кружок
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Детский сад №86 комбинированного вида»
Принята решением Утверждаю:
педагогического совета
МДОУ «Детский сад №86» Заведующая МДОУ
Протокол № ________ «Детский сад №86»
от « » 2021г. ___________/ Е.В. Ивлиева
« » 2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
кружок «Сяткине»
для детей дошкольного возраста
на 2020 -2021 учебный год
Возраст детей: 4- 5 года
Срок реализации: 3год
Составитель: Демина О. В.
Педагог дошкольного
образования,
высшая квалификационная
категория
г. о. Саранск 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Учебно-тематический план | 12 |
4. | Содержание изучаемого курса | 10 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 29 |
6. | Список литературы | 30 |
7 | Приложения | 32 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Общеразвивающая программа «Сяткине» (для детей 4 - 5 лет, 1 год обучения) |
Руководитель программы | Воспитатель высшей квалификационной категории. Демина Ольга Васильевна |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад № 86 комбинированного вида» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | 430017 г. Саранск, ул. Веселовского д. 21 Тел.:73-13-37 |
Цель программы | Формировать у детей интерес к эрзянскому языку через разучивание народных песен, подвижных игр, декаративно –прикладного искусства, малого фольклорного жанра. Пробуждать желание изучать эрзянский язык и общаться на нем. |
Направленность программы | Познавательно - коммуникативная, речевая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | 4-5 лет:
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: программа составлена с учетом имеющихся программ: примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» ( авторский коллектив О. В. Бурляева, Л.П. Карпушина, Е.Н. Киркина, Т.Н. Кондратьева, С. Л. Уланова, Н.Н. Щемерова), а также А. И. Исайкиной «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных оброзовательных учреждениях Республики Мордовия».
Новизна программы: современное дошкольное образование постоянно нуждается в обновлении. Существующие традиционные и вариативные образовательные программы не могут отразить всего разнообразия национальных культур и предусмотреть возможность их использовать в работе дошкольных учреждений. С этой целью и была разработана настоящая программа, которая предлагает следующее направление работы по реализации формирования поликультурной компетентности в дошкольных учреждениях Республики Мордовии:
- осознание собственной национальной принадлежности в процессе знакомства с традициями, обычаями, со сказками, праздниками мордовского народа;
- стремление к знанию и общению на мордовском языке в процессе слушания речи педагога, запоминания слов на мордовском языке, в общение, в игровых ситуациях, в которых дети получают информацию о себе, о товарищах, об окружающем.
- художественно – творческое развитие детей на материале устно – поэтического и музыкального фольклора, произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии, мордовского декоративно – прикладного и изобразительного искусства;
- физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр.
Актуальность программы: необходимо создать развивающую среду для обучения детей эрзянскому языку и развития интереса у детей к культуре мордовского народа: оформление группы, зала или уголка предметами декоративно – прикладного искусства, создать музей народного творчества и быта, оформить альбомы, стенды, раскладушки о мордовских композиторах, художниках, спортсменах и т.д. Для ведения занятий собрать предметные и сюжетные картинки по темам. Иметь дидактические куклы и другие игрушки. на занятиях следует широко применять различную наглядность: предметы, предметно – сюжетные картинки, игрушки, муляжи. Также следует технические средства обучения (магнитофоны, фильмоскопы и т.д.).
Отличительные особенности программы: заключаются в разработке содержание и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению мордовского (эрзянского) языка. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, традициями и обычаями малой родины.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы.
Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Формировать у детей интерес к эрзянскому языку через разучивание народных песен, подвижных игр, декаративно –прикладного искусства, малого фольклорного жанра. Пробуждать желание изучать эрзянский язык и общаться на нем.
Задачи программы.
Образовательные :
Учить понимать смысл и функции различных конструкций, вступать в общении друг с другом на мордовском языке.
Пробуждать интерес у детей к эрзянскому языку, желание изучать и общаться на нем.
Развивающие:
Развивать интерес у детей к культуре мордовского народа через разучивание народных песен, подвижных игр, декоративно – прикладного искусства, малого фольклорного жанра. Формировать основы эстетической культуры личности дошкольника.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ.
Прививать любовь к песням, танцам, желание их слушать и исполнять.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 4-5 лет
Сроки реализации программы: 3 год обучения.
Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
Количество часов и занятий в неделю
Дети (4-5 лет): 1занятие – 20мин.
Занятия проводятся один раза в неделю, во второй половине дня, - занятия проводятся с октября по апрель месяц.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Знакомство с культурой мордовского края проводится в устной форме. Общение организуется в игровых ситуациях, в процессе слушания и заучивания малых форм мордовского фольклора и музыкальных произведений, во время знакомства с окружающим миром, в процессе развития интереса к декоративно – прикладному и изобразительному искусству.
В начале с помощью игровой ситуации детей знакомят с новым материалом, затем закрепляется материал, изученный раннее, в середине – физкультминутка с использованием мордовских игр и считалок. Во второй половине идет знакомство с декоративно – прикладным и изобразительным искусством, фольклором или историей, бытом, традициями мордовского народа.
Форма подведения итогов.
Проведение различных праздников и развлечений, с привлечением материала на эрзянском языке является формой закрепления и как – бы итоговым показом по контролю за языковым и речевым материалом, пройденным за определенный период.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(для детей 4-5лет)
Программа включает в себя следующие разделы:
№ п/п | Наименование модулей, тем | Направленность работы | Всего | Теория (минут) | Практика (минут) | |
кол-во занятий | минут | |||||
Октябрь | 1. «Мы в Мордовии живем» 2. Чтение мордовской народной сказки «Медведь и мышонок». 3. «В гости к Алене». 4. Дидактическая игра «Давайте познакомимся» | 4 | 80 | 40 | 40 | |
Ноябрь | 1. «Осень» 2. «Игрушки» 3. «Цвет предметов» 4. «Овощи и фрукты» | 4 | 80 |
40 | 40 | |
Декабрь | 1. «Знакомство детей с матрешкой – мордовочкой» 2. Слушание и разучивание песни. 3. Дидактическая игра « С какой ветки детки. 4. «Зима». | 4 | 80 | 40 | 40 | |
Январь | 1.«К деткам елочка пришла». 2. «Поможем кукле Алене одеваться на прогулку». 3. Заучивание наизусть колыбельной песенки « Утю балю, дитятко». 4. «Части тела» | 4 | 80 | 40 | 40 | |
Февраль | 1. Драматизация сказки «Репка» 2 Дикие животные. 3.Рассказывание мордовской народной сказки «Дед Мороз». 4. «Моя семья». | 4 | 80 | 40 | 40 | |
6 | Март | 1«Моя любимая мама». 2. Дидактическая игра « Угадай, чья мама» 3. «Весна» 4. Заучивание стихотворения «Испугался» Ю. Азрапкин. | 4 | 80 | 40 | 40 |
7 | Апрель | 1 Рассказывание «Кто нужнее?» Л. Земсковой. 2. «Посуда» Напоим Ушастика чаем. 3. Счёт от 1 до 5. 4. Игра путешествие по Мордовии с куклой Аленой. | 4 | 80 | 40 | 40 |
28 | 560 | 280 | 280 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(для детей 4-5 лет)
Октябрь
№ | Тема | Программное содержание | Материалы | Методические приемы |
1 | «Мы в Мордовии живем». | Расширять представления детей об окружающей действительности. Дать начальные сведения о Мордовии. | Картинки, фотографии. | Беседа, игра, сюрпризный момент. |
2 | Чтение мордовской народной сказки «Медведь и мышонок». М. Сайгин. | Познакомить детей с мордовской сказкой. Развивать память. | Хрестоматия к программе Валдоня. Картинки. | Беседа о сказках. Физкультминутка. |
3 | «В гости к Алене» | Познакомить детей с мордовской народной одеждой; обратить внимание на вышивку, вызвать желание поиграть с Аленой. | Цветные карандаши, Образцы узоров мордовской вышивки. | Прослушивание песни, беседа, физкультминутка. |
4 | Дидактическая игра «Давайте познакомимся» | Продолжить знакомить детей с эрзянскими словами. | Картинки, игрушки. | Игра. |
Ноябрь
№ | Тема | Программное содержание | Материалы | Методические приемы |
1 | «Осень». | Познакомить детей с характерными признаками осени. Расширить словарный запас детей. | Картины | Беседа, игра, прослушивание песни. |
2 | «Игрушки» | Познакомить детей с новыми словами. Повторение и закрепление слов рассмотренных ранее. Воспитание бережного отношения к своим игрушкам. | Игрушки. Мешочек для игр. | Беседа. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
3 | Цвет предметов. | Продолжать воспитывать интерес к изучению эрзянского языка. Изучение словаря и речевых образцов. | Картинки, Игрушки разного цвета. | Дидактическая игра «Какой», беседа, вопросы. |
4 | «Овощи и фрукты». | Изучение словаря и речевых образов. | Муляжи овощей и фруктов. | Беседа. Сюрпризный момент. Вопросы. |
Декабрь
№ | Тема | Программное содержание | Материалы | Методические приемы |
1 | «Знакомство детей с матрешкой - мордовочкой» | Продолжать воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства, учить узнавать их характерные особенности. | Мордовская матрёшка. | Беседа. Рассматривание Дидактическая игра. |
2 | Слушание и разучивание песни. | Вызвать интерес, эмоциональный отклик у детей. Учить внимательно слушать , отвечать на вопросы. | Аудиозапись песни. Картинки. | Дидактическая игра, беседа, вопросы. |
3 | Дидактическая игра « С какой ветки детки» | Учить детей отвечать полным ответом. Повторение слов и речевых образцов. | Деревья | беседа, рассматривание вопросы. |
4 | «Зима». | Знакомство с названиями времён года. Воспитание чувства любви к природе. Развитие умения рассуждать. | Картины. | Сюрпризный момент, беседа. Изготовления игрушки. |
Январь
№ | Тема | Программное содержание | Материалы | Методические приемы |
1 | « К деткам елочка пришла» | Закрепить знания детей о праздниках. Вызвать у них радостное настроение. | Картинки, аудиозапись песни. | Сюрпризный момент. Народная игра |
2 | «Поможем кукле Алене одеваться на прогулку» | Вызывать у детей желание запоминать эрзянские слова. Развитие логического мышления, памяти. | Картинки, кукла. | Игра «Волшебный сундучок». Беседа. |
3 | Заучивание наизусть колыбельной песенки « Утюбалю, дитятко» | Продолжать знакомить детей с национальным фольклором, развивать речь детей.. | Кукла в национальном кастюме. | Беседа. Разучивание. Дидактическая игра. |
4 | «Части тела» | Знакомство с названиями частей тела человека. Воспитание бережного отношения к здоровью. | Плакат с изображением человека. | Дидактическая игра «Так или не так», беседа , вопросы. |
Февраль
№ | Тема | Программное содержание | Материалы | Методические приемы |
1 | Драматизация сказки «Репка» | Пробуждать у детей желание слушать сказку, способствовать отработке интонации диких животных, опираясь на эрзянские слова. | Сказка «Репка». | Чтение, беседа, Физкультминутка, Вопросы. |
2 | Дикие животные. | Знакомство с названиями диких животных по –эрзянски. Воспитание у детей интереса, сострадания ко всему живому. | Картина с изображением животных в лесу. | Рассматривание картины. Дидактическая игра «Кто где спит». Беседа. |
3 | Рассказывание мордовской народной сказки «Дед Мороз». | Развивать умение детей слушать мордовские народные сказки, побуждать у детей к ответам на вопросы. | Хрестоматия к программе «Валдоня». | Рассматривание картины. Беседа. Игра |
4 | «Моя семья». | Вызывать у детей желание рассказывать о своей семье: о родителях, бабушке, о братьях и сестрах. Воспитывать любовь к родным. | Картинки, фотографии. | Беседа Игра. |
Март
№ | Тема | Программное содержание | Материалы | Методические приемы |
1 | «Моя любимая мама». | Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ. | Рисунок с изображением семьи. | Сюрпризный момент. Рассматривание, Дидактическая игра. |
2 | Дидактическая игра « Угадай, чья мама» | Помочь детям запомнить названия детенышей животных на эрзянском языке. | Картина с изображением леса. | Игра «Волшебный сундучок». Беседа. |
3 | «Весна". | Введение новых слов. Развитие памяти, закреплять знания детей о временах года. | Картина с изображением весны. | Рассматривание Дидактическая игра «Когда это бывает?». |
4 | Заучивание стихотворения «Испугался» Ю. Азрапкин | Помочь детям запомнить стихотворение, используя игровые ситуации. | . Хрестоматия к программе «Валдоня». | Беседа. Рассматривание. Дидактич .игра |
Апрель
№ | Тема | Программное содержание | Материалы | Методические приемы |
1 | Рассказывание «Кто нужнее» Л. Земсковой. | Пробуждать у детей желание слушать рассказ, отвечать на вопросы воспитателя. | Хрестоматия к программе «Валдоня» | Чтение Вопросы. |
2 | «Посуда» Напоим Ушастика чаем. | Изучение новых слов. Закрепить с детьми названия эрзянских слов , воспитывать вежливость, гостеприимство. | Картинки Детская посуда , зайчик.. | Беседа. Физкультминутка. Вопросы. |
3 | Счёт от 1 до 5. | Закрепить с детьми счет в пределах от 1 до 5. Активизировать словарь детей новыми словами .Воспитание дружелюбия, чувства коллективизма, формирование умения согласованно работать в группе. | Карточки с цифрами от 1до 5. Игрушки. | Сюрпризный момент. Рассматривание Разучивание считалки. |
4 | Игра путешествие по Мордовии с куклой Аленой. | Повторение и закрепление в речи детей эрзянских слов. | Картинки. Игрушки. | Беседа. Рассматривание Дидактическая игра |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу: -беседы, игры, экскурсии, конкурсы.
- Приемы и методы организации.
Педагогические способы взаимодействия с детьми (способы передачи и основания знаний, умений, разнообразие, комплексность, соответствие содержанию, возрасту детей), методы стимулирования и мотивации.
- Дидактический материал. Дидактические игры «Овощи и фрукты», «Татюня и Алдуня», «Составь узор», «Гости», «Одень куклу».
Материал: картинки с изображением фруктов и овощей, игрушки (кукла «мордовочка».
Техническое оснащение занятий: аудиокассета с мордовскими песнями, компьютер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
- Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом /
– М. : ТЦ Сфера, 1999. – 112 с. - Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры / – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 272 с.
- Голенков, Н. Б. Учимся думать и говорить по-мокшански, по- эрзянски : учеб. пособие / – Саранск: Изд. дом «Книга», 2007. – 80с.
- Детям о Мордовии: методическое пособие/ авт. –сост О. В. Бурляева, Е. Н.Киркина .- Саранск, 2013.- 148с.
- Исайкина А.И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях РМ: программа и методические рекомендации/ Саранск: МРИО, 2007.-64с.
- Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошкольного образования / под ред. О. В. Бурляевой, Е. Н. Киркиной.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011-104с.
- Развитие речевого общения дошкольников на мордовских языках: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт. –сост. Н.Н. Щемерова; Мордов. гос. пед. ин-т-Саранск, 2013.- 62с.
- Хрестоматия к программе «Валдоня» (Светлячок»): пособие для дошк. образоват. учреждений РМ/ авт.- сост. Е. Н. Киркина. –Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.-352с.
Список литературы для детей и родителей
- Мудрова, М. М. День обычный на дворе. Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки. Для мл. шк. возраста / Сост.: М. М. Мудрова,
И. П. Пачколина, Н. М. Мирская; Худож. А.И. Алешин. – М. : Саранск, Мордов. кн. изд – во, 1990. – 286 с. - Мы – мордва! : рассказы о родном крае и морд. народе для маленьких читателей – жителей Мордовии и её гостей / Николай Мокшин. – М. : Саранск, Фонд «Открытая Мордовия». Издат. центр «ИнСтИтут», МГУ им. Н.П.Огарева, 2007. – 48 с.
- Пинясов, Я. М. Сорокины сказки / Я. М. Пинясов (рассказы и сказки). Редактор Н. М. Мирская худ. ред. Е. Н. Синяева. – Саранск: Морд. кн. изд., 1993. –151 с.
- Природа Мордовского края: рассказы. – М. : Саранск, Фонд «Открытая Мордовия». Издат. центр «ИнСтИтут», МГУ им. Н. П. Огарева, 2008. – 47 с.
- Прохоров, А. А. В гостях у бабушки Ведявы : для дошкол. и мл. шк. возраста / Художник А.А. Прохоров. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. – 77 с.
- Самородов, К. Т. Мордовские народные сказки / собр. и обраб.
К. Т. Самородов; (состав.: А. А. Долгачев и А. Д. Шурляев; худож.
Н. Е. Горчакова), 2-е изд., доп. переаб. – М. : Саранск, Мордов. кн. изд-во, 2006. – 416 с. - Саранск – столица Мордовии : рассказы о столице нашей респ. для маленьких читателей / Мордов. гос.ун-т им. Н.П.Огарева. – М. : Издат. центр «ИнСтИтут», МГУ им. Н.П.Огарева, 2007. – 48 с.
- Эрзянь евкст; Вишка классо тонавтницянень – Саранск; М. : Морд. кн. изд., 1993. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по ручному труду и конструированию
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....
Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии
В последние годы широкое применение получило использование методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...
Кружок по рисованию
Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...
Кружок "Познание - сила"
Работакружка "Познание - сила" направлена на: Формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей. Создание условий для развития познавательных способностей: объе...
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...