Сборник практического материла по коми региональному компоненту: сценарии сказок, игры, сценки на коми языке для детей дошкольного возраста.
методическая разработка

Коровина Ольга Егоровна

Сценарии, сценки, игры из опыта работы музыкального руководителя  при приобщении детей дошкольного возраста к разговорной коми речи. Этот материал может быть полезен музыкальным руководителям детских садов, а также воспитателям детских дошкольных образовательных организаций и родителям ( законным представителям).

Скачать:


Предварительный просмотр:

В данный сборник вошли сказки, сценки, игры для детей дошкольного

возраста. Надеюсь, что это пригодится вам в вашей работе, коллеги!

  1. Войпук.  (Посиделки).

«Самобытность каждого народа более всего состоит в обычаях, без которого народ есть образ без лица». В. Г. Белинский.

Музыкальный зал оформлен в народном стиле: на полах половички, в красном

углу - красивые полотенца, иконостас, стол, на нём самовар, утварь, в углу стоит печка, на столиках стоят корзинки с вязанием, на печке приготовлены

пимы для ремонта, рядом – скамейка, накрытая половичком.

Гостей встречает хозяйка - Анна тьöт ( Игнатова Галина Васильевна) с дочкой Машук ( Ачкасова Анна Сергеевна).

      Анна тьöт: Чолöм, дона гöстьяс, пырöй, пырöй, гöститны!

Восп-ца: Видза оланныд, Анна тьöт да Машук! Ми локтiм гажöдчыны, сьылыштны да йöктышны!

Машук: Проходите, проходите, гости дорогие! Будем петь да плясать, вечерок коротать!

Дети заходят, рассаживаются на стульчики.

Анна – тьот: Гöстьяс чукöртчисны, колö сiдзко и сьылышны! Сьылыштам, челядь?

Машук: Споём, ребята? Как хорошо в гостях у хлебосольной хозяйки!

Дети  и взрослые поют: Уна блин ми пожалам.

После этого хозяйка подходит к печке, на которой греется кошечка. Берёт её на руки и говорит детям: Тайо менам кань! ( гладит кошечку). Зэв мича да шань!

Поёт песню: Кань- один куплет на коми, второй – на русском языке.

  1. Еджыд уска, куньса синма,

Копыртöма юр.

Зумыштчöма, вомгорулас,

Канье мойдö: «Мурррр».

  1. С белыми усами, спящими глазами,

                                            Кисонька лежит.

                                            Хвостик свой поджала, опустив головку,

                                            Песенку поёт. Муррррр!

                    Залетает Муха( ребёнок), начинает летать и зудеть!

                           Машук бегает за ней, пытается « прихлопнуть».

Анна- тьöт: Ок и дозöдас тайö  гутыс миянöс! Чеччей, челядь, ворсыштам да вöтлам тайö гутсö!

Машук: Вставайте, ребята, поиграем и прогоним эту надоедливую Муху!

                   Дети встают в круг, играют в игру: Гут, гут, мено кут!

                                 Сначала играет одна группа, потом вторая.

После этого дети садятся на места, Анна тьöт подходит к скамеечке,

Берёт пимы в руки, рассматривает их, к ней подходит Машук и спрашивает:

Машук: Что, пимы прохудились? Подшить надо?

Анна тьÖт: Тöлын нинöм абу бур пимиöсь. Пимы зэв шоныд! Колö дзоньтавны!

Машук: Конечно! Пимы у нас на севере – незаменимая вещь! Самая удобная обувь в зимние холода! И сейчас девочки 4 группы станцуют танец, который так и называется:

                                   Северные пимы. – индивидуальный танец.

Анна тьот: Ме видзöда, тi унатор тöданныд и мича йöктанныд.. А кывбурьяс комион кужаныд лыддьыны?

Машук: Ребята, вы знаете стихи на коми языке?

                                    Дети читают стих на коми языке.

Машук:( подходит к сугробику): Под кустом – снежный ком,

                                                           Или белый зайка?   Ну и- ка, отгадай – ка!                                            

                                                           Если ком, то на нём отчего бы ушки?

                                  Значит: Зайка! Не ком, под заснеженным кустом

                                 У лесной опушки. ( открывает покрывало, там зайчик)

Анна тьöт: (гладит зайчика, приговаривает) Кöч! Кöчилей! Кöсьян ворсны?

Коч: Да!

             Подвижная игра: Кöч йöктö,  йöктö! ( группы играют по очереди)

Входит Ёма, очень довольная, с полной тележкой продуктов, платьев, коробок.

Анна тьöт: ( пугается) Ой! Тайö жо Ёма – баба!

Ёма: Эн пов, Анна тьöт! Ме талун мелi да шань! Меным талун пенсия воис! Да ме став сьöмсö и видзи! Сарапаньяс ньöби, да кöмкот, да мича чунькутшьяс! ( хвастается обновками, колечками, туфельками, сарафанами).

                                       Под музыку входит Кикимора.

Ёма – баба: ОО! Видза олан, подруга!

Кикимора: Видза олан  муса подруга, Ёма – баба! ( обнимаются).

                     Ёма – баба показывает свои обновки и ей, хвастается.

Кикимора: ( качает головой): Став сьöмтö видзин? А деньгатö колин мынтыщнысö?

Газ, патера, да бисö öд колö мынтыны! Кыдз нö тöлысь чöж кöсьян овнысö? Мыйнö сейнысö кутан? Лекарствосö  нö мый вылö небан? Автобуснас мунöмтö кыдьзи вештан?

Кикимора: А ме со коли сьöмсö: тайö сеян –юан вылö. Тайö-автобусын ветлöмысь да лекарство вылö. Газ, патера да биысь мынты со сiдзжö коли. Весиг козинъяс небны сьöмыс кольыштic. Еще колö сберкнижка вылö пуктыны, медым шойччыны ветлыны.

( откладывает в сторону), эту часть – на проезд в автобусе и на лекарства, эти денежки –чтобы заплатить за квартиру, свет и газ, а вот эти – можешь потратить на подарочки, игрушки, платья и колечки. А ещё надо оставить денежку, чтобы положить её на сберкнижку, чтобы накопить на отпуск.

                       Ссорятся, каждая доказывает свою правоту.

Машук: ( обращается к детям) Ребята! Бабушка Яга сегодня получила денежки, свою пенсию, и сразу всю её растратила. Не оставила денег ни на еду, ни на лекарства и на проезд в автобусе. А вот её подружка, Кикимора, распределила свои денежки, разделила на части, оставила на продукты, лекарства, проезд, конфеты, подарки, и отложила ещё на отпуск, чтобы поехать летом на море. Как вы считаете, кто из них прав? ( ответы детей).

Поняла, Бабушка Яга?

                     

                         Ёма – баба грустит, опускает голову.

Б.Я. ( кивает головой). Поняла, всё поняла! Спасибо вам, ребята, объяснили мне, что нельзя сразу все деньги на развлечения и сладости тратить, что правильно денежками надо уметь распоряжаться, чтобы мне на всё хватало!

Анна тьÖт: ( подходит к ней, гладит и говорит) Эн шогав. АттьÖ кагаяслы, аттьÖ пÖдругалы, велÖдiсны сьÖмнас овнысÖ!

Анна тьÖт: Машук! ( зовёт) Но ко, сьылышт миянлы, нывка! Зэв жÖ тэ мича сьылан!

                                   Просит Машу спеть песню.

 Машук поёт песню: Родные места. муз. В. Мастеницы. слова: Г. Ермакова.

Анна тьÖт: Бура жÖ тi  менÖ талун гажÖдынныд: сьылыныд да йÖктыныд! АттьÖ тiянлы, дона челядь! ВолÖй ешо гÖститны миян дорÖ. А Öнi воис кад колльÖдчыны. АддзысьлытÖдз, ёртьяс!

Машук: Спасибо вам , ребята, за ваши песни, танцы! Что повеселили нас от души на наших посиделках! Приходите ещё, мы вам будем очень рады!

Дети и воспитатель говорят: АддзьысьлытÖдз! ( прощаются и уходят из зала).

 Ссылка на просмотр. https://disk.yandex.ru/i/se58VFFIIVs4lQ

  1.        Игра « Гут» - для среднего дошкольного возраста.

                                                       Ворсом: Гут!

Правила игры

Дети стоят в кругу. В центре круга – ведущий. Он стрелкой выбирает Муху (гут). Читает считалочку:

 вариант 1. Öтик, кык, куим – сувт!

Кодi тайö? Тайö гут!

Вариант 2: Öтик, кык, куим – сувт! ( Имя ребёнка) Варя, Миша….лоас гут!

На голову ребёнка надевается шапочка Мухи.

Дети говорят хором: Гут, гут! Менö кут!

После этого муха догоняет детей. До кого дотронется, тот садится на стульчик. Дети играют, пока звучит музыка. Как только музыка заканчивается, игра прекращается.

Ход игры

Муз. рук. Кагаяс, кöсьянныд ворсыштны?

Челядь шуöны: Кöсъям!

Муз. рук. Гутсö ме бöрья!

                Муз. рук. бергöдчö,  нюжöдö кисö, да шуö:

Вариант 1. Öтик, кык, куим – сувт! Кодi тайö? Тайö гут!

Вариант 2: Öтик, кык, куим – сувт! Варя ( Миша, Катя) миян лоас гут!

               Муз. рук. пасьтöдö кага вылас  гутлысь шапка.

Кагаяс шуöны: Гут, гут! Менö кут!

Гут котралö да суöдö челядьöс. Кодöс кутасны, сiйö пуксьö лабич вылö.

                     Ворсöны, кытчöдз сьыланыс оз кус.

ссылка для просмотра: https://disk.yandex.ru/i/JUeGq3OR46K9xQ

  1.    Танец – игра « Коч» - для старшего дошкольного возраста.

                                     Ворсом: Коч йокто!

Правила игры

Дети стоят в кругу. В центре круга – Зайчик (Кöч).  Дети идут по кругу хороводным шагом, взявшись за руки и поют коми народную детскую песню: «Кöч  йöктö!» Зайчик выполняет все движения по тексту песни.

В конце песенки дети просят зайчика их догнать. Заяц догоняет детей. Тот, кого он задел, садится на стульчик. Игра продолжается до тех пор, пока звучит музыка.

Ход игры

Муз. рук. Кагаяс, кöсьянныд ворсыштны?

Челядь шуöны: Кöсъям!

Муз. рук: Ворсöмыс  миян:  «Кöч  йöктö!» А кöнi миян кöчилеис? Öнi локтас!

                              Кодкö торкöдчö öдзöсö.

Муз. рук. Пыр, пыр, кöчилей!                 

                                      Пырö кöч.

Муз. рук.  Видза олан, кöчилей!

Кöч: Видза оланныд!

Муз. рук. Кагаяс ворсыштны кöсйöны!

                              Кöч сувтö кытш шöрö.

                      Кагаяс мунöны да ссьылöны:

Кöч йöктö, йöктö! Мича табья кокнас!

Вый тупыль юрнас, шабдi кудель бöжнас.

Кöч йöктö, йöктö! Мича табья кокнас!

Сьöд сэтöр синнас, ёсь йыла пиньнас!

Кöчилей, йöктышт эттша, Кöчилей, йöктышт эттша, - челядь ворсöны кинас

Гöгöр бокнад бергöдчы, кодöс колö тойышштлы!

Кöч котралö да суöдö челядьöс. Кодöс кутас, сiйö пуксьö лабич вылö.

                        Ворсöны, кытчöдз сьыланыс оз кус.

 ссылка на видеоролик: https://disk.yandex.ru/i/RBdce79q6h3Q5A

  1.            Игра на коми народных музыкальных инструментах.

                     Зарисовка: Шор. ( Ручей). Автор: Коровина О. Е.

     Олiс – вылiс шор. Сылöн зёльгöмыс ставыслы вайыс  гаж. ( Кагаяс ворсöны  зиль – зёль.)

Пуяс вылын шаргисны коръяс. ( Ворсöны шур – шар), чечалiсны лэбачъяс.

Пизькöдчис сизь. ( Ворсö тошкöдчан). Варов катшаяс котралiсны отарö-мöдарö ( ворсöны сярганъяс). Но воис тöв. ( ворсö сера палич). Шор йизьыс

да ланьтic….. Колис кад. И ёнаджыка заводитис югъявны шондi. ( ворсö чипсан). Ловзис и миян шор! (ворсöны  зиль – зёль.)  Шаргöны пуяс вылын

коръяс, найö бытьтöкö нуöдöны ас кости тэрмасьтöм сёрни.( Ворсöны шур – шар),  Заводитисны сьывны да лэбавны отарö-мöдарö  лэбачъяс. Тотшкöдчöны сизьяс. . ( Ворсö тошкöдчан). Уна тöдысь катшаяс кутiсны новлöдлыны  выль юöр. ( ворсöны сярганьяс). Ставыс  гöгöр садьмис,ловзис. Сы вöсна мый воис гажа тулыс!

                                       5.  Сказка на коми языке.

 Дзизгысь – дзазгысь гут.   Автор: Василий Лыткин, обработка: О. Коровина.

Висьталысь: Олiс – вöлiс гут. Вöлi тайö гутыс зэв мича да тшап.

Гут сьылö:  Ме медся мича, медся тшап! Медся тшап! Медся тшап!

                      Кокöн топ и киöн тап, киöн тап !

                      Сарапанö менам мича! Менам мича! Менам мича!

                      Талун ме öд именича! Да! Да! Да!

Лэбалiс тайö гутыс, лэбалiс,  лэбалiс и аддзис туй вылысь кöпейка.

Мунiс гут базар вылö. А сэнi мыйыс и абу! Нöбис гут самöвар, да чöскыд

чай и мунiс гортö. Пöжалис уна шаньга да блин и кутис виччысьны гöстьясöс.

                   Воисны гут дорö бобувьяс! Бобувьяс йöктöны.

Бобувьяс: Бур лун, муса пöдруга! Ми вайим тэд уна пöлöс дзоридзьяс!

Гут:  Зэв ыджыд аттьö!  Пуксöй пызан сайö!

                                             Локтö тöрöкан:

Таракан: Бум, бум, барабан! Ме: виж мундира – тöрöкан!

                  Видза олан, мича гут! Тэныд козин вайи – кут!

                                   Сетö гутлы козин.

Гут:  Зэв ыджыд аттьö! Пуксьы  пызан сайö!

                    Ссыланкыв: Волöй, гöстьяс, миянö!

Висьталысь: Брун да бран, да шур, да шар! Пузис ыджыд самöвар!                       

Гут:  Юöй, сёöй чери нянь! Öнi пуктöй кисьыд пань!

          Бобув! Муса чой! Шаньгаяcсö сёй!

                              Гöстьяс сёены да юöны.

Висьталысь: Рушку гöстьяслöн тыри! Ваыс самöварын быри!

                    Ставыс найö юысь рöдысь. Пукты самöвартö мöдысь!

                                  Гут пуктö самöвар.          

   Звучит грозная музыка.

Висьталысь: Кыз рушкуа черань поссянь  дзоргö зверöн. Гезйö другöс гартö,

                     Пемыд пельöсö гур – гар! Грымзiс, пöри самöвар!

                           Черань гартö гутсö, кыскö пельöсö.

Черань: Шурин, именича! Зэв öд тэ мича!

                Волькыд тöнад юр!  Яйид госа, бур!

Гут горзö: Мездöй менö шогысь! Мездöй, мездöй, мез!     

                   Орöдöй кыз гез!

Висьталысь:     Позьыс гаг чукар ёна! Юрыд быдöнлы öд дона!

                         Некод коньöрöс оз мезды!

                        Но! Кыськö вöрысь, удал, том, збой сьöлöма лэбзис ном!

                        Кияс кутö лэччыд чер!

Ном:       Кытöн паськыд горша звер?!

                                                  Тыш.

Ном: Тэнö мездi черань помысь!

          Тöнад талун праздник лун!

          Ме сайö тö, гутö, мун!

Висьталысь: Став гöстьясыд воисны бöр! Весиг керкаö он тöр!

                Ставыс ворсö, ставыс горзö:

Ставыс: Збодер ном, да мича гут! Сиям тиянлы бур шуд!

Висьталысь: Зымгö сапöг, грымгö кок! Талун вунöдлам ми шог!

                      Ызгö – бызгö лöдз:

Ставыс: Йöктам асылöдз!

Ссылка на видеоролик: https://cloud.mail.ru/stock/3362ux9CnunKv6c5UN4HssyB

                      5. Сценки на коми языке.

                                         Унзiль Вась.  Кывьясыс: Николай Тюрнин.

Алина: Шебрас улын куйлö Вась,

Гриша: Ог пö  петав лунтыр тась.

Алина: Васюк, чеччыв! Шыдсö сёй!

Гриша: Ог ме вермы. Висьö сой!

Алина: Пиюк, гашкö, рокнас бурдан?!

Гриша: Ог! Ме пöссьыс сöмын турда!

Алина: Сiдзкö, йöвтор тэныд кисьта…

Гриша: Оз ков! Пиньöй бара письтас…

Алина: Мый нö сэсся мамлы пуны?! ( разводит руки в стороны)

Гриша: Он мöй вермы пилы шуны:( показывает ладошку раскрытую)

Гриша: Кампет дозъяд, Васюк, сун!

              Вошас сэки менам ун!

Мама разводит руки в стороны, улыбается, обнимает сыночка, они кланяются и уходят.

Ссылка на видеоролик: https://disk.yandex.ru/i/DhFo_VMIVunBSw

                    2.Мудер нывка.      Кывъясыс: В. Крылов, шыладыс: Марк Новосёлов.

Пöчным миян ордö воис,

Козин вайис сумка тыр.

Ичöт Анялы гаж воссис,

Вомыс вöроддсис лунтыр.

Джодж тыр чача, акань сылöн,

Ворсö, немторсö оз кыв.

- Мый нö колö шуны, нылöй,

Мый нö колö,  кутшöм кыв?

« Аттьö» кывйыс нывлöн вунiс,

Мыйта кöть эз мамыс шу.

Ичöт Аня сöмын шуис:

- Мöдысь, бабуш, унджык вай!

ссылка на видеоролик: https://disk.yandex.ru/i/hu_hKTzKF2D27Q

                       3 .Няр Баля.     Авторская постановка. ( Ольга Коровина).

Дети выходят парами, расходятся на две линии, идут навстречу

друг другу, встречаются посередине, сначала говорят хозяева:

-Видза оланыд! (кланяются). 

Затем им отвечают гости:

-Видза оланыд!

Идут вперёд, улыбаются, общаются). Вдруг слышат громкий плач:

Гости удивляются:

- Кодi тайö?

Хозяева вздыхают:

-Тайö миян няр баля!

Выходит Капризуля, встаёт посередине.

1 гость: Няр  балялы,  няр  балялы,

              няр  балялы  вит кампет!

(Даёт капризуле корзинку с конфетами)

Капризуля считает: Этик, кык, куим, нёль, вит!

Сердится, топает ножкой:  Этша, этша! (отдаёт)

2 гость:Няр балялы, няр балялы,

             няр балялы- дас пряник.

Даёт Капризуле корзинку с пряниками.

Няр Баля (считает) : Этик, кык, куим, нёль, вит, квайт, сизим, кöкьямыс,

öкмыс, дас.

Сердится, топает ножкой: Ешо! Ешо! (отдаёт)

3 гость: Няр балялы, няр балялы, няр балялы мича чача!

Даёт Капризуле красивую игрушку.

Н. Б. сердится, топает ножкой:  Ичет, ичет! (отдаёт)

4 гость: Няр балялы, няр балялы, няр балялы ыджыд акань!

Даёт Н. Б. куклу.

Капризуля сердится, топает ножкой: Эм менам! (отдаёт).

Все вместе -  хозяева и гости говорят сердито:

Няр балялы, няр балялы,

няр балялы   кыз öгыр!

Капризуля (испуганно) Оз ков! Оз ков!

Сьылыштам частушкаяс?

Ставыс:: Сьылыштам  частушкаяс!                                  

 Частушки.

1.Шуда олöм  менам садйын,  сьолöм вылын быттьö райын.

   Группа ёна тöрмасьа, ёртьяскöд аддзыся.

2. Ок и сьокыд Мишлэн олöм, сьокыд олöм- вылöмыс!

  Ёна мыдзи сылöн мыш, группан пукавнысö дыш!

3. Миян Таня унаног, кужö воча шуны: « Ог»!

   А кор колö шуны: « Да», артме сэтшом сьекыда!

4. Гудöк ворсö, гудöк ворсö, рытпукалин корсье!

   Кöни гудöк, сöн и гаж,  сöн и щогсьыны- Шабаш!

ссылка на видеоролик: https://disk.yandex.ru/i/tUSd9eftx4UPvA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В РАБОТЕ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Анализ литературы выявил, что методическая работа в ДОО по реализации регионального компонента изучено недостаточно....

Сценарий Квест - игры народного праздника «Широкая Масленица» для детей дошкольного возраста и родителей

Цель: Приобщать детей дошкольного возраста к народным праздникам и  традициям, способствуя формированию коммуникативных отношений, социальной активности и приобщение их к физической культуре...

Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Дети сталкиваются с понятиями финансы с самого раннего возраста. Уже во второй ранней группе дети знают, что такое магазин, что игрушки и сладости покупают им в магазине. С удовольствием рассказывают,...

Сценарий квест - игры ко Дню матери для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий квест-игры ко Дню матери для детей старшего дошкольного возраста "Подарочки для любимой мамочки". Цель: объединение семей воспитанников; создание радостного настроения у детей и род...

Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. КАК ЛИСИЦА ЗАЙЧИШКУ ОБМАНУЛА. Возраст: 5-7 лет.

3. Содержание игры.Игра состоит из двух основных этапов: театрализованного представления и заданий квеста. Группа детей представляет собой единую команду. Столы сдвинуты так, чтобы все были едины и в ...