Практический материал к коррекционной работе по развитию музыкальных способностей, проявлению эмоциональной внешней выразительности детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Представлены Задания,

целью, которых являются выявление и развитие у детей внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskiymaterialpodiagnostike.docx80.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Практический материал к коррекционной работе по развитию музыкальных

способностей, проявлению эмоциональной внешней выразительности

детей старшего дошкольного возраста.

Восприятие музыки

Задания,

целью, которых являются выявление и развитие у детей внимания.

Задание 1.   «Будь внимателен!»

Цель: Быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

 Звучит «Марш» - Прокофьева - дети шагают.

 На слово «Зайчики» - дети должны начать прыгать,

 На слово «Лошадки» - выполняют прямой галоп  или бег «Цирковые лошадки»,

 на слово «Раки» - пятиться назад.

«Птицы» - бегать, раскинув руки в стороны.

 «Аист» - стоять на одной ноге.

Задание 2.   «Слушай звуки».

Цель: Развитие активного внимания.

а)  Если звучит клавиша нижнего регистра, - дети встают в позу «плакучей ивы»:/ ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу/.

На звук в верхнем регистре - дети встают в позу «тополя»: / пятки вместе, носки врозь, руки подняты вверх/.

б) Звук первой октавы - дети встают: пятки вместе, носки врозь, руки на боку.

Задание 3.   «Слушай хлопки».

Цель: Развитие активного внимания.

Звучит музыка «Погуляем» - муз. Раухвергера.

Один хлопок ведущего - дети принимают позу аиста: стоят на одной ноге, руки

в стороны.

Два хлопка: поза «лягушки»: приседают, пятки вместе, носки врозь, колени в

стороны, руки между ногами на полу.

Три хлопка: возобновляют спокойную ходьбу.

Задание 4.   «Канон».

Цель: Выявление волевого внимания.

1  вариант: муз. «Полянка» - р.н.м.

Дети по очереди должны выполнять следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий - приседает и встает и т.д.

2  вариант: муз. Ф. Бургмюллера «Кавалькада» /отрывок/.

Дети встают друг за другом, руки лежат на плечах впереди стоящего.

1  такт - поднимает правую руку первый ребенок.

2 такт - поднимает правую руку второй ребенок и т.д.

Когда правую руку поднимут все, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку.

Задание 5.   «Зеваки».

Цель: Выявление волевого внимания.

Участвующие идут друг за другом, держась за руки, под муз. Прокофьева «Ходит месяц над лугами». По сигналу ведущего останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение.

Задание 6. «Четыре стихии».

Цель: Выявления внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Участвующие сидят по кругу.

Слово «Земля» - руки у детей опускаются вниз.

            « Вода» - вытягиваются вперед.

            « Воздух» - поднимаются вверх.

Задание 7. «Слушаем тишину».

Цель: Тренируем слуховое внимание.

Ребенка просят закрыть глаза и говорят с ним едва слышным шепотом.

Ребенку задаются вопросы, на которые он отвечает тоже шепотом.

  • Какие звуки различать в комнате?
  • Откуда они доносятся?
  • Какие из них более громкие?
  • Какие едва слышны?
  • Какие звуки слышишь на улице?
  • Кто подал голос?
  • Какие звуки доносятся из соседнего помещения?
  •   Какие звуки понравились, а какие не очень?

Можно произвести специально некоторые шумы: скомкать лист бумаги, скрипнуть дверью, провести карандашом по стеклу и т.д. Если ребенок устал, необходимо поменяться с ним местами.

Задание 8. «Имена - 2».

Цель: Слуховое внимание.

Играющие сидят в кругу с закрытыми глазами. Свое имя должен назвать лишь

тот, возле которого ведущий хлопнул в ладоши, или топнул ногой, или ударил

в бубен, или произнес определенное слово, слог, например: «чик», «хлоп»...

Задание 9. «Имена - 3».

Цель: Развитие слухового внимания.

Играющие свободно ходят по комнате, каждый шепотом произносит свое имя. По условному сигналу, например звуку любого шумового музыкального инструмента участники игры должны сесть на свои места или присесть, или собраться у стены, окна, встать на одну ногу и замереть. Ходить при этом, чтобы было интересней, можно на пятках, на носках, на всей ступне.

Задание 10. «Часы».

Цель: Развитие слухового внимания.

Бьют часы на башне: бом - бом, бом - бом!

А настенные быстрей: тики - таки, тики - таки.

А карманные спешат: тики - тики - так, тики - тики - так!

      В игре участвуют педагог и ребенок.

Педагог произносит первую строчку, ребенок изображает бой часов. Бой часов на башне ребенок должен произнести долгими звуками. Затем длительности становятся более короткими /тики - таки/. Последняя строчка произносится четко, тиканье карманных часов выражается еще более короткими по продолжительности звуками.

Задание 11. «Будь внимателен».

Цель: Развитие слухового внимания.

Для проведения этой игры ребенок должен знать текст какой-либо песни. Задача участников игры, их может быть более 2,  вовремя вступить и пропеть свою фразу.

Например: педагог начинает: «В лесу родилась елочка». Ребенок следом подхватывает и поет следующую фразу без опоздания: «В лесу она росла».

Теперь очередь за педагогом или другим участником игры.

Задание 12. «Не опоздай».

Цель: Развитие слухового внимания.

Для игры можно использовать любой ударный музыкальный инструмент.

Педагог импровизирует несложный ритмический рисунок, ребенок хлопает в

ладоши во время паузы /остановки/. Таким образом, организуется ритмическая

игра, в которой роль ведущего в дальнейшем может взять на себя ребенок.

Ритм может быть разным.

Взрослый        Ребенок        Взрослый       Ребенок        Взрослый       Ребенок

1.                 хлопок                           хлопок                         хлопок

2.                 хлопок                           хлопок                         хлопок

3.                                   хлопок                                              хлопок

Задание 13. «Слушай фразу».

Цель: Развитие слухового внимания.

Ребенок знакомится с простой по строению мелодией. Окончание фраз выражено более долгими по продолжительности звуками. Ребенку дается задание прохлопать эти звуки, вовремя успев вступить, как бы "«поймать" ладошками концы музыкальных фраз. Таких музыкальных мелодий может быть подобрано большое количество.

Задание 14. «Самый ловкий наездник».

Цель: Развитие внимания и умения заканчивать движение вовремя.

      По залу в случайном порядке расставляются стулья. Наездники садятся на стулья лицом к спинке стула. Когда дети услышав музыку, все встают со стульев и начинают скакать по залу, подражая движению скачущих лошадок. В это время ведущий убирает стул или несколько стульев. С окончанием музыки дети должны сесть на стулья, лицом к спинке.

Оставшиеся без стула из игры выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется всего один стул для самого ловкого наездника.

Муз. Р. Шуман «Смелый наездник».

Задание 15. «Чья очередь».

Дети делятся на четыре подгруппы: зайчики, птички, лошадки, медвежатки. Для каждой подгруппы используется своя музыка, с которой дети предварительно познакомились. Педагог произвольно меняет музыкальное сопровождение. Играющие внимательно прислушиваются к звучанию и по музыке узнают свою «очередь» для начала движения. Как только меняется сопровождение, меняется группа. Предыдущая возвращается на свое место. В качестве сопровождения можно использовать ударные инструменты.

Задание 16. «Найди свой домик».

Для игры потребуется обручи и два различных по тембру инструмента. Дети занимают свои «домики». Под звучание бубна легко двигаются врассыпную. Как

только меняется тембр инструмента, подбегают к педагогу и стоят около него, ожидая окончания звучания. Одновременно произносят следующий текст:

1-2-3, домик свой найди

1 - 2 - 3, домик свой найди.

1-2-3 тихо постою

1-2-3 домик свой найду.

В то время, когда произносится текст, второй педагог меняет местами «Домики». В окончании текста дети стремятся занять место в своих домиках. Выигрывают самые быстрые и ловкие.

Примечание: Игра может проводиться под музыкальное сопровождение, в этом случае подбирается легкая подвижная музыка на 1 часть игры, на 2 часть музыка меняется.

Задания,

способствующие развитию у детей умения определять характер музыки.

"Прогулка"

Цель: Различать спокойный и бодрый характер музыки.

Муз. Материал: "А я по лугу "- р.н.м., "Марш"- Гуно.

1.   Дети, разделенные на 2 подгруппы сидят полукругом около инструмента. При исполнении муз. Произведения спокойного характера, дети 1 подгруппы должны хлопать руками по коленям. При исполнении "Марша" дети 2 подгруппы хлопают в ладоши. Произведения исполняются несколько раз в разной последовательности.

2.   Дети делятся на 2 команды. Под спокойную музыку гуляют простым хороводным шагом, дети 1-ой команды (с окончанием звучания, остаются на месте). Под бодрую - маршируют дети 2-ой подгруппы.  Произведения исполняются несколько раз в разной последовательности. С окончанием звучания соревнуются в ловкости: кто скорее займет свое место.

3.   Дети стоят в двух кругах. Под музыку бодрого характера дети одного круга маршируют. Под музыку спокойного характера хороводным шагом   идут дети другого круга. Исполнение муз. Произведений варьируется.

"Снеговики и снежинки"

Цель: Различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.

Муз. Материал: Старинный русский вальс.

« Школьная полька» - Островский.

1 вариант: Дети разделены на 2 группы. Под музыку вальса  дети одной

группы «снежинки» - плавно вращают кистями рук. Под музыку польки дети второй группы «снеговики» хлопают в ладоши. Произведения исполняются 6-8 раз в разной последовательности. По желанию победителей исполняется любая песня или игра зимней тематики.

2вариант: «Снеговики» и «снежинки» сидят на стульях у противоположных стен зала. При звучании польки, в зале двигаются шагом польки «снеговики». Во время звучания вальса - бегают, плавно кружась "снежинки". Произведения исполняются 6-8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания музыки «снеговики» ловят «снежинок».

"Медведь, лиса и заяц".

Цель: Различать регистр и характер музыки.

Муз. Материал: «Медведь» - Ребикова.

«Лиса крадется» - Тиличеевой. «Зайчиха» - Тиличеевой.

Дети сидят за столами, поставленными в 3 ряда. Это команды: «Зайчик», «Мишка», «Лисичка». Детям раздаются карточки с изображением животных, соответствующих названию команды. Педагог предлагает внимательно слушать музыку и поднимать карточку, соответствующую звучащему регистру или характеру музыки. Произведения исполняются несколько раз в разной последовательности. По желанию победителей исполняются любая песня о животных.

(см. сб. "Большой хоровод" - Зимина)

"Мы из мультфильмов"

Цель: Различать характер музыки.

Муз. - дид. материал: «Марш» -Тиличеевой

                                      «Монгольская песенка» - Глиэра

                                      «Звонкая песня» - Негго.

          В отдалении друг от друга на стульях сидят куклы. Дети делятся на 3 команды: «Буратино», «Чебурашка», «Красная Шапочка» и группируются около соответствующих игрушек. Дети соревнуются в умении слушать музыку и передавать ее характер в движении. Когда звучит фрагмент торжественного марша - марширует команда «Буратино», когда звучит «Монгольская песенка» начинает движение команда «Красная шапочка», а когда звучит спокойная музыка - идет команда «Чебурашка». Каждый из членов команды должен оставаться на том месте, где его застала смена движения, а не бежать к стулу с игрушкой. Марши исполняются в разной последовательности. В конце проводится соревнование «Кто скорее соберется у своей игрушки».

«Разноцветные клоуны».

Цель: Совершенствовать умение различать жанр и характер музыкального произведения.

Муз. -дид. материал: «Марш» -Ж. Визе

                                    «Галоп» - Красева

                                    «Чешская народная полька».

           В разных местах зала лежат три обруча желтого, зеленого и красного цвета. Дети делятся на 3 команды, в колпачках, соответствующих цвету обруча, встают вокруг него. Педагог предлагает под звуки марша маршировать по комнате клоунам в красных колпачках, под звуки плясовой мелодии, танцевать в пространстве комнаты клоунам в желтых колпачках, а на звуки галопа скакать, перемещаясь по комнате, клоунам в зеленых колпачках. Мелодии исполняются в разной последовательности. По окончании звучания каждая команда выстраивается около своего обруча. Победитель, тот, кто скорее и красивее это исполнил.

«В лесу».

Цель: Различать регистр и характер музыки.

Муз. -дид. материал: Грамзапись: «Медведи»,

                                                          «Зайчики»,

                                                           «Птички».

     Дети сидят за столами, поставленными в 3 ряда. За каждым столом находятся двое детей - старшего и младшего возраста. Им выдается одна фигурка, изображающая зверя или птицу. Первый ряд получает фигурки медведей, второй ряд - зайцев, третий - птиц.

Педагог: - Сейчас мы будем играть в игру: «В лесу». Живут в нем разные звери и птицы. Среди этих зверей есть большой и неуклюжий медведь. Он громко рычит и любит низкие звуки. Вот такие /играет/. А зайчик - маленький и ловкий. Он любит прыгать легко, ему нравятся средние по высоте звуки. Послушайте их: /играет/.

Птички певчие с дерева на дерево летают, нежными, высокими голосами поют: Послушайте, /исполняет мелодию на высоких звуках/.

Перед вами фигурки зверей и птиц - по одной на двоих, чтобы старший помогал младшему музыку слушать, а вместе они помогли бы зверюшкам плясать. птичкам летать, когда будет звучать той высоты, которая им нравится. Педагог включает грамзапись. Дети изображают движения зверей покачиванием, постукиванием фигурок о стол, проведением руки с изображением птички над столом. В конце игры педагог отмечает тот ряд, дети которого не ошибались в выполнении заданий, затем все слушают в грамзаписи произведения, соответствующее образу того животного, которого «изображали» победители игры.

«Козлята и волк».

Цель: Различать форму, характер, средства выразительности.

Муз. - дид. материал: «Волк» -Ломовой

                                     « Козлята» -Ломовой.

        Выбирается ребенок старшего возраста на роль «волка», остальные дети «козлята». Педагог предлагает детям послушать музыку, характеризущую образы козлят и волка. Затем предлагает детям внимательно слушать: как только зазвучит музыка бодрая, легкая, отрывистая - «козлята» должны прыгать и скакать по «полянке», а как только зазвучит музыка бодрая, но суровая, выскочит на «полянку» и «волк», и будет двигаться широкими прыжками. Козлята же должны убегать с полянки, как только появится волк. Педагог исполняет музыку, характеризующую образы волка и козлят не однократно, в разной последовательности. Игровое упражнение проводится до тех пор, пока в роли волка не побывают все дети старшего возраста.

Игры - упражнения, способствующие развитию у детей умения

определять жанр музыкального произведения.

 «Забавные куклы».

Муз. -дид. материал: «Колыбельная» - Римский-Корсаков

                                    « Французский марш».

                                    « Из-под дуба» - р.н.м.

     Несколько детей сидят за столами. В руках у них куклы. Педагог говорит детям, что их куклы очень забавны, - они умеют внимательно слушать музыку и маршировать, плясать или засыпать, в зависимости от того, какое произведение звучит. Предлагает детям также внимательно слушать музыку и помогать куклам, выполнить задание. Затем педагог несколько раз исполняет произведения в разной последовательности. Внимательно следит за тем, своевременно ли начинает тот или иной ребенок действие, соответствующие характеру и.эмоциональному содержанию звучащего произведения. В конце игры педагог отмечает детей, куклы которых не ошиблись в действиях. По желанию победителя проводится игра или пляска с куклами.

«Волшебные картинки».

        Дети сидят за столом в три ряда. Перед каждым лежат три картинки с изображением марширующих детей, поющих и танцующих. Педагог: Мы будем играть в игру: узнавать музыкальные жанры, соревноваться, кто лучше слушает музыку. Я буду проигрывать произведения сначала подряд, а затем в разной последовательности. Перед Вами на столах лежат три картинки. Они не простые, а волшебные. Они помогут Вам правильно определить жанр музыкального произведения: марша, пляски и песни. Посмотрите на них внимательно. Увидели, что на них изображено? Сейчас я поставлю пластинку, а вы внимательно слушайте. Если догадаетесь, к какому жанру относится музыка, поднимите соответствующую картину. Тот ряд, дети которого меньше ошибались, получают флажок.

«Слушай внимательно».

1.   Дети сидят за столами. Перед каждым карточка с изображением танцующих пар или персонажи сказок и по три фишки.

Дети слушают танцевальную музыку, угадывают ее и закрывают в карточке соответствующую картинку фишкой. Если это вальс - картинку с кружащейся девочкой, полька - картинку с танцующей парой, пляска - с изображением хоровода, характерный танец - картинку с изображением персонажа.

2.   При звуках вальса - дети танцуют, перемещаясь по всей комнате / танцует команда «Мальвина».

«Полька» - команда «Буратино».

«Характерный танец» - Зайчики»

«Бальный танец» - «Чебурашка»

«Русская народная пляска» -танцуют «Матрешки».

 Примечание: Предварительно дети делятся на 5 команд.

 Муз. -дид. материал: «Вальс» - Аренского,  «Полька» - Кюи,  Русская народная пляска,

  «Заинька» - р.н.м., «Чебурашка» бальный танец - Шаинский.

«Разноцветные клоуны».

Цель: Совершенствовать умение различать жанр.

(см. Задания, способствующие развитию у детей умения определять характер музыки).

«Что делают в домике».

/см.сб. «Муз. - дид. Игры - Кононовой/.

Игры, способствующие развитию у детей умения определять форму музыкального произведения.

«Во поле береза стояла».

Цель: Научить различать двухчастную форму произведения.

Муз. - дид. материал: «Во поле береза стояла» - р.н.м.

Игровые пособия: Два плоскостных изображения березки в летнем и осеннем

лесу.

Дети располагаются в 2 круга возле березок. Педагог отмечает, что куплет состоит из запева и припева. Предлагает соревнование: кто точнее отличит части песни. На запев дети двигаются плавным, хороводным шагом /стоящие около березки в летнем уборе/. На припев идут дети, стоящие вокруг березки в осеннем уборе. Мелодия исполняется на металлофоне без пения, поэтому педагог имеет возможность несколько раз подряд исполнять мелодию запева, то припева. В конце игры отмечает отличившихся детей, можно провести хоровод «Во поле береза стояла».

«Козлята и волк».

/см. Задания, способствующие развитию умений определять характер музыки/.

«Определи форму».

/см. Задания, способствующие развитию творчества в воображении музыки/.

Задания, способствующие развитию у детей умения различать музыкальные средства выразительности.

Игры для развития звуковысотного слуха.

 Музыкальное лото.

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки - ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

Ход игры. Ребенок - ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты -кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Ступеньки.

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок - ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

В игре участвует несколько детей.

Угадай колокольчик.

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.

Ход игры. Ребенок - ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок - на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый - на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый - на верхней, если звенит маленький колокольчик.

Играют несколько детей. Игра проводится во вторую половину дня.

Примечание. Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки - ноты на трех линейках.

Повтори звуки.

Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - "дан", зеленый - "дон", желтый - "динь"; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.

Ход игры. Воспитатель - ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: "Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его "дан", он звучит так (поет do

первой октавы): дан - дан - дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его "дон", он звучит так (поет ми первой октавы): дон - дон - дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его "динь", и звучит он так (поет соль первой октавы): динь - динь - динь". Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет "динь - динь - динь" (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

Найди нужный колокольчик.

Игровой материал. Пять наборов по типу "Валдай".

Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Три поросенка.

Игровой материал. На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф - Нуф в синей шапочке, Наф - Наф в красной шапочке, Ниф- Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой фа первой октавы нарисована мордочка поросенка, в синей шапочке - Нуф - Нуфа,   под пластинкой ля первой октавы - поросенок в красной шапочке - Наф - Наф, под пластинкой do второй октавы - поросенок в желтой шапочке - Ниф - Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. 8-12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. "Посмотрите, дети, какой красивый дом, - говорит воспитатель. - Живут в нем знакомые вам поросята Нуф - Нуф, Наф - Наф, Ниф - Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы споете так, как поют они. У Ниф

-  Нифа самый высокий голос: "Я Ниф - Ниф" (поет и играет на пластинке до второй октавы). У Нуф - Нуфа самый низкий голос (поет и играет на пластинке фа первой октавы). У Наф - Нафа немного повыше" (поет и играет на пластинке ля первой октавы). Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в следующим. Дети по очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросенок, например, в желтой шапочке. Ребенок должен спеть: "Я

Ниф - Ниф" - на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением желтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. Если ребенок затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.

Игра проводится в свободное от занятий время и на музыкальном занятии (без раздачи карточек).

Игры для развития тембрового слуха.

 Определи инструмент.

Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянные ложки.

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время.

На чем играю?

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры. Детям раздают по несколько карточек (3 -4). Ребенок - ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4 - 6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4 -6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4 - 6 маленьких.

Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

Слушаем внимательно.

Игровой материал. Проигрыватель с пластинками инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).

Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе.

Игра проводится на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга.

Музыкальные загадки.

Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок - ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Игры для развития диатонического слуха.

Громко - тихо запоем.

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все, дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игру можно провести как развлечение.

Колобок.

Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ход игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

«Укатился колобок, колобок - румяный бок,

Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи

И по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любимую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурке, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко -громко.

Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время.

Найди щенка.

Игровой материал. Игровое поле, щенок, 2 -3 небольших бочонка, молоточек с матрешкой на конце.

Ход игры. Дети договариваются, в какую из бочек они спрячут щенка, и зовут водящего:

«Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку, Во дворе их много так, не найти его никак. Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи, Мы не будем помогать, будем песню запевать».

Далее игра проводится так же, как и предыдущая.

 

Творческие задания на восприятие музыки.

 «Рисую музыку».

Необходимо прослушать любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности.

Это могут быть произведения западных классиков: Вивальди «Времена года»

                                                                                        К. Сен-Сане «Карнавал животных»

 Русских и советских классиков: Н.А. Римский-Корсаков

                                                        П.И. Чайковский

                                                        Д. Б. Кабалевский

                                                        С.С. Прокофьев

                                                        И. Мусоргский

       Проанализировать с детьми, каким был характер музыки в начале, менялся ли он? Отрывистые или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части? Как закончилось произведение - так же, или по-другому? Какие настроения и переживания оно разбудило?

Затем предложить ребенку передать свои впечатления каким-либо рисунком. Ребенок рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Можно сделать аппликацию, коллаж, слепить что-нибудь. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может просто орнамент или цветовая композиция - это неважно. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные флейты.

 

«Определи форму».

       Музыкальной формой называется строение, конструкция, соотношение частей внутри музыкального произведения. Основной принцип построения любой музыкальной пьесы или крупного сочинения - повторность. Радиус действия повторности очень широк: могут повторяться мотивы, темы, фразы, части музыкальных произведений. Чтобы определить форму, необходимо внимательно вслушаться в исполняемую музыку и обращать внимание на встречающиеся в ней повторения.

Одночастную форму произведения можно изобразить графически –

 Если произведение содержит разные по характеру темы, то про эту   музыку говорят, что она написана в двухчастной форме. Графически это   может выглядеть следующим образом:

Если звучит сначала одна тема, затем музыка меняется, и потом мы слышим, что она исполняется так же, как в начале - относим это произведение к трехчастной форме:

Необходимо прослушать с детьми какое-либо произведение и определить, какая из трех схем соответствует этой форме?

 

«Подбери инструмент».

     Исполнить с детьми любую знакомую песенку, положить перед ними несколько музыкальных инструментов: треугольник, металлофон, дудочку и т.д. Предложить украсить песню, сопроводив каждый куплет звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру и содержанию куплета.

«Нарисуй песню».

Попросить передать содержание любимой песни при помощи рисунка, предварительно выяснив, почему она больше всего нравится?

«Какую линию выбрать».

Педагог' предлагает ребенку чистый лист бумаги и фломастеры. Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные, под медленную и спокойную мелодию; прямые, изогнутые - под решительную; прерывистые -под легкую, отрывистую звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

«Музыка для игрушки».

Перед ребенком разложены имеющиеся у него игрушки /тигренок, ежик, кошка, кукла, собака и ..../

Педагог включает грамзапись /можно исполнить на ф-но/. Ориентируясь на характер звучания /нежный, медленный или быстрый, стремительный/, ребенок подбирает игрушку. Сделав выбор, он должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.

Исполнительство

Пение

ПЕСЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ   ГОЛОСА    И

МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА.

«В школу»

Муз. Е.Тиличеевой.

Цель: Закрепить умение детей различать долгие и короткие звуки; отмечать

длительности движением руки. Точно интонировать мелодию.

«Бубенчики».

Муз. Е.Тиличеевой.

Цель: Учить различать высокий, средний, низкий звук в пределах квинты. Чисто интонировать, попевая мелодию, на основе мажорного трезвучия. Равивать ладотональный слух. Учить находить самостоятельно нижний звук от верхнего, среднего и т.д.

«Цирковые собачки».

Муз. Е.Тиличеевой.

Цель: Закреплять умения детей слышать постепенное движение мелодии вверх и вниз. Петь, чисто интонируя, сопровождая пение движением руки вверх, вниз. Учить точно, попадать на первый звук.

«Музыкальное эхо».

Муз. М. Андреевой

Цель: Упражнять детей в чистом интонировании малой терции вниз и чистой

кварты вверх, с музыкальным сопровождением и без него.

«Вальс».

Муз. Е.Тиличеевой.

Цель: Вырабатывать у детей кантиленность в пении, способствовать развитию дыхания и музыкального слуха. Добиваться легкости звучания, развивать подвижность языка, используя работу со слогом «ля».

«Горошина».

Муз. В. Карасевой

Цель: Продолжать учить детей различать и самостоятельно определять направление мелодии. Слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки в начале песни. Упражнять в чистом интонировании постепенного и скачкообразного движения мелодии. Учить петь выразительно, передавая игровой, шутливый характер песни.

«Дроздок».

Муз. Д. Левкодимова

Цель: Упражнять детей в чистом интонировании постепенного движения мелодии вниз. Слышать повторяющиеся звуки. Петь не очень скоро, естественным звуком.

«Лиса по лесу ходила».

Муз. Т. Попатенко

Цель: Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость на русскую народную

прибаутку. Упражнять в чистом пропевании 6.2 и ч.5.

«Украл котик клубочек».

Муз. р.н.м.

Цель: Учить правильно, произносить гласные о, у, а, петь легко, без крика. Упражнять в чистом интонировании б.З вниз, 6.2 и м.2 вниз, ч.4 вверх. (Песенные упражнения см. «Учите детей петь» для 6-7 лет).

«Пой чисто».

1.   Исполнение песен, разучиваемых на занятиях на слог: «ля», «ду - ду». «тили - тили».

2.   Исполнение песен по цепочке.

3.   Пение по рядам /элемент соревнования/.

4.   Пение знакомых песен, транспонируя мелодию на полтона выше, ниже.

Музыкально ритмические

движения

Упражнения, способствующие развитию у детей чувства ритма.

1.   Прохлопывание и прохождение заданного ритма хлопками и шагами.

2.   Прохлопывание ритмического рисунка по очереди (по цепочке) - каждому достается какая-либо длительность соответственно последовательности их чередования в мелодии.

3.   Пройти шагами знакомый ритмический рисунок с частичным или полным выключением музыкального сопровождения (пропеть мелодию про себя).

4.   «Записывать» ритмические рисунки условными знаками.

5.   Применять в упражнениях прием «Эхо». : Педагог или ребенок прохлопывает придуманный ритмический рисунок - дети все вместе или по одному его повторяют (возможно, использование детских музыкальных инструментов).

6.   Подобрать музыкальные примеры или песни (лучше всего народные), где ритм двух фраз все время повторяется. Дети прослушивают первую фразу, (она звучит на форте), вторую - дети проходят шагами или тихо прохлопывают. Такое «Эхо» может исполняться с музыкальным сопровождением или без него.

«Во поле береза стояла». «Во саду ли в огороде». «Пойду ль, выйду ль я».

7.   Узнавать знакомые песни по ритмическому рисунку, исполненному без музыкального сопровождения педагогом. При этом необходимо изменять двигательные задания:

по подгруппам,

индивидуально,

мальчики и девочки,

в кругах,

парами,

шеренгах,

цепочках.

Также полезно внести элемент соревнования.

"Всадники". Муз. Витлина.

Цель: Самостоятельно создавать музыкально - двигательный образ под музыку с ярким ритмическим рисунком, развивать четкость и ритмичность.

"Вертушки". Муз. Я. Степового

Цель: правильно и ритмично двигаться пружинящим шагом, кружиться в парах, чувствовать смену частей музыки.

"Попляшем и потопаем". Муз. Гольденвейзера.

Цель: Исполнять простейшие элементы русской пляски ритмично и синхронно,

чувствовать сильную долю такта.

«Три притопа». Муз. Александровой.

Цель: Учить начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыкальной фразы. Исполнять ритмический рисунок мелодии.

«Передача платочка» муз. Ломовой

Цель: Развивать плавность и ритмическую четкость движения, самостоятельно находить движения, отвечающие характеру музыки.

«Поднимай флажок» муз. Ломовой

Цель: Передавать в движении яркие акценты и динамические изменения в музыке.

«Веселые ножки» муз. р.н.м.

Цель: Развивать четкость и ритмичность движений голеностопного сустава.

«Выварачивание круга» венгерская нар.мел.

Цель: Развивать ритмичность движений, учить передавать акценты в музыке.

«Прыгаем через лужи», венгерская нар.мел.

Цель: Развивать ритмическую четкость, ощущение фразы, отмечая ее окончание прыжком.

«Цирковые собачки» муз. Красева

Цель: Создавать игровой образ в соответствии с характером музыки, отмеченной разнообразными яркими акцентами.

«Мячики» муз. Шитте

Цель: Передавать прыжками энергичный характер музыки с ярким ритмическим рисунком.

«Упражнения с мячом».

Цель: Развитие ритмической четкости движений.

а) Передача мяча - моравская мелодия

б) Игра с мячом - Майкапар

в)  Подбрасывание мяча - Ломовой

г)  Игра мячом парами - Шуберт

д)  Подбрасывать мяч низко, высоко - Капетис.

ТВОРЧЕСТВО

Песенное

Задания и упражнения способствующие развитию песенного

творчества.

Театрально - игровое и танцевальное творчество

Творческие задания, используемые в танцевальных движениях и театрально - игровой деятельности.

«TAHEЦ  РОЗЫ»

Под красивую мелодию (использовать грамзапись, собственный мотив) исполняется танец удивительного прекрасного цветка - розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил прекрасную розу». Ребенок застывает в любой позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза «застывшей», замерзшей розы.

«КТО ЛУЧШЕ?»

Игра развивает воображение и творчество в движениях.

Предложить ребенку придумать танец под хорошо знакомую мелодию. Это может быть, как, например «Волшебник - недоучка» или «Жил да был один король», либо что-нибудь более мелодичное и спокойное. Характер движений в любом случае должен соответствовать звучащей музыке. Можно организовать соревнования между детьми: чей танец получится лучше, чьи движения окажутся интереснее и выразительнее.

«ВДОЛЬ ПО БЕРЕЖКУ»

Выразительно, нараспев прочесть ребенку стихотворение:

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

 Белым крылышком помахивает,

 Со крыла водичку стряхивает.

Вдоль по бережку молодчик идет;

Выше бережка головушку несет,

Сапожком своим постукивает,

Да по пяточкам постукивает.

Ребенок должен выразить содержание этого стихотворения в движении.

«ОТГАДАЙ КТО МЫ?»

    Выбирается ведущий. Ему сообщается, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-нибудь предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.

    Движениями дети показывают, во что они превратились (например, слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т.д.), а ведущий отгадывает и, отгадав, расколдовывает.

«ПРЕВРАЩЕНИЯ»

   Под музыку Шумана «Смелый наездник» ребенок превращается во всадника. Он скачет на коне.

Я горжусь своим конем,

 он летит как ветер,

Обгоняю я на нем

всех коней, на свете.

«ОБЕЗЬЯНКА»

     Ребенку предлагается стать обезьянкой или зеркалом и повторять всет что делает педагог: он шагает и обезьянка шагает, поднимает руки и обезьянка тоже.

     Игровое упражнение можно делать в паре. Зрители наблюдают и оценивают «правильно-неправильно», «успевает обезьянка или не успевает».

      Можно видоизменить задание путем его усложнения от повторения отдельных движений и действий к сложной их последовательности.

      Играющие могут меняться ролями, когда правила игры, становятся понятны ребенку. В обезьянку или зеркало превращается взрослый. Смена ролей активизирует творческое воображение ребенка.

«КТО Я?»

    Игру можно проводить с детьми любого возраста. Она не требует специальной подготовки: играть можно также и на прогулке.

    Педагог или кто-либо из детей жестом, мимикой, звуком изображают что-то или кого-то, например: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, цыпленка-табака, морскую свинку, доброго волшебника, муху-цокотуху, самовар - это зависит от выдумки играющего. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался то, что изображалось.

 

«У ЗЕРКАЛА»

Предложить детям ролевую гимнастику у зеркала,

Нахмуриться, как:   король,

                                  Ребенок, у которого отняли игрушку,

                                  Человек, скрывающий улыбку.

Улыбнуться, как:    Вежливый японец,

                                 Собака своему хозяину,

                                 Мать младенцу,

                                 Младенец матери,

                                 Кот на солнце.

Сесть, как:             Пчела на цветок,

                                Наказанный Буратино,

                                Обиженная собака,

                                Обезьянка, изображающая Вас,

                                Поросенок на кактусе,

                                Наездник на лошади,

                                Невеста на свадьбе.

«ИГРА С ПЛАТКОМ»

Игра развивает воображение, выразительность движений, артистизм. Предложить ребенку платок или шарф. Попросить с помощью платка, движений, мимики изобразить:

Бабочку

 Лису Принцессу

Волшебника

Бабушку

Фокусника

Больного с зубной болью.

«ПОПРОБУЙ, УГАДАЙ!»

     Игра развивает воображение, внимание, быстроту реакции. Играющие садятся в круг (можно стоя в кругу). Из них выбирают «управитель» и «гость». «Гость» выходит из комнаты. «Управитель» назначается так, чтобы гость не знал, кто выполняет эту роль.

По правилам игры все участники повторяют за управителем те движения, которые он им показывает. «Гость», войдя в комнату и внимательно наблюдая за играющими, должен догадаться, кто же является «управителем».

Движения могут быть самыми разными: от простых хлопков до любых танцевальных. Главное, чтобы гость не заметил, кто из играющих является ведущим, т.е. «управителем».

«ЛИСИЧКА ПОДСЛУШИВАЕТ»

Игра для развития выразительности, воображения, передачи эмоциональных различных состояний.

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения: Голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.

Поза -  Ногу выставить вперед, корпус тела слегка наклонить вперед.

«ЧТО ТАМ ПРОИСХОДИТ?»

Развивает выразительность, воображение, эмоции.

Мальчики стояли в тесном кружке, и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?» - подумала она, но поближе подойти не решилась.

Выразительные движения: Голову поворачивать в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.

Поза: Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

«КУЗНЕЧИК»

Развивает выразительность движений, воображение, эмоции.

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

 Выразительные движения: Шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступая на пальцы.

«ЛЮБОПЫТНЫЙ»

Задачи те же.

По улице шел мужчина и нес в руках спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки «прилип» к прохожему: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша, пошел к своему дому.

«ВОЖАТЫЙ УДИВИЛСЯ»

Развивает выразительность движений, воображение, эмоции, мимики. Педагог читает отрывок из стихотворения С.Маршака «Рассеянный с улицы Бассеянной.»

Однажды на трамвае он ехал на вокзал

И, двери открывая, вожатому сказал:

Глубокоуважаемый Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало мне надо выходить,

Нельзя ли у трамвая вокзал остановить?

Вожатый удивился -трамвай остановился.

 Вот какой рассеянный с улицы Бассеяной.

Выбирается ребенок на роль вожатого. К нему со странной просьбой обращается человек рассеянный с улицы Бассеяной.

Поза: Ребенок смотрит на говорящего, руки бессильно падают вниз или одна рука прикрывает рот, как с целью сдержать восклицание.

Мимика: Брови и верхние веки приподнимаются.

«ВКУСНЫЕ КОНФЕТЫ»

Развивает выразительность движений, воображение, эмоции, мимику.

У девочки в руках воображаемый кулек /коробка/ с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

 Мимика: Жевательные движения, улыбка.

«ЛЮБЯЩИЕ РОДИТЕЛИ»

Выразительность движений, воображение.

Мама - медведица и папа - медведь укачивают своего любимого сыночка.

Сначала мама- медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа- медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже немного покачивается. Мама - медведица передает медвежонка папе. Теперь папа - медведь качает малыша, а мама- медведица глядит на обоих ласково, с любовью.

Выразительные движения: Сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под напев колыбельной вправо-влево, на лице улыбка.

«ДВА КЛОУНА»

Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами падают. Им немножко грустно, они сидят на полу и качают головами. Успокоившись, колуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.

Выразительные движения: Голову откинуть, рот широко открыть, губы растянуть улыбкой, брови приподнять, глаза слегка прищурить.

«НОВАЯ КУКЛА»

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывая всем желанный подарок, прижимая ее к себе и снова кружится.

«ПОСЛЕ ДОЖДЯ»

Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

«ЛАСКА»

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

«ЦВЕТОК»

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - вверх - цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

 Мимика:_Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

«ТИШЕ!»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они, то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Этюд сопровождается музыкой Берлина «Спящий котенок».

Выразительные движения: Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови идут вверх.

«ИГРА В СНЕЖКИ»

Зима. Дети играют в саду в снежки. Музыка: Г.Струве «Веселая горка»

Выразительные движения: Нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резкими короткими движениями, широко раскрывая пальцы.

«ИГРА С КАМУШКАМИ»

Дети гуляют по берегу моря. Они, то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети, то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

Муз. Т.Ломовой «На берегу».

«ЗОЛОТЫЕ КАПЕЛЬКИ»

Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь.

Муз. Христова «Золотые капельки»

Выразительные движения: Голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

«ЧУНГА-ЧАНГА»

Путешественник пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова - маленькие чернокожие дети. На мальчиках и девочках были одеты пестрые юбочки, на ногах и руках звенели браслеты с колокольчиками, в ушах были круглые серьги, на шее бусы в волосах красивые перья.

С веселой улыбкой они танцевали под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга». Путешественник решит остаться на этом острове.

Выразительные движения: Самостоятельно использовать танцевальные движения, передавать в движении настроение музыки.

«ПЕРВЫЙ СНЕГ»

Наступила зима. Все покрыто белым-белым снегом.

Утром глянул я чуть свет:

Двор по-зимнему одет.

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй, смотрите, чудеса -

Опустились небеса!

Было облако над нами,

Оказалось под ногами.                (Гунули)

В саду стало чисто, просторно, красиво. Можно идти гулять. Скорее, скорее одеваться!

Выразительные движения: Идти по утоптанной тропинке, по глубокому снегу и т.д.

«ЗАКОЛДОВАННЫЙ РЕБЕНОК»

Развитие выразительности жеста.

Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы, указывает направление: шкаф, стол, вверху, внизу, там и т.д.

Примечание: Предлагаю использовать музыкальный репертуар из сборника «Танец как вид искусства». Раздел - танцевальные упражнения и этюды.


Задания, способствующие развитию артистических

навыков и умений.

(см. Раздел «развитие песенного творчества»).

Этюды на выразительность жеста.

Это я! Это мое! (для детей 4-5лет)

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именного его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?». И т.п. Мальчик отвечает жестом

Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!» Идея обладания более обширного «Я» выражается более или менее сильным прижатием руки к груди: «Мое, принадлежит мне!».

Заколдованный ребенок (для детей 5-6лет)

Ребенка заколдавали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

Сколько звуков (для детей 5-6лет)

Ведущий стучит несколько раз карандашом по столу. Ребенок должен показать на пальцах, сколько звуков.

Вот он какой! (для детей 5-6лет)

Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчетливые Жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

Тише! (для детей 3-4лет)

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина «Спящий котенок».

 Выразительные движения. Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

Отдай! (для детей 4-5лет)

Ребенок требует отдать ему игрушку.

Выразительные движения. Кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.

Иди ко мне (для детей 3-4лет)

Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

Уходи! (для детей 3-4лет)

Ребенок отталкивает обидчика.

Выразительные движения. Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.

До свидания! (для детей 3-4лет)

От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих, на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!».

Не покажу! (для детей 5-6 лет)

Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечные зайчики. Дети обступили девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав ладонями, зеркальце к груди и расставив локти, вертится из стороны в сторону: «Не покажу!».

Я не знаю! (для детей 6-7 лет)

Мальчика - незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел».

Выразительные движения. Приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи, руки слегка разводятся, ладони раскрыты.

Игра в снежки (для детей 5-6лет)

Зима. Дети в саду играют в снежки.

Этюд сопровождается музыкой Г. Струве «Веселая горка».

 Выразительные движения. Нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением,  широко раскрывая пальцы.

Игра с камушками (для детей 5-6лет)

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

Этюд сопровождается музыкой Т. Ломова «На берегу».

Дружная семья (для детей 6-7 лет)

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьет или вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».

Возьми и передай! (для детей 6-7 лет)

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет. Со стороны, глядя на руки детей, должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

Формы эмоциональной

выразительности

Этюды на выражение основных эмоций.

Собака принюхивается (для детей 6—7 лет)

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

Лисичка подслушивает (для детей 3-4лет)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения. Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.

Поза. Нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен кпереди.

«Кузнечик» (для детей 4-5лет)

Развивает выразительность движений, воображение, эмоции.

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте

 Выразительные движения: Шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступая на пальцы.

Удивление (длядетей 6-7лет)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

 Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Круглые глаза (для детей 6-7лет)

Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».

Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.

«Золотые капельки» (длядетей 4-5лет)

Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым.

Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь.

Муз. Христова «Золотые капельки»

Выразительные движения: Голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

«Цветок» (длядетей 4-5лет)

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - вверх

- цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

 Мимика:_Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

«Ласка» (длядетей4-5лет)

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

«Вкусные конфеты» (для детей 3-4лет)

У девочки в руках воображаемый кулек /коробка/ с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки»

Мимика: Жевательные движения, улыбка.

Медвежата выздоровели (для детей 4-5лет)

Заболели медвежата Тим и Том. К ним пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат. И стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома.

Выразительные движения. Положение, сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка.

«Первый снег» (для детей 4-5лет)

Много дней шел мелкий холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не выпускали на улицу.

Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от приятного изумления. Все покрыто белым-белым снегом.

Утром глянул я чуть свет:

Двор по-зимнему одет.

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй, смотрите, чудеса –

Опустились небеса!

Было облако над нами,

Оказалось под ногами.                (А. Гунули)

В саду стало чисто, просторно, красиво. Можно идти гулять. Скорее, скорее одеваться!

Выразительные движения: Откинутая назад голова, приподнятые брови, на лице улыбка.

«Чунга-Чанга» (для детей 6-7 лет)

Путешественник пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова - маленькие чернокожие дети. На мальчиках и девочках были одеты пестрые юбочки, на ногах и руках звенели браслеты с колокольчиками, в ушах были круглые серьги, на шее бусы в волосах красивые перья.

С веселой улыбкой они танцевали под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и петь:

Чудо-остров, Чудо-остров,

Жить на нем легко и просто,

Чунга-Чанга!

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

Ой, ой, живот болит (для детей 4-5 лет)

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

 Ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим!

Жалоба медвежат сопровождается музыкой М. Красева «Жалобная песенка» (из музыкальной сказки «Тим и Том).

Выразительные движения. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут; руки прижаты к животу.

Старый гриб (для детей 6-7лет)

Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой шляпки.

Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.

Я так устал (для детей 5-6лет)

Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: Я так устал, Я очень устал.

Звучит музыка Д.Г. Тюрка «Я так устал».

Выразительные движения. Стоять, руки висят вдоль тела; плечи опущены.

Золушка (для детей 5-6лет)

В зале звучит музыка М. Воловаца «Золушка и принц» (отрывок). Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку...

Выразительные движения. Поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.

Остров плакс (для детей 5-6лет)

Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети - плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

Во время этюда звучит музыка Д. Кабалевского «Плакса».

Мимика: Брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

Сердитый дедушка (для детей 4-5лет)

К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?

Мимика. Нахмуренные брови.

Во время этюда звучит музыка С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и волк», тема дедушки.

Король Боровик не в духе (для детей 4-5лет)

Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

 Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.             (В. Приходько)

Лисенок боится (для детей 3-4лет)

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Страх (длядетей 5-6лет)

Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь... Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда?

За время этюда звучит музыка Н. Мясковского «Тревожная колыбельная».

Выразительные движения. Голова откинута назад и втянута в плечи.

Мимика. Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

Гроза (для детей 4-5лет)

За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.

Звучит музыка М. Раухвергера «Гром»

Выразительные движения. Голова запракинута и втянуты в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.

Игры на выражение различных эмоций.

«ДВА РЫБОЛОВА» (для детей 6-7 лет)

       На мосту стояли два мальчика и удили рыбу. У них были одинаковые удочки, одинаковые ведерки для рыб, да и стояли они неподалеку друг от друга. Но один мальчик то и дело вытаскивал из воды рыбку за рыбкой, а другой только с досадой поглядывал на него. В его ведерке плавала всего одна небольшая рыбешка. Вот и сейчас у него не клюет, а у соседа опять дергается поплавок. У неудачливого удильщика на лице все сильнее выражалась досада, а у удачливого лицо было, как у задаваки, насмешливое.

«КОТЯТА» (для детей 5-6 лет)

Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С.Маршака:

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котенка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

    Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.

«МАЛЕНЬКИЙ СКУЛЬПТОР» (для детей 5-6лет)

    Ребенок изображает скульптура, остальные дети - глину. Скульптор задумывает вылепить из глины злого волка. Он ведет одного ребенка на середину зала и показывает ему, как он должен встать, какое надо сделать лицо, чтобы походить на злого волка. Ребенок - глина застывает в заданной позе. Скульптор обходит вокруг статуи, любуется ею, а если он неудовлетворен своей работой, снова показывает позу и мимику ребенку-глине.

В следующий раз выбирается другой скульптор, который задумывает, например, вылепить смешного человека.

«ПОТЕРЯЛСЯ» (для детей 5-6 лет)

    Мальчик с родителями приехал в незнакомый ему город. Они только сошли с поезда и идут по перрону. Вдруг мальчик увидел очень большую собаку и от удивления даже остановился (этюд «Удивление»), а родители пошли дальше. Собака убежала. Мальчик оглядывается, но мамы и папы (бабушки, брата, сестры) нигде нет. Он бежит к выходу в город (специально поставленные стулья), выходит... и застывает в позе отчаяния: мамы и папы здесь нет (этюд «Момент отчаяния»). Родители тоже ищут мальчика. Они подходят к нему сзади и трогают за плечо. Радость встречи. Мама и папа берут его за руки и весело идут с ним по городу (этюд «Хорошее настроение»).

«ТРИ ПОДРУЖКИ» (для детей 5-6 лет)

    Жили-были три подружки: свинка Хрюшка, кошка Мурка и утка Крякушка. Однажды в теплый летний день они пошли гулять. На них были новые платья, и мамы наказали им строго-настрого не пачкаться и далеко друг от друга не уходить.

      Но, Мурка, гоняясь за птичкой (этюд «Кузнечик»), зацепилась за пенек и разорвала платье, а Хрюшке захотелось полежать и понежиться в луже (этюд «Лентяй»), Утка Крякушка потеряла шляпу и башмачок, когда помогала Хрюшке вылезти из лужи. Вот идут они после прогулки, опустив головы, громко плача... Что-то будет? Что скажут мамы (этюд «Остров плакс»)?

     Мамы встретили малышей около дома, страшно удивились (этюд «Удивление»), рассердились и хотели их наказать (этюд «Провинившейся»). Но когда они узнали, как Крякушка спасала Хрюшку, перестали браниться и даже похвалили ее!

«ТАНЯ-ПЛАКСА» (для детей 4-5 лет)

     Дети водят хоровод, в центре его Таня, и читают стихотворение:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик,

-    Тише, Танечка не плачь:

-    Не утонет в речке мяч.

                                        (А. Барто)

      Пока дети читают стихотворение, Таня громко плачет. Когда останавливаются, Таня вытирает слезы и улыбается.

«ПОССОРИЛИСЬ И ПОМИРИЛИСЬ» (для детей 4-5 лет)

Два ребенка изображают сначала поссорившихся детей.

Выразительные движения. Двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой, руки на поясе или за спиной.

Затем помирившихся.

Выразительные движения. Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.

Звучит музыка Т. Вилькорейского «Помирились».

«РАЗНЫЕ НАСТРОЕНИЯ» (для детей 4-5 лет)

Ох, как плачет малыш –

то медведь рычит,

А смеется малыш -

Что ручей журчит.

А уж слезы текут –

Будто дождик льет.

Улыбается малыш -

Будто солнце взойдет.

Вот какой малыш –

Сын мой.

       Ведущий читает стихотворение Еф. Юдина «Вот какой малыш», а ребенок изображает мимикой эмоциональные различные состояния, описанные в тексте.

«РАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ» (для детей 5-6 лет)

Капризуля, мальчик Марк,

Не унять его никак.

Улыбнется он на миг,

 Засияет солнца лик.

                                (Н. Померанцева)

     Дети по очереди мимикой показывают эмоциональное состояние мальчика Марка.

Выразительные движения. 1-4-й такты - капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями поочередно обоими плечами вперед и назад.

         5-8-й такты - хорошее настроение: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты.

         Во время игры звучит музыка Г.Хакензака «Капризуля мальчик Марк».

Задания для развития песенной интонационной выразительности.

Задание 1.

Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица козы, то

от лица волка:

Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла...

Задание 2.

Исполнить песенку зверей из сказки «Теремок» то от лица мышки, то от лица лягушки, зайки, лисы и т.д.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Задание 3.

Попросить у своего товарища игрушку нараспев так, чтобы каждый раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии он ее попросил: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.д.

Задание 4.

Предложить ребенку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «три медведя» Л. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как, они относятся к тому, о чем спрашивают.

Задание 5.

Педагог предлагает, двоим детям исполнить сценку, где они от лица любого из персонажей (зайца, лисы, медведя и т.д.) задают друг другу вопросы и отвечают и отвечают на них с соответствующим отношением друг к другу: 1 ребенок                                                                     2 ребенок

-    Ты кто?                                                                   - Я заяц!

-    Нет, ты не заяц.                                                      - Нет, заяц! .-    

-     Нет, не заяц.                                                         - Нет, заяц.

-    Нет, не заяц.                                                           - А кто же я тогда?

-    Ты? Ты мышонок.                                                   - Я мышонок?

-    Да, ты мышонок.                                          - Ладно, пусть я буду мышонок

-    Я лягушонок?                                                      Зато ты лягушонок.

-     Не лягушонок я.                                                      - Да, ты лягушонок.

-    Ну, ладно, и ты заяц, и я                                        - нет, лягушонок,

      заяц. Не будем ссориться,

       я пошутил.

       Теперь необходимо повторить эти слова, но без слов. Обратить внимание на то, что слова исчезли, но методика произношения фразы - осталась.

 

Задание 6.

Как можно по разному произнести фразы:

Радуга появилась.

Солнышко встало.

У меня зазвонил телефон.

И т.д.

Попробовать произнести эти варианты, но без слов, т.е. оставить мелодику произношения фразы - то восторженно, то удивленно, то горестно, то сердито, (меняя интонацию).

Когда варианты произношения текста будут исчерпаны, попробовать пропеть фразы самыми разнообразными голосами и способами: напевно, отрывисто, легко ....


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ.

  1. «Коррекция эмоциональной сферы» И.П.Воропаева
  2. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников» Н.Г.Кононова 
  3.  «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е.Н.Раевская, З.Н.Ушакова
  4. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Л.М.Комиссарова, Э.Н.Костина
  5. «Психогимнастика» М.И.Чистякова
  6. «Играем пальчиками и развиваем речь» В.В.Цвынтарный
  7. «Коррекция речи и движения» О.С.Боромыкова
  8. «Музыкальный букварь» Н.Ветлугиной
  9. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г.Кононова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников: развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".

Данный материал поможет углубить экологические знания детей, формируя гуманное отношение к природе....

Комплекс занятий, направленный на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, проявляют внимание, он испытывает эмоц...

Система коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Предлагаю Вашему вниманию систему коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ведь, как известно, развитие крупной и мелк...

Коррекционная работа по формированию монологической (пересказа) речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) и её результаты.

Специальные исследования показывают, что связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с общим недоразвитием речи  эта форма самостоятельно не формируется. Связная...

Коррекционно-развивающее занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии и техники правополушарного рисования.

Коррекционно-развивающее  занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии итехники пра...

Коррекционная работа по развитию активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Особенности формирования словаря у детей с ОНР. Система работы и дидактические игры, используемые для развития и актуализации атрибутивного словаря....