Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей для старшей группы с применением ИКТ . Тема "Путешествие в прошлое Новосибирска"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Становление устойчивой связи поколений через знакомство с историей родного города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы с применением ИКТ
Тема «Путешествие в прошлое Новосибирска»
Цель: Становление устойчивой связи поколений через знакомство с историей родного города.
Задачи:
Обучающие:
- Уточнять и расширять первоначальные представления о Новосибирске.
- Знакомить детей с историей становления и развития города (люди, места, события, достопримечательности).
Развивающие:
- Продолжать развивать познавательные способности детей: (внимание, память, усидчивость, терпение). Способствовать развитию аналитического мышления.
- Способствовать развитию речи детей, умению давать ответы на поставленные вопросы.
Воспитательные:
- Воспитывать желание приобщаться к культурным и историческим ценностям своего города.
- Воспитывать осознанное чувство гордости за свой город и людей, строивших его, уважительное к ним отношение.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развития.
Предварительная работа: Знакомство детей с наглядным изображением, названием и предназначением:
- Собор Александра Невского
- Часовня Николая Чудотворца
- Краеведческий музей.
Знакомство детей с устройством русской избы и образом жизни русской крестьянской семьи.
Знакомство с понятием «купец», его трудовой деятельностью.
Знакомство с понятием «ярмарка», ее традициями.
Методы и приемы:
Наглядные:
- Демонстрация наглядных пособий
Словесные:
- Вопросы
- Указания
- Пояснение
- Педагогическая оценка
Игровые
- Дидактическая игра
- Загадывание и отгадывание загадок
- Создание игровой ситуации
Материал и оборудование:
- ИКТ (проектор, экран, ноутбук, презентация «Путешествие в прошлое Новосибирска»)
- Музыка «Путешествие во времени»
- Диско-шар
- Настенные часы
- «Машина времени»
Ход занятия
(В группу заходит Городовичок, символ Новосибирска)
Городовичок: Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Все верно, я – Городовичок, хранитель нашего любимого города и хоть мне не много лет, но о нашем городе, я, пожалуй, знаю все. Хотите отправиться со мной в необычную экскурсию по городу? Путешествовать мы будем на машине времени. Проходите и занимайте места.
Но прежде, чем мы начнем наше путешествие, я хочу загадать вам загадки: «Бегу, бегу, не выбегу. Теку, теку, не вытеку» (река).
(Дети отгадывают загадку и на экран выводится изображение реки Обь в черте Новосибирска. Слайд 1).
Городовичок: Как называется река, которая протекает в нашем городе? (Обь) Верно. Слушаете вторую загадку: «Я над рекой лежу, оба берега держу». (Мост)
(Дети отгадывают загадку и на экран выводится изображение железнодорожного моста через Обь. Слайд 2).
Городовичок: А для чего нужен мост?
Правильно, чтобы соединить два берега. А в нашем городе есть мост? Верно, и не один. Узнаете ли мост, который изображен сейчас на экране? Это железнодорожный мост. Именно со строительства железнодорожного моста и началась история нашего города.
Итак, мы отправляемся в прошлое, к началу строительства нашего города.
(Звучит музыка «Путешествие во времени», включается диско-шар. Городовичок поворачивает стрелки на часах вспять и произносит слова:
«Стрелки, время поверните,
В прошлое перенесите!».
Музыка стихает, диско-шар выключается.
На экран выводится изображение деревни «Кривощеково». Слайд 3.)
Городовичок: Рождение нашего города началось со строительства железной дороги в Сибири. Было это больше 100 лет назад. В это время даже ваши бабушки и дедушки еще на родились.
Железная дорога была проложена через Сибирь до реки Обь возле деревни Кривощеково, которая стояла недалеко от красавицы Оби. Как же дальше тянуть дорогу, впереди – река? Значит, нужен мост. Его построить – дело сложное. Тут нужны мостостроители: рабочие и инженеры. Одним из этих инженеров был Николай Георгиевич Гарин - Михайловский, человек которого заслуженно считают одним из основателей города. Именно он определил место, где мост будет проложен через реку Обь.
(На экран выводится изображение портрета Н. Г. Гарина – Михайловского. Слайд 4)
Городовичок: Мостостроители поселились в небольшом рабочем поселке рядом с деревней Кривощеково. Ведь мост строили несколько лет, надо же им было где-то жить. Именно с этих поселков и деревни Кривощеково и начинался наш город. Сначала он был совсем маленький, постепенно становился все больше, т. к. приезжали люди для строительства моста, железной дороги, открывались магазины для этих людей, больница, школа, почта, строились новые здания.
Наш город несколько раз менял свое имя. Первое имя у нашего города - поселок Александровский (в честь царя Александра 3, который решил строить в Сибири железную дорогу). Затем поселок переименовали в Новониколаевский. И только потом стали его называть Новосибирск.
(На экран выводится изображение собора Александра Невского. Слайд 5)
Городовичок: Знакомо ли вам это здание?
Дети: Это собор Александра Невского.
Городовичок: Верно, и этот собор – первое каменное здание, построенное в нашем городе. А если это первое каменное здание Новониколаевска, то какого материала строили здания города до него?
Дети: Из дерева.
Городовичок: Правильно. Леса здесь было много, дерево – дешевый, легкий в обработке и прочный строительный материал, но этот материал боится огня. А люди не могут жить без огня. Расскажите, как огонь использовался людьми в быту более 100 лет тому назад.
Дети: Огонь целый день горел в печках, даже летом. Потому, что надо было готовить еду, согревать избу, нагревать воду для стирки. Еще в избах горели лучины, освещая жилье.
Городовичок: Все верно. Использование открытого огня приводило к пожарам. И в нашем городе были такие большие пожары, что сгорали в огне целые улицы из деревянных изб. Поэтому, люди решили использовать в строительстве камень.
(На экран выводится изображение часовни Николая Чудотворца. Слайд 6)
Городовичок: Сможете назвать это здание?
Дети: Это часовня Николая Чудотворца.
Городовичок: Да, это она. Долгое время считалось, что эта часовня является центром России. Но это всего лишь красивая сказка. Центр России никогда не был в Новосибирске. Однако, благодаря этой сказке, нашу часовню знают во многих городах и по - прежнему называют ее центром России.
(На экран выводится изображение Краеведческого музея. Слайд 7)
Городовичок: Посмотрите на следующее здание и назовите его.
Дети: Это Краеведческий музей.
Городовичок: Что можно в нем увидеть?
Дети: В нем собраны разные предметы, которые рассказывают нам о людях, животных, которые раньше здесь жили. В этом музее есть кости мамонта, древние украшения, посуда, одежда, оружие людей.
Городовичок: Правильно вы говорите. Но в этом здании не всегда был музей. Точнее, строилось это здание совсем не для музея. Называлось оно «Городской торговый корпус». Догадайтесь по названию, для чего строили это здание.
Дети: Чтобы в нем продавать разные товары.
Городовичок: Верно. Для торговли. И площадь перед ней называлась Ярморочной. Знакомо вам слово «Ярмарка»? Для чего устраиваются ярмарки?
Дети: Ярмарка – это такое место, куда собираются продавцы со своим товаром и покупатели. На ярмарках бывает весело. Продавцы хвалят свой товар. Покупатели выбирают, что им больше нравится и покупают. Еще на ярмарках устраиваю разные конкурсы и потехи.
Городовичок: Молодцы, про ярмарку вы все знаете. А я расскажу вам про Городской торговый корпус. На первом этаже располагались магазины. В подвалах были склады, там хранились запасы товаров. А одно из помещений второго этажа занимал банк. Хозяевами магазинов были купцы. Вы знаете, кто такие купцы?
Дети: Да, это богатые люди, у которых было много разного товара, и они его продавали, потом ехали в разные страны за новым товаром, покупали его дешево, привозили в свой город и снова продавали, но уже дорого.
Городовичок: Молодцы, вы много знаете о купцах. Сейчас площадь перед Краеведческим музеем называется площадью Ленина. Но о ней и еще о многих исторических тайнах нашего города мы поговорим в следующий раз. А сейчас нам пора возвращаться обратно, уже и часы торопят нас. Садитесь поудобнее.
(Звучит музыка «Путешествие во времени», включается диско-шар. Городовичок поворачивает стрелки на часах вспять и произносит слова:
«Стрелки, вы вперед бегите,
В будущее нас несите!».
Музыка стихает, диско-шар выключается.
На экране пустой слайд. Слайд 8)
Городовичок: Вот мы и вернулись в 21 век. Понравилось вам наше путешествие в прошлое родного города? Тогда, я предлагаю вам игру. Правила ее такие: я описываю вам предмет, здание, событие, человека или место из прошлого Новосибирска, а вы отгадываете, что я описал. Если отгадываете правильно – на экране постепенно появляются отгадки, если нет – какое-то место на экране остается пустым. Посмотрим, удастся ли вам заполнить отгадками весь экран. Согласны?
С чего начиналось строительство нашего города?
Дети: С железнодорожного моста.
Городовичок: Назовите человека, которого считают одним из основателей нашего города.
Дети: Гарин – Михайловский.
Городовичок: Назовите первое каменное здание Новосибирска.
Дети: Собор Александра Невского.
Городовичок: Какое здание считают центром России, хотя это всего лишь сказка?
Дети: часовню Николая Чудотворца.
Городовичок: Для чего строилось здание, которое теперь называется Краеведческим музеем?
Дети: Для торговли.
Городовичок: Как называлась площадь перед этим Городским торговым корпусом?
Дети: Ярморочная.
(По мере того, как дети дают правильные ответы на поставленные вопросы, щелчком левой кнопки мыши на экран добавляем соответствующие «отгадки»).
Городовичок: Молодцы! На все мои вопросы смогли ответить. Спасибо вам большое, ребята, мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. У меня есть к вам одна просьба, нарисуйте мне, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось и понравилось в сегодняшнем путешествии. А рисунки сможете отдать мне при нашей следующей встрече. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по художественно - эстетическому воспитанию детей в старшей группе "Белая берёза"
Расширить представление детей об образе берёзы в поэзии: дать представление детей об образе берёзы в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве; воспитывать эм...
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Родной город - Самара»
Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста - важнейшего периода становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представ...
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне»
Материал представлен для проведения занятия в старших группах ДОУ...
Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию детей в старшей группе на тему «Хорошие и плохие поступки. Что видел Незнайка».
Научить детей отличать плохой поступок от хорошего....
Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию детей в старшей группе на тему «Хорошие и плохие поступки. Что видел Незнайка».
Цель: научить ребят отличать плохой поступок от хорошего. Задачи: уточнять, обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках;прививать детям желание делать т...
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне»
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне»Тема: «Мы – Россияне»Цель: Систематизировать и обобщить знания ...
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне»
Тема: «Мы – Россияне» Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о России, и развивать их в процессе совместной деятельности. Задачи: 1. Образовательные: &bu...