциональное восприятие музыки.

Задачи взаимодействия с родителями:

  • 1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Самарской губернии.
  • 2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Самарской губернии.
  • 3. Способствовать активному участию родителей в изготовлении кукол в национальных костюмах (русский, татарский, чувашский, мордовский)

Продукт проекта:

- Выставка детско — родительских работ «Куклы в национальных костюмах»,

Презентация проекта:

- Создание альбома «Народы Самарской области, их традиции и обычаи».

План реализации проекта в старшей группе « Обычаи и традиции народов Самарской области ».

Подготовительный этап проекта.

 Сроки:июнь

Задачи

Формы работы

Разработка плана  реализации проекта.

Выявить уровень знаний у детей о народах населяющих Самарскую область, их культуре и традициях

Вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера.

Беседы:”Народы, населяющие Самарскую область», «Народные  традиции русского, татарского, чувашского и мордовского народа», «Промыслы и быт народов, населяющих Самарскую область»

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте.

Совершенствовать навыки общения с детьми.

 Консультации, беседы, анкетирование родителей, домашние задания  (чтение народных сказок, беседы о традициях своей семьи, пошив кукол в национальных костюмах, приготовление национальных блюд, посещение краеведческого музея, рисование народных игрушек).

Обогатить предметно-пространственную среду в старшей группе для реализации проекта.

Пополнение патриотического уголка (подбор художественной литературы, стихов, пословиц, загадок, иллюстраций, физминуток по теме, подбор музыкальных и видео записей.

Исследовательский (основной) этап проекта.

Сроки: июль

Перспективно-тематическое планирование патриотического проекта

Вид деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Познавательно-исследовательская

 Просмотр презентации «Культура народов, населяющие Самарскую область».

  Просмотр презентации «Обычаи и традиции татарского народа», «Культура и быт русского народа», «Обычаи и традиции Чувашского народа»

Рассматривание альбомов «Костюмы народов Поволжья», «Национальные музыкальные инструменты», «Национальные блюда», «Национальные праздники», «Народное декоративно-прикладное искусство», «Народные игрушки».

1. .Папка передвижка «Воспитание любви к малой Родине», «Семейные и народные традиции», «Народы Поволжья»

2.Оформление альбомов «Национальные костюмы», «Национальные блюда»

3.Изготовление кукол в национальных костюмах

4Консультации для родителей «Народы Поволжья», «Ребенку о наших предках», «Воспитываем патриотов»

Игровая

 Д-И «Одень куклу в национальный костюм», Д-И «Угадай народный промысел», С-Р игра «Идем в гости к русской семье», «В гостях у татарской бабушки», Д-И «Какому народу принадлежит музыкальный инструмент», Д-И «Предметы мордовского быта».

Дидактические игры: «Найди и назови татарский музыкальный инструмент», «Одень куклу в татарский костюм».

Дидактические игры:«Наряди куклу Акань», лото «Предметы мордовского быта», «Собери мордовский музыкальный инструмент».  

   Сюжетно-ролевая игра «Построим избу»

Продуктивная

Продуктивная деятельность: Рисование«Укрась сарафан»,  «Укрась калфак и тюбитейку»

Лепка «Русский каравай»

Рисование «Чувашский музыкальный инструмент», «Мордовскй национальный костюм»                                    

Конструирование

Конструирование  «Русская изба», «Юрта»,

Чтение (восприятие художественной литературы)

Чтение народных сказок(татарские, чувашские, русские, мордовские), Отгадывание загадок по теме, разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов, о традициях и культуре.

Музыкальная

Прослушивание музыкальных произведений(русские, татарские, чувашские, мордовские),

Слушание русских песен: «Калинка», «Во поле береза стояла», «Под горою – калина», «Ах, Самара  городок».

 Слушание   татарской  народной песни «Соловей»

Слушание мордовской народной колыбельной «Ай, Баюня, бай»,  «Удок, удок».

Слушание чувашской народной музыки А.Асламаса «Маленький пастушок», Ф.Павлова «Сарнай и палнай»

Коммуникативная

Беседа «Народы, населяющие Самарскую область»

Беседа с детьми «Как жили наши предки»

Беседа с детьми с привлечением родителей «Промыслы и быт русских людей»

Беседа  с детьми с привлечением родителей «Промыслы и быт татарского народа»

Беседа с детьми «Промыслы и быт мордовского народа».  

Беседа «Промыслы и быт чувашского народа»

     

Двигательная

Разучивание подвижных русских народных игр «Гуси», «Горелки», «Золотые ворота».

Мордовские народные игры («В журавля») «Каргоняса»,(«В редьку») «Шапаряксса», «В платки»

Чувашские народные хороводные  игры «Весна», «В деревне»

Татарские народные   игры «Спутанные кони (Тышыаулы атлар), Угадай и догони (Читанме, бузме), “Тимербай»

Заключительный этап проекта.

 Сроки: август

Мероприятия

Ожидаемый результат

Педагогическое наблюдение за  дошкольниками в процессе игр, образовательной и самостоятельной деятельности с целью определения  знаний по теме проекта.

Выявление уровня знаний по теме проекта.

Выставка детско-родительских работ “Куклы в национальных костюмах»

Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о разновидностях национальных костюмов, особенностях их орнамента. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.



Предварительный просмотр:

       

Патриотический проект для детей 5-6 лет

«Обычаи и традиции народов Самарской области»

        

                                                                                                                             Выполнила: воспитатель Вдовина Е.В.

2021 г.

 Патриотический проект «Обычаи и традиции народов Самарской области»

для детей 5-6 лет

Пояснительная записка.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Самарской области, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

        Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательно – творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта:  3месяца, февраль-апрель

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Предмет исследования: обычаи и традиции народов, населяющих Самарскую область(русские, татары, чуваши, мордва)

Актуальность темы, определение проблемы:

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение.

 Россия всегда была многонациональным государством. Самарская область  - не является исключением, ведь здесь  на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, культур. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Цель проекта:

: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Самарской области.

Задачи проекта:

Познавательное развитие

  • Способствовать развитию познавательных интересов детей, ознакомлению с социальным миром, формированию целостной картины мира.
  • Раскрыть многообразие культур населения России, понимание Родины как многонационального государства.
  • Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.
  • Развивать интерес к национальной культуре, традициям и обычаям своего и других народов Самарской губернии.
  • Формировать представления о развитии русской, татарской, мордовской, чувашской культур; воспитание чувства гордости, патриотизма за свой регион.
  • Обогатить знаниями о культуре и традициях народов Самарской губернии.

Социально – коммуникативное развитие

  • Воспитывать дошкольников в атмосфере уважения к народам других национальностей, проживающих в Самарской губернии.
  • Установить дружеский контакт с социальным окружением.
  • Приобщить детей к этнической культуре разных народов. Формировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.

Речевое развитие

  • Способствовать расширению словаря, развитию грамматического строя речи, связной речи, произношения.
  • Учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Художественно – эстетическое развитие

  • Сформировать у детей знания и представления о фольклоре и национальных костюмах народов Самарской губернии.
  • Формировать осознанное эмоциональное восприятие музыки.

Задачи взаимодействия с родителями:

  • 1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Самарской губернии.
  • 2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Самарской губернии.
  • 3. Способствовать активному участию родителей в изготовлении кукол в национальных костюмах (русский, татарский, чувашский, мордовский)

Продукт проекта:

- Выставка детско — родительских работ «Куклы в национальных костюмах»,

Презентация проекта:

- Создание альбома «Народы Самарской области, их традиции и обычаи».

План реализации проекта в старшей группе « Обычаи и традиции народов Самарской области ».

Подготовительный этап проекта.

 Сроки:июнь

Задачи

Формы работы

Разработка плана  реализации проекта.

Выявить уровень знаний у детей о народах населяющих Самарскую область, их культуре и традициях

Вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера.

Беседы:”Народы, населяющие Самарскую область», «Народные  традиции русского, татарского, чувашского и мордовского народа», «Промыслы и быт народов, населяющих Самарскую область»

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте.

Совершенствовать навыки общения с детьми.

 Консультации, беседы, анкетирование родителей, домашние задания  (чтение народных сказок, беседы о традициях своей семьи, пошив кукол в национальных костюмах, приготовление национальных блюд, посещение краеведческого музея, рисование народных игрушек).

Обогатить предметно-пространственную среду в старшей группе для реализации проекта.

Пополнение патриотического уголка (подбор художественной литературы, стихов, пословиц, загадок, иллюстраций, физминуток по теме, подбор музыкальных и видео записей.

Исследовательский (основной) этап проекта.

Сроки: июль

Перспективно-тематическое планирование патриотического проекта

Вид деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Познавательно-исследовательская

 Просмотр презентации «Культура народов, населяющие Самарскую область».

  Просмотр презентации «Обычаи и традиции татарского народа», «Культура и быт русского народа», «Обычаи и традиции Чувашского народа»

Рассматривание альбомов «Костюмы народов Поволжья», «Национальные музыкальные инструменты», «Национальные блюда», «Национальные праздники», «Народное декоративно-прикладное искусство», «Народные игрушки».

1. .Папка передвижка «Воспитание любви к малой Родине», «Семейные и народные традиции», «Народы Поволжья»

2.Оформление альбомов «Национальные костюмы», «Национальные блюда»

3.Изготовление кукол в национальных костюмах

4Консультации для родителей «Народы Поволжья», «Ребенку о наших предках», «Воспитываем патриотов»

Игровая

 Д-И «Одень куклу в национальный костюм», Д-И «Угадай народный промысел», С-Р игра «Идем в гости к русской семье», «В гостях у татарской бабушки», Д-И «Какому народу принадлежит музыкальный инструмент», Д-И «Предметы мордовского быта».

Дидактические игры: «Найди и назови татарский музыкальный инструмент», «Одень куклу в татарский костюм».

Дидактические игры:«Наряди куклу Акань», лото «Предметы мордовского быта», «Собери мордовский музыкальный инструмент».  

   Сюжетно-ролевая игра «Построим избу»

Продуктивная

Продуктивная деятельность: Рисование«Укрась сарафан»,  «Укрась калфак и тюбитейку»

Лепка «Русский каравай»

Рисование «Чувашский музыкальный инструмент», «Мордовскй национальный костюм»                                    

Конструирование

Конструирование  «Русская изба», «Юрта»,

Чтение (восприятие художественной литературы)

Чтение народных сказок(татарские, чувашские, русские, мордовские), Отгадывание загадок по теме, разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов, о традициях и культуре.

Музыкальная

Прослушивание музыкальных произведений(русские, татарские, чувашские, мордовские),

Слушание русских песен: «Калинка», «Во поле береза стояла», «Под горою – калина», «Ах, Самара  городок».

 Слушание   татарской  народной песни «Соловей»

Слушание мордовской народной колыбельной «Ай, Баюня, бай»,  «Удок, удок».

Слушание чувашской народной музыки А.Асламаса «Маленький пастушок», Ф.Павлова «Сарнай и палнай»

Коммуникативная

Беседа «Народы, населяющие Самарскую область»

Беседа с детьми «Как жили наши предки»

Беседа с детьми с привлечением родителей «Промыслы и быт русских людей»

Беседа  с детьми с привлечением родителей «Промыслы и быт татарского народа»

Беседа с детьми «Промыслы и быт мордовского народа».  

Беседа «Промыслы и быт чувашского народа»

     

Двигательная

Разучивание подвижных русских народных игр «Гуси», «Горелки», «Золотые ворота».

Мордовские народные игры («В журавля») «Каргоняса»,(«В редьку») «Шапаряксса», «В платки»

Чувашские народные хороводные  игры «Весна», «В деревне»

Татарские народные   игры «Спутанные кони (Тышыаулы атлар), Угадай и догони (Читанме, бузме), “Тимербай»

Заключительный этап проекта.

 Сроки: август

Мероприятия

Ожидаемый результат

Педагогическое наблюдение за  дошкольниками в процессе игр, образовательной и самостоятельной деятельности с целью определения  знаний по теме проекта.

Выявление уровня знаний по теме проекта.

Выставка детско-родительских работ “Куклы в национальных костюмах»

Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о разновидностях национальных костюмов, особенностях их орнамента. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотический проект для детей 5-6 лет"Обычаи и традиции народов Самарской области"

Патриотический проект «Обычаи и традиции народов Самарской области» для детей 5-6 летРоссия всегда являлась многонациональным государством, а регион Самарской области, где на протяжен...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области. Знакомство с праздниками разных народов Саратовской...

Проект "Традиции и обычаи народов России"

Проект осуществлялся в рамках лексической темы "Хлеб" с интеграцией образовательных  областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области.

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области....

Конспект НОД по приобщению детей старшей группы к традициям и обычаям народов Саратовской области

Тема: «Традиции народов Саратовской области. Народные праздники»Цель: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычая...

Народы Самарской области (культура, обычаи и традиции)

Презентация "Народы Самарской области"  знакомит с культурой , обычаями и традициями русского и татарского народов.  Дается описание русского и татарского национального костюмов, н...