Применение игровой технологии «Экологическая тропа» в ДОУ
методическая разработка
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 2 «Золотой ключик»
Сообщение
Тема: «Применение игровой технологии «Экологическая тропа» в ДОУ»
Подготовила:
старший воспитатель
Попова Оксана Васильевна
Г.о. Подольск, 2021г.
- Актуальность применения игровых технологий при организации прогулки в дошкольном учреждении на современном этапе.
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.
В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
Вместе с тем к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ФГОС предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов, в том числе прогулках.
- Игровые технологии и организация прогулки в детском саду
Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога. Эти действия направлены на решение педагогических задач и обеспечивают планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного образовательного процесса.
Игровые технологии, являясь составляющей педагогических технологий, можно определить как включение достаточно обширной группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных образовательных игр.
Цель применения игровых технологий – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности детей в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Методологические требования к игровым технологиям:
Концептуальность – научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
Управляемость – предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – гарантированность достижений определенного образовательного стандарта, оптимальное соотношение по затратам и результативности.
Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Концепция игровых технологий по Г.К. Селевко основывается на следующих положениях: психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Л.С. Выготский говорил об игре как средстве усвоения социальных установок. С.Л. Рубинштейн считал игру школой жизни и практикой развития детей. Интересна его мысль о том, что способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Применение игровых технологий помогает решать задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Прогулка в детском саду так же является средством активизации деятельности детей.
Цель организации прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Правила организации прогулки:
Прогулку в детском саду организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. (При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с);
Во время прогулки обеспечивается двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.
Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
Определена структура содержания прогулки, которая включает:
Наблюдение.
Трудовую деятельность.
Подвижные игры.
Индивидуальную работу с детьми.
Самостоятельную деятельность детей.
Задачи периода прогулки:
Физическое развитие детей – прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Оптимизация двигательной активности – на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Умственное развитие детей – дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Нравственное воспитание – знакомство с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные переживания.
- Создание и организация предметно-развивающей среды на территории детского сада для организации прогулки по экологической тропе.
В нашем детском саду образовательная деятельность ведется по основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ ЦРР – детского сада № 2 «Золотой ключик», которая составлена в соответствии с ФГОС ДО, на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы», в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с учетом недельной нагрузки. Содержание ООП ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по образовательным областям:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Вариативная часть ООП ДО включает применение парциальных авторских программ, в том числе по экологическому воспитанию:
- программа «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой;
- программа «Мы живем в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой;
- технология «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич.
Сегодня мы представляем опыт применения технологии организации прогулок по «Экологической тропе «Зеленый маршрут»» по территории ДОУ.
Вот уже более 25 лет экологическое образование – одно из ведущих направлений работы нашего детского сада. И это не случайно. На территории ДОУ площадью 1,5 га. имеется видовое разнообразие деревьев и кустарников, есть фруктовый сад, питомник, на цветниках представлены многолетники летники и однолетники, с разными сроками цветения, особая гордость - муравейник.
Непосредственная близость леса позволяет наблюдать разнообразных пернатых нашей фауны. На территории гнездятся скворцы, трясогузки, галки, вороны.
Эти условия позволили создать на территории ДОУ эколого-развивающую предметно-пространственную среду - объединив объекты в экологическую тропу "Зелёный маршрут".
В детском саду оборудован кабинет экологии.
В группах созданы экологические центры: уголок природы, огород на окне, оборудование для ухода за растениями, календари природы, коллекции камней, плодов и семян, и т.п., подбор дидактических игр, энциклопедии, художественная литература о природе, уголок экспериментирования с картотекой опытов, модели, карты - схемы, фотоальбомы и т.п.
В этом году сотрудники детского сада совместно с родителями оборудовали новую станцию экологической тропы «Метеоплощадка».
Так организация развивающей среды в нашем детском саду позволяет применять различные игровые технологии, в том числе:
- технологию познавательно-исследовательской деятельности (авт. Маневцова);
- технологию детского экспериментирования (авт. Н.Н. Поддьяков);
- технологию развития исследовательской активности (авт. Т.И. Бабаева, О.В. Киреева);
- циклические наблюдения (авт. С.Н. Николаева);
- ТРИЗ (авт. Г. С. Альтшуллер);
- технологии моделирования (разработаны модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности: Н.И. Ветрова, Л.Е. Журова, Н.М. Крылова, В.И. Логинова, Л.А. Парамонова, Т.Д. Рихтерман и др.).;
- технологии организации труда.
Экологическая тропа — специально оборудованная в воспитательных и образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность детей в природном окружении и позволяет нам использовать технологию организации прогулок по Экологической тропе «Зеленый маршрут».
Экологическая тропа выполняет воспитательную, познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функцию.
Цель организации прогулки по экологической тропе: развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.
В нашем детском саду проведена большая работа по созданию экологической тропы, и проходила она в несколько этапов:
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
3. Составление паспорта экологической тропы.
4. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
5. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.
6. Сегодня мы выбрали вместе с детьми «хозяина» тропы Ежа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания, приглашать их к себе в гости.
4. Перспективное планирование в применении игровой технологии «Экологическая тропа».
Систематизация и организация работы начинается с планирования:
- перспективное планирование тематических прогулок на учебный год с учетом сезонных изменений: «Наблюдение за птицами», «Листопад», «Следы на снегу», «Первоцветы» и т.д., включает перспективное планирование прогулок по экологической тропе: «Голубая ель», «Птичья столовая», «Цветник», «Рябинушка» и т.д. (по объектам экологической тропы)
- планирование предварительной работы (работа в группе: ООД, игры, труд, наблюдение, ОЭД, уголки/центры)
- участие в традиционных конкурсах: поделок из бросового материала «Елочка, живи!», «Кормушка для птиц», плакатов и рисунков «Природа в беде» и «Краски весны», книжек-малышек «Животные красной книги» и «Зеленая аптека».
- планирование итоговых мероприятий: осенний праздник «У Ёжика в гостях», акция «Покормите птиц зимой», ежегодный квест «День земли».
- перспективное планирование работы с родителями.
Разработка каждого маршрута зависит от поставленной цели.
Прогулка по экологической тропе включает:
- вводную беседу,
- коллективное наблюдение,
- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей,
- познавательно-исследовательскую деятельность,
- природоохранную деятельность,
- игры.
Начало прогулки по экологической тропе: мы каждому ребёнку даём карту – схему «Зелёного маршрута», озвучиваем цель и называем первый объект маршрута. Дети рассматривают карту - схему и начинают движение.
Основной частью прогулки является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи маршрута. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.
Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения.
Важное место на прогулке по экологической тропе отводится вопросам-заданиям, побуждающим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. Знания детей будут тем прочнее, чем больше анализаторов мы задействуем. Полезно сопровождать наблюдения стихотворениями, загадками. Естественное, ненавязчивое обращение к поэзии углубляет впечатление детей, включает эмоциональный отклик, помогает им почувствовать красоту природы.
При посещении точки маршрута мы даем детям возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы. Сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии воспитателя.
На объекте маршрута, а так же вовремя передвижения детей между объектами возможно проведение игр и игровых упражнений. Дети, закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают названия растений. Мы проводим такие игры, как «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка», «Раз, два, три - к ясеню (липе) беги».
Для наблюдений за сезонными изменениями в природе мы с детьми посещаем определённые точки маршрута в разные сезоны: «Тополь и сирень», «Фруктовый сад», «Птичья столовая».
На карте схеме в нашем детском саду «Зелёный маршрут» выделены 14 объектов, но это не значит, что каждый раз нужно посещать все точки. Планируя прогулку по тропе в средней группе, мы задействуем не более 2-3 объектов.
Завершение – для уточнения и закрепления знаний, полученных на экологической тропе необходима последующая фиксация наблюдений на магнитной карте – схеме «Зелёный маршрут», которая расположена в раздевалках групп.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на экологической тропе состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
5. Сотрудничество детского сада и семьи в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста с применением игровой технологии «Экологическая тропа»
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада также даёт положительные результаты. В работе по организации прогулок по Экологической тропе родители воспитанников принимают активное участие:
- Проводятся тематические беседы на родительских собраниях: «Берегите воду», «Чистота в природе – полезна всем» и т.п.
- Участвуют в процессе реализации проекта «Метеоплощадка в детском саду».
- Участвуют в поддержании чистоты и порядка и уходе за экологическими объектами, в т.ч. на субботниках.
- Проявляют инициативу в самостоятельном изучении объектов экологической тропы совместно с детьми.
- Участвуют в тематических творческих выставках и конкурсах: «Елочка живи», «Покормите птиц зимой» и т.д., в тематических праздниках и досугах: «День земли».
Вывод: использование игровой технологии организации прогулок по экологической тропе позволяет естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые технологии "Экологическая тропа" | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра - школа жизни и практика развития детей. С пособность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности .» С.Л. Рубинштейн
« Экологическая тропа «Зеленый маршрут»
Организация развивающей среды в детском саду позволяет применять различные игровые технологии, в том числе: технологии организации труда. Технология детского экспериментирования (авт. Н.Н. Поддьяков ) технология развития исследовательской активности (авт. Т.И. Бабаева, О.В. Киреева) циклические наблюдения (авт. С.Н. Николаева) технологии моделирования ТРИЗ авт. (Г. С. Альтшуллер ) Технология познавательно-исследовательской деятельности (авт. Маневцова )
Экологическая тропа — специально оборудованная в воспитательных и образовательных целях природная территория
Жёлтый, белый, голубой ; На земле растут пустой. У весны есть фокусы: Распустились... (крокусы) Шафра́н ( лат. Crócus ) крокус Создание экологической тропы «Зеленый маршрут»
вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, познавательно-исследовательскую деятельность, природоохранную деятельность, игры. Прогулка по экологической тропе включает :
маршруту тропы. Организация прогулки по экологической тропе .
Остановка «Муравейник» Фиксирование наблюдений на карте-схеме
Сотрудничество детского сада и семьи в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста с применением игровых технологий при организации прогулки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на занятиях по физической культуре
В статье представлены материалы собственных исследований, показывающих преимущества применения игрового метода на занятиях по физической культуре с детьми младшей, средней и старшей групп ДОУ...
Методическая разработка Педагогическая технология «Экологическая тропа» Системное знакомство ребенка дошкольника с миром природы Рекомендации для педагогов ФГОС ДО: Новые формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Экскурсии в рамках проекта "Экологическая тропа" в зимний период...
Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС. ТРИЗ технологии. Для реализации потенциала каждого воспитанника.
Цель: Вызывать интерес у детей к занятиям....
Конспект НОД для детей первой младшей группы с применением игровой технологии З. Дьенеша и здоровье - сберегающих технологий «Путешествие колобка.
Конспект НОД для детей первой младшей группы с применением игровой технологии З. Дьенеша и здоровье - сберегающих технологий «Путешествие колобка....
Инновационные технологии"Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС»
Инновационные технологии "Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС»...
Конспект НОД для детей первой младшей группы с применением игровой технологии З. Дьенеша и здоровье - сберегающих технологий "Путешествие колобка".
Конспект занатия по математике для детей первой младшей группы....
Конспект дистанционного интегрированного занятия НОД по экологическому воспитанию с использованием ДОТ и здоровье- сберегающих технологий. Экологическая тропа "По следам Весны" (вторая младшая группа)
Это занятие по формированию целостной картины мира (окружающий мир) для воспитанников 3-4 лет с использованием объектов экологической тропы, голосовых сообщений, видеофайлов «Встреча со Старичко...