«Экологическая викторина сохранение лососевых»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Педагогическая разработка
Воспитателя Журовой Оксаны Юрьевны
«Экологическая викторина сохранение лососевых»
Аннотация
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.
Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Эколого-дидактическая игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.
Экологическая викторина проводилась в рамках мероприятий, посвященных Году экологии в России. Мероприятие рассчитано на детей подготовительных групп детского сада. Проблема сохранения окружающей природы актуальна в любое время и важно воспитывать любовь к природе с раннего детства.
В этой викторине дети совершали виртуальное путешествие на море, вспомнили правила поведения, задумались о чистоте нашей Земли.
Данная методическая разработка может быть интересна педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования тем, что материалы, изложенные в ней можно использовать не только в праздничных мероприятиях (досугах, развлечениях, но и на занятиях в ДОУ).
Актуальность данной методической разработки.
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. экологическое образование подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки: люди засоряют леса, реки и другие объекты природы. Решение проблемы сохранения природного наследия, педагог видит в совершенствовании технологии обучения, экологическом просвещении воспитанников посредством театрально-игровой деятельности и музыки.
У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, у него растёт интерес к природе. Поддерживая и развивая этот интерес, можно воспитать у ребёнка много положительных качеств личности.
В настоящее время в связи с изменением и ухудшением экологической обстановки во всём мире и в нашей стране в частности, в отечественной педагогике и дидактике произошёл качественный переход от традиционного ознакомления детей с природой к развитию экологической культуры ребёнка.
Развитие экологической культуры дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие понятия и идеи экологии.
Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.
У детей дошкольного возраста в целом преобладает эмоциональный характер отношения к субъектам природы. Оно может быть эмоциональным по своей насыщенности, но не «эмоционально» по своей направленности. Эти особенности восприятия ребёнком природы педагог должен учитывать при планировании своей деятельности.
Развитие экологической культуры – достаточно сложный процесс, требующий постоянной работы педагогов над его развитием, создания единого пространства развития ребёнка при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.
Цели и задачи методической разработки.
Программные задачи:
• Уточнять, расширять и закреплять знания детей о морских обитателях, умение детей вести себя в природе, анализировать содержание вопросов и давать полный содержательный ответ на них, продолжать учить работать в коллективе.
• Развивать память, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать
• Воспитывать познавательный интерес, чувство творчества, уважение к партнёрам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_zhurova_o.yu_.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО педагога | Журова Оксана Юрьевна |
Возрастная группа | 6-7 лет |
Образовательная организация (место нахождения: город, село и т.д) | МБДОУ Ромашка № 11 г.Южно-Сахалинск |
Контактный телефон | 8-914-083-12-87 |
Информация о работе | |
Название работы | Сахалинский лосось |
Техника (используемый материал) | Природный материал (камни) |
Информация о педагогической разработке | |
Тема педагогической разработки | Экологическая викторина сохранение лососевых |
Педагогическая разработка
Воспитателя Журовой Оксаны Юрьевны
«Экологическая викторина сохранение лососевых»
Аннотация
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.
Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Эколого-дидактическая игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.
Экологическая викторина проводилась в рамках мероприятий, посвященных Году экологии в России. Мероприятие рассчитано на детей подготовительных групп детского сада. Проблема сохранения окружающей природы актуальна в любое время и важно воспитывать любовь к природе с раннего детства.
В этой викторине дети совершали виртуальное путешествие на море, вспомнили правила поведения, задумались о чистоте нашей Земли.
Данная методическая разработка может быть интересна педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования тем, что материалы, изложенные в ней можно использовать не только в праздничных мероприятиях (досугах, развлечениях, но и на занятиях в ДОУ).
Актуальность данной методической разработки.
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. экологическое образование подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки: люди засоряют леса, реки и другие объекты природы. Решение проблемы сохранения природного наследия, педагог видит в совершенствовании технологии обучения, экологическом просвещении воспитанников посредством театрально-игровой деятельности и музыки.
У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, у него растёт интерес к природе. Поддерживая и развивая этот интерес, можно воспитать у ребёнка много положительных качеств личности.
В настоящее время в связи с изменением и ухудшением экологической обстановки во всём мире и в нашей стране в частности, в отечественной педагогике и дидактике произошёл качественный переход от традиционного ознакомления детей с природой к развитию экологической культуры ребёнка.
Развитие экологической культуры дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие понятия и идеи экологии.
Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.
У детей дошкольного возраста в целом преобладает эмоциональный характер отношения к субъектам природы. Оно может быть эмоциональным по своей насыщенности, но не «эмоционально» по своей направленности. Эти особенности восприятия ребёнком природы педагог должен учитывать при планировании своей деятельности.
Развитие экологической культуры – достаточно сложный процесс, требующий постоянной работы педагогов над его развитием, создания единого пространства развития ребёнка при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.
Цели и задачи методической разработки.
Программные задачи:
• Уточнять, расширять и закреплять знания детей о морских обитателях, умение детей вести себя в природе, анализировать содержание вопросов и давать полный содержательный ответ на них, продолжать учить работать в коллективе.
• Развивать память, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать
• Воспитывать познавательный интерес, чувство творчества, уважение к партнёрам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.
Цель методической разработки:
развитие творческих способностей детей на основе эмоционально-образного восприятия окружающего мира и воспитание любви к природе через образы, эмоциональной отзывчивости в исполнительской деятельности.
Задачи:
1. Способствовать формированию осознанно - правильного отношения к планете Земля. Приобщать к развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.
2. Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.
3. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу.
4. Доставлять детям радость от участия в празднике.
Основная часть методической разработки.
Введение
Сахалинская область — один из самых восточных регионов нашей необъятной страны, граничащий с водами Охотского и Японского морей. Уникальная природа острова и окружающей его акватории подвергается серьезному и чаще всего негативному воздействию человека: здесь и промышленные предприятия, и рыбный промысел, и добыча нефти на шельфе. В Год экологии были запланированы мероприятия по сохранению сахалинского лосося. Существуют волонтёрские движения и организации, которые проводят мероприятия, касающиеся экологической ответственности местных предприятий. В основном план их работы включает в себя очистку и эко-реабилитацию прибрежных зон и водоёмов островного региона. То что мы можем оставить последующим поколениям зависит только от нас. Приучать к этому нужно с детства. Каждый может помочь природе, если задастся такой целью и хорошенько поработает.
Вот и мы проводим занятия по региональной программе « Капелька» с целью рассказать о богатой природе сахалинского края.
Соблюдаем принципы:
- обеспечение условий, необходимых для развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста;
- реализация связей с жизнью, с ее проблемами в виде раскрытия области применения и практического значения и способов экологической деятельности;
- соответствие эгоцентрической парадигме развития экологического сознания;
- учет региональных условий.
Сценарий экологической викторины сохранение лососевых
Цели и задачи:
Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя на природе. Беречь и сохранять природу.
Систематизировать знания детей о морских обитателях.
Учить различать вид лососевых рыб
Раскрывать творческий потенциал
Вызвать желание попробовать себя в ролях разного характера.
Создать атмосферу творчества
Условия осуществления мероприятия.
Для эффективности организации викторины необходимо следующее оборудование: декорации моря, ноутбук (для воспроизведения звуков моря). глобус; канат; картинки с морскими обитателями; картинки с частями водных обятателей; стаканы с соленой и пресной водой по количеству детей; картинки с изображением морских обитателей.
Предварительная работа:
1. Беседа о викторине, о ее правилах. Деление детей на 2 команды, придумывание названий команд.
2. Беседа об обитателях морей
3. Рассматривание фотографий, иллюстраций в книгах
4. Чтение художественной литературы
5. Подвижные игры.
6. Дидактические игры «Собери животных», «Узнай по силуэту», «Определи лишнее».
Содержание викторины.
Ведущий: - Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем веселую морскую викторину. Состязаться будут две команды – «Кета» и «Горбуша». Давайте познакомимся с командами.
Ведущий: Молодцы! Команды представлены. Я буду записывать баллы, заработанные каждой командой, а в конце состязания объявялю результат.
Ведущий:
- Ребята, кто скажет, что это такое? (Глобус)
- Какими цветами раскрашен глобус (ответы детей)
- Да, наша планета разноцветная. На глобусе мы можем увидеть моря, горы, пустыни.
- А какого цвета больше на глобусе? (голубого)
- Что означает голубой цвет на макете Земли? (моря, океаны, реки, озера)
- Каких рыб, обитающих в морях рядом о.Сахалин вы знаете? (ответы детей)
Ребята с каждым годом сахалинского лосося становиться всё меньше и меньше. Как его сохранить? (ответы детей)
Давайте вспомним, как нужно себя вести на водоёмах при ловле рыбы и чего нельзя делать ни в коем случае.
- Ребята, мы с вами знаем, что в морских и речных глубинах много интересного. И я предлагаю командам приступить к 1 заданию.
Задание № 1:
Команды по очереди разгадывают загадки про морских и речных обитателей и находят их на доске среди всех картинок:
Друг за другом мчится стая, волны телом разрезая,
То хвосты, то снова спины, кто вперёд, плывут (дельфины)
Вот просторы океана
Бороздит гора с фонтаном,
Бьёт хвостом, вода кипит -
Проплывает важно. (Кит)
Плоский он. Размером разный.
Хвост его бичеобразный.
Лишь один несёт отряд
Электричества заряд! (Скат)
Короткое тело покрыто шипами!
Шипами умело сразится с врагами.
Раздуется важно, как шарик. И всё ж…
Порою хоть страшно, плывёт.(Рыба-ёж)
Головоногий то моллюск -
Десяток рук, присоски плюс.
Довольно крупный экземпляр.
А как зовут его? (Кальмар)
Из иглокожих, но красиво
В морской пучине это диво.
Пять рук обычно - пять лучей!
Бывает хищной. Образ чей? (Морская звезда)
Симпатичный он на вид,
Хоть бывает ядовит!
У моллюска – восемь ног.
То придонный… (Осьминог)
Как торпеда с плавниками.
С очень страшными клыками!
Острым нюхом жертву чует,
Днём и ночью всё кочует. (Акула)
По волнам гуляет зонтик –
Вот так чудо,
Вот так диво!
Зонтик жжётся,
Как крапива. (медуза)
- Ну что ж, вы хорошо справились с этим заданием и нас ждет следующее задание № 2 «Как растет лосось?»
- Здесь перемешались картинки с изображением. Ваша задача как можно быстрее выбрать картинки с изображением и расположить в правильном хронологическом порядке. После выполнения задания команда называет все этапы роста.
И эта задача оказалась вам по плечу. Тогда приступим к следующему заданию №3 Электронная игра «Кто это потерял?»
- Водные обитатели прислали фотографии на память, но получились они не очень удачными. Давайте попробуем узнать, кто на них изображён.
(Детям показываются изображения частей рыб горбуша, кета, чавыча, сима).
Задание № 4 «Кто из какого рода?»
-Продолжим наше путешествие по водным просторам. И я приглашаю наших славных капитанов. Из представленных изображений лососевых рыб нужно выбрать кто из какого рода .
(на листочках изображения рыбы трех Родов - Тихоокеанских лососей, Гольцов и Сахалинских тайменей )
-Вы хорошо потрудились нужно отдохнуть
Подвижная игра « Хищники и пестрятки»
Дети делятся на хищников и мальков. «Мальки» выходят из укрытия «покормиться», поиграть, но их поджидают «хищники». Ловить «малька» можно только тогда, когда он отстал от своих сородичей. «Пестрятки» могут спрятаться в домике.
Задание №5 «Откуда вода»
- Всем известно, что морская вода на вкус. соленая, а речная … пресная. Перед вами стаканчики с водой. Каждый участник попробует воду и скажет, какая вода у него (встать у нужной картинки с изображением моря или реки)
Задание №6
Интеллектуальная игра «Собери кету»
1. Предложить детям собрать разрезные картинки кеты.
2. Смешать фрагменты горбуши и кеты и собрать из них изображения рыб.
Ведущий: ребята какие вы молодцы. Показали свои знания о морских обитателях, но то какие вы сильные. Пока я буду подсчитывать баллы предлагаю вам нарисовать рисунки на тему «Как бы я спас рыбку»
На коллективном обсуждении дети рассказывают о своей работе.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Загрязнение рек происходит с непосредственным участием людей. Люди обязаны следить, куда попадают отходы от их деятельности и убирать источник загрязнения. Сброс отходов в реку и устройство опасных свалок, заводов, полей и ферм около реки недопустимы!
В сегодняшней викторине победила дружба! Поэтому всех вас ждут сладкие призы. Я очень надеюсь, что вы будете всегда соблюдать правила поведения на водоемах и будете оберегать планету от загрязнений своими силами.
Оформляем выставку, чтобы родители видели рисунки. Домашним заданием будет совместное с родителями изготовление поделки на тему «Сохранение лососевых рыб».
Список литературы
- Николаева С.Н. Юный Эколог , Мозаика –Синтез ,2010.
- Кощеева Л.В. Путешествия в мир природы... Занятия по ознакомлению дошкольников с основами географии и экологии. Аркти, 2009.
- Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011.
- Федосеева. ДОУ. Игровая деятельность на занятиях по экологии. Волгоград. Корифей. 2010.
- Бронникова М.С. Психолого-педагогические особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2000. – 130с.
- Бронникова М.С. Планета наша – хрупкое стекло. Программа развития интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Екатеринбург, 2000. – 20с.
- Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н.Доронова, О.А.Карабанова, Е.В.Соловьева. – М.: Воспитание дошкольника, 2002.- 127 с.
- Виноградова Н. Учимся? Играем: [ О дидактических играх дошкольников] // Семья и шк. - 2002. - № 1/2. - с. 14 – 15
- Разина О. Играя, изучаем природу: о значении игр в экологическом воспитании детей.// Дошк. воспитание.-1995.-№6-с.9-10.
- Рухлов Ф.Н. Жизнь тихоокеанских лососей. Дальневосточное книжное издательство Сахалинское отделение - 1982г -№7, 13-15,22-32.
- Красная книга Сахалинской области для юных экологов ,часть I, животные.
- Реки Дальнего Востока-колыбель тихоокеанских лососей, подарочное издание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая викторина "Здравствуй, осень золотая".
Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в живой и неживой природе....
Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...
«Экологическая викторина для детей в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Экологическая викторина для детей...
«Экологическая викторина для педагогов и родителей в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Экологическая викторина для педагогов и родителей...
Экологическая викторина "Экологическая тропинка"
Викторина для тетей старшего возраста...
Экологическая викторина «Экологический эрудит» в ДОУ (с ответами)
Целью викторины является расширение и углубление природоведческих знаний, воспитание бережного отношения к природе....