«Люблю тебя родной Кузбасс»
план-конспект занятия (старшая группа)
Воспитывать любовь и привязанность к родному краю. Дать детям представлении об истории кузнецкого края, познакомить с картой Кемеровской области и символами Кузбасса: гербом, флагом, гимном. Развивать интерес к традициям русского народа и коренных народов Кузбасса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyublyu_tebya_rodnoy_kuzbass.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Люблю тебя родной Кузбасс»
Составила и провела:
Воспитатель Рабцун Н.В.
2018 год
Цель. Воспитывать любовь и привязанность к родному краю. Дать детям представлении об истории кузнецкого края, познакомить с картой Кемеровской области и символами Кузбасса: гербом, флагом, гимном. Развивать интерес к традициям русского народа и коренных народов Кузбасса.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Пальчиковая гимнастика.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
(пальцы левой руки здороваются с пальцами правой руки, постукивая подушечками).
- Ребята, я предлагаю вам собрать слово и узнать тему нашей беседы. (дети собирают слово «Кузбасс»).
Сегодня мы будем говорить о нашей малой родине – Кузбассе! А почему мы говорим «малая родина»? (ответы детей).
Необъятна наша Родина, но есть на ней место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живет – родной край.
- А как по-другому называется Кузбасс? (Кемеровская область).
- Кто из вас сможет показать Кемеровскую область на карте России? (работа у карты).
Кемеровская область составляет часть нашей страны. Она расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины и северных отрогах Алтайских гор.
В сравнении с другими областями России наш край не особенно велик. А если сравнивать его с другими странами? На территории Кузбасса могло бы поместиться две Дании или три Бельгии.
(вывесить на доску карту Кемеровской области).
- Посмотрите, ребята, вся территория Кемеровской области окрашена в три цвета. Так условно обозначают поверхность. Коричневым цветом обозначают горы, желтым – возвышенности - степи, зеленым – равнины и низменности, покрытые лесом и густой тайгой. Реки на карте обозначаются синим цветом, озёра голубым. Покажите, пожалуйста самые крупные реки. Это реки – Томь, Кия, Иня, Яя. Населенные пункты – города, посёлки, села и деревни – обозначаются кружочками, величина которых зависит от количества проживающего в них населения.
Высокие горные хребты и плодородные степи, зеленая тайга нашего края - неповторимы.
А знаете ли вы, какие животные обитают на территории нашей области?
Пожалуйста, выберите и разместите этих животных на силуэте карты.
А все ли эти животные жили на нашей земле?
(Ребёнок рассказывает о первобытных животных)
- Много тысяч лет назад природа нашего края была совсем другой. Здесь жили животные, которые давно вымерли: сибирские шерстистые носороги, дикие лошади, пещерные медведи, первобытные бизоны и мамонты. (Катя М)
Все районы и области России, как и сама наша необъятная Родина имеет свои символы. Посмотрите на них.
(знакомство с символикой области)
- Много лет назад жили и другие люди. (Ребенок рассказывает о коренном населении Кузбасса)
- Первые жители нашего края были охотники и рыболовы, собирали плоды и коренья. С давних пор на территории Кемеровской области живут томские татары, шорцы и телеуты. (Кирилл)
- Шорцы и телеуты верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми духами, которые могут помогать или вредить людям.
Некоторые самые сильные люди получают тайные знания, им дается дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами». Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно дело не обходилось без шамана. (Алиса)
В-ль. – Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Белый шаман»! (проводится игра).
- Мы поиграли в шорскую народную игру. Русские называли шорцев «кузнецами» за их умение плавить железо и делать оружие и орудия труда. От них и пошло название – Кузнецкая земля.
- Кузбасс – это Кузнецкий угольный бассейн. Здесь самые крупные месторождения угля, огромные запасы угля!
- А что такое уголь? (ответы детей).
- А знаете кто первым обнаружил уголь? Это был исследователь Михайло Волков. Во время своего путешествия по реке Томь он увидел «горелую гору». О чем и сообщил горному начальству.
- Где добывают уголь?
- Кто добывает уголь?
(Рассказ ребёнка). – Шахтеры добывают из-под земли каменный уголь. Добыча угля – тяжелый труд. Шахтеры вынуждены забираться глубоко под землю. В шахте темно, поэтому на голове шахтёра шапка – каска с лампочкой. (Саша Х).
- Тяжёлым отбойным молотком откалывают шахтёры куски угля от стенок шахты. Грузят их в специальные вагончики и отправляют на поверхность. (Дима).
В-ль. Действительно, раньше единственным орудием труда шахтеров был специальный заостренный молоток. Ну а сейчас нельзя представить современную шахту без машин и механизмов облегчающих труд шахтеров.
Блестит, как смоль,
В изломах – как стекло.
Тяжёлый, черный -
Впрямь горючий камень.
И от труда шахтёра так тепло
В нем будущее спряталось пламя.
В-ль. демонстрирует каменный уголь. - По своим качествам кузнецкий уголь не имеет себе равных. Он хорошо горит, дает много тепла. Его добывают в городах Кемерово, Анжеро-Судженске, Ленинске-Кузнецком, Белове, Прокопьевске, Новокузнецке.
Богат наш край не только углем. Но других богатствах подземных кладовых мы поговорим в другой раз.
Посмотрите на столы (дети работают стоя у столов, найдите каменный уголь, возьмите его в руки (дети рассказывают об угле, сравнивая образец с разными предметами:
цвет: черный
блеск: имеет блеск, а камень матовый.
вес: тяжелый, а пенопласт легкий.
твердость: твердый, а поролон мягкий.
гладкость: гладкий, а наждачная бумага шершавая.
прозрачность: непрозрачный, а стекло прозрачное.
запах: не имеет запаха, а чеснок пахнет.
способность оставлять следы: пачкает руки (вытереть салфеткой)
В-ЛЬ: Внешний вид угля очень разнообразный: он может быть бурым и черным, блестящим и матовым. Возьмите лупы и рассмотрите каменный уголь. (Дети выполняют).
Что вы там видите?
Д: Он не ровный, бугристый как дерево.
В-ЛЬ: Оказывается каменный уголь не совсем камень. Ведь камень не горит. Почему же уголь дает пламя? (дети садятся на стульчики). Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов разгадал эту загадку.
Работа с моделью «этапы образования каменного угля»
Он открыл, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в далекие доисторические времена росли на Земле. Они падали, гнили и разлагались. А ведь дерево хорошо горит, это каждый знает. (Воспитатель показывает модель «Как образовался уголь», рассказывая).
Конечно, каменный уголь совсем не похож на дерево или ветку, и на листок он тоже не похож. Но если его рассмотреть под хорошо увеличивающим микроскопом ученых, то можно увидеть отпечатки растений (показ муляжа с отпечатками листьев). Вернемся с вами в лабораторию и продолжим опыты
(Дети стоят у столов).
- Что произойдет если каменный уголь опустить в воду? (утонул).
- Почему уголь утонул? (он тяжелый).
- А может ли он раствориться в воде? (предположения детей).
- А как можно проверить? (предположения детей).
- Помешайте воду палочкой. Меняется ли цвет воды? Растворяется уголь или нет? (Дети отвечают).
- Каменный уголь не растворим ни в одной из жидкостей.
- Нужен ли человеку каменный уголь? Для каких целей? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини-музея «Люблю тебя, родной Воронеж» МДОУ «Детский сад КВ №42» г.Воронеж
Предлагаемый паспорт мини-музея поможет воспитателю в организации работы в музеи....
сценарий открытого занятия "Люблю тебя, мой край родной!" (увлекательное путешествие по Кузбассу)
материал для открытого занятия по Кузбассу...
Сценарий утренника к 75 летию Кемеровской области "Люблю тебя, родной Кузбасс!"
Сценарий утренника к 75 летию Кемеровской области "Люблю тебя, родной Кузбасс!"...
музыкальное занятие "Люблю тебя родной, Ямал" Авторская разработка с рецензией.
Цель:Активизировать познавательный интерес воспитанников ДОУ в области экологии через развитие их творческого потенциала (музыкальное искусство)Задачи:Образовательные:·...
рецензия к музыкальному занятию "Люблю тебя родной, Ямал"
С появлением первого национального композитора С. Н. Няруя, создавшего множество замечательных песен, собравшего уникальную коллекцию народных напевов, стали издаваться песенные сборники, в которые во...
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы на тему: "Люблю тебя, родной Урал"
Интегрированное занятие для старшей группы на тему «Люблю тебя, родной Урал»Цели: знакомство детей с древним ремеслом – гончарным делом; знакомство детей с уральской домовой рос...
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы на тему: "Люблю тебя, родной Урал"
Интегрированное занятие для старшей группы на тему «Люблю тебя, родной Урал»Цели: знакомство детей с древним ремеслом – гончарным делом; знакомство детей с уральской домовой рос...