кружок
материал (средняя группа)

Дёмина Ольга Васильевна

Кружок "Сяткине" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_syatkine.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №86 комбинированного вида»

Принята решением                                                                               Утверждаю:

педагогического  совета

МДОУ «Детский сад №86»                                                          Заведующая МДОУ

Протокол № ________                                                                 «Детский сад №86»

от «   »              2021г.                                                                  ___________/ Е.В. Ивлиева

                                                                                                        «   »                   2021г. 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

кружок «Сяткине»

для детей дошкольного возраста

на 2020 -2021 учебный год

                                                                 Возраст детей: 4- 5 года

                                                                                      Срок реализации: 3год

     Составитель:  Демина О. В.

     Педагог дошкольного              

     образования,

     высшая квалификационная

 категория

г. о. Саранск 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Учебно-тематический план

12

4.

Содержание изучаемого курса

10

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

29

6.

Список литературы

30

7

Приложения

32


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Общеразвивающая программа «Сяткине»

(для детей 4 - 5 лет, 1 год обучения)

Руководитель программы

Воспитатель высшей квалификационной  категории.

Демина Ольга Васильевна

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад № 86 комбинированного вида»

г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

430017 г. Саранск, ул. Веселовского

 д. 21  

Тел.:73-13-37

Цель программы

Формировать у детей интерес

к эрзянскому языку через разучивание народных песен, подвижных игр, декаративно –прикладного искусства, малого фольклорного жанра. Пробуждать желание изучать эрзянский язык и общаться на нем.

Направленность программы

Познавательно - коммуникативная, речевая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

4-5 лет:

  • знать словарь, предназначенный для данного возраста; рассказывать с небольшой помощью воспитателя потешку, спеть песенку, поиграть в игру.
  • уметь отвечать на вопросы одним или двумя словами; задавать вопросы, называть свое имя и имена других;
  • давать краткое описание предмета (некоторые качества, цвет, размер);
  • понимать указания воспитателя, направленные на выполнение какого-то действия;


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: программа составлена с учетом имеющихся программ: примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» ( авторский коллектив О. В. Бурляева, Л.П. Карпушина, Е.Н. Киркина, Т.Н. Кондратьева, С. Л. Уланова, Н.Н. Щемерова), а также А. И. Исайкиной «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных оброзовательных учреждениях  Республики Мордовия».

Новизна программы: современное дошкольное образование постоянно нуждается в обновлении. Существующие традиционные и вариативные образовательные программы не могут отразить всего разнообразия национальных культур и предусмотреть возможность их использовать в работе дошкольных учреждений. С этой целью и была разработана настоящая программа, которая предлагает следующее направление работы по реализации формирования поликультурной компетентности в дошкольных учреждениях Республики Мордовии:

- осознание собственной национальной принадлежности в процессе знакомства с традициями, обычаями, со сказками, праздниками мордовского народа;

- стремление к знанию и общению на мордовском языке в процессе слушания речи педагога, запоминания слов на мордовском языке, в общение, в игровых ситуациях, в которых дети получают информацию о себе, о товарищах, об окружающем.

- художественно – творческое развитие детей на материале устно – поэтического и музыкального фольклора, произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии, мордовского декоративно – прикладного и изобразительного искусства;

- физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр.

Актуальность программы: необходимо создать развивающую среду для обучения детей эрзянскому языку и развития интереса у детей к культуре мордовского народа:  оформление группы, зала или уголка предметами декоративно – прикладного искусства, создать музей народного творчества и быта, оформить альбомы, стенды, раскладушки о мордовских композиторах, художниках, спортсменах и т.д. Для ведения занятий собрать предметные и сюжетные картинки по темам. Иметь дидактические куклы и другие игрушки. на занятиях следует широко применять различную наглядность: предметы, предметно – сюжетные картинки, игрушки, муляжи. Также следует технические средства обучения (магнитофоны, фильмоскопы и т.д.).

       Отличительные особенности программы: заключаются  в разработке содержание и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению мордовского (эрзянского) языка. Особое внимание уделяется знакомству детей  с культурой, традициями и обычаями малой родины.

В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы.

Педагогическая целесообразность программы.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Формировать у детей интерес к эрзянскому языку через разучивание народных песен, подвижных игр, декаративно –прикладного искусства, малого фольклорного жанра. Пробуждать желание изучать эрзянский язык и общаться на нем.

          Задачи программы.

Образовательные :

Учить понимать смысл и функции различных конструкций, вступать в общении друг с другом на мордовском языке.

Пробуждать интерес у детей к эрзянскому языку, желание изучать и общаться на нем.

        Развивающие:

Развивать интерес у детей к культуре мордовского народа через разучивание народных песен, подвижных игр, декоративно – прикладного искусства, малого фольклорного жанра. Формировать основы эстетической культуры личности дошкольника.

       Воспитательные:

Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ.

       Прививать любовь к песням, танцам, желание их слушать и исполнять.

       Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 4-5 лет

 Сроки реализации  программы:  3 год обучения.

Форма  детского  образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

Количество часов и занятий в неделю

Дети (4-5 лет): 1занятие – 20мин.

        Занятия проводятся один раза в неделю, во второй половине дня,   - занятия проводятся с октября по апрель месяц.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Знакомство с культурой мордовского края проводится в устной форме. Общение организуется в игровых ситуациях, в процессе слушания и заучивания малых форм мордовского фольклора и музыкальных произведений, во время знакомства с окружающим миром, в процессе развития интереса к декоративно – прикладному и изобразительному искусству.

В начале с помощью игровой ситуации детей знакомят с новым материалом, затем закрепляется материал, изученный раннее, в середине  – физкультминутка с использованием мордовских игр и считалок. Во второй половине идет знакомство с декоративно – прикладным и изобразительным искусством, фольклором или историей, бытом, традициями мордовского народа.

Форма подведения итогов.

Проведение различных праздников и развлечений, с привлечением материала на эрзянском языке является формой закрепления и как – бы итоговым показом по контролю за языковым и речевым материалом, пройденным за определенный период.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(для детей 4-5лет)

Программа включает в себя следующие разделы:

№ п/п

Наименование модулей,

тем

Направленность работы

Всего

Теория

(минут)

Практика

(минут)

кол-во

занятий

минут

Октябрь

1. «Мы в Мордовии живем»

2. Чтение мордовской народной сказки «Медведь и мышонок».

3. «В гости к Алене».

4. Дидактическая игра «Давайте познакомимся»

4

80

40

40

Ноябрь

1.  «Осень»

2. «Игрушки»

3. «Цвет предметов»

4. «Овощи  и фрукты»

4

   80

 

            40

     40

Декабрь

1. «Знакомство детей с матрешкой – мордовочкой»

2. Слушание и разучивание песни.

3. Дидактическая игра « С какой ветки детки.

4. «Зима».

4

80

40

40

Январь

1.«К деткам елочка пришла».

2. «Поможем кукле Алене одеваться на прогулку».

3. Заучивание наизусть колыбельной песенки « Утю балю, дитятко».

4. «Части тела»

4

80

40

40

Февраль

1. Драматизация сказки «Репка»

2 Дикие животные.

3.Рассказывание мордовской народной сказки «Дед Мороз».

4. «Моя семья».

4

  80

40

40

6

Март

1«Моя  любимая мама».

2. Дидактическая игра « Угадай,  чья мама»

3. «Весна»

4. Заучивание стихотворения «Испугался» Ю. Азрапкин.

4

80

40

40

7

Апрель

1 Рассказывание «Кто нужнее?» Л. Земсковой.

2. «Посуда» Напоим Ушастика чаем.

3. Счёт от 1 до 5.

4. Игра путешествие по Мордовии с куклой Аленой.

4

80

40

40

28

560

280

280

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(для детей 4-5 лет)

Октябрь

Тема

Программное содержание

Материалы

Методические              приемы

1

«Мы  в Мордовии живем».

Расширять представления детей об окружающей действительности. Дать начальные сведения о Мордовии.

Картинки, фотографии.

  Беседа, игра, сюрпризный момент.

2

Чтение мордовской народной сказки «Медведь и мышонок». М. Сайгин.

Познакомить детей с мордовской сказкой. Развивать память.

Хрестоматия   к программе Валдоня.

Картинки.

Беседа о сказках.

Физкультминутка.

3

«В гости к Алене»

Познакомить детей с мордовской народной одеждой; обратить внимание на вышивку, вызвать желание поиграть с Аленой.

Цветные карандаши,

Образцы узоров мордовской вышивки.

Прослушивание

песни, беседа,

физкультминутка.

4

Дидактическая игра «Давайте познакомимся»

Продолжить знакомить детей с эрзянскими словами.

Картинки, игрушки.

Игра.

Ноябрь

Тема

Программное содержание

Материалы

Методические              приемы

1

«Осень».

Познакомить детей с характерными признаками осени. Расширить словарный запас детей.

Картины

Беседа, игра, прослушивание песни.

2

«Игрушки»

Познакомить  детей с новыми

словами. Повторение и закрепление слов рассмотренных ранее. Воспитание бережного отношения к своим игрушкам.

Игрушки.

Мешочек для игр.

Беседа.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

3

Цвет предметов.

Продолжать воспитывать интерес к изучению эрзянского языка. Изучение словаря и речевых образцов.

Картинки,

Игрушки разного цвета.

Дидактическая игра «Какой», беседа, вопросы.

4

«Овощи  и фрукты».

Изучение словаря и речевых образов.

Муляжи овощей и фруктов.

Беседа.

Сюрпризный момент.

Вопросы.

Декабрь

Тема

Программное содержание

Материалы

Методические              приемы

1

«Знакомство детей с матрешкой - мордовочкой»

Продолжать воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства, учить узнавать их характерные особенности.

Мордовская матрёшка.

Беседа.

Рассматривание

Дидактическая

игра.

2

Слушание и разучивание песни.

Вызвать интерес, эмоциональный отклик у детей. Учить внимательно слушать , отвечать на вопросы.

Аудиозапись песни.

Картинки.

Дидактическая игра, беседа, вопросы.

3

Дидактическая игра « С какой ветки детки»

Учить детей отвечать полным ответом. Повторение слов и речевых образцов.

Деревья

беседа, рассматривание

вопросы.

4

«Зима».

Знакомство с названиями времён года. Воспитание чувства любви к природе. Развитие умения рассуждать.

Картины.

Сюрпризный момент, беседа.

Изготовления игрушки.

Январь

Тема

Программное содержание

Материалы

Методические              приемы

1

« К деткам елочка пришла»

Закрепить знания детей о праздниках.  Вызвать у них радостное настроение.

Картинки, аудиозапись песни.

Сюрпризный момент. Народная игра

2

«Поможем кукле Алене одеваться на прогулку»

Вызывать у детей желание запоминать эрзянские слова. Развитие логического мышления, памяти.

Картинки, кукла.

Игра «Волшебный сундучок».

Беседа.

3

Заучивание наизусть колыбельной песенки « Утюбалю, дитятко»

Продолжать знакомить детей с национальным фольклором, развивать речь детей..

Кукла в национальном

кастюме.

Беседа.

Разучивание.

Дидактическая

игра.

4

«Части тела»

Знакомство с названиями частей тела человека. Воспитание бережного отношения к здоровью.

Плакат с изображением человека.

Дидактическая игра «Так или не так», беседа , вопросы.

Февраль

Тема

Программное содержание

Материалы

Методические              приемы

1

Драматизация сказки «Репка»

Пробуждать у детей желание слушать сказку, способствовать отработке интонации диких животных, опираясь на эрзянские слова.

Сказка «Репка».

Чтение, беседа,

Физкультминутка,

Вопросы.

2

Дикие животные.

Знакомство с названиями диких животных по –эрзянски. Воспитание у детей  интереса,  сострадания ко всему живому.

Картина с изображением животных в лесу.

Рассматривание картины. Дидактическая игра «Кто где спит».

Беседа.

3

Рассказывание мордовской народной сказки «Дед Мороз».

Развивать умение детей слушать мордовские народные сказки, побуждать у детей к ответам на вопросы.

Хрестоматия к программе «Валдоня».

Рассматривание картины.

Беседа.

Игра

4

«Моя семья».

Вызывать у детей желание рассказывать о своей семье: о родителях, бабушке, о братьях и сестрах. Воспитывать любовь к родным.

Картинки, фотографии.

Беседа

Игра.

Март

Тема

Программное содержание

Материалы

Методические              приемы

1

«Моя  любимая мама».

Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ.

Рисунок с изображением

семьи.

Сюрпризный момент.

Рассматривание,

Дидактическая игра.

2

Дидактическая игра « Угадай,  чья мама»

Помочь детям запомнить названия детенышей животных на эрзянском языке.

Картина с изображением леса.

Игра «Волшебный сундучок».

Беседа.

3

«Весна".

Введение новых слов. Развитие памяти, закреплять знания детей о  временах года.

Картина с изображением  весны.

Рассматривание

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

4

Заучивание стихотворения «Испугался»  Ю. Азрапкин

Помочь детям запомнить стихотворение, используя игровые ситуации.

. Хрестоматия к программе «Валдоня».

Беседа.

Рассматривание.

Дидактич .игра

Апрель

Тема

Программное содержание

Материалы

Методические              приемы

1

Рассказывание «Кто нужнее»

Л. Земсковой.

Пробуждать у детей желание слушать рассказ, отвечать на вопросы воспитателя.

Хрестоматия к программе

«Валдоня»

Чтение

Вопросы.

2

«Посуда»

Напоим Ушастика чаем.

Изучение новых слов. Закрепить с детьми названия эрзянских слов , воспитывать вежливость, гостеприимство.

Картинки

Детская посуда , зайчик..

Беседа.

Физкультминутка.

Вопросы.

3

Счёт от 1 до 5.

Закрепить с детьми счет в пределах от 1 до 5. Активизировать словарь детей новыми  словами .Воспитание дружелюбия, чувства коллективизма, формирование умения согласованно работать в группе.

Карточки с цифрами от 1до 5.

Игрушки.

Сюрпризный момент.

Рассматривание

Разучивание считалки.

4

Игра путешествие по Мордовии с куклой Аленой.

Повторение и закрепление в речи детей  эрзянских слов.

Картинки.

Игрушки.

Беседа.

Рассматривание

Дидактическая

игра

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу: -беседы, игры, экскурсии, конкурсы.
  2. Приемы и методы организации.

Педагогические  способы  взаимодействия  с детьми  (способы  передачи  и  основания знаний,  умений,  разнообразие, комплексность,  соответствие  содержанию, возрасту детей), методы стимулирования и мотивации.

  1. Дидактический материал. Дидактические игры «Овощи и фрукты»,  «Татюня и Алдуня», «Составь узор», «Гости», «Одень куклу».

Материал: картинки с изображением фруктов и овощей, игрушки (кукла «мордовочка».

Техническое оснащение занятий: аудиокассета с мордовскими песнями, компьютер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

  1. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом /
    – М. :
    ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
  2. Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры / – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 272 с.
  3. Голенков, Н. Б. Учимся думать и говорить по-мокшански, по- эрзянски : учеб. пособие /  – Саранск: Изд. дом «Книга», 2007. – 80с.
  4.  Детям о Мордовии: методическое пособие/ авт. –сост О. В. Бурляева, Е. Н.Киркина .- Саранск, 2013.- 148с.

  1. Исайкина А.И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях РМ: программа и методические рекомендации/ Саранск: МРИО, 2007.-64с.

  1. Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошкольного образования / под ред. О. В. Бурляевой,  Е. Н. Киркиной.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011-104с.

  1. Развитие речевого общения дошкольников на мордовских языках: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт. –сост. Н.Н. Щемерова; Мордов. гос. пед. ин-т-Саранск, 2013.- 62с.

  1. Хрестоматия к программе «Валдоня» (Светлячок»): пособие для дошк. образоват. учреждений РМ/ авт.- сост. Е. Н. Киркина. –Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.-352с.

Список литературы для детей и родителей

  1. Мудрова, М. М. День обычный на дворе. Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки. Для мл. шк. возраста / Сост.: М. М. Мудрова,  
    И. П. Пачколина,  Н. М. Мирская; Худож. А.И. Алешин. – М. : Саранск, Мордов. кн. изд – во, 1990. – 286 с.
  2. Мы – мордва! : рассказы о родном крае и морд. народе для маленьких читателей – жителей Мордовии и её гостей / Николай Мокшин. – М. : Саранск, Фонд «Открытая Мордовия». Издат. центр «ИнСтИтут», МГУ им. Н.П.Огарева, 2007. – 48 с.
  3. Пинясов, Я. М. Сорокины сказки  / Я. М. Пинясов (рассказы и сказки). Редактор Н. М. Мирская худ. ред. Е. Н. Синяева. – Саранск:  Морд. кн. изд., 1993. –151 с.
  4. Природа Мордовского края: рассказы. – М. : Саранск, Фонд «Открытая Мордовия». Издат. центр «ИнСтИтут», МГУ им. Н. П. Огарева, 2008. – 47 с.
  5. Прохоров, А. А. В гостях у бабушки Ведявы : для дошкол. и мл. шк. возраста / Художник А.А. Прохоров. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. – 77 с.
  6. Самородов, К. Т. Мордовские народные сказки / собр. и обраб.
    К. Т. Самородов; (состав.: А. А. Долгачев и А. Д. Шурляев;  худож.
    Н. Е. Горчакова), 2-е изд., доп. переаб.  – М. : Саранск, Мордов. кн. изд-во, 2006. – 416 с.
  7. Саранск – столица Мордовии : рассказы о столице нашей респ. для  маленьких читателей / Мордов. гос.ун-т им. Н.П.Огарева. – М. : Издат. центр «ИнСтИтут», МГУ им. Н.П.Огарева, 2007. – 48 с.
  8. Эрзянь евкст; Вишка классо тонавтницянень – Саранск; М. :  Морд. кн. изд.,  1993. – 192 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

Кружок по рисованию

Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...

Кружок "Познание - сила"

Работакружка "Познание - сила" направлена на:   Формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей. Создание условий для развития познавательных способностей: объе...

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...