Сборник практического материла по коми региональному компоненту: сценарии сказок, игры, сценки на коми языке для детей дошкольного возраста.
методическая разработка
Сценарии, сценки, игры из опыта работы музыкального руководителя при приобщении детей дошкольного возраста к разговорной коми речи. Этот материал может быть полезен музыкальным руководителям детских садов, а также воспитателям детских дошкольных образовательных организаций и родителям ( законным представителям).
Скачать:
Предварительный просмотр:
В данный сборник вошли сказки, сценки, игры для детей дошкольного
возраста. Надеюсь, что это пригодится вам в вашей работе, коллеги!
- Войпук. (Посиделки).
«Самобытность каждого народа более всего состоит в обычаях, без которого народ есть образ без лица». В. Г. Белинский.
Музыкальный зал оформлен в народном стиле: на полах половички, в красном
углу - красивые полотенца, иконостас, стол, на нём самовар, утварь, в углу стоит печка, на столиках стоят корзинки с вязанием, на печке приготовлены
пимы для ремонта, рядом – скамейка, накрытая половичком.
Гостей встречает хозяйка - Анна тьöт ( Игнатова Галина Васильевна) с дочкой Машук ( Ачкасова Анна Сергеевна).
Анна тьöт: Чолöм, дона гöстьяс, пырöй, пырöй, гöститны!
Восп-ца: Видза оланныд, Анна тьöт да Машук! Ми локтiм гажöдчыны, сьылыштны да йöктышны!
Машук: Проходите, проходите, гости дорогие! Будем петь да плясать, вечерок коротать!
Дети заходят, рассаживаются на стульчики.
Анна – тьот: Гöстьяс чукöртчисны, колö сiдзко и сьылышны! Сьылыштам, челядь?
Машук: Споём, ребята? Как хорошо в гостях у хлебосольной хозяйки!
Дети и взрослые поют: Уна блин ми пожалам.
После этого хозяйка подходит к печке, на которой греется кошечка. Берёт её на руки и говорит детям: Тайо менам кань! ( гладит кошечку). Зэв мича да шань!
Поёт песню: Кань- один куплет на коми, второй – на русском языке.
- Еджыд уска, куньса синма,
Копыртöма юр.
Зумыштчöма, вомгорулас,
Канье мойдö: «Мурррр».
- С белыми усами, спящими глазами,
Кисонька лежит.
Хвостик свой поджала, опустив головку,
Песенку поёт. Муррррр!
Залетает Муха( ребёнок), начинает летать и зудеть!
Машук бегает за ней, пытается « прихлопнуть».
Анна- тьöт: Ок и дозöдас тайö гутыс миянöс! Чеччей, челядь, ворсыштам да вöтлам тайö гутсö!
Машук: Вставайте, ребята, поиграем и прогоним эту надоедливую Муху!
Дети встают в круг, играют в игру: Гут, гут, мено кут!
Сначала играет одна группа, потом вторая.
После этого дети садятся на места, Анна тьöт подходит к скамеечке,
Берёт пимы в руки, рассматривает их, к ней подходит Машук и спрашивает:
Машук: Что, пимы прохудились? Подшить надо?
Анна тьÖт: Тöлын нинöм абу бур пимиöсь. Пимы зэв шоныд! Колö дзоньтавны!
Машук: Конечно! Пимы у нас на севере – незаменимая вещь! Самая удобная обувь в зимние холода! И сейчас девочки 4 группы станцуют танец, который так и называется:
Северные пимы. – индивидуальный танец.
Анна тьот: Ме видзöда, тi унатор тöданныд и мича йöктанныд.. А кывбурьяс комион кужаныд лыддьыны?
Машук: Ребята, вы знаете стихи на коми языке?
Дети читают стих на коми языке.
Машук:( подходит к сугробику): Под кустом – снежный ком,
Или белый зайка? Ну и- ка, отгадай – ка!
Если ком, то на нём отчего бы ушки?
Значит: Зайка! Не ком, под заснеженным кустом
У лесной опушки. ( открывает покрывало, там зайчик)
Анна тьöт: (гладит зайчика, приговаривает) Кöч! Кöчилей! Кöсьян ворсны?
Коч: Да!
Подвижная игра: Кöч йöктö, йöктö! ( группы играют по очереди)
Входит Ёма, очень довольная, с полной тележкой продуктов, платьев, коробок.
Анна тьöт: ( пугается) Ой! Тайö жо Ёма – баба!
Ёма: Эн пов, Анна тьöт! Ме талун мелi да шань! Меным талун пенсия воис! Да ме став сьöмсö и видзи! Сарапаньяс ньöби, да кöмкот, да мича чунькутшьяс! ( хвастается обновками, колечками, туфельками, сарафанами).
Под музыку входит Кикимора.
Ёма – баба: ОО! Видза олан, подруга!
Кикимора: Видза олан муса подруга, Ёма – баба! ( обнимаются).
Ёма – баба показывает свои обновки и ей, хвастается.
Кикимора: ( качает головой): Став сьöмтö видзин? А деньгатö колин мынтыщнысö?
Газ, патера, да бисö öд колö мынтыны! Кыдз нö тöлысь чöж кöсьян овнысö? Мыйнö сейнысö кутан? Лекарствосö нö мый вылö небан? Автобуснас мунöмтö кыдьзи вештан?
Кикимора: А ме со коли сьöмсö: тайö сеян –юан вылö. Тайö-автобусын ветлöмысь да лекарство вылö. Газ, патера да биысь мынты со сiдзжö коли. Весиг козинъяс небны сьöмыс кольыштic. Еще колö сберкнижка вылö пуктыны, медым шойччыны ветлыны.
( откладывает в сторону), эту часть – на проезд в автобусе и на лекарства, эти денежки –чтобы заплатить за квартиру, свет и газ, а вот эти – можешь потратить на подарочки, игрушки, платья и колечки. А ещё надо оставить денежку, чтобы положить её на сберкнижку, чтобы накопить на отпуск.
Ссорятся, каждая доказывает свою правоту.
Машук: ( обращается к детям) Ребята! Бабушка Яга сегодня получила денежки, свою пенсию, и сразу всю её растратила. Не оставила денег ни на еду, ни на лекарства и на проезд в автобусе. А вот её подружка, Кикимора, распределила свои денежки, разделила на части, оставила на продукты, лекарства, проезд, конфеты, подарки, и отложила ещё на отпуск, чтобы поехать летом на море. Как вы считаете, кто из них прав? ( ответы детей).
Поняла, Бабушка Яга?
Ёма – баба грустит, опускает голову.
Б.Я. ( кивает головой). Поняла, всё поняла! Спасибо вам, ребята, объяснили мне, что нельзя сразу все деньги на развлечения и сладости тратить, что правильно денежками надо уметь распоряжаться, чтобы мне на всё хватало!
Анна тьÖт: ( подходит к ней, гладит и говорит) Эн шогав. АттьÖ кагаяслы, аттьÖ пÖдругалы, велÖдiсны сьÖмнас овнысÖ!
Анна тьÖт: Машук! ( зовёт) Но ко, сьылышт миянлы, нывка! Зэв жÖ тэ мича сьылан!
Просит Машу спеть песню.
Машук поёт песню: Родные места. муз. В. Мастеницы. слова: Г. Ермакова.
Анна тьÖт: Бура жÖ тi менÖ талун гажÖдынныд: сьылыныд да йÖктыныд! АттьÖ тiянлы, дона челядь! ВолÖй ешо гÖститны миян дорÖ. А Öнi воис кад колльÖдчыны. АддзысьлытÖдз, ёртьяс!
Машук: Спасибо вам , ребята, за ваши песни, танцы! Что повеселили нас от души на наших посиделках! Приходите ещё, мы вам будем очень рады!
Дети и воспитатель говорят: АддзьысьлытÖдз! ( прощаются и уходят из зала).
Ссылка на просмотр. https://disk.yandex.ru/i/se58VFFIIVs4lQ
- Игра « Гут» - для среднего дошкольного возраста.
Ворсом: Гут!
Правила игры | Дети стоят в кругу. В центре круга – ведущий. Он стрелкой выбирает Муху (гут). Читает считалочку: вариант 1. Öтик, кык, куим – сувт! Кодi тайö? Тайö гут! Вариант 2: Öтик, кык, куим – сувт! ( Имя ребёнка) Варя, Миша….лоас гут! На голову ребёнка надевается шапочка Мухи. Дети говорят хором: Гут, гут! Менö кут! После этого муха догоняет детей. До кого дотронется, тот садится на стульчик. Дети играют, пока звучит музыка. Как только музыка заканчивается, игра прекращается. |
Ход игры | Муз. рук. Кагаяс, кöсьянныд ворсыштны? Челядь шуöны: Кöсъям! Муз. рук. Гутсö ме бöрья! Муз. рук. бергöдчö, нюжöдö кисö, да шуö: Вариант 1. Öтик, кык, куим – сувт! Кодi тайö? Тайö гут! Вариант 2: Öтик, кык, куим – сувт! Варя ( Миша, Катя) миян лоас гут! Муз. рук. пасьтöдö кага вылас гутлысь шапка. Кагаяс шуöны: Гут, гут! Менö кут! Гут котралö да суöдö челядьöс. Кодöс кутасны, сiйö пуксьö лабич вылö. Ворсöны, кытчöдз сьыланыс оз кус. |
ссылка для просмотра: https://disk.yandex.ru/i/JUeGq3OR46K9xQ
- Танец – игра « Коч» - для старшего дошкольного возраста.
Ворсом: Коч йокто!
Правила игры | Дети стоят в кругу. В центре круга – Зайчик (Кöч). Дети идут по кругу хороводным шагом, взявшись за руки и поют коми народную детскую песню: «Кöч йöктö!» Зайчик выполняет все движения по тексту песни. В конце песенки дети просят зайчика их догнать. Заяц догоняет детей. Тот, кого он задел, садится на стульчик. Игра продолжается до тех пор, пока звучит музыка. |
Ход игры | Муз. рук. Кагаяс, кöсьянныд ворсыштны? Челядь шуöны: Кöсъям! Муз. рук: Ворсöмыс миян: «Кöч йöктö!» А кöнi миян кöчилеис? Öнi локтас! Кодкö торкöдчö öдзöсö. Муз. рук. Пыр, пыр, кöчилей! Пырö кöч. Муз. рук. Видза олан, кöчилей! Кöч: Видза оланныд! Муз. рук. Кагаяс ворсыштны кöсйöны! Кöч сувтö кытш шöрö. Кагаяс мунöны да ссьылöны: Кöч йöктö, йöктö! Мича табья кокнас! Вый тупыль юрнас, шабдi кудель бöжнас. Кöч йöктö, йöктö! Мича табья кокнас! Сьöд сэтöр синнас, ёсь йыла пиньнас! Кöчилей, йöктышт эттша, Кöчилей, йöктышт эттша, - челядь ворсöны кинас Гöгöр бокнад бергöдчы, кодöс колö тойышштлы! Кöч котралö да суöдö челядьöс. Кодöс кутас, сiйö пуксьö лабич вылö. Ворсöны, кытчöдз сьыланыс оз кус. |
ссылка на видеоролик: https://disk.yandex.ru/i/RBdce79q6h3Q5A
- Игра на коми народных музыкальных инструментах.
Зарисовка: Шор. ( Ручей). Автор: Коровина О. Е.
Олiс – вылiс шор. Сылöн зёльгöмыс ставыслы вайыс гаж. ( Кагаяс ворсöны зиль – зёль.)
Пуяс вылын шаргисны коръяс. ( Ворсöны шур – шар), чечалiсны лэбачъяс.
Пизькöдчис сизь. ( Ворсö тошкöдчан). Варов катшаяс котралiсны отарö-мöдарö ( ворсöны сярганъяс). Но воис тöв. ( ворсö сера палич). Шор йизьыс
да ланьтic….. Колис кад. И ёнаджыка заводитис югъявны шондi. ( ворсö чипсан). Ловзис и миян шор! (ворсöны зиль – зёль.) Шаргöны пуяс вылын
коръяс, найö бытьтöкö нуöдöны ас кости тэрмасьтöм сёрни.( Ворсöны шур – шар), Заводитисны сьывны да лэбавны отарö-мöдарö лэбачъяс. Тотшкöдчöны сизьяс. . ( Ворсö тошкöдчан). Уна тöдысь катшаяс кутiсны новлöдлыны выль юöр. ( ворсöны сярганьяс). Ставыс гöгöр садьмис,ловзис. Сы вöсна мый воис гажа тулыс!
5. Сказка на коми языке.
Дзизгысь – дзазгысь гут. Автор: Василий Лыткин, обработка: О. Коровина.
Висьталысь: Олiс – вöлiс гут. Вöлi тайö гутыс зэв мича да тшап.
Гут сьылö: Ме медся мича, медся тшап! Медся тшап! Медся тшап!
Кокöн топ и киöн тап, киöн тап !
Сарапанö менам мича! Менам мича! Менам мича!
Талун ме öд именича! Да! Да! Да!
Лэбалiс тайö гутыс, лэбалiс, лэбалiс и аддзис туй вылысь кöпейка.
Мунiс гут базар вылö. А сэнi мыйыс и абу! Нöбис гут самöвар, да чöскыд
чай и мунiс гортö. Пöжалис уна шаньга да блин и кутис виччысьны гöстьясöс.
Воисны гут дорö бобувьяс! Бобувьяс йöктöны.
Бобувьяс: Бур лун, муса пöдруга! Ми вайим тэд уна пöлöс дзоридзьяс!
Гут: Зэв ыджыд аттьö! Пуксöй пызан сайö!
Локтö тöрöкан:
Таракан: Бум, бум, барабан! Ме: виж мундира – тöрöкан!
Видза олан, мича гут! Тэныд козин вайи – кут!
Сетö гутлы козин.
Гут: Зэв ыджыд аттьö! Пуксьы пызан сайö!
Ссыланкыв: Волöй, гöстьяс, миянö!
Висьталысь: Брун да бран, да шур, да шар! Пузис ыджыд самöвар!
Гут: Юöй, сёöй чери нянь! Öнi пуктöй кисьыд пань!
Бобув! Муса чой! Шаньгаяcсö сёй!
Гöстьяс сёены да юöны.
Висьталысь: Рушку гöстьяслöн тыри! Ваыс самöварын быри!
Ставыс найö юысь рöдысь. Пукты самöвартö мöдысь!
Гут пуктö самöвар.
Звучит грозная музыка.
Висьталысь: Кыз рушкуа черань поссянь дзоргö зверöн. Гезйö другöс гартö,
Пемыд пельöсö гур – гар! Грымзiс, пöри самöвар!
Черань гартö гутсö, кыскö пельöсö.
Черань: Шурин, именича! Зэв öд тэ мича!
Волькыд тöнад юр! Яйид госа, бур!
Гут горзö: Мездöй менö шогысь! Мездöй, мездöй, мез!
Орöдöй кыз гез!
Висьталысь: Позьыс гаг чукар ёна! Юрыд быдöнлы öд дона!
Некод коньöрöс оз мезды!
Но! Кыськö вöрысь, удал, том, збой сьöлöма лэбзис ном!
Кияс кутö лэччыд чер!
Ном: Кытöн паськыд горша звер?!
Тыш.
Ном: Тэнö мездi черань помысь!
Тöнад талун праздник лун!
Ме сайö тö, гутö, мун!
Висьталысь: Став гöстьясыд воисны бöр! Весиг керкаö он тöр!
Ставыс ворсö, ставыс горзö:
Ставыс: Збодер ном, да мича гут! Сиям тиянлы бур шуд!
Висьталысь: Зымгö сапöг, грымгö кок! Талун вунöдлам ми шог!
Ызгö – бызгö лöдз:
Ставыс: Йöктам асылöдз!
Ссылка на видеоролик: https://cloud.mail.ru/stock/3362ux9CnunKv6c5UN4HssyB
5. Сценки на коми языке.
Унзiль Вась. Кывьясыс: Николай Тюрнин.
Алина: Шебрас улын куйлö Вась,
Гриша: Ог пö петав лунтыр тась.
Алина: Васюк, чеччыв! Шыдсö сёй!
Гриша: Ог ме вермы. Висьö сой!
Алина: Пиюк, гашкö, рокнас бурдан?!
Гриша: Ог! Ме пöссьыс сöмын турда!
Алина: Сiдзкö, йöвтор тэныд кисьта…
Гриша: Оз ков! Пиньöй бара письтас…
Алина: Мый нö сэсся мамлы пуны?! ( разводит руки в стороны)
Гриша: Он мöй вермы пилы шуны:( показывает ладошку раскрытую)
Гриша: Кампет дозъяд, Васюк, сун!
Вошас сэки менам ун!
Мама разводит руки в стороны, улыбается, обнимает сыночка, они кланяются и уходят.
Ссылка на видеоролик: https://disk.yandex.ru/i/DhFo_VMIVunBSw
2.Мудер нывка. Кывъясыс: В. Крылов, шыладыс: Марк Новосёлов.
Пöчным миян ордö воис,
Козин вайис сумка тыр.
Ичöт Анялы гаж воссис,
Вомыс вöроддсис лунтыр.
Джодж тыр чача, акань сылöн,
Ворсö, немторсö оз кыв.
- Мый нö колö шуны, нылöй,
Мый нö колö, кутшöм кыв?
« Аттьö» кывйыс нывлöн вунiс,
Мыйта кöть эз мамыс шу.
Ичöт Аня сöмын шуис:
- Мöдысь, бабуш, унджык вай!
ссылка на видеоролик: https://disk.yandex.ru/i/hu_hKTzKF2D27Q
3 .Няр Баля. Авторская постановка. ( Ольга Коровина).
Дети выходят парами, расходятся на две линии, идут навстречу
друг другу, встречаются посередине, сначала говорят хозяева:
-Видза оланыд! (кланяются).
Затем им отвечают гости:
-Видза оланыд!
Идут вперёд, улыбаются, общаются). Вдруг слышат громкий плач:
Гости удивляются:
- Кодi тайö?
Хозяева вздыхают:
-Тайö миян няр баля!
Выходит Капризуля, встаёт посередине.
1 гость: Няр балялы, няр балялы,
няр балялы вит кампет!
(Даёт капризуле корзинку с конфетами)
Капризуля считает: Этик, кык, куим, нёль, вит!
Сердится, топает ножкой: Этша, этша! (отдаёт)
2 гость:Няр балялы, няр балялы,
няр балялы- дас пряник.
Даёт Капризуле корзинку с пряниками.
Няр Баля (считает) : Этик, кык, куим, нёль, вит, квайт, сизим, кöкьямыс,
öкмыс, дас.
Сердится, топает ножкой: Ешо! Ешо! (отдаёт)
3 гость: Няр балялы, няр балялы, няр балялы мича чача!
Даёт Капризуле красивую игрушку.
Н. Б. сердится, топает ножкой: Ичет, ичет! (отдаёт)
4 гость: Няр балялы, няр балялы, няр балялы ыджыд акань!
Даёт Н. Б. куклу.
Капризуля сердится, топает ножкой: Эм менам! (отдаёт).
Все вместе - хозяева и гости говорят сердито:
Няр балялы, няр балялы,
няр балялы кыз öгыр!
Капризуля (испуганно) Оз ков! Оз ков!
Сьылыштам частушкаяс?
Ставыс:: Сьылыштам частушкаяс!
Частушки.
1.Шуда олöм менам садйын, сьолöм вылын быттьö райын.
Группа ёна тöрмасьа, ёртьяскöд аддзыся.
2. Ок и сьокыд Мишлэн олöм, сьокыд олöм- вылöмыс!
Ёна мыдзи сылöн мыш, группан пукавнысö дыш!
3. Миян Таня унаног, кужö воча шуны: « Ог»!
А кор колö шуны: « Да», артме сэтшом сьекыда!
4. Гудöк ворсö, гудöк ворсö, рытпукалин корсье!
Кöни гудöк, сöн и гаж, сöн и щогсьыны- Шабаш!
ссылка на видеоролик: https://disk.yandex.ru/i/tUSd9eftx4UPvA
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В РАБОТЕ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анализ литературы выявил, что методическая работа в ДОО по реализации регионального компонента изучено недостаточно....
Практический материал к коррекционной работе по развитию музыкальных способностей, проявлению эмоциональной внешней выразительности детей старшего дошкольного возраста
Представлены Задания,целью, которых являются выявление и развитие у детей внимания...
Планирование и содержание материала по коми региональному компоненту
Семинар для воспитателей....
Сценарий Квест - игры народного праздника «Широкая Масленица» для детей дошкольного возраста и родителей
Цель: Приобщать детей дошкольного возраста к народным праздникам и традициям, способствуя формированию коммуникативных отношений, социальной активности и приобщение их к физической культуре...
Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Дети сталкиваются с понятиями финансы с самого раннего возраста. Уже во второй ранней группе дети знают, что такое магазин, что игрушки и сладости покупают им в магазине. С удовольствием рассказывают,...
Сценарий квест - игры ко Дню матери для детей старшего дошкольного возраста.
Сценарий квест-игры ко Дню матери для детей старшего дошкольного возраста "Подарочки для любимой мамочки". Цель: объединение семей воспитанников; создание радостного настроения у детей и род...
Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. КАК ЛИСИЦА ЗАЙЧИШКУ ОБМАНУЛА. Возраст: 5-7 лет.
3. Содержание игры.Игра состоит из двух основных этапов: театрализованного представления и заданий квеста. Группа детей представляет собой единую команду. Столы сдвинуты так, чтобы все были едины и в ...