Проект Моя Югра
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НЯГАНЬ
«Детский сад№ 10 «ДУБРАВУШКА
Проект по ознакомлению старших дошкольников
с родным краем
«Моя- Югра»
Воспитатель: Майнова Л.Н.
Актуальность.
Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.
В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Родина – считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края, городов Югры, познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты.
2020 год является юбилейным для нашего края-Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Этот факт подтверждает актуальность проекта в год 90 летия образования ХМАО-Югры и делает его очевидным и своевременным.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае – ХМАО - Югра.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с понятиями «наш край», «тайга» и с названиями городов и округа.
2. Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3. Развивать у детей нравственные качества личности, через ознакомление с родным городом, краем.
4. Воспитывать интерес к природе и желание заботиться о животных и растениях нашего края.
5. Стимулировать стремление слушать сказки и другие фольклорные жанры.
6. С помощью других видов деятельности развивать логическое мышление, внимание, память, двигательную активность.
7. Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.
Прогнозируемый результат.
У каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного города, народов крайнего севера и природе Югорского края. Он получит знания о природных и культурных особенностях жизни Югры.
Основное содержание проекта.
Срок реализации проекта: сентябрь-ноябрь
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта:
- Перспективный план мероприятий по проекту
- Фонотека музыкальных произведений
- Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре
- Картотека подвижных игр коренных народов Севера
- Консультации для родителей «Праздники народов ханты и манси», «Орнаменты народов ханты и манси»
- Словарь терминов «Азбука Югры»
Работа с детьми перед началом проекта:
- Беседа на тему: «Где ты живёшь?»
Цель: Выявить знания детей о том, где они живут: В каком городе? Крае? Стране? Домашний адрес? Какие улицы города вы знаете? Как зовут родителей? Какие звери, птицы живут в нашей тайге? Растения? Коренное население?
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта
Форма организации:
- Беседы с детьми.
- Организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера.
- Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным городом.
- Слушание музыкальных и литературных произведений.
- Непосредственно образовательная деятельность с детьми.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.
Форма организации:
- Слайдовая презентация «Мои родители работают в Югре»
- Конкурс рисунков «Моя – Югра».
- Макет «Наш край»
План реализации проекта
Перспективный план мероприятий по проекту
Срок реализации | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями |
Сентябрь I неделя | Беседы с детьми «Кто заботится о нашей природе?» «Здравствуй, Югра, «Жизнь и быт коренных народов», «Ханты и манси –коренные жители ХМАО». | Консультация «История города Нягань» |
Отгадывание загадок народов Севера | Привлечение родителей к пополнению уголка | |
Дидактическая игра «Так бывает». | ||
Сентябрь II неделя | НОД «Ознакомление детей с кустарниковыми растениями Югры» , «Природа родного края» | |
Разучивание подвижных игр | Изготовление атрибутов к подвижным играм | |
Сентябрь III неделя | Рассматривание фотографий «Мой город» | Участие родителей в подборке фотографий города. |
Рисование «Едем на машине » | ||
Дидактическая игра «Узнай по описанию». | ||
Сентябрь IV неделя | НОД «Экскурсия » | Семейные экскурсии по любимым местам города. |
Сказки «Айога», «Серебряное копытце» Сказки народов Севера «Стихи и песни» В. Калинушкина. | ||
Октябрь I неделя | НОД Чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река» «Путешествие в страну нефти» Т. Царенко. | Составление рассказов, фотовыставка «Мои родители работают в Югре» |
Художественное творчество. Лепка «Баю – бай, засыпай!» | ||
Дидактическая игра «Почини здание» | ||
Октябрь II неделя | НОД Беседа «Профессии взрослых Югры» | Оформление фотовыставки |
Разучивание подвижных игр | Изготовление атрибутов к подвижным играм | |
Дидактическая игра «Расскажи про город наш». | ||
Октябрь III неделя | Просмотр презентаций: «Моя Югра», «Красная книга ХМАО», «Человек и северный олень» | Конкурс совместных с детьми рисунков на тему «Моя - Югра» |
Чтение хантыйской сказки «Мышка» В.Бианки «Купание медвежат» | ||
Октябрь IV неделя | НОД «Как белки приспосабливаются к условиям зимы» | Консультация «О любви к родному краю» |
Игровое упражнение «Продолжи». | ||
Ноябрь I неделя | Встреча в музыкальной гостиной | Консультация «Праздники народов ханты и манси» |
НОД Аппликация «Девочка в малице и кисах» ; «Дары Югры», «Где-то на белом свете», «Медведь-хозяин тайги» | ||
Ноябрь II неделя | НОД Рисование: животных, ягод, грибов по трафарету; раскраски «Национальные костюмы наших народов» | Консультация «Орнаменты ханты и манси» |
Разучивание подвижных игр | Изготовление атрибутов к подвижным играм | |
Дидактическая игра «Разложи предметы по домам». | ||
Ноябрь III неделя | Сюжетно ролевые игры: «Чум», «На рыбалке», «Стойбище оленеводов», «Путешествие в лес». | |
Чтение хантыйской сказки «Идэ» | ||
Стихотворения поэтов Югры | ||
Ноябрь IV неделя | НОД «Путешествие по городам Югры» | Творческая мастерская «Наш край» - поделки из природного материала совместно с детьми. |
Создание макета «Наш край» | Помощь в составлении словаря терминов «Азбука Югры» | |
Слайдовая презентация «Моя– Югра» | Консультация: «Что такое патриотическое воспитание» |
Ожидаемые результаты
Результат деятельности детей:
Образовательная область «Познание»: Дети познакомятся ближе со своим городом и краем Югрой, с культурой местного населения ханты и манси, научатся узнавать и называть памятные места города, профессии взрослых (жителей Югры), расширят знания о некоторых представителях животного и растительного мира, смогут отразить свои впечатления в продуктивных видах деятельности, повысят интерес к окружающему миру своего края.
Образовательная область «Коммуникация»: Расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.
Образовательная область «Художественное творчество»: Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.
Образовательная область «Социализация»: Дети будут испытывать чувство гордости за своих родителей, свой поселок, край.
Результат деятельности педагогов:
- Систематизация работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с родным поселком и краем – Югрой.
- Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Продукты деятельности педагогов и родителей:
- Словарь терминов «Азбука Югры»
- План реализации проекта
- Конспекты НОД
- Картотека подвижных игр коренных народов Севера
- Консультации для родителей
В результате проведённой работы можно сделать вывод об эффективности использования педагогической технологии «Метод проектов» в формировании толерантной культуры у дошкольников, воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса.
Наблюдается заинтересованность родителей, проявление активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.
Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ толерантности и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить ценности предыдущего поколения.
Литература:
- Бочарников В.А. «Под северным солнышком», 1980
- Дудников Н.Ф. «Мой дом Север», 1996
- Журнал «Стерх», № 1, 1993
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
- Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008
- Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981
- Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
- Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
- Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995
- Снегирев Г.Я. «Тунгус и верный», 1985
- Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010
- Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002
- Царенко Т.М. «В некотором царстве, в некотором государстве», 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Сказки Югры"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к своей малой Родине, через устное народное творчество-сказку....
Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий
АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...
Проект "Природа Югры"
Проект расширяет представления детей о природе Югры....
Проект "Сказки Югры"
Проект знакомит детей со сказками народов Югры....
Проект "Праздники Югры"
Целью проекта является знакомство детей с традициями и праздниками народов Югры....
Проект "Экология Югры"
Целью проекта является воспитание элементов экологического сознания у детей....
Проект "Сказки Югры"
В рамках месячника "Край ставший судьбой" совместно с родителями для детей старшей группы разработан проект "Сказки Югры"...