«Экологическая викторина сохранение лососевых»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Журова Оксана Юрьевна

Педагогическая разработка

Воспитателя Журовой Оксаны Юрьевны

 

«Экологическая викторина сохранение лососевых»

 

Аннотация

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.

Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

           Эколого-дидактическая игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.

Экологическая викторина проводилась в рамках мероприятий, посвященных Году экологии в России. Мероприятие рассчитано на детей подготовительных групп детского сада. Проблема сохранения окружающей природы актуальна в любое время и важно воспитывать любовь к природе с раннего детства.

В этой викторине дети совершали виртуальное путешествие на море, вспомнили правила поведения, задумались о чистоте нашей Земли.

Данная методическая разработка может быть интересна педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования тем, что материалы, изложенные в ней можно использовать не только в праздничных мероприятиях (досугах, развлечениях, но и на занятиях в ДОУ).

Актуальность данной методической разработки.

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. экологическое образование подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки: люди засоряют леса, реки и другие объекты природы. Решение проблемы сохранения природного наследия, педагог видит в совершенствовании технологии обучения, экологическом просвещении воспитанников посредством театрально-игровой деятельности и музыки.

У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, у него растёт интерес к природе. Поддерживая и развивая этот интерес, можно воспитать у ребёнка много положительных качеств личности.

В настоящее время в связи с изменением и ухудшением экологической обстановки во всём мире и в нашей стране в частности, в отечественной педагогике и дидактике произошёл качественный переход от традиционного ознакомления детей с природой к развитию экологической культуры ребёнка.

Развитие экологической культуры дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие понятия и идеи экологии.

Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.

У детей дошкольного возраста в целом преобладает эмоциональный характер отношения к субъектам природы. Оно может быть эмоциональным по своей насыщенности, но не «эмоционально» по своей направленности. Эти особенности восприятия ребёнком природы педагог должен учитывать при планировании своей деятельности.

Развитие экологической культуры – достаточно сложный процесс, требующий постоянной работы педагогов над его развитием, создания единого пространства развития ребёнка при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.

 

Цели и задачи методической разработки.

 

Программные задачи:

• Уточнять, расширять и закреплять знания детей о морских обитателях, умение детей вести себя в природе, анализировать содержание вопросов и давать полный содержательный ответ на них, продолжать учить работать в коллективе.

• Развивать память, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать

• Воспитывать познавательный интерес, чувство творчества, уважение к партнёрам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_zhurova_o.yu_.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО педагога

Журова Оксана Юрьевна

Возрастная группа

6-7 лет

Образовательная организация (место нахождения: город, село и т.д)

МБДОУ Ромашка № 11 г.Южно-Сахалинск

Контактный телефон

8-914-083-12-87

Информация о работе

Название работы

Сахалинский лосось

Техника (используемый материал)

Природный материал (камни)

Информация о педагогической разработке

Тема педагогической разработки

Экологическая викторина сохранение лососевых

Педагогическая разработка

Воспитателя Журовой Оксаны Юрьевны

«Экологическая викторина сохранение лососевых»

Аннотация

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.

Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

           Эколого-дидактическая игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.

Экологическая викторина проводилась в рамках мероприятий, посвященных Году экологии в России. Мероприятие рассчитано на детей подготовительных групп детского сада. Проблема сохранения окружающей природы актуальна в любое время и важно воспитывать любовь к природе с раннего детства.

В этой викторине дети совершали виртуальное путешествие на море, вспомнили правила поведения, задумались о чистоте нашей Земли.

Данная методическая разработка может быть интересна педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования тем, что материалы, изложенные в ней можно использовать не только в праздничных мероприятиях (досугах, развлечениях, но и на занятиях в ДОУ).

Актуальность данной методической разработки.

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. экологическое образование подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки: люди засоряют леса, реки и другие объекты природы. Решение проблемы сохранения природного наследия, педагог видит в совершенствовании технологии обучения, экологическом просвещении воспитанников посредством театрально-игровой деятельности и музыки.

У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, у него растёт интерес к природе. Поддерживая и развивая этот интерес, можно воспитать у ребёнка много положительных качеств личности.

В настоящее время в связи с изменением и ухудшением экологической обстановки во всём мире и в нашей стране в частности, в отечественной педагогике и дидактике произошёл качественный переход от традиционного ознакомления детей с природой к развитию экологической культуры ребёнка.

Развитие экологической культуры дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие понятия и идеи экологии.

Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.

У детей дошкольного возраста в целом преобладает эмоциональный характер отношения к субъектам природы. Оно может быть эмоциональным по своей насыщенности, но не «эмоционально» по своей направленности. Эти особенности восприятия ребёнком природы педагог должен учитывать при планировании своей деятельности.

Развитие экологической культуры – достаточно сложный процесс, требующий постоянной работы педагогов над его развитием, создания единого пространства развития ребёнка при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.

Цели и задачи методической разработки.

Программные задачи:

• Уточнять, расширять и закреплять знания детей о морских обитателях, умение детей вести себя в природе, анализировать содержание вопросов и давать полный содержательный ответ на них, продолжать учить работать в коллективе.

• Развивать память, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать

• Воспитывать познавательный интерес, чувство творчества, уважение к партнёрам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Цель методической разработки:

развитие творческих способностей детей на основе эмоционально-образного восприятия окружающего мира и воспитание любви к природе через образы, эмоциональной отзывчивости в исполнительской деятельности.

Задачи:

1. Способствовать формированию осознанно - правильного отношения к планете Земля. Приобщать к развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

2. Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.

3. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу.

4. Доставлять детям радость от участия в празднике.

Основная часть методической разработки.

Введение        

         Сахалинская область — один из самых восточных регионов нашей необъятной страны, граничащий с водами Охотского и Японского морей. Уникальная природа острова и окружающей его акватории подвергается серьезному и чаще всего негативному воздействию человека: здесь и промышленные предприятия, и рыбный промысел, и добыча нефти на шельфе. В Год экологии были запланированы мероприятия по сохранению сахалинского лосося. Существуют волонтёрские движения и организации, которые проводят мероприятия, касающиеся экологической ответственности местных предприятий. В основном план их работы включает в себя очистку и эко-реабилитацию прибрежных зон и водоёмов островного региона. То что мы можем оставить последующим поколениям зависит только от нас. Приучать к этому нужно с детства.  Каждый может помочь природе, если задастся такой целью и хорошенько поработает.

Вот и мы проводим занятия по региональной программе « Капелька» с целью рассказать о богатой природе сахалинского края.

Соблюдаем принципы:

  • обеспечение условий, необходимых для развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста;
  • реализация связей с жизнью, с ее проблемами в виде раскрытия области применения и практического значения и способов экологической деятельности;
  • соответствие эгоцентрической парадигме развития экологического сознания;
  • учет региональных условий.

Сценарий экологической викторины сохранение лососевых

Цели и задачи:

        Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя на природе. Беречь и сохранять природу.

Систематизировать знания детей о морских обитателях.

Учить различать вид лососевых рыб

Раскрывать творческий потенциал

Вызвать желание попробовать себя в ролях разного характера.

Создать атмосферу творчества

Условия осуществления мероприятия.

Для эффективности организации викторины необходимо следующее оборудование: декорации моря, ноутбук (для воспроизведения звуков моря). глобус; канат; картинки с морскими обитателями; картинки с частями водных обятателей; стаканы с соленой и пресной водой по количеству детей; картинки с изображением морских обитателей.

Предварительная работа:

1. Беседа о викторине, о ее правилах. Деление детей на 2 команды, придумывание названий команд.

2. Беседа об обитателях морей

3. Рассматривание фотографий, иллюстраций в книгах

4. Чтение художественной литературы

5. Подвижные игры.

6. Дидактические игры «Собери животных»«Узнай по силуэту»«Определи лишнее».

Содержание викторины.

Ведущий: - Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем веселую морскую викторину. Состязаться будут две команды – «Кета» и «Горбуша». Давайте познакомимся с командами.

Ведущий: Молодцы! Команды представлены. Я буду записывать баллы, заработанные каждой командой, а в конце состязания объявялю результат.

Ведущий:

- Ребята, кто скажет, что это такое? (Глобус)

- Какими цветами раскрашен глобус (ответы детей)

- Да, наша планета разноцветная. На глобусе мы можем увидеть моря, горы, пустыни.

- А какого цвета больше на глобусе? (голубого)

- Что означает голубой цвет на макете Земли? (моря, океаны, реки, озера)

- Каких рыб, обитающих в морях рядом о.Сахалин вы знаете? (ответы детей)

Ребята с каждым годом сахалинского лосося становиться всё меньше и меньше. Как его сохранить? (ответы детей)

Давайте вспомним, как нужно себя вести на водоёмах при ловле рыбы и чего нельзя делать ни в коем случае.

- Ребята, мы с вами знаем, что в морских и речных глубинах много интересного. И я предлагаю командам приступить к 1 заданию.

Задание № 1:

Команды по очереди разгадывают загадки про морских и речных обитателей и находят их на доске среди всех картинок:

Друг за другом мчится стая, волны телом разрезая,

То хвосты, то снова спины, кто вперёд, плывут (дельфины)

Вот просторы океана

Бороздит гора с фонтаном,

Бьёт хвостом, вода кипит -

Проплывает важно. (Кит)

Плоский он. Размером разный.

Хвост его бичеобразный.

Лишь один несёт отряд

Электричества заряд! (Скат)

Короткое тело покрыто шипами!

Шипами умело сразится с врагами.

Раздуется важно, как шарик. И всё ж…

Порою хоть страшно, плывёт.(Рыба-ёж)

Головоногий то моллюск -

Десяток рук, присоски плюс.

Довольно крупный экземпляр.

А как зовут его? (Кальмар)

Из иглокожих, но красиво

В морской пучине это диво.

Пять рук обычно - пять лучей!

Бывает хищной. Образ чей? (Морская звезда)

Симпатичный он на вид,

Хоть бывает ядовит!

У моллюска – восемь ног.

То придонный… (Осьминог)

Как торпеда с плавниками.

С очень страшными клыками!

Острым нюхом жертву чует,

Днём и ночью всё кочует. (Акула)

По волнам гуляет зонтик –

Вот так чудо,

Вот так диво!

Зонтик жжётся,

Как крапива. (медуза)

- Ну что ж, вы хорошо справились с этим заданием и нас ждет следующее задание № 2 «Как растет лосось?»

- Здесь перемешались картинки с изображением. Ваша задача как можно быстрее выбрать картинки с изображением и расположить в правильном хронологическом порядке. После выполнения задания команда называет все этапы роста.

И эта задача оказалась вам по плечу. Тогда приступим к следующему заданию №3 Электронная игра «Кто это потерял?»

- Водные обитатели прислали фотографии на память, но получились они не очень удачными. Давайте попробуем узнать, кто на них изображён.

(Детям показываются изображения частей рыб горбуша, кета, чавыча, сима).

Задание № 4 «Кто из какого рода?»

-Продолжим наше путешествие по водным просторам. И я приглашаю наших славных капитанов. Из представленных изображений лососевых рыб нужно выбрать кто из какого рода .

(на листочках изображения рыбы трех Родов - Тихоокеанских лососей, Гольцов и Сахалинских тайменей )

-Вы хорошо потрудились нужно отдохнуть

Подвижная игра « Хищники и пестрятки»

Дети делятся на хищников и мальков. «Мальки» выходят из укрытия «покормиться», поиграть, но их поджидают «хищники». Ловить «малька» можно только тогда, когда он отстал от своих сородичей. «Пестрятки» могут спрятаться в домике.

Задание №5 «Откуда вода»

- Всем известно, что морская вода на вкус. соленая, а речная … пресная. Перед вами стаканчики с водой. Каждый участник попробует воду и скажет, какая вода у него (встать у нужной картинки с изображением моря или реки)

Задание №6 

Интеллектуальная игра «Собери кету»

1. Предложить детям собрать разрезные картинки кеты.

2. Смешать фрагменты горбуши и кеты и собрать из них изображения рыб.

Ведущий: ребята какие вы молодцы. Показали свои знания о морских обитателях, но то какие вы сильные. Пока я буду подсчитывать баллы предлагаю вам нарисовать рисунки на тему «Как бы я спас рыбку»

На коллективном обсуждении дети рассказывают о своей работе.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Загрязнение рек происходит с непосредственным участием людей. Люди обязаны следить, куда попадают отходы от их деятельности и убирать источник загрязнения. Сброс отходов в реку и устройство опасных свалок, заводов, полей и ферм около реки недопустимы!

 В сегодняшней викторине победила дружба! Поэтому всех вас ждут сладкие призы. Я очень надеюсь, что вы будете всегда соблюдать правила поведения на водоемах и будете оберегать планету от загрязнений своими силами.

Оформляем выставку, чтобы родители видели рисунки. Домашним заданием будет совместное с родителями изготовление поделки на тему «Сохранение лососевых рыб».

Список литературы

  1. Николаева С.Н. Юный Эколог , Мозаика –Синтез ,2010.
  2. Кощеева Л.В. Путешествия в мир природы... Занятия по ознакомлению дошкольников с основами географии и экологии. Аркти, 2009.
  3. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011.
  4. Федосеева. ДОУ. Игровая деятельность на занятиях по экологии. Волгоград. Корифей. 2010.
  5. Бронникова М.С. Психолого-педагогические особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2000. – 130с.
  6. Бронникова М.С. Планета наша – хрупкое стекло. Программа развития интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Екатеринбург, 2000. – 20с.
  7. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н.Доронова, О.А.Карабанова, Е.В.Соловьева. – М.: Воспитание дошкольника, 2002.- 127 с.
  8. Виноградова Н. Учимся? Играем: [ О дидактических играх дошкольников] // Семья и шк. - 2002. - № 1/2. - с. 14 – 15
  9. Разина О. Играя, изучаем природу: о значении игр в экологическом воспитании детей.// Дошк. воспитание.-1995.-№6-с.9-10.
  10. Рухлов Ф.Н. Жизнь тихоокеанских лососей. Дальневосточное книжное издательство Сахалинское отделение -  1982г -№7, 13-15,22-32.
  11. Красная книга Сахалинской области для юных экологов ,часть I, животные.
  12. Реки Дальнего Востока-колыбель тихоокеанских лососей, подарочное издание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая викторина "Здравствуй, осень золотая".

Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в живой и неживой природе....

Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...

Экологическая викторина "Экологическая тропинка"

Викторина для тетей старшего возраста...

Экологическая викторина «Экологический эрудит» в ДОУ (с ответами)

Целью викторины является расширение и углубление природоведческих знаний, воспитание бережного отношения к природе....