Организация образовательной деятельности (подготовительная к школе группа) Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гайсина Айгуль Римовна

Дать представление о труде геолога, нефтяника, химика. Закреплять навыки исследовательской деятельности: умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны» 

(Подготовительная к школе  группа)

Интегрированные цели:

Образовательные:  Дать представление о труде геолога, нефтяника, химика. Закреплять навыки исследовательской деятельности: умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

 Развивающие:  способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные: Воспитывать уважение к труду взрослых, интерес к родному краю, к родному городу; чувство любви и гордости за свой край.

Интеграция:  «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

 Словарная работа:  Активизировать в речи слова: нефтяник, скважина, вышка, недра, компас, резервуары, нефтехранилище

 Обогащать словарь: месторождение, геологи, нефтяники, химики

Предварительная работа:

Рассматривание  альбомов и иллюстраций с изображением процессов, связанных с добычей и транспортировкой нефти;  рассматривание компаса;

 Беседа: «Мой Ишимбай», «Мой город – город мастеров», «Зачем нужна нефть?», «Кто такие нефтяники, геологи?»;  Альманах «Профессии моих родителей»;

Заучивание малых фольклорных форм: загадок, пословиц, поговорок о труде;

Чтение сказок о труде : «Морозко», «Хаврошечка», «Госпожа Метелица»;  чтение книг о мастерстве и профессиях: В. Маяковский «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», Т. Царенко «Путешествие в страну нефти»;

Дидактические игры: «Что из чего», «Плохо или хорошо?», «Кто что делает?», лото «Профессии людей», игра – пантомима «Узнай, кто я по профессии?».

  Материал: набор для геолога ( кирка, компас, фонарик, телефон, карта); набор полезных ископаемых – камни;  иллюстрации с изображением геологов, нефтяников  и химиков в процессе работы; колбочка с нефтью, пипетки, посуда для опыта, стаканчики (5 шт), красители разных цветов, средство для мытья посуды, сода, уксус, тарелочка, молоко, 2 ватные палочки, фартуки, ИКТ.

Алгоритм проведения.

 Воспитатель:  С каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? (ответы детей). И я пришла с хорошим настроением, потому что я очень вас люблю, люблю наш детский сад, свою работу.

Воспитатель:  А как называется моя профессия? (ответы детей). Вы уже догадались о чем мы  будем говорить?( о профессиях)

А хотите поиграть? Игра называется «Кому принадлежит фраза?». Я скажу фразу, а вы должны угадать  человек какой профессии мог это сказать ?

  •         Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 7. (Учитель);
  •         Несите кирпичи, цемент. (Строитель);
  •         Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник);
  •         Как вас постричь? А челку сделать покороче? (Парикмахер);
  •         Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной);
  •         Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач);
  •         Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 10 рублей. (Продавец)

  Воспитатель:   Мы с вами живем в краю, где добывают нефть, и край наш называется нефтяной. Сегодня мы поговорим о  профессиях, которые очень важны для нашего города, нашей республики. Это профессии  многих ваших мам и пап.  Люди этих профессий занимаются  поиском, добычей и переработкой нефти.

Кто же занимается поиском нефти-  геологи. Кто же они такие?

Ребенок:  Это человек, который занимается поиском и изучением различных камней и полезных ископаемых. Геологи путешествуют по разным странам, глубоко под землей ищут полезные ископаемые, минералы: золото, алмазы, нефть, воду, соль. Найдя полезное ископаемое, они отмечают на карте, где его нашли, чтобы потом другие люди могли найти его по карте и добыть из  Земли. Иногда полезные ископаемые находят в глубоких пещерах – туда тоже спускаются геологи.

Вот такие ископаемые находят геологи. (показ камней).

Воспитатель:   Ребята, а теперь давайте с вами превратимся в геологов и отправимся в научную экспедицию. Но для этого нам нужно собрать рюкзак,  мы с вами будем загадывать загадки. И узнаем что же у геологов в рюкзаке

На ладонь он ляжет весь.

Не часы — а стрелка есть.

Он в дороге пригодится,

С ним нигде не заблудиться. (компас)

Я у людей всегда в ходу,

Хоть мой характер крут.

Где надо стукнуть - я приду, -

Ведь мой ударный труд. (молоток)

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь,

А слышно там… (телефон)

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется (фонарь)

      Стоит красивый сундучок,

Его не тронешь — он молчок.

Но стоит ручку повертеть,

Он будет говорить, и петь (радиоприемник)

Знаки выстроились в ряд

О маршруте говорят.

Если с ними ты знаком,

Все дороги нипочем (карта)

( Все инструменты складываются в рюкзак)

Воспитатель:  Посмотрите перед вами карта, мы с вами должны пройти по этому пути, и быть может что-нибудь и найдем. Мы находимся вот здесь, а дойти нам надо вот сюда. Как же можно пройти. Посмотрите перед нами схема, которая показывает наш путь. Нам нужно дойти до пещеры, затем мы дойдем до пункта назначения.  Начинаем путь.

 Мы оказались в Каповой пещере, посмотрите, здесь тоже есть ископаемые: сталактиты и  сталагмиты. Что это за ископаемые?

Ребенок:   Сталактиты – растущие с потолка "сосульки", и сталагмиты - "сосульки", растущие из пола пещеры, Часто капли воды, которые попадает в пещеру, содержат частички соли. Капля воды падает, а мельчайшие частички соли остаются на потолке пещеры. За упавшей каплей следует новая и так далее... Через много-много лет на потолке пещеры вырастает сталактит — каменная сосулька. А на полу, на том месте, куда со сталактита стекает вода, образуется сталагмит.

Воспитатель:  А ещё  и  древние наскальные рисунки. Как вы думаете, откуда появились эти рисунки?

Ребенок: Это рисунки, рисовали древние люди. Они рисовали на стенах, так как у них не было бумаги. А вместо кисточек использовали листья, веточки и собственные пальцы. На рисунках они изображали, как они охотятся, собирают ягоды и корешки. ( показ слайдов)

Воспитатель:  Идем дальше. Вот и пришли к пункту нашего назначения.  Посмотрите здесь лежат камни, сейчас наш геолог попробует расколоть один из них. Мы нашли с вами окаменелые останки древних животных.  Бывает так, что вместо ископаемых геологи находят окаменевшие кости динозавров. Скажите, что же можно сделать с этой находкой?

Ребенок: Сдать в музей, сообщить ученым- археологам, что здесь останки динозавров.

 Воспитатель:  Возвращаемся обратно.

-Рассаживайтесь на места, передохнем. (дети садятся  на подушки, вокруг импровизированного костра). Ребята  мы с вами нашли окаменелые останки динозавра, а геологи у нас в республике нашли нефть.

Нефть – это полезное ископаемое, которое добывается из глубоких недр земли.  А людей, которые добывают нефть называют - нефтяники.

 Ребенок: Нефтяник очень почетная и ответственная профессия. Нефтяники делают специальным буром скважину в земле, устанавливают буровую, это специальная площадка с помощью которой в землю опускают трубы, через которые подымают нефть на поверхность земли, и заливают ее в огромные нефтехранилища. Из них нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы.

 Воспитатель:  Изготавливают из нефти бензин, резину, линолеум, пластмассу, дерматин, краски, лак. (Показ слайдов).

Нефть — маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом.  (Рассматривание колбы с нефтью)

Давайте пройдем в лабораторию и проведем  опыты с нефтью.

1 опыт.

Воспитатель:  Я хочу вам показать, что произойдет, если капнуть немного нефти в воду. (воспитатель капает немного нефти в емкость с водой).

- Что вы можете сказать о нефти? ( Нефть образует на поверхности воды радужное пятно, не растворяясь в ней).

2 опыт.

Воспитатель:  А теперь попробуем капнуть капельку нефти на ткань. (Образуется жирное пятно. Поэтому нефтяники работают в специальной нефтенепроницаемой одежде )

Воспитатель:   Иногда на нефтепроводах случаются аварии: рвутся трубы и нефть заливает озёра, реки, леса, землю. Как вы думаете, что происходит в это время с обитателями природы? (Это очень опасно. когда нефть попадает в реку, она покрывает поверхность воды тонкой пленочкой, через которую не проходит воздух и обитатели рек могут погибнуть.)

3 опыт.

Воспитатель:  Давайте на опыте проверим, хорошо ли будет животным жить на залитой нефтью территории. Возьмем  пробирку с нефтью, и выльем ее в стакан с водой. А теперь представьте себе, что вместо стакана с водой – озеро. Посмотрите на  перо, рассмотрите его, какое оно? Подбросим перышко и внимательно  посмотрим за его плавным полетом. А теперь обманем перо в нефть, лишнюю жидкость убираем о край банки, подкидываем его, посмотрите, как оно быстро «камнем» падает вниз. Когда водоплавающая птица садиться на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность отталкивать воду, а значит птица не может взлететь и  погибает.

Воспитатель:   Сегодня, я вас познакомлю с новой профессией, которая тоже связана с нефтью. После того как нефть добыли её надо переработать. Этим занимаются химики.

Ребенок:    Эти люди работают в химических лабораториях или на химических заводах. Они умеют превращать одно вещество в другое, с другими свойствами, умеют получать новые, неизвестные людям вещества. (показ слайда)

Воспитатель:  Химия – это наука о веществах, их составе и строении. Что же такое вещество? Все, что изучают химики, они называют веществами. Для них, например, вода, соль, сахар – это тоже вещества.  Когда два вещества смешиваются, они работают между собой и изменяются. В химии это называется «Химическая реакция». Какие самые простые химические реакции вы наблюдаете каждый день? ( Например, растворение сахара в чае, соли в супе).

  Воспитатель:  Сегодня мы станете исследователями, и проведем химические опыты.

Моими помощниками сегодня будут ……. ( одеваем белые халаты). Пройдёмте в лабораторию

Опыт № 1. «Дождевые облака».

Воспитатель:  Нам понадобится: Стакан с водой, пена для бритья, пипетка, пищевой краситель,  разведенный в  воде.

В банку наливаем воды примерно наполовину. Выдавим пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену капаем окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.

Вывод: Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь!

Опыт №2  «Танцующее молоко»

Воспитатель:  Нам понадобится: Тарелочка, молоко , пищевые красители,  средство для мытья посуды, 2 ватные палочки.

 Для начала мы наливаем в тарелку молоко. Налить нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов.

Сухой ватную палочку опускаем в молоко. Ничего не происходит.

Теперь окунаем другую ватную палочку,  в жидкость для мытья посуды, опускаем её в молоко. Только касаемся, не нужно перемешивать! Волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки.

Вывод: средство для мытья посуды разрушает жир в молоке и тем самым заставляет пищевой краситель «танцевать» в молоке.

Воспитатель:  Молодцы, из вас получились отличные химики. Я сейчас вам покажу очень интересный и опасный опыт. Проходите на свои места.

Опыт №3. «Цветные вулканы».

Воспитатель:  Нам понадобится :стаканы, вода, пищевые красители (заранее разведены в воде), сода пищевая, жидкое моющее средство,  уксус столовый.

Насыпаем столовую ложку соды в каждый стакан с цветной водой, вливаем немного жидкости для мытья посуды. Теперь всё хорошо перемешиваем в каждом стакане. А теперь внимание! Эту жидкость я буду наливать сама. Это уксус (наливаю в каждый стакан) Вулкан тут же просыпается, из горлышка стакана начинает валить ярко окрашенная пена».

Вывод: этот опыт наглядно показывает взаимодействие соды и уксуса. Сода и уксус вступили в реакцию, и получилось такое извержение, а средство для мытья посуды дало много пузырьков».

Воспитатель:  Понравился опыт, а хотите узнать, как я его сделала и какие ингредиенты использовала. Об этом мы свами поговорим в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательной деятельности. Образовательная область: «Познавательное развитие» тема: «Все профессии важны, все профессии нужны» (в форме КВН)

Уточнить и закрепить знания детей о профессиях. Формирование умения выращивать черенки комнатных растений....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Все профессии нужны все профессии важны»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие...

Организация образовательной деятельности (подготовительная к школе группа) Тема: «Защитники Родины»

Расширить и уточнить знания детей о защитниках отечества, об известных памятниках и памятных т местах родного города; развивать монологическую речь, умение делать выводы; развивать сообразительность,...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны» для детей старшей группы

Цель: Систематизировать знания о профессиях.Задачи:образовательные:- расширять и укреплять знания о различных профессиях, их значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах, необходимых для...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.Задачи.Образовательные: продолжать знакомить с новыми профессиями, обобщать и расширять знания детей о разных видах профессий, уточн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Продолжать учить выполнять количественный счет в пределах 9, отвечать на вопрос: «сколько?»; соотносить количество предметов с цифрой; применять умение сравнивать количества установлением ...