"Башкортостан - мой край родной"
материал (подготовительная группа)
Сценарий утренника ко Дню Республики "Башкортостан - мой край родной" В подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Башкирский мед | 182.96 КБ |
den_respubliki.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Тополёк» с. Нугуш муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Сценарий праздника, посвященного ко дню Республики Башкортостан
«Башкортостан – мой край родной»
Утренник для детей подготовительной группы
Проводила: воспитатель старшей
разновозрастной группы
Шаяхметова Роза Ишмурзовна.
Нугуш
Цель: Расширение представлений детей о родном крае, культуре и традициях башкирского народа.
Задачи:
- Формирование духовно-нравственных ценностей;
- Расширение и углубление знаний детей о Республике Башкортостан; о быте и промыслах башкир.
- Воспитание чувства гордости, уважения к традициям нашего народа, ценностное отношение к символике.
Методические приемы: художественное слово, беседа, чтение стихотворений, игра, инсценировка сказки.
Предварительная работа: беседа о малой родине Башкортостан; чтение башкирских народных сказок; выполнение исследовательских работ; разучивание песен, стихов, танцев; слушание народной музыки; рассматривание картин, предметов быта.
Планируемые результаты: получить знания о родном крае, ценить традиции и обычаи башкирского народа.
Действующие лица:
Урманбикә, Айыухан, Пчёлка – дети подготовительной группы.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
«Откуда родом ты?» - меня спросили,
И я ответил гордо: «Из России,
А если говорить точней – с Урала я,
Там родина моя – Башкортостан!» (З. Биишева)
Воспитатель: - Ребята, что означает слово «родина»? (Родина – это то место, где человек родился и живёт.) (Слайд 1)
Мы с вами родились и живём в селе Нугуш. Про наше село нам расскажет Мария Суслова. Они с мамой сделали презентацию. (Презентация «Моя малая родина»)
- А как называется наша большая родина? (Наша родина – Башкортостан.)
- Да, ребята, наша родина – это республика Башкортостан, где мы с вами живём. Кто мне скажет, как переводится слово «Башкортостан»?
(«Башкорт» - башкир, «остан» - страна, « страна башкир», так как коренными жителями являются башкиры.) (Слайд 2)
- Современное название – Республика Башкортостан. Руководителем – главой нашей многонациональной республики является Радий Фаритович Хабиров. (Слайд 3) Как и у всех республик и у нашего Башкортостана есть своя символика, выражающая его суверенитет. (Слайд 4)
Это флаг республики Башкортостан. (Демонстрируется)
Ребёнок: Три цвета носит флаг республики моей,
Окрашен он самой природой –
Цветок курая золотом на флаге –
Древнейший символ моего народа.
Три цвета на полотнище – зелёный, белый, синий.
Зелёный – это цвет свободы, вечной жизни,
Цвет белый – миролюбие, открытость,
Синий – это ясность помыслов и чистота. (Ф. Губайдуллина)
Ребенок:
Башҡортостаным Флагы
Тора өс төрлө төҫтән:
Күк, аҡ, йәшел, ә уртаға
Ҡурай сәскәһе төшкән.
Ҡурай сәскәһе ете таж,
Нигеҙе - ете ырыу;
Бар милләттәр менән бергә
Бәхетле тормош ҡороу.
Дидактическая игра: «Собери башкирский флаг». (Слайд 5)
Воспитатель: Это герб республики Башкортостан. (Демонстрируется)
Ребёнок: Герб Башкортостана висит на стене:
Салават Юлаев на лихом коне.
Храброго батыра солнце освещает,
И герой народный к миру призывает. (С.Алибаев)
Ребенок: Башҡортостан гербы бөгөн
Мәктәп бүлмәһен биҙәй,
Ул ил өсөн, халыҡ өсөн,
Батырлыҡтарға әйҙәй!
Батыр һынын сағыулата
Офоҡтан ҡалҡҡан нурҙар.
Батыр халҡыбыҙ мәңгегә
Азатлыҡ йырын йырлар! (С.Әлибай) (Слайд 6)
Подвижная игра «Тирмә». (Слайд 7)
Воспитатель: - Ребята, это карта республики Башкортостан. Вот что пишет народный поэт Мустай Карим о карте:
Взгляни на глобус - вот он шар земной,
На нём Башкирия
С берёзовой листок величиной.
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесённым ветерком, -
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищён твоею красотой!
На зорьке солнце ясное встаёт,
Привольно Агидель река течёт!
Кругом сады, зелёные поля!
Башкортостан! Чудесная земля! (М. Карим) (Слайды 8-11)
Природа Башкортостана богата, многокрасочна. Много здесь гор и рек, озёр и лесов. Почти половину лесов составляют липовые леса. Липа – очень красивое и полезное дерево. Ребята, а вы хотите попасть в волшебный лес и узнать больше о липе? (Хотим.) Ну что ж, все готовы? (Слайд 12)
Все: В волшебный лес попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопни так:
Один хлопок, ещё хлопок –
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит, волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза!
Воспитатель: Вот мы и оказались в Волшебном лесу.
Урманбикә: Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!) Мин Урманбикә! Добро пожаловать в мой лес! Мне мои птички рассказали, что вы хотите, чтобы я рассказала о липе. Ну что же, слушайте. (Слайд 13)
Липа очень красивое дерево. Его в народе называют деревом счастья, спокойствия. У нас в Башкортостане 40% липовых лесов. Из древесины изготавливают посуду, мебель, лодки. (Слайд 14) В древние времена липа обувала весь народ в лапти. Пчёлки уделяют внимание цветам липы, их запах ни с чем несравним. (Слайд 15)
Посмотрите, дети, - это липовый цвет,
Ароматы лета он принёс в привет.
Чай его душистый любят стар и млад,
Очень многим людям он здоровье дал.
Сбил температуру, горло подлечил,
А от горла средства лучше нет.
Вот какой чудесный этот липовый цвет.
Из цветов лечебных пчёлки мёд собирают,
И здоровья крепкого всем людям желают.
Ребята, мне пора, у меня своих дел много. А вы можете продолжить своё путешествие по лесу. До свидания!
Воспитатель: Рәхмәт, Урманбикә! До свидания!
- Ребята, слышите, как будто кто-то плачет. Точно плачет. Пойдёмте, посмотрим, может быть кому-то помощь нужна. (Слайд 16)
(На пеньке сидит медведь и плачет.)
Воспитатель: Здравствуй, Мишка! Почему ты сидишь здесь, да ещё и плачешь?
Мишка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Айыухан. Я больше всего люблю мёд кушать, а мёд кто делает? (Мёд собирает пчёлка.)
Да вот какая беда приключилась с пчёлкой. Появился в нашем лесу страшный паук. Так наша пчёлка труженица к нему и попалась в сети. У меня лапы толстые, я её распутать не могу! И мёда больше никогда не будет. Ой, беда, беда! (плачет) Воспитатель: Не плачь, Айыухан! Поможем ему, ребята? (Поможем.)
- Показывай, куда идти, из каких сетей пчёлку спасать.
( Пчёлка запутана в паутине.)
Воспитатель: Здравствуй, пчёлка! Мы пришли тебе помочь!
Пчёлка: Я ведь ахнула сперва:
Ах, какие кружева!
А попала в кружева
И пропала голова!
Мишка: Бедняжка, словно в тине,
Увязла в паутине.
Воспитатель: Давайте, распутаем пчёлку, пока паук спит в кустах где-нибудь.
(Дети распутывают пчёлку.)
Пчёлка: Спасибо, детки! Я вас приглашаю к себе в гости. Посмотрите, как живут дикие пчёлки. (Слайд 17-18)
Воспитатель: Дикие пчёлы живут в дупле старого дерева, которое называют бортью. Башкиры такие деревья искали по лесу, а когда находили, на это дерево ставили свою тамгу (знак). Таких бортевых деревьев у башкир было много. А потом башкиры сами стали делать дупло в деревьях и туда вселять диких пчел. Круглый год семья дикой пчелы живет в дупле одного дерева, там она зимует, питаясь запасенным медом. А когда пчел становится много, они отделяются или башкиры отделяли их в другие пустые дупла. Так образовывались новые пчелиные семьи. Этот промысел называется бортничеством. Такая добыча меда дикой пчелы сохранилась до наших дней в Бурзянском районе. Мёд дикой пчелы очень ценится. (Слайд 19)
Потом башкиры научились борть ставить на землю и добывать мёд там. Домики для пчел называют ульями. Улья ставят в саду, где нет ветра. За домашними пчелами зимой ухаживают люди, подкармливают, летом расселяют в другие улья. Люди заботятся о них, а пчелы им собирают целебный душистый мед. (Слайд 20)
Ребенок: Здесь процесс не зря идет-
Собирают пчелки мед.
И цветочный, и гречишный,
И любой, какой найдет.
Ребенок: Только липа расцветет,
То с нее целебный мед.
Для лечения простуды
Пчелка мигом соберет! (Слайд 21)
Ребенок: Твоя профессия летать,
Медом соты насыщать.
Ты, конечно, молодец,
Пчелка золотая,
Собираешь сладкий мед,
По цветкам летая.
Ребенок: Но погладить не могу
Я тебя за это,
Потому что жалишь ты
Даже добрых деток!
Пчелка: Это правда. Я могу и ужалить. Но только тех, кто обижает меня и моих деток. А с вами мне хочется веселиться и мед собирать.
(Танец «Пчелки»)
Пчелка: Была я все лето в трудах,
Собирала мед в цветах!
Две корзинки собрала
Вам гостинец припасла.
Воспитатель: Спасибо, пчёлка! Какой душистый липовый мёд! До свидания, пчёлка!
Пчёлка: До свидания!
Воспитатель: Ребята, и нам пора вернуться в свой детский сад.
Все: Из Волшебного леса вернуться легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден «Тополёк».
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель: Каким увлекательным оказалось наше путешествие. Давайте вспомним: кого мы встретили в лесу, кому помогли. (Встретили Урманбику, узнали про липу; помогли Айыухану, Пчёлке; узнали про диких пчёл.)
(Слайд 22)
И всё это – наш родной край - Башкортостан. Наша родина с бескрайними просторами, с бесчисленными богатствами, которые нам с вами беречь и преумножать. А самое большое богатство Башкортостана - это его люди. И пусть на твоей земле, Башкортостан, всегда процветает мир и дружба, пусть хватит места для всех народов, населяющих этот удивительный край!
Сильнее слова «дружба» - нет,
Важнее слова «дружба» - нет,
Когда мы вместе, звонче песни,
Светлей и ярче солнца свет. (Слайд 23)
Песня «Башкортостан» (сл. и муз. Ф.Даутовой)
1. Башкортостан - родина моя,
Башкортостан - дивные края!
Это леса и тысячи рек
Дорог отчизне здесь каждый человек.
Припев:
Башкортостан, Башкортостан,
цвети моя республика Башкортостан!
Башкортостан, Башкортостан,
Навеки Россия и Башкортостан!
2. Славлю я батыров родины моей,
И стрелой летящих сказочных коней.
Золото недр, золото сердец,
Землю эту славят поэт и певец.
Припев.
3. Гостеприимный край наш родной
Всех приглашает в свой дом большой.
Будем с Россией крепко дружить,
В мире согласии будем мы жить.
Припев.
Использованная литература:
1. «Башҡортостан – тыуған илем», Мәктәптәгесә йәштәге балалар өсөн Башҡортостан Республикаһын өйрәнеү программаһы /Ф.Ғ. Аҙнабаева, Г.Ш. Әлбәкова, Ә.Р. Буранбаева, К.Ф. Мортаева. – Өфө: Китап, 2017.-132 бит.
2.Гасанова Р.Х., Гасанова Л.Н. Земля отцов: Программа – руководство. – 2-е изд. перераб. и допол. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2018. -60 с.
3. Интернет ресурсы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Башкортостан - мой край родной!"
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возрата...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности для воспитанников старшей группы на тему:" Башкортостан - мой край родной!"
11 0ктября наша Республика Башкортостан будет праздновать День Независимости. Данный конспект предназначен воспитателям старших групп. Удачи коллеги!...
Развлечение в средней группе "Башкортостан - мой край родной"
Развлечение посвящено дню республики Башкортостан....
Развлечение в средней группе «Башкортостан — мой край родной»
Развлечение, посвященное дню Республики в средней группе...
Открытое занятие «Башкортостан-мой край родной»
Программное содержание: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане. Продолжить формировать интерес к своему краю,...
«Башкортостан – мой край родной».
laquo;Башкортостан – мой край родной».Образовательные:- Расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае, как о том месте, где родился и живет, и закреплять умение це...
«Башкортостан – мой край родной»
праздничный концерт посвященный суверенитету Республики Башкортостан для старшей и подготовительной групп....