Дополнительное образование кружка "Знайки" 6-7 лет 2021-2022 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
ул. Мира ,4, с. Шурышкары , 629650, Шурышкарский район, 8 (34994) 62-3-74, 62-3-87, факс 62-3-74, ИНН 8907001240, р/с 40701810700001000016 БИК 047182000 в РКЦ г. Салехард ГУ Банка России E-mail: ipk741.80@mail.ru |
Рабочая программа по дополнительному образованию
кружка «Знайки»
для детей от 6-7 лет
срок реализации программы 2021-2022 учебный год
Воспитателя МБОУ Шурышкарская
СОШ «ОЦ»
Петрачук О.М.
с. Шурышкары 2021 г.
Содержание
Раздел I Целевой | ||
1.1 | Пояснительная записка Актуальность | 3 |
1.2 |
| 4 |
1.3 |
| 4 |
1.4 |
| 5 |
1.5 |
| 5 |
1.6 |
| 7 |
Раздел II Содержательный | ||
2 | Содержание дополнительной общеразвивающей программы | 7 |
2.1 | Учебно-тематический план | 7 |
2.2 | Учебно-календарный план | 11 |
2.3 | Методы и приемы обучения | 14 |
2.4 | Особенности взаимодействия педагога с родителями | 14 |
Раздел III Организационный | ||
3 | Условия реализации дополнительной образовательной программы | 17 |
3.1 | Календарно-учебный график | 18 |
3.2 | Расписание занятий | 19 |
3.3 | Программное методическое обеспечение | 19 |
3.4 | Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы | 19 |
3.5 | Список литературы | 20 |
Программа дополнительного образования — экологического кружка «Знайки»
“Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”
А. А. Плешаков
1.1. Пояснительная записка
Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
• систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических,
• экологическое мышление,
• культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма,
• культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
В общей системе экологического образования, обучения и воспитания подрастающего поколения немалую роль играют детские объединения для детей старшего дошкольного, так как именно в этом возрасте (да и легче) формируется основа правильного отношения к природе, труду, обществу. Именно с раннего возраста нужно приобщать детей к любви, нежности, состраданию к окружающему миру. Именно с раннего возраста появляется понимание человека как существа неразрывно связанного с природой, которое должно нести ответственность за свои действия.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Актуальность программы
Старший дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Мой опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на занятиях окружающего мира этому отводится главная роль.
Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Программа кружка “ Знайки” разработана для детей от 6-7 лет.
1.2 Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы
Цель программы:
Формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Учить детей быть ответственными за свои поступки.
2. Формировать культуру поведения в природе.
3. Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
1. Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
2. Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
2. Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
1.3 Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
• Принцип добровольности
• Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей).
• Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
• Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
• Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
• Принцип ориентации на успех.
• Принцип взаимоуважения.
•Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
• Принцип связи обучения с жизнью.
• Принцип креативности (творчества) и коллективности.
• Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
• Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Ожидаемые результаты
Изучив данную программу, дети значительно повысят свои знания в области экологии. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
1.4 Целевые ориентиры
- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
- наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе; наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней,
целевые прогулки;
- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
- рассматривание картин из жизни диких животных;
- рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
- сбор коллекций: семян, камней, листьев;
- опыты и эксперименты, поисковая деятельность;
- экологические тропы;
- игры (подвижные, дидактические);
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
- работа с календарями природы;
- изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
1.5 Значение для разработки и реализации программы (характеристика возрастных особенностей)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.
В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.6 Объем образовательной нагрузки и сроки реализации программы
Дополнительная образовательная программа «Знайки» рассчитана на 1 год обучения (28 недель по 30 мин) и реализуется в объёме 16 часов. Набор в группы не требует дополнительной подготовки учащихся. Реализация программы не требует специально оборудованного помещения, занятия могут проводиться как в обычной комнате, так и непосредственно в природной и сельской среде через практические работы.
Раздел 2 Содержательный
2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
Содержание программы
№ | Наименование темы | Основные узловые моменты |
Сентябрь | ||
1. | Знакомство с экологическим кружком и мини-лабораторией. | Познакомить детей с работой экологического кружка и назначением детской минилаборатории. Дать представление о КП в минилаборатории |
2. | Живое и неживое | Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью. Учить детей различать живую и неживую природу, выделять их отличительные особенности. |
3. | «Дети» леса». (Грибы и ягоды) | Познакомить с разнообразием грибов и ягод, растущих в наших лесах. Научить различать съедобные и несъедобные грибы, составить правила сбора грибов. |
4. | Экскурсия в парк | Наблюдение за осенними явлениями в природе. Сбор природного материала. |
Октябрь | ||
5. | Изготовление панно из сушеных листьев. | Учить детей при изготовлении картины использовать природный материал. Воспитывать желание любоваться красотой созданного. |
6. | Строение растений. | Познакомить детей с основными частями растений. Учить их выделять. |
7. | В гостях у Лесовичка | Уточнить и расширить представление детей о лесе; познакомить детей с ярусами смешанного леса; развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн; воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе. |
8. | Изготовление модели «Этажи леса» | Учить детей устанавливать связи явлений, делать выводы. Уточнить представления детей о жизни животных в лесу, кто в какой нише («этаже») находится. |
Ноябрь | ||
9 | 9.Перелетные и зимующие птицы. | Дать общее представление о разнообразии птиц, учить делить их на перелетных и зимующих. |
10 | Знакомство с воздухом. | Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения. |
11 | Воздух и его свойства. | Дать представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. |
12. | Ветер –невидимка. | Ветер – невидимка. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения. Рассказать о его особенностях и значении для человека и окружающего мира. |
Декабрь | ||
13 | Жизнь в лесу зимой. | Закрепить знания о жизни диких животных и птиц в лесу зимой |
14 | Свойства льда и снега. | Познакомить со свойствами льда и снега. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы. |
15 | Как вести себя в природе. | Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе. Учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им. |
16 | Птичья столовая. | Изготовление кормушек. Учить заботиться о птицах, рассказать о том, чем кормят птиц зимой. Изготовление кормушек из бросового материала. |
Январь | ||
17 | Цепочки в лесу | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знания о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. |
18 | Посадка лука на окне. Наблюдения за луком. | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука. Учить создать ситуацию опыта. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. Учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы. |
19 | Вода-источник жизни. Свойства воды. | Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. Познакомить со свойствами воды. |
20 | Круговорот воды в природе. | Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать делать выводы. |
Февраль | ||
21 | Камни. | Свойства камней. Развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства. Познакомить с речными и морскими камнями; с ценными камнями. |
22 | Каменный уголь. | Познакомить детей со свойствами каменного угля; закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели; испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом. |
23 | Путешествие в живую природу. | Закрепить знания детей о живой природе, растениях, животных, рыбах, птицах, насекомых. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, разумного использования ее даров. |
24 | Цикл наблюдений за ветками в вазе. | Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия. Эти условия должны повлиять на их состояние. Учить обнаруживать изменения в состоянии веток каждую неделю. |
Март | ||
25 | Мудрая сова. | Уточнять, расширять и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц; расширять представления о взаимосвязях существующих в природе; воспитывать бережное отношение к птицам. |
26 | Кто лучше знает птиц. | Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера; умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение. |
27 | Посадка цветочной рассады | Упражнять детей в посадке семян, рассады для цветов. Показать детям влияние условий на рост растений. |
28 | «Зелёная служба Айболита» - весенний уход за комнатными растениями. | Пересадка комнатных растений Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. |
Апрель | ||
29 | Знакомство с почвой. Загрязнение почвы. | Познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений. В результате проведения опытов, показать, что в почве есть воздух. Показать, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия этого. |
30 | Знакомство с глиной. Что человек делает из глины. | Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Рассказать о том, что глина разная по цвету и качеству. |
31 | В гости к деревьям. | Познакомить с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой, воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям. |
32 | Кора деревьев. | Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву; учить узнавать по внешнему виду дерево. Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним. |
Май | ||
33 | Наши насекомые. | Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки. Закрепить представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии. Учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле. |
34 | Космос. Вселенная. Звезды. | Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за ее будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение; воспитывать уважение к труду космонавтов. |
35 | Гуманное отношение к природе. | Познакомить детей с «напоминающими» знаками. Закрепить с детьми нормы и правила поведения в природе. Продолжать учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Развивать фантазию и творчество. Прививать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее. |
36 | Экологический КВН. | Проверить уровень усвоения экологических знаний и представлений к концу учебного года |
2.2 Учебно-календарный план
Сентябрь | ||
1 | Знакомство с экологическим кружком и минилабораторией. | 30 мин |
2 | Живое и неживое | 30 мин |
3 | «Дети» леса» (Грибы и ягоды) | 30 мин |
4 | Экскурсия в парк | 30 мин |
Октябрь | ||
5 | Изготовление панно из сушеных листьев | 30 мин |
6 | Строение растений | 30 мин |
7 | В гостях у Лесовичка | 30 мин |
8 | Изготовление модели «Этажи леса» | 30 мин |
Ноябрь | ||
9 | Перелетные и зимующие птицы. | 30 мин |
10 | Знакомство с воздухом | 30 мин |
11 | Воздух и его свойства. | 30 мин |
12 | Ветер – невидимка. | 30 мин |
Декабрь | ||
13 | Жизнь в лесу зимой. | 30 мин |
14 | Свойства льда и снега | 30 мин |
15 | Как вести себя в природе. | 30 мин |
16 | Птичья столовая. Изготовление кормушек | 30 мин |
Январь | ||
17 | Цепочки в лесу. | 30 мин |
18 | Посадка лука на окне. Наблюдения за луком. | 30 мин |
19 | Вода-источник жизни. Свойства воды. | 30 мин |
20 | Круговорот воды в природе | |
Февраль | ||
21 | Камни. Свойства камней. | 30 мин |
22 | Каменный уголь. | 30 мин |
23 | Путешествие в живую природу. | 30 мин |
24 | Цикл наблюдений за ветками в вазе. | 30 мин |
Март | ||
25 | Мудрая сова. | 30 мин |
26 | Кто лучше знает птиц. | 30 мин |
27 | Посадка цветочной рассады | 30 мин |
28 | «Зелёная служба Айболита» - весенний уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений | 30 мин |
Апрель | ||
29 | Знакомство с почвой. Загрязнение почвы | 30 мин |
30 | Знакомство с глиной. Что человек делает из глины. | 30 мин |
31 | В гости к деревьям | 30 мин |
32 | Кора деревьев. | 30 мин |
Май | ||
33 | Наши насекомые | 30 мин |
34 | Космос. Вселенная. Звезды. | 30 мин |
35 | Гуманное отношение к природе. | 30 мин |
36 | Экологический КВН. | 30 мин |
2.3 Методы и приемы обучения
Такой подход существенно меняет методы и приемы обучения, и требует корректировки содержания программы обучения детей: включение в занятия и свободную деятельность дошкольников игр и игровых приемов. Для успешного и непринужденного обучения детям необходимы игры особого рода, в которых содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.
Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
2.4 Особенности взаимодействия педагога с родителями
Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания».
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования.
Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.
Следовательно, для становления экологической субкультуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.
Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников.
Педагогу необходимо раскрыть аспекты проблемы приобщения детей к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями, обратив особое внимание на педагогические условия осуществления этого процесса:
1. Возраст до 3-х лет – это эмоциональный уровень, на котором
усваивается ценность, смысл экологической ситуации. Малыш как бы «открывает» для себя мир природы. Он еще не владеет способами экологически целесообразного поведения, но зато чувствует свою неотторжимую связь с Природой. Это возраст повышенной эмоциональной и личностной перестройки, когда идет процесс интенсивного осознания своего «Я», следовательно в работе с детьми данного возраста надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, осторожнее относиться к оценке того или иного природного объекта или явления.
2. Возраст с 3-х до 6-ти лет – это когнитивный уровень. Ребенок стремится познать окружающий мир, природу, появляется ориентация на нормы взаимодействия с природой, субъективное отношение к экологическим ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Это тот уровень, когда ребенок нацелен на усвоение норм, правил и образцов деятельности и поведения взрослых.
3. Возраст 6-7 лет – это социальный уровень, на котором усиливается позиция собственного «Я». К 7-ми годам ребенок освоил нормы, правила, ценности жизни взрослых. Происходит усиление у ребенка мотивов собственного совершенствования, индивидуальные успехи приобретают социальный смысл, свое поведение сопоставляется с экологическим идеалом и выстраивается таким образом, чтобы его поняли бы и приняли дети и взрослые, а также положительно оценили.
Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.
Новизна этих отношений между педагогами и родителями определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий.
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
• Педагог-родитель;
• Педагог-ребенок-родитель.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию
• Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
• Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
• Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
• Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
• Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
• Выпуск газет, папок - передвижек.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Сегодняшнюю встречу хочется завершить прекрасным стихотворением:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Раздел 3. Организационный
3. Условия реализации дополнительной образовательной программы
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 28 занятий по 30 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для интеллектуального развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени возраста воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, вначале дети выполняют простые логические задания с красочными иллюстрациями, затем дошкольникам предлагаются карточки-схемы, после чего ребята решают словесно - логические задачи, на более сложном уровне - воспитанники исправляют ошибки сверстников. Обучаясь по данной программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по формированию элементарных логических представлений и понятий.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всем дошкольникам.
В индивидуальных заданиях в рабочих тетрадях предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий: игротренинги, физкультминутки, двигательная гимнастика для глаз, рук, способствуют снятию усталости и напряжения, развивают мелкую моторику.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса выполненных заданий, положительная оценка от имени приходящих героев дошкольникам имеют значимость для них самих и для общества.
Формы реализации программы:
Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
В начале каждого занятия в кружке несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
3.1 Календарно-учебный график
№ | Год обучения | Всего учебных часов | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Режим работы |
1. | 2021-2022 | 18 часов | 28 | 28 | Один раз в неделю по 30 минут |
3.2 Расписание занятий
Рабочая программа кружка естественной направленности дополнительная общеобразовательная общеразвивающая. Скачать материал. библиотека материалов. Добавить в избранное. Рабочая программа. кружка. естественной направленности. «Знайка». дополнительная общеобразовательная общеразвивающая. разработчик: Петрачук Ольга Михайловна. Расписание занятий кружка. 1 занятие в неделю, 25-30 мин. Список воспитанников кружка «Знайки»:
1. Зинатова Александра
2. Манямов Федор
3. Бабкин Сергей
4. Конев Иван
5. Кельчин Никита
6. Возелов Гриша
7. Кондыгин Леня
8. Петрачук Виталий
3.3 Программное методическое обеспечение
Техническое оснащение занятий: аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, компьютерные программы, слайды. Все аудиовизуальные средства обучения направлены на повышение эффективности экологического воспитания.
Материально-техническое оснащение занятий: кабинет для обучения: Столы – 2 штуки; Стулья – 6 штук; мультимедийное оборудование.
Учебно-дидактический материал: дидактические материалы; карточки с заданиями, объекты живой и неживой природы, муляжи, экологические знаки, карточки с заданиями, Красная книга, подборки материала, конспекты занятий, тематические папки к каждому блоку программы.
Учебные пособия: справочная литература, художественная литература, аудиоматериалы, видеоматериалы, слайдовые презентации и др.
3.4 Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы
Оснащение детской лаборатории
1.Приборы-помощники:
- Микроскопы – 3 шт.
- увеличительные стекла – 8 шт.
- чашечные весы
- песочные часы
- компас
- магниты
- разнообразные сосуды разного объема и формы: мерные стаканы, тарелки, ложки – ковши, воронки, пластиковые мензурки.
2.Природный материал:
- камешки разного цвета и формы – 1 коллекция
- коллекция минералов – 3 шт. + описание коллекции
- глина, песок, почва, асфальт, уголь, гравий, ракушки, янтарь, птичьи перья, шишки, скорлупа орехов, каштаны, физалис
• Образцы круп
3.Бросовый материал:
- кусочки кожи, меха, ткани, поролона, резины, пробки
- пластмассовые, деревянные, стеклянные, железные, пластиковые предметы
- проволока, парафин
4.Разные виды бумаги:
- коллекция образцов бумаги и картона
5.Медицинские материалы:
- пипетки, пробирки, деревянные палочки, шприцы (без игл, прозрачные стекла, мерные ложки, шпатели, воронки, вата, ватные диски, марля, гигиенические палочки
3.5 Список литературы
1. Добро пожаловать в экологию. Воронкевич О. А.
2. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Бондаренко Т. М.
3. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Горькова Л. Г.
4. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Маханева М. Д.
5. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Тугушева Г. П.
6. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений. Нищева Н. В.
7. Из чего сделаны предметы. Дыбина О. В.
8. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д/с. Иванова А. И.
9. Детское экспериментирование. Куликовская И. Э.
10. Стихи о временах года и игры. Громова О. Е.
11. Журнал «Дошкольное воспитание»
12. Статьи из интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приказ о реализации в МБДОУ "Детский сад № 15" Международного проекта "Афлатун: социальное и финансовое образование детей" на 2021-2022 учебный год
Приказ о реализации в МБДОУ "Детский сад № 15" Международного проекта "Афлатун: социальное и финансовое образование детей" на 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Юные волшебники" 2021-2022 учебный год
Рабочая программа для старшей группы...
Приказ о проведении кружка дополнительного образования "Юный астроном" 2021-2022 учебный год
Приказ о проведении кружка дополнительного образования "Юный астроном" 2021-2022 учебный год...
Приказ о дополнительной услуге "Юный астроном" 2021-2022 у.г
Приказ о дополнительной услуге "Юный астроном" 2021-2022 у.г...
Программа дополнительного образования «Домисолька» на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Домисолька» на 2022-2023 учебный год...
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСТВО» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСТВО» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД...