Методическая разработка "Родники родного края"
методическая разработка
Одним из приоритетных направлений в законе “Об образовании Российской Федерации” стало знакомство детей дошкольного возраста с наследием родного края.
Волгоградская область, город Камышин имеет свои уникальные черты, проявляющиеся в особенностях природного окружения. Из них складывается неповторимый образ малой Родины, формирующийся у каждого человека ещё в раннем детстве и сохраняющейся в его памяти на всю оставшуюся жизнь.
Данный материал помогает детям совместно сродителями прикоснуться к природе родного края, познакомиться с ней и полюбить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_rodniki_rodnogo_kraya.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по краеведению «Родники родного края»
в рамках рабочей программы кружка «Юный эколог» С.Н. Николаевой»
Кравцова Н.А., воспитатель
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности, и в этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе и экологической. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.
В нашем ДОУ организована работа кружка «Юный эколог» с детьми старшего дошкольного возраста. Кружок имеет естественно-научную направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Программа представляет собой инструмент введения ребенка 5-7 лет в мир экологии, растений и животных на основе исследований.
С целью познания природы, истории родного края – Нижнего Поволжья наша дошкольная организация реализует программу «Воспитание маленького волжанина» под редакцией Е.С. Евдокимовой.
Для более глубокого изучения водоемов, родников родного края нами, педагогами дошкольного учреждения №39 города Камышина, разработано примерное комплексно-тематическое планирование по краеведению «Родники родного края - Камышинского района»в рамках рабочей программы кружка «Юный эколог» С.Н. Николаевой.
Цели-ориентиры для педагогов:
- Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания природы родного края.
- Знакомить с родниками Камышинского района, экологически чистыми (святыми) источниками родной земли.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи (чистый родник - чистая растительность - насекомые, птицы и животные).
- Знакомить с элементарными правилами поведения в природе, ориентировать ребенка соблюдать их.
Цели-ориентиры для родителей:
- Знакомить ребенка с объектами родной природы (родниками Камышинского района) в разное время года.
- Исследовать (побывать на родниках), используя «Маршрут выходного дня».
- Знакомиться с условиями эколого-краеведческого воспитания детей в детском саду.
- Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого-краеведческого воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия.
- Принимать участие в природоохранных акциях, конкурсах, выставках поделок из природного, бросового материала.
- Оказывать посильную помощь в экологизации предметно-развивающей среды группы.
Тематика занятий: ознакомление с историей Камышинских родников.
Для того чтобы начать работу по этой теме, нам было необходимо обогатить предметно-пространственную среду. Мы создали макеты «Карта водоемов Камышинского района и рек Волгоградской области», «Ландшафты Волгоградской области», «Географические районы Волгоградской области», «Дмитриевская крепость».
При разработке комплексно-тематического планированиямы использовали литературу:
- «Камышин – далекий и близкий. Записки краеведа» Е.В.Хорошунов,
- «Люби и знай свой край» (учебное пособие для образовательных учреждений) И. Г.Норенко
- «Город нашей судьбы» В.Мамонтов
- Интернет-ресурсы: информация с сайта Камышинского историко-краеведческого музея и Центра туризма и краеведения г. Камышина.
- Комплект методических пособий к программе «Воспитание маленького волжанина» под редакцией Е.С. Евдокимовой.
Для ознакомления дошкольников с историей и культурой родного края нами разработаны:
- Серия альбомов: «Природные ландшафты Нижнего Поволжья», «Стихи о родниках», «Сказки о родниках», «Жалобная книга Природы»,
- Лэпбук «Маленький Волжанин»,
- Наглядно-демонстрационное пособие «Родники Камышинского района»,
- Папка-передвижка для родителей «Экологические цепочки водоемов»,
- Макет «Родник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»
Занятия кружка проводятся еженедельно, а знакомство с историей родников Камышинского района проходит один раз в месяц.
В рамках работы по краеведению проведена выставка рисунков и поделок «Живи, родник, живи».
Комплексно-тематическое планирование по краеведению «Родники родного края - Камышинского района» включает в себя организованную образовательную деятельность, дидактические игры, презентации, беседы, экскурсии, экспериментальную деятельность, ознакомление с художественной литературой, подвижные игры и др. В процессе познавательной деятельности выстраиваем с детьми экологические цепочки, знакомим детей с правилами поведения в природе, у родника, выясняем причины образования родников и попутно знакомим с ландшафтами Камышинского района, местом, где находится родник (овражек, пригорок, лесополоса и т.д.). Рассматриваем с детьми картины, репродукции, просматриваем мультфильмы и др. Также беседуем о чистоте родниковой воды, о ее целебных свойствах. Приводим примеры о проведенных замерах проб воды из источников Камышинского района.
Для родителей и детей разработаны «Маршруты выходного дня к родникам Камышинского района». В них входит: историческая справка, маршрут следования, литературное приложение, рекомендации родителям и желаемый результат. Также изготовили значки «Правила поведения в природе» и магниты-сувениры «Родники родного края».
Актуальность и значимость методической разработки в том, что краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему. Результативность инновационного опыта в том, что у детей формируются правильные представления о родниках родного края, об их целебных свойствах, о бережном отношении к ним и при роде в целом.
Методическая разработка по краеведению «Родники родного края - Камышинского района» в рамках рабочей программы кружка «Юный эколог» С.Н. Николаевой» может быть использована воспитателями других детских садов, педагогами дополнительного образования и родителями. Практический материал поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"
Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
«Символика родного края» (методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию детей с использованием ИКТ)
Презентация рассчитана на старший дошкольный возраст. Воспитанники знакомятся с главными символами России, Республики Татарстан и города Нижнекамска - гербом, флагом, гимном. Краткое описание символо...
«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»
Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»
Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...
«ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ КРАЙ» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...