Применение игровой технологии «Экологическая тропа» в ДОУ
методическая разработка

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   

центр развития ребенка - детский сад № 2 «Золотой ключик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение

Тема: «Применение игровой технологии «Экологическая тропа» в ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

старший воспитатель

Попова Оксана Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.о. Подольск, 2021г.

 

  1. Актуальность применения игровых технологий при организации прогулки в дошкольном учреждении на современном этапе.

 

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

Вместе с тем к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ФГОС предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов, в том числе прогулках.

 

  1. Игровые технологии и организация прогулки в детском саду

 

Сегодня  педагогическую технологию понимают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога. Эти действия направлены на решение педагогических задач и обеспечивают планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного образовательного процесса.

Игровые технологии, являясь составляющей педагогических технологий, можно определить как включение достаточно обширной группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных образовательных игр.

Цель применения игровых технологий – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности  детей в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Методологические требования к игровым технологиям:

      Концептуальность – научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.

      Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

      Управляемость – предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

      Эффективность – гарантированность достижений определенного образовательного стандарта, оптимальное соотношение по затратам  и результативности.

      Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

 

Концепция игровых технологий по Г.К. Селевко основывается на следующих положениях: психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Л.С. Выготский говорил об игре как средстве усвоения социальных установок. С.Л. Рубинштейн считал игру школой жизни и практикой развития детей. Интересна его мысль о том, что способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

 

Применение игровых технологий помогает решать задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

 

Прогулка в детском саду так же является средством активизации деятельности детей.

Цель организации прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Правила организации прогулки:

Прогулку в детском саду организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. (При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с);

Во время прогулки обеспечивается двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

Определена структура содержания прогулки, которая включает:

      Наблюдение.

      Трудовую деятельность.

      Подвижные игры.

      Индивидуальную работу с детьми.

      Самостоятельную деятельность детей.

 

Задачи периода прогулки:

Физическое развитие детей – прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению  его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Оптимизация двигательной активности – на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Умственное развитие детей – дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Нравственное воспитание – знакомство с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные переживания.

 

  1. Создание  и организация предметно-развивающей среды на территории детского сада для организации прогулки по экологической тропе.

 

В нашем детском саду образовательная деятельность ведется по основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ ЦРР – детского сада № 2 «Золотой ключик», которая составлена в соответствии с ФГОС ДО, на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы», в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с учетом недельной нагрузки. Содержание ООП ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по образовательным областям:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

 

Вариативная часть ООП ДО включает применение парциальных авторских программ, в том числе по экологическому воспитанию:

- программа «Наш дом - природа»  Н.А. Рыжовой;

- программа «Мы живем в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой;

- технология «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич.

 

Сегодня мы представляем опыт применения технологии организации прогулок  по «Экологической тропе  «Зеленый маршрут»» по территории ДОУ.

Вот уже более 25 лет экологическое образование – одно из ведущих направлений работы нашего детского сада. И это не случайно.  На территории ДОУ площадью 1,5 га. имеется видовое разнообразие деревьев и кустарников, есть фруктовый сад, питомник, на цветниках представлены многолетники летники и однолетники, с разными сроками цветения, особая гордость - муравейник.

 Непосредственная близость леса позволяет наблюдать разнообразных пернатых нашей фауны.  На территории гнездятся скворцы, трясогузки, галки, вороны.

Эти условия позволили создать на территории ДОУ эколого-развивающую предметно-пространственную среду - объединив объекты в экологическую тропу "Зелёный маршрут".

В детском саду оборудован кабинет экологии.

В группах созданы экологические центры: уголок природы, огород на окне, оборудование для ухода за растениями, календари природы, коллекции камней, плодов и семян, и т.п., подбор дидактических игр, энциклопедии, художественная литература о природе, уголок экспериментирования с картотекой опытов, модели, карты - схемы, фотоальбомы и т.п.

В этом году сотрудники детского сада совместно с родителями оборудовали новую станцию экологической тропы «Метеоплощадка».

Так организация развивающей среды в нашем детском саду позволяет применять различные игровые технологии, в том числе:

- технологию познавательно-исследовательской деятельности (авт. Маневцова);

- технологию детского экспериментирования (авт. Н.Н. Поддьяков);

- технологию развития исследовательской активности (авт. Т.И. Бабаева, О.В. Киреева);

- циклические наблюдения (авт. С.Н. Николаева);

- ТРИЗ (авт. Г. С. Альтшуллер);

- технологии моделирования (разработаны модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности: Н.И. Ветрова, Л.Е. Журова, Н.М. Крылова, В.И. Логинова, Л.А. Парамонова, Т.Д. Рихтерман и др.).;

- технологии организации труда.

 

Экологическая тропа — специально оборудованная в воспитательных и образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность детей в природном окружении и  позволяет нам использовать технологию организации прогулок по Экологической тропе «Зеленый маршрут». 

Экологическая тропа выполняет воспитательную, познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функцию. 

Цель организации прогулки по экологической тропе: развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи:

1) Развить познавательный интерес ребенка  к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.

В нашем детском саду проведена большая работа по созданию экологической тропы, и  проходила она в несколько этапов:

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

3. Составление паспорта экологической тропы.

4. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

5. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

 

6. Сегодня мы выбрали вместе с детьми «хозяина» тропы Ежа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания, приглашать их к себе в гости.

 

4.         Перспективное планирование в применении игровой технологии «Экологическая тропа».

 

Систематизация и организация работы начинается с планирования:

- перспективное планирование тематических прогулок на учебный год с учетом сезонных изменений: «Наблюдение за птицами», «Листопад», «Следы на снегу», «Первоцветы» и т.д., включает перспективное планирование прогулок по экологической тропе: «Голубая ель», «Птичья столовая», «Цветник», «Рябинушка» и т.д. (по объектам экологической тропы)

- планирование предварительной работы  (работа в группе: ООД, игры, труд, наблюдение, ОЭД, уголки/центры)

- участие в традиционных конкурсах: поделок из бросового материала «Елочка, живи!», «Кормушка для птиц», плакатов  и рисунков «Природа в беде» и «Краски весны», книжек-малышек «Животные красной книги» и «Зеленая аптека».

- планирование итоговых мероприятий: осенний праздник «У Ёжика в гостях», акция «Покормите птиц зимой», ежегодный квест «День земли».

- перспективное планирование работы с родителями.

Разработка каждого маршрута зависит от поставленной цели.

Прогулка по  экологической тропе включает:

  1.  вводную беседу,
  2. коллективное наблюдение,
  3. индивидуальное самостоятельное наблюдение детей,
  4. познавательно-исследовательскую деятельность,
  5. природоохранную деятельность,
  6. игры.

 

Начало прогулки по экологической  тропе:  мы каждому ребёнку даём карту – схему «Зелёного маршрута», озвучиваем цель и называем первый объект маршрута.  Дети рассматривают карту - схему и начинают движение.

Основной частью прогулки  является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи маршрута. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.

Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения.

Важное место на прогулке по экологической тропе  отводится вопросам-заданиям, побуждающим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. Знания детей будут тем прочнее, чем больше анализаторов мы задействуем. Полезно сопровождать наблюдения стихотворениями, загадками. Естественное, ненавязчивое обращение к поэзии углубляет впечатление детей, включает эмоциональный отклик, помогает им почувствовать красоту природы.

 При посещении точки маршрута мы даем детям возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы. Сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии воспитателя.

На объекте маршрута, а так же вовремя передвижения детей между объектами возможно проведение  игр и игровых упражнений. Дети, закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают названия растений. Мы проводим такие игры, как «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка», «Раз, два, три - к ясеню (липе) беги».

Для наблюдений за сезонными изменениями в природе мы с детьми посещаем определённые точки маршрута в разные сезоны: «Тополь и сирень», «Фруктовый сад», «Птичья столовая».

На карте схеме в нашем детском саду «Зелёный маршрут» выделены 14 объектов, но это не значит, что каждый раз  нужно посещать все точки. Планируя прогулку  по  тропе в средней группе, мы задействуем не более 2-3 объектов.

Завершение – для уточнения и закрепления знаний, полученных на экологической тропе необходима последующая фиксация наблюдений на магнитной карте – схеме «Зелёный маршрут», которая расположена в раздевалках групп.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на экологической тропе  состоит в том, что он строится на основе  непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

 

5.      Сотрудничество детского сада и семьи в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста с применением игровой технологии «Экологическая тропа»

Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада также даёт положительные результаты. В работе по организации прогулок по Экологической тропе родители воспитанников принимают активное участие:

- Проводятся тематические беседы на родительских собраниях: «Берегите воду», «Чистота в природе – полезна всем» и т.п.

- Участвуют в процессе реализации проекта «Метеоплощадка в детском саду».

- Участвуют в поддержании чистоты и порядка и уходе за экологическими объектами, в т.ч. на субботниках.

- Проявляют инициативу в самостоятельном изучении объектов экологической тропы совместно с детьми.

- Участвуют в тематических  творческих выставках и конкурсах: «Елочка живи», «Покормите птиц зимой» и т.д., в тематических праздниках и досугах: «День земли».

 

 

     Вывод: использование игровой технологии организации прогулок по экологической тропе позволяет естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника,  активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Применении игровой технологии «Экологическая тропа » в ДОУ» Подготовила: с тарший воспитатель Попова Оксана Васильевна Г.О. Подольск, 2021

Слайд 3

«Игра - школа жизни и практика развития детей. С пособность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности .» С.Л. Рубинштейн

Слайд 4

« Экологическая тропа «Зеленый маршрут»

Слайд 5

Организация развивающей среды в детском саду позволяет применять различные игровые технологии, в том числе: технологии организации труда. Технология детского экспериментирования (авт. Н.Н. Поддьяков ) технология развития исследовательской активности (авт. Т.И. Бабаева, О.В. Киреева) циклические наблюдения (авт. С.Н. Николаева) технологии моделирования ТРИЗ авт. (Г. С. Альтшуллер ) Технология познавательно-исследовательской деятельности (авт. Маневцова )

Слайд 6

Экологическая тропа — специально оборудованная в воспитательных и образовательных целях природная территория

Слайд 7

Жёлтый, белый, голубой ; На земле растут пустой. У весны есть фокусы: Распустились... (крокусы) Шафра́н ( лат. Crócus ) крокус Создание экологической тропы «Зеленый маршрут»

Слайд 8

вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, познавательно-исследовательскую деятельность, природоохранную деятельность, игры. Прогулка по экологической тропе включает :

Слайд 9

маршруту тропы. Организация прогулки по экологической тропе .

Слайд 10

Остановка «Муравейник» Фиксирование наблюдений на карте-схеме

Слайд 11

Сотрудничество детского сада и семьи в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста с применением игровых технологий при организации прогулки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на занятиях по физической культуре

В статье представлены материалы собственных исследований, показывающих преимущества применения игрового метода на занятиях по физической культуре с детьми младшей, средней и старшей групп ДОУ...

Конспект НОД для детей первой младшей группы с применением игровой технологии З. Дьенеша и здоровье - сберегающих технологий «Путешествие колобка.

Конспект НОД для детей первой младшей группы с применением игровой технологии З. Дьенеша и здоровье - сберегающих технологий «Путешествие колобка....

Инновационные технологии"Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Инновационные технологии "Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС»...

Конспект дистанционного интегрированного занятия НОД по экологическому воспитанию с использованием ДОТ и здоровье- сберегающих технологий. Экологическая тропа "По следам Весны" (вторая младшая группа)

Это занятие по формированию целостной картины мира (окружающий мир) для воспитанников 3-4 лет с использованием объектов экологической тропы, голосовых сообщений, видеофайлов «Встреча со Старичко...